Жанр торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Жанр торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова

2017-11-28 762
Жанр торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(«Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»)

 

1. Используя справочную литературу, дайте определение жанра оды, подчеркнув ее специфику в литературе русского классицизма. Назовите основные черты одического канона (признаки жанра оды).

2. Композиция оды Ломоносова, ее значение и генезис.

3. Покажите, как движется лирическая мысль автора. Какая тема является для Ломоносова главной, какие – побочными? Какими стилистическими средствами выражена каждая тема?

4. Образ императрицы в оде Ломоносова. Способы его создания.

5. Проанализируйте поэтику торжественной оды. Выпишите в тетрадь примеры выразительных средств, с помощью которых Ломоносов создает образ императрицы.

6. Лирический герой оды.

 

ТЕКСТЫ

Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. М., 1979. С. 120-125.

Ломоносов М.В. Избранные произведения / Подгот. текста и примеч. А.А. Морозова. М.;Л., 1965. («Библиотека поэта». Большая серия). В Интернете текст см. по адресу:

http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/01ody_t/010.htm

 

ЛИТЕРАТУРА

Западов А.В. Отец русской поэзии. М., 1961.

Морозов А.А. Ломоносов. Л., 1966. (ЖЗЛ).

Панов С.И., Ранчин А.М. Торжественная ода и похвальное слово Ломоносова: Общее и особенное в поэтике // Ломоносов и русская литература. М., 1987.

Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.;Л., 1966.

Федоров В.И. История русской литературы: XVIII век. М., 2003. С. 104-114.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Трагедия А.П.Сумарокова «Дмитрий Самозванец»

1. Дайте определение трагедии. Чем вызвана популярность этого жанра в русской литературе XVIII в.? Какие черты присущи классицистической трагедии?

2. Историческая основа трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», ее политический и философский подтекст. Особенности понимания русскими классицистами роли личности в истории. История и современность в пьесах Сумарокова. Докажите, опираясь на текст пьесы, что к ней приложимы слова А.С.Пушкина: «Это злободневно, как свежая газета». Тема самозванства и заговора как отражение русской истории XVIII века. Трагедия Сумарокова как социальный заказ и политический наказ власти и дворянству.
3. Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма. Особенности художественного воплощения в пьесе этико-эстетических основ классицистического искусства. Проблема «страсти» и «чувства» в произведении. Художественная роль трех единств в пьесе. «Первые слезы русского сентиментализма» (И.Вишневская) в «Дмитрии Самозванце».

4. Почему, на Ваш взгляд, Г.А.Гуковский назвал «Дмитрия Самозванца» «героической комедией»? Попытайтесь обнаружить в пьесе признаки, свойственные жанру комедии.

5. Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова. Основные сюжетные линии в пьесе и их взаимодействие. Внешний и внутренний конфликт в произведении, пути их разрешения.

6. Классицистические принципы построения образной системы произведения и причины отступления от этих правил в трагедии Сумарокова. Основные приемы создания образа Самозванца. Почему самохарактеристика героя совпадает с оценкой его другими действующими лицами? Нарушение автором пьесы принципа одноплановости образов (Шуйский и Пармен). Роль народа в трагедии. Значение внесценических персонажей в раскрытии авторского замысла.

7. Художественное пространство и время в трагедии. Сценическое и внесценическое пространства и характер их взаимодействия в драматическом произведении. Динамика пространственно-временных отношений в произведении, значение авторских ремарок.
8. Диалог и монолог в пьесе. Почему трагедии классицистов называют «трагедиями разговоров»?


ТЕКСТЫ

Сумароков А.П. Димитрий Самозванец // Сумароков А.П. Драматические сочинения. Л., 1990. С. 247-293.

В Интернете текст пьесы см. по адресу:

http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/02tragedies/262.htm

 

ЛИТЕРАТУРА
Федоров В.И. История русской литературы: XVIII век. М., 2003. С. 123-128.

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1982. С. 68-74.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII вв. М., 1988. С. 117-142.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 48-73.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского драматического театра. М.,1977. Т.1: От истоков до конца XVIII века. С.256-264.

Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII в. М., 1977. С. 205-210.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.