Идейно-художественное своеобразие сатир А.Д. Кантемира (I,II сатиры) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Идейно-художественное своеобразие сатир А.Д. Кантемира (I,II сатиры)

2017-11-28 795
Идейно-художественное своеобразие сатир А.Д. Кантемира (I,II сатиры) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

"Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли" как литературный памятник петровского времени

1. Прочитав текст «гистории», выделите в нем реалии, позволяющие определить время жизни героя и время создания памятника. Каковы функции исторических реалий в этом произведении?

2. В чем отличие терминов «повесть» и «гистория»? Укажите, как «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» связана с каждым из следующих жанров:

- авантюрно-плутовской повестью,

- бытовой повестью,

- исторической повестью,

- повестью о разбойниках,

- повестью о любви,

- жанром путевых записок,

- народной сказкой.

3. Особенности изображения в «гистории» традиционных для отечественной словесности тем (человек и судьба, герой времени, тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви): сравните с разработкой этих тем в литературе Древней Руси (например, в повестях о Савве Грудцыне и Фроле Скобееве).

4. Выпишите из текста «гистории» примеры, подтверждающие стилистическую неупорядоченность языка повести. Назовите, примеры каких стилей вы выписали.

 

ТЕКСТЫ:

Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли // Русская литература. 1700 - 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 12 – 22.

История славная о российском матрозе Василии Кириацком... / Подгот. текста Г.Н. Моисеевой // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л., 1954. Т. X. С. 369 – 388.

Русские повести первой трети XVIII века. Исследование и подготовка текстов Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 1965. С. 191 – 211.

В Интернете текст см. по адресу:

http://lib.rus.ec/b/125249/read

ЛИТЕРАТУРА:

Федоров В.И. История русской литературы: XVIIIвек. М., 2003. С. 34-36.

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 2003. С. 41-45.

Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960. С. 36-43.

Моисеева Г.Н. Гистория о российском матросе Василии Кириацком. (К вопросу о составе и происхождении повести) // ТОДРЛ (Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). М.; Л., 1954. Т. X. С. 358 – 369. Или: Русские повести первой трети XVIII века. Исследование и подготовка текстов Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 1965. С. 39 – 57; 160 – 191.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Жанр торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова

(«Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»)

 

1. Используя справочную литературу, дайте определение жанра оды, подчеркнув ее специфику в литературе русского классицизма. Назовите основные черты одического канона (признаки жанра оды).

2. Композиция оды Ломоносова, ее значение и генезис.

3. Покажите, как движется лирическая мысль автора. Какая тема является для Ломоносова главной, какие – побочными? Какими стилистическими средствами выражена каждая тема?

4. Образ императрицы в оде Ломоносова. Способы его создания.

5. Проанализируйте поэтику торжественной оды. Выпишите в тетрадь примеры выразительных средств, с помощью которых Ломоносов создает образ императрицы.

6. Лирический герой оды.

 

ТЕКСТЫ

Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. М., 1979. С. 120-125.

Ломоносов М.В. Избранные произведения / Подгот. текста и примеч. А.А. Морозова. М.;Л., 1965. («Библиотека поэта». Большая серия). В Интернете текст см. по адресу:

http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/01ody_t/010.htm

 

ЛИТЕРАТУРА

Западов А.В. Отец русской поэзии. М., 1961.

Морозов А.А. Ломоносов. Л., 1966. (ЖЗЛ).

Панов С.И., Ранчин А.М. Торжественная ода и похвальное слово Ломоносова: Общее и особенное в поэтике // Ломоносов и русская литература. М., 1987.

Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.;Л., 1966.

Федоров В.И. История русской литературы: XVIII век. М., 2003. С. 104-114.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7-8

Творчество Д.И. Фонвизина

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» (комплексный анализ)

1. Охарактеризуйте личность Д.И. Фонвизина и гражданскую позицию автора комедий «Бригадир» и «Недоросль».

2. Каким образом отразилась в комедии «Недоросль» просветительская проблематика эпохи? Охарактеризуйте комедию Фонвизина как первый опыт русской социально-политической комедии. Покажите особенности решения автором вопросов воспитания, любви и брака, крепостного права и государственной власти, героя времени.

3. Особенности конфликта и сюжетной организации произведения. Основные сюжетные линии и их роль в общем идейном замысле комедии. Проследите, как развиваются в пьесе сюжетные линии, вычлените в них завязку, кульминацию и развязку.

4. Система образов пьесы. Почему автор счел необходимым симметрично разделить героев на две группы, противопоставив четырем «отрицательным» персонажам четырех «положительных»? Как это связано с просветительской идеей комедии?

5. Почему автор не увидел надобности в индивидуализации положительных лиц пьесы, наделив их одинаковым стилем мышления и единым языком? Существовали ли подобные герои в реальности?

6. Для чего понадобились Фонвизину «говорящие» фамилии и имена героев, как отрицательных, так и положительных? Остановитесь на семантике имен, прояснив их символический смысл.

7. Как оценивать героев, не принадлежащих к двум «полярным» группам, а оказавшихся как бы в промежутке между ними: Еремеевну и Цыфиркина? Допустимы ли подобные «неясности» правилами классицизма?

8. В чем вы видите отличия в методе изображения в «Недоросле» «положительных» и «отрицательных» героев? Персонажи какой из групп кажутся более «живыми», реалистичными? Докажите свою мысль. Чем обусловлены эти отличия? Считаете ли вы, что Фонвизин видел главную цель комедии в обличении «отрицательных» персонажей или он стремился к созданию «объемного» образа действительности?

9. Присутствует ли «слезный» (сентиментальный) аспект в изображении отрицательных героев, например, госпожи Простаковой? Что это меняет в отношении к ней зрителя и в трактовке общего замысла комедии?

 

ТЕКСТЫ

Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2-т. М.;Л., 1959. Т.1.

В Интернете текст см. по адресу:

http://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/01text/vol1/01theatre/003.htm

 

ЛИТЕРАТУРА

Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. М.;Л., 1966.

Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954. С. 166-198.

Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь. М., Л., 1961. С. 266-287.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С. 212-241.

Примечание: В работе используется пособие Н.Л. Вершининой «Д.И. Фонвизин в школе» (Псков, 2007).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Поэзия Г.Р. Державина

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.

1. Тестирование.

2. Проверка читательских дневников.

3. Собеседование по прочитанным текстам.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

"Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли" как литературный памятник петровского времени

1. Прочитав текст «гистории», выделите в нем реалии, позволяющие определить время жизни героя и время создания памятника. Каковы функции исторических реалий в этом произведении?

2. В чем отличие терминов «повесть» и «гистория»? Укажите, как «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» связана с каждым из следующих жанров:

- авантюрно-плутовской повестью,

- бытовой повестью,

- исторической повестью,

- повестью о разбойниках,

- повестью о любви,

- жанром путевых записок,

- народной сказкой.

3. Особенности изображения в «гистории» традиционных для отечественной словесности тем (человек и судьба, герой времени, тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви): сравните с разработкой этих тем в литературе Древней Руси (например, в повестях о Савве Грудцыне и Фроле Скобееве).

4. Выпишите из текста «гистории» примеры, подтверждающие стилистическую неупорядоченность языка повести. Назовите, примеры каких стилей вы выписали.

 

ТЕКСТЫ:

Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли // Русская литература. 1700 - 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 12 – 22.

История славная о российском матрозе Василии Кириацком... / Подгот. текста Г.Н. Моисеевой // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л., 1954. Т. X. С. 369 – 388.

Русские повести первой трети XVIII века. Исследование и подготовка текстов Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 1965. С. 191 – 211.

В Интернете текст см. по адресу:

http://lib.rus.ec/b/125249/read

ЛИТЕРАТУРА:

Федоров В.И. История русской литературы: XVIIIвек. М., 2003. С. 34-36.

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 2003. С. 41-45.

Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960. С. 36-43.

Моисеева Г.Н. Гистория о российском матросе Василии Кириацком. (К вопросу о составе и происхождении повести) // ТОДРЛ (Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). М.; Л., 1954. Т. X. С. 358 – 369. Или: Русские повести первой трети XVIII века. Исследование и подготовка текстов Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 1965. С. 39 – 57; 160 – 191.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3

Идейно-художественное своеобразие сатир А.Д. Кантемира (I,II сатиры)

1. Просветительская направленность жизненного поведения А.Д.Кантемира.

2. Пользуясь справочной и учебной литературой, дайте определение жанра сатиры и покажите специфику этого жанра в русской поэзии XVIII в.

3. Основная проблематика сатир Кантемира и специфика отражения в них насущных вопросов русской действительности послепетровского времени.

4. Соотношение барочного и классицистического начал в сатирах Кантемира. Лиро-эпический характер сатир, элементы драматизации повествования. Жанровая специфика сатир Кантемира.

5. Композиция первой сатиры. Что связывает отдельные части в единое художественное целое? Роль кольцевой композиции в раскрытии авторского замысла.

6. Образная система первой сатиры. Типология героев и критерии деления их на группы. Основные приемы создания сатирического образа: саморазоблачение героя, портретирование, «говорящая» делать и т.п. Значение образа лирического героя в произведении. Особенности проявления авторского начала.

7. Проблематика второй сатиры, ее персонажи и способы создания образов.

8. Традиционное и новое в языке и стихе Кантемира-сатирика.

9. Творчество А.Д.Кантемира в оценке В.Г.Белинского (выполнить и представить на занятии конспект статьи). Выполнение этого задания оценивается отдельно (см. технологическую карту).

 

Тексты I и II сатир прочитать и понять!

ТЕКСТЫ

Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. Л., 1956. («Б-ка поэта». Бол. сер.). С. 57-67, 361-367. В Интернете этот текст см. по адресу:

http://www.rvb.ru/18vek/kantemir/toc.htm

Кантемир А.Д. Предисловие к сатирам. Сатира I. Сатира II // Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. М., 1979. С. 59-60, 63-76.

Белинский В.Г. Портретная галерея русских писателей: Кантемир // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1981. Т.7. (СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ). В Интернете этот текст см. по адресу:

http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_1220.shtml

ЛИТЕРАТУРА

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 96-112.

Травников С.Н., Ольшевская Л.А. История русской литературы XVIII века: Практикум. М., 2004. С. 259-266.

Прийма Ф.Я. Кантемир // Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. Л., 1956. С. 11-19, 29-33, 36-39, 46-48. В Интернете этот текст см. по адресу:

http://www.rvb.ru/18vek/kantemir/03article/article.htm

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

Западов А.В. Кантемир // Западов А.В. Поэты XVIIIвека: Литературные очерки. М., Л., 1984. С. 32-62.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.