Тема 7. Социально-психологические компоненты личности, их роль в регуляции социального поведения. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 7. Социально-психологические компоненты личности, их роль в регуляции социального поведения.

2017-11-28 335
Тема 7. Социально-психологические компоненты личности, их роль в регуляции социального поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма работы: представление проверочного теста, характеристика.

1. Составьте проверочный тест по теме (5-7 заданий).

Пример задания:

Выберите правильное утверждение:

Конформизм - это...

а)... осознанное столкновение интересов, целей, ролей, ценностей;
б)... поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную
позицию; _-

в)... положение человека в группе;

г)... некритическое принятие человеком чужого мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения.

2. Напишите собственную характеристику, используя результаты различных методик, применяемых при изучении психологических дисциплин.

Рекомендуемая литература:

1. Активность и жизненная позиция личности. – М., 1991.

2. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. 1975.

4. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.

5. Орлов А.Б. Личность и сущность // Вопросы психологии. 1995. №2.

6. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. С.Г. Агеева, Г.М. Андреевой. – М., 1976.

7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.


Тема 8. Конфликт как социально-психологическое явление.

Подготовьте проект управления одним из типов конфликтов (по выбору студента)

Тип конфликта Цель Содержание деятельности Ожидаемый результат
       

 

Рекомендуемая литература:

1. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск,1989. – 190 с.

2. Гришина Н.В. Давайте договоримся: практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты.- СПб., 1993. – 86 с.

3. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый: практическое руководство по конфликтологии.- М., 1992.- 314 с.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту,1974.- 220 с.

5. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 186с.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.- 544 с.

7. Козлов В.В. Управление конфликтом / В.В.Козлов, А.А.Козлова. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. -224 с.

 

Форма отчетности: Защита проектов деятельности психолога по управлению конфликтом.

 

Контрольные тесты для проверки знаний студентов

Тестовые задания по курсу «Социальная психология» могут быть ис­пользованы как в процессе учебной работы, так и для проведения итогового зачетного занятия. Предназначены для того, чтобы оперативно оценить ус­пешность овладения конкретными знаниями учебной дисциплины. По со­держанию задания охватывают все разделы и темы курса социальной психо­логии.

Заполнить пробелы.

1. Социальная психология рассматривает ___________ в качестве

субъекта деятельности, посредством которой она оказывается вклю­ченной в систему общественных отношений.

2. Направление социальной психологии, в основе которого лежат идеи свободы, гуманности, выбора, предоставляемого человеку, называ­ется ______________.

3. Начало XX века считается началом превращения социальной психо­логии в________________науку.

4. В современной социальной психологии _______________ единст­венная социологическая по происхождению теоретическая ориента­ция.

5. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы ____________и________________.

Верно или неверно:

1. Социальная психология является частью психологии.

2. Социальная психология - это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив раз­вития личности.

3. Люди вступают в группы, чтобы обрести принадлежность, помощь, защиту и общение.

4. Случайная группа вызывает более высокий уровень конформности, чем стабильная, знакомая.

5. Межгрупповой конфликт повышает внутригрупповую солидар­ность.

Установить правильную последовательность стадии стабилизации:

1. Трудолюбие - неполноценность.

2. Умиротворение - отчаяние.

3. Инициатива - чувство вины.

4. Ощущение общности с людьми - одиночество.

5. Становление индивидуальности - ролевая диффузия.

6. Доверие - недоверие.

7. Творческая активность - застой.

8. Самостоятельность - зависимость.

Выбрать правильный ответ:

1. Социализация - это...

а) процесс усвоения социального опыта, норм, ценностей, ролей;

б) приспособление личности к преступной субкультуре;

в) процесс вхождения в новую социальную группу, путем овладения норм и ценностей группы.

2. Конфликт - это...

а) процесс усвоения социальных ролей;

б) осознанное столкновение интересов, целей, ролей, ценностей;

в) состояние массового страха перед реальной или мнимой опасно­стью.

3. Идентификация - это...

а) отождествление индивида с реальным или воображаемым объек­том;

б) процесс взаимного согласования действий.

в) способ познания и понимания другого человека путем отождеств­ления его с самим собой.

4. Социальная установка - это...

а) способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе;

б) состояние умственной и нервной готовности, основанное на опы­те, направляющее реакции индивида;

в) относительно длительные стандартизированные действия, рас­сматриваемые как обязательные в подлежащих условиях.

5. Направление в социальной психологии, объясняющее законы фор­мирования и развития групп...

а) психоанализ;

б) групповая динамика;

в) социализация.

6. Человек, который вносит наибольший вклад в решение проблемы и оказывает влияние на других членов группы...

а) лидер;

б) декан;

в) психолог.

7. Приписывание человеком причин поведения другим людям...

а) социальная фасилитация;

б) каузальная атрибуция;

в) социальная ингибиция.

8. Группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития...

а) организация;

б) корпорация;

в) коллектив.

Установить зависимость:

Ведущие стратегии поведения и виды социальных мотивов.

1.мотив кооперации а.) уступчивость

2.индивидуализм б) компромисс

3.конкуренция в) избегание

4.альтруизм г) сотрудничество

5.агрессия д) противодействие

6.равенство

Завершить предложение:

1. К основным механизмам взаимного восприятия людьми друг друга относятся________________.

2. Знания о социально-психологических явлениях, возможностях уста­новления доверительного общения, способности к влиянию на дру­гих называется_________________.

3. Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах – это………….

4. Принадлежность каждого к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, и, демон­стрируя такое поведение, человек выступает как носитель________.

5. Малая социальная группа, которая является важнейшим институтом социализации, называется_______________.

Методические рекомендации по подготовке реферата

Реферат — это сжатое изложение основной информации пер­воисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фраг­менты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, ко­торые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты.

Учебный реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. С такими рефератами студенты часто выступают на се­минарах и конференциях.

Этапы работы над учебным рефератом

1. Выбор темы.

2. Подбор и изучение основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

Примерная структура учебного реферата

1. Титульный лист.

2. Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов ре­ферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

3. Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.

4. Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая от­дельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.

5. Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата.

6. Список литературы. Как правило, при разработке реферата ис­пользуют не менее 7—10 различных источников.

7. Приложение.

Рекомендации к составлению реферата.

1.Реферат записывается лаконичным литературным язы­ком, рассчитанным на определенный круг читателей (или слуша­телей).

2. Максимально используется существующая в данной области знания терминология.

4. При первом применении новых терминов объясняется их зна­чение.

5.Необходимо соблюдать единообразие условных обозначений, символов, размерностей и сокращений, оформления цитат и при­мечаний в сносках.

6.Таблицы, схемы, сложные чертежи, подробные статистические данные лучше помещать в приложении. В тексте реферата дается их краткая словесная характеристика и формулируются выводы на основании приведенных материалов.

7. В заключение делается краткий вывод по существу рефериру­емого предмета.

Критерии оценки учебного реферата

1. Соответствие содержания теме реферата.

2. Глубина проработки материала.

3. Правильность и полнота использования источников.

4. Соответствие оформления реферата стандартам.

Темы для рефератов

1. Возрождение отечественной социальной психологии (историче­ский экскурс).

2. Социальная психология и психология личности.

3. Социальная психология и человеческие ценности.

4. общественные отношения и межличностные отношения.

5. Проблемы педагогического общения.

6. Общение и его роль в формировании личности.

7. Соотношение вербального и невербального общения в процессе педагогического взаимодействия.

8. Проблема педагогических стереотипов общения..

9. Взаимосвязь внутренних установок с внешними поступками.

10. Гендерные исследования лидерства.

11. Агрессия и её исследования в социальной психологии.

12. Структура семьи как малой группы.

13. Динамические процессы в семье как малой группе.

14. Нарушения функционально-ролевого взаимодействия в семье.

15. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятель­ности.

16. Гендерная социализация в детском возрасте.

17. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации.

18. Интернет-общение как средство компенсации внутриличностных проблем.

19. Невербальная коммуникация в педагогической деятельности.

20. Массовая коммуникация, пропаганда и процесс убеждения.

21. Сознательное и бессознательное в регуляции социального поведения.

22. Актуальность гендерного подхода к изучению личности в современной социальной психологии.

23. Особенности криминальной группы.

24. Теории социализации в отечественной и зарубежной науке.

25. Механизмы социализации подростков.

26. Стадии социализации.

27. Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся по­ведением.

28. Социально-психологическая компетентность личности.

29. Двойственность влияния группы на психические функции и поведение человека.

30. Анализ конфликтной ситуации в педагогическом процессе.

31. Причины конфликтов в педагогических коллективах и способы их разреше­ния

32. Кризисы и конфликты в жизни человека.

33. Проблема массовой коммуникации и рекламы.

34. Мода как социально-психологический феномен.

35. Проблемы терроризма и экстремизма в современном мире.

36. Прикладные социально-психологические исследования в сфере промышленного производства.

Вопросы к зачету

1. Дискуссия о предмете социальной психологии.

2. Разделы социальной психологии, ее место в системе наук.

3. Основные направления зарубежной социальной психологии.

4. Методологические проблемы социальной психологии.

5. Методы исследования в социальной психологии.

6. История развития социальной психологии.

7. Общение и его структура.

8. Коммуникативные барьеры.

9. Коммуникативная сторона общения.

10. Вербальное общение.

11. Невербальные средства общения (кинесика, паралингвистика, экстралингвистика, проксемика, язык взглядов).

12. Интерактивная сторона общения.

13. Перцептивная сторона общения.

14. Механизмы восприятия человека человеком (идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция, установка, стереотипизация).

15. Понятие об атрибуции.

16. Способы психологического воздействия (заражение, внушение, убеждение, подражание).

17. Характеристика и виды больших социальных групп.

18. Социально-психологические явления в больших группах.

19. Психология толпы

20. Понятие малой группы. Классификация малых групп.

21. Уровни развития группы.

22. Социометрия и референтометрия.

23. Коллектив как социальная группа.

24. Конформизм и конформность.

25. Групповая сплоченность.

26. Совместимость в группе.

27. Руководство и лидерство. Теории лидерства.

28. Стили лидерства.

29. Методы групповых дискуссий.

30. Понятие о конфликте. Виды, причины, структура и динамика конфликтов.

31. Стратегии выхода из конфликта.

32. Способы урегулирования конфликтов (арбитраж, медиация).

33. Социальные установки (аттитюды) личности.

34. Понятие социализации.

35. Стадии, институты, механизмы процесса социализации.

36. Межличностные отношения (понятие, виды, механизмы)


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.