Тема 5. Семья как малая социальная группа. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 5. Семья как малая социальная группа.

2017-11-28 383
Тема 5. Семья как малая социальная группа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План лекции

1. Период добрачных отношений.

2. Социально-психологическая типология семьи.

3. Функции семьи. Периодизация семейной жизни.

4. Проблема семьи.

5. Семья как важный институт социализации.

6. Семья как объект социально-психологических исследований.

Основные понятия:

Брак, семья, уклад семьи, традиционная семья, современная семья, жизненный цикл семьи, супружеские отношения, детско-родительские отношения

Библиографический список

1. Гозман Л.Я. Социально-психологические исследования се­мьи: проблемы и перспективы /Л.Я. Гозман, Ю.Е.Алешина. // Психологический журнал. - 1991, №.4 - с.64.

2. Ковалев С.В. Психология современной семьи /С.В.Ковалев. - М., 1988.

3. Психология человеческих проблем: Хрестоматия. – Минск, 1998.

4. Родители и дети. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, Бахрах-М, 2003.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В.Сатир. - М., 1992.

6. Сысенко В.А. Супружеские конфликты /В.А.Сысенко. - М., 1993.

7. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи /В.М. Целуйко. – М., 2003.

8. ШнейдерЛ.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций /Л.Б.Шнейдер. – М.: Апрель- пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 512 с.

9. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи /Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. СПб, 1999. - 656 с.

 

Тема 6. Психология больших социальных групп

План лекции

1. Содержание и структура психологии большой социальной группы.

2. Стихийные группы и массовые движения.

3. Сущность этнических и религиозных общностей.

4. Психология толпы.

Основные понятия:

Ассимиляция, большие социальные группы, общественное мнение, паника, религия, толпа, этнопсихология, слухи, групповая внушаемость.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. - М., 1996.

2. Джемс В. Многообразие религиозного опыта /В.Джемс. – СПб., 1992.

3. Вичев В. Мораль и социальная психика /В.Вичев. – М., 1987.

4. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. Лекции /А.П. Назаретян.– М., 2001.

5. Ольшанский Д.Н. Психология масс /Д.Н. Ольшанский. – СПб., Питер, 2003.

6. Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки /А.С.Прангишвили.– М., 1967.

7. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и про­блема сегодняшнего дня / С.К.Рощин. // Психологический журнал. – 1990. – №5.

8. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер.- М., 1994.

9. Современная психология: Справочное руководство /Под ред. В.Н.Дружинина. – М., 1999.

10. Стефанина Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения /Т.Г. Стефанина // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1987.

 

Тема 7. Социальная психология личности

План лекции

1. Проблема личности в социальной психологии.

2. Характеристика с психологических типов личности.

3. Социализация личности.

4. Ценностно-нормативная система личности.

5. Социальные установки.

6. Роль общения в формировании личности.

Основные понятия:

Социально-психологическая адаптация, обычаи, роль социальная, социализация, статус социальный, социальная установка, ценности, имидж

Библиографический список

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры /Э.Берн. - М., 2000.

2. Кон И.С. Социология личности /И.С.Кон. - М., 1967.

3. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность /А.А.Леонтьев. - М., 1975.

4. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений / С.К.Нартова-Бочавер. – М., 2001.

5. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г.М. Андеевой и Я. Яноушека. – М., МГУ, 1987.

6. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей /Т.А.Репина. – М.: МПСИ, 2003.

7. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Под ред. А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000.

8. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Лабунской. – М., 1999.

9. Ядов В.А. Социальная идентичность личности /В.А.Ядов.- М., 1994.

Тема 8. Основные направления прикладной социальной психологии

План лекции

1. Практическая социальная психология.

2. Социально-психологические особенности промышленного производст­ва.

3. Управление и развитие организации.

4. Социальная психология массовых коммуникаций и рекламы.

5. Социально-психологические проблемы школы.

Основные понятия:

Заказ, клиент, внедрение, гипотеза, рациональная поведенческая технология, анализ, прогноз, коммуникатор, массовая коммуникация, руководство

Библиографический список

1. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме /Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт. – СПб., 2002.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения /Н.Н. Богомолова. – М.: МГУ, 1991.

3. Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. / М., 1994.

4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология /Г.Г.Дилигенский. – М., 1994.

5. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель Р.Л. Кричевский. – М.: Дело, 1993.

6. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 1998.

7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления /А.Л. Свенцицкий. – Л.: ЛГУ, 1986.

8. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001.

9. Управленческое консультирование. / Под ред. М. Кобра. В 2-х томах. И., 1992.

10. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информацион­ных процессов /Ю.А. Шерковин. – М., 1973.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Модуль 1

Занятие №1

Тема: Предмет социальной психологии и ее место

в системе научного зна­ния

Задание к семинару: Конспектирование текста Т.Шибутани «Социальная психология». Глава 1.

1.Предмет социальной психологии, ее структура, межпредметные связи. 2.Теоретические и практические задачи социальной психологии.

3.Становление и развитие социальной психологии. 4.Современные социально-психологические течения.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Глобальные экономические и политические изменения, которые дос­тигли апогея в 19 в. (расширение торговли, возросшая мобильность на­селения, процессы индустриализации и урбанизации), способствовали возникновению науки социальной психологии. Что же лежит в основе этих процессов?

2. Почему возникла необходимость перестройки системы научного зна­ния? Каким должен был стать следующий этап становления этой нау­ки?

3. К какой ветви социальной психологии относится подход Т.Шибутани? Что лежит в основе рабочей концепции книги?

4. Социальная психология имеет разнообразные научные источники и границы между этими специальностями непрочны, почему же социаль­ная психология стала независимой наукой?

5. Какой аспект человеческого поведения интересует автора книги?

6. Чем характеризуется интеракционистский подход?

Основные понятия: Социально-психологические феномены, социальная психология, методология, интеракционизм, экспериментальная социальная психология

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Предмет социальной психологии и ее место в системе на­учного знания // Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1995. — С.5-12.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997. — С.8-47.

3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Общая характеристика состояния теоретического знания в западной социальной психологии //Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1995. — С. 12-19.

4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебник для педвузов – М.: Академия,2004. – 263 с.

5. Крипнер С, де Карвало В.Д. Проблема метода в гуманистической психологии // Психол. журнал. —1993. — Т.4. — №2 — С.113-126.

6. Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 27- 40.

7. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука: Учеб. пособие- М.: Изд-во Ин-та психотерапии,2003. -342 с.

8. Основы социально-психологической теории / Под ред. АА.Бодалева,
АН.Сухова. — М., 1995. — С. 13-35.

9. Социальная псхология: Учеб. пособие для вузов / ред. Сухов А.Н., Деркач А.А. – М.: Академия,2001. – 600 с.

10. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995. —С.5-26.

Занятие №2.

Тема: Психология общения

1. Понятие об общении. Его структура, виды, функции.

2.Общение как коммуникация. Компоненты и средства общения.

3.Общение как интеракция.

4.Общение как межличностная перцепция.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль в процессе общения играет механизм обратной связи?

2. Какие средства передачи информации вы знаете?

3. Дайте характеристику механизмов социальной перцепции.

4. Что такое социальный стереотип? Какова роль социальных стереотипов в процессе общения?

5. Дайте характеристику интерактивной стороны общения.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Определите, все ли представленные в таблице виды влияния конструк­тивны? Можно ли утверждать, что они не нарушают прав адресата влияния и способствуют развитию межличностных отношений? (ана­лиз таблицы «Виды психологического влияния»).

2. Какой вид влияния использует отец в рассказе Л.Толстого «Косточ­ка»? Можно ли назвать этот способ влияния конструктивным? Поче­му?

3. Вспомните определение коммуникативного барьера и перечислите причины его возникновения.

4. Приведите примеры из художественной литературы, в которых прояв­ляются барьеры общения.

5. Какие вам знакомы приемы оптимизации общения?

Основные понятия: Общение, взаимодействие, атрибуция, взаимоотношения, внушение, диалог, идентификация, коммуникативная компетентность, коммуникативный барьер, аттракция, рефлексия социальная, эффект ореола, стереотипизация, эмпатия

Библиографический список

1. Атватер И. Я Вас слушаю. М., 1988.

2. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Владос,2004.- 246 с.

3. Бодалев А.А. Личность в общении.- М., 1983.

4. Вечер Л.С. Секреты делового общения. — Минск, 1999. - С.241-258.

5. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия,2002. – 201 с.

6. Добрович А.В. Глаза в глаза. М., 1982.

7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и разви­тие компетентности в общении. - М., 1990.

8. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — М., 1995.

9. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1990.

10. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психоло­гия значимых отношений. М., 1989.

11. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практ. Пособие- М.: Ось-89, 1999. 239 с.

12. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия,2004.- 190 с.

13. Немов Р.С. Психология. — В Зт. — М., 1995.— Т.1. —С. 432-440.

14. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 239 с.

15. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989. М., 1995.

16. Поваляева М.А. Невербальные средства общения. – Ростов н/ Д.: Феникс,2004.-346 с.

17. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

18. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академ. Проект: Изд-во института психологии РАН; Екатеринбург: Деловая книга,1999. – 447 с.

19. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995. —С.93-120.

20. Шмидт Р. Искусство общения. — М., 1995.

 

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая…

а) психологические закономерности управленческой деятельности;

б) психологические проблемы обучения и воспитания;

в) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включенности в социальные группы.

2. Конфликт - это...

а) процесс усвоения социальных ролей;

б) осознанное столкновение интересов, целей, ролей, ценностей;

в) состояние массового страха перед реальной или мнимой опасно­стью.

3. Идентификация - это...

а) отождествление индивида с реальным или воображаемым объек­том;

б) процесс взаимного согласования действий.

в) способ познания и понимания другого человека путем отождеств­ления его с самим собой.

3. К активным методам обучения общению относятся…

а) групповая дискуссия;

б) ролевая игра;

в) анализ конкретных ситуаций;

г) все ответы верны.

4. Конфликт - это...

а) процесс усвоения социальных ролей;

б) осознанное столкновение интересов, целей, ролей, ценностей;

в) состояние массового страха перед реальной или мнимой опасно­стью.

5. Последовательностьстановления ведущих видов общения и деятельности детей (первые три):

› – интимно-личностное общение

” – предметно-манипулятивная деятельность

› – непосредственно-эмоциональное общение

› – учебно-профессиональная деятельность

› – учебная деятельность

› – ролевая игра

6. Последовательностьстановления ведущих видов общения и деятельности детей (вторые три):

› – интимно-личностное общение

” – предметно-манипулятивная деятельность

› – непосредственно-эмоциональное общение

› – учебно-профессиональная деятельность

› – учебная деятельность

› – ролевая игра

7. Указанные особенности взаимодействия характеризуют типы межличностного общения:

1) директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над поведением, мыслями или решениями; 2) равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание; 3) форма взаимодействия, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. А) Диалогическое;   Б) Манипулятивное;   В) Императивное.

 

8. Основные механизмы социальной перцепции:

1) уподобление себя другому, при этом познаются нормы, ценности, вкусы, привычки этого человека; 2) основана на формировании устойчивого позитивного чувства к другому человеку; 3) эмоциональное сопереживание, сочувствие; 4) механизм приписывания причин поведения другого человека; 5) способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.   А) Рефлексия;   Б) Идентификация;   В)Каузальная атрибуция   Г) Эмпатия;   Д) Аттракция.  

9. Компонентам общения соответствуют механизмы:

1) коммуникация а) эмпатия, рефлексия;

2) интеракция б) обратная связь;

3) перцепция в) ролевые ожидания.

10. Зоны межличностного общения:

1) интимного общения а) 2 м;

2) личного общения б) до 0,5 м;

3) формального общения в) более 3 м;

4) публичного общения г) до 1,5 м.

11. Основным проблемам социальной психологии соответствуют следующие ключевые понятия:

1) социальная психология малой группы а) социальные роли, социализация
2) психология больших социальных групп б) общественное настроение, менталитет
3) социальная психология личности в) групповая динамика, конформизм

 

Верно или неверно

12. Различные течения социальной психологии основывают свои объяснения феномена общественного поведения на эмоциональном заражении, внушении и подчинении.

13. Восприятие человека основано на субъективной и объективной информации, а понимание – только на диалоге, в ходе которого происходит взаимоизменение познающих субъектов.

14. Успех в общении не зависит от ожиданий общающихся.

15. Стереотипы затрудняют понимание другого человека и общение с ним.

16. Эмпатийный человек не учитывает побуждения и состояния партнера по общению, поэтому с ним трудно общаться.

17. Успех в общении зависит от способностей отдельных ярких личностей.

18. Социальная психология является частью психологии.

19. Социальная психология - это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив раз­вития личности.

20. Межгрупповой конфликт повышает внутригрупповую солидар­ность.

21. Направление социальной психологии, в основе которого лежат идеи свободы, гуманности, выбора, предоставляемого человеку, называ­ется ______________.

22. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы ____________ и ________________.

23. К основным механизмам взаимного восприятия людьми друг друга относятся ________________.

24. Знания о социально-психологических явлениях, возможностях уста­новления доверительного общения, способности к влиянию на дру­гих называется _________________.

25. Двигаться к определению предмета социальной психологии можно с двух сторон, как со стороны личности, так и со стороны ________________.

26. Социальная психология – это сформировавшаяся в ходе исторического развития общества система отражения объективной реальности людьми, связанными деловыми и личностными отношениями. Ее основные проблемы составляют _________, __________, _________, __________.

27. Начало XX века считается началом превращения социальной психо­логии в ________________ науку.

28. Социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к ____________ от подхода к ней двух других родительских дисциплин – социологии и психологии.

29. Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его _________, в которой выделяются три взаимосвязанных компонента _________________, ______________________, _____________________.

30. Специфическим методом исследования в социальной психологии является _______________.

31. Стратегия поведения в конфликтной ситуации, когда один из участников стремится к достижению собственных интересов без учета интересов партнера, называется ______________.

 

32. К методам социальной психологии относятся:

1.Методы воздействия а) наблюдение

2. Методы диагностики б) контент-анализ

в)социометрия

г) тренинг

Модуль 2.

Занятие №3

Тема: Психология малой группы

Презентации:

 

1. Двойственность влияния группы на психические функции и поведение человека.

2. Эффективность деятельности малой группы.

3. Особенности криминальной группы.

4. Особенности педагогического коллектива.

5. Семья как малая группа.

6. Конформизм как социально-психологическое явление.

7. Влияние микроклимата группы на результативность ее деятельности.

 

1. Феноменология малой группы.

2. Динамические процессы в малой группе.

3. Социально-психологический климат.

4. Психология педагогического коллектива.

Вопросы для обсуждения:

1. Как некая первоначальная номинальная общность неизвестных друг другу людей превращается в психологическую общность?

2. Какие факторы определяют длительность существования группы?

3. Какие процессы обеспечивают стабильность существования группы, как субъекта общей деятельности?

4. Каковы способы стимуляции деятельности группы?

5. Как возникает регулирующее начало (лидерство)?

6. Как зависит психологическая динамика группы от ее положения в обществе?

7. Как связаны внутригрупповые феномены с межгрупповыми отноше­ниями?

8. Что происходит с человеком, когда он становится членом группы? Каковы механизмы этих изменений?

9. Как изменяется характер группы от входящих в нее членов?

10. Посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность?

Библиографический список

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.: МГУ, 1983.

2. Андреева Г М. Социальная психология. — М., 1997. —С. 187-235.

3. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

4. Бэрон Р. и др. Социальная психология группы: Процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2003.- 269 с.

5. Донцов Р.Л. Психология коллектива. — М., 1984.

6. Зимбардо Ф. Социальное влияние.- СПБ.: Питер,2001. – 444 с.

7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.: Минск, 1976.

8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГПУ, 1991.

10. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

11. Немов Р.С. Психология. — В 3 т. — М., 1995. —T.I— C.244-506.

12. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. - М., 1995.

13. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. — М., 1995.-С. 105-144.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Направление в социальной психологии, объясняющее законы фор­мирования и развития групп...

а) психоанализ;

б) групповая динамика;

в) социализация.

2. Человек, который вносит наибольший вклад в решение проблемы и оказывает влияние на других членов группы...

а) лидер;

б) декан;

в) психолог.

3. Приписывание человеком причин поведения другим людям...

а) социальная фасилитация;

б) каузальная атрибуция;

в) социальная ингибиция.

4. Группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития...

а) организация;

б) корпорация;

в) коллектив.

5. Высокий уровень опосредования межличностных отношений и отрицательный уровень соответствия ценностей группы общечеловеческим ценностям характерны для…

а) диффузной группы;

б) коллектива;

в) асоциальной ассоциации.

6. Правила функционирования группы, на которые должны ориентироваться все её участники – …

а) внутригрупповой фаворитизм;

б) групповые нормы;

в) общественное мнение.

7. Для измерения характеристик межличностных отношений в группе используют

а) личностные опросники;

б) социометрический метод;

в) каузальную схему.

8. Группа, в которой происходит все большая дифференциация членов группы, формируются устойчивые межличностные отношения, вырабатывается общая стратегия функционирования группы, устанавливаются групповые нормы, называется…

а) референтная;

б) высокоорганизованная;

в) формальная.

9. Положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии называется…

а) социальный статус;

б) социальная роль;

в) стиль лидерства.

10. Ведущим стратегиям поведения соответствуют виды социальных мотивов:

1) Мотив кооперации а) уступчивость

2) Индивидуализм б) компромисс

3) Конкуренция в) избегание

4) Альтруизм г) сотрудничество

5) Агрессия д) противодействие

6) Равенство

11. Указанные характеристики соответствуют стилю лидерства:

1) инструкции в виде предложений, товарищеский тон, похвала и порицание с советами, распоряжения и запреты – с дискуссиями, позиция лидера – внутри группы; 2) деловые, краткие распоряжения, запреты без снисхождений, неприветливый тон, эмоции не принимаются в расчет, позиция лидера – вне группы; 3) тон – равнодушный, отсутствие похвалы и порицаний, дела идут сами по себе, позиция лидера – незаметно в стороне от группы.   А) Попустительский;   Б) Демократический;   В) Авторитарный.

 

12. Этапы группового развития:

› – группа-кооперация;

› – диффузная группа;

› – коллектив;

› – группа-ассоциация;

› – группа-корпорация.

13. Уровни совместимости (по К.К. Платонову):

› – психологический;

› – физиологический;

› – социально-психологический;

› – психофизиологический.

14. Стадии принятия группового решения:

› – выдвижение и оценка альтернатив;

› – уяснение проблемы;

› – выбор одной из альтернатив;

› – сбор информации.

15. Основным проблемам социальной психологии соответствуют следующие ключевые понятия:

1) социальная психология малой группы а) социальные роли, социализация;
2) психология больших социальных групп б) общественное настроение, менталитет;
3) социальная психология личности в) групповая динамика, конформизм.

 

16. К элементарным параметрам любой группы относятся:

1.Композиция а) предпочтения, власть, коммуникация

2.Структура б) состав группы

3.Групповые процессы в) выработанные группой правила

4.Нормы и ценности г) механизмы, обеспечивающие соблюдение групповых норм

5.Система санкций д) процессы, организующие деятельность группы

 

17.Среди стихийных групп выделяются:

1. Толпа а) достаточно стабильное образование людей, собравшихся для какой-либо акции
2. Масса б) нестабильное, неорганизованное скопление людей
3. Публика в) кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения

 

 

Модуль 3.

Занятие№ 4.

Тема: Социально-психологические проблемы личности

 

1.Проблема личности в социальной психологии.

2.Социализация и личность.

3.Социальные установки личности.

4. Социально-психологическая характеристика личности с девиантным

поведением.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.,1997. —С.263-ЗОЗ. 2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1969. 3. Леонтьев А.Г. Психология личности. — М, 1970.

4.Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова - М„ 1995. - С.45-92.

5.Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Соци­
альная психология. — М, 1975.

6.Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журнал. —
1987. — Т.8.— №4.

7.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995. —
С. 185-216.

1. Человек в поисках смысла (по работам В. Франкла).

 

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Социализация - это...

а) процесс усвоения социального опыта, норм, ценностей, ролей;

б) приспособление личности к преступной субкультуре;

в) процесс вхождения в новую социальную группу, путем овладения норм и ценностей группы.

2. Социальная установка - это...

а) способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе;

б) состояние умственной и нервной готовности, основанное на опы­те, направляющее реакции индивида;

в) относительно длительные стандартизированные действия, рас­сматриваемые как обязательные в подлежащих условиях.

3. В социальной психологии личность – это…

а) человек как единичное природное существо, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного;

б) человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений, вступающий в общение с другими людьми;

в) субъект деятельности, активный преобразователь окружающего мира.

4. Познание человека человеком осуществляется путем…

а) адаптации;

б) интериоризации;

в) идентификации.

5. Теории личности в социальной психологии:

1) Психоанализ а) А. Маслоу;

2) Символический интеракционизм б) З. Фрейд;

3) Гуманистическая психология в) К. Юнг;

4) Когнитивизм г) Д. Мид;

д) Л. Фестингер;

е) Л.С. Выготский.

6.Стадии социализации осуществляются в соответствующих институтах:

1. Дотрудовая а) трудовой коллектив

2. трудовая б) ДОУ

3. послетрудовая в) школа

г) семья

д) общественные организации

е) институт неопределен

Лабораторные занятия

Занятие №1 (2 часа)

Тема: Методы исследования в социальной психологии. Психодиагностика.

Цель: ознакомить студентов с методами диагностики межличностного взаимодействия, обсудить некоторые возможные формы самокоррекции.

1. Метод исследования уровня субъективного контроля.

2. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.

3. Тест описания поведения в конфликте К.Томаса.

4. Метод социометрических измерений.

По итогам тестирования самостоятельная работа по теме: «Мой интерперсональный стиль – собственное представление и взгляд со стороны».

Занятие № 2 (2 час.)

Тема: Психология общения. Социально-психологический тренинг коммуникативных умений.

Цель: ознакомить студентов с методами социально-психологического воздействия, сформировать некоторые коммуникативные навыки.

План

1.Понятие СПТ, общая характеристика, цели, задачи.

2.Характеристика принципов СПТ.

3.Этапы и фазы занятий методом социально- психологического тренинга.

4.Упражнения, используемые при проведении социально- психологического тренинга.

Задания для самоподготовки:

1. Ознакомиться с литературными источниками по проблеме:

1). Марасанов Г.И. Социально- психологический тренинг. М., 1998.

2). Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989.

3). Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М., 1993.

4). Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.,1988.

5). Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…(Психологический практикум). –Дубна, 1997

2. Подготовить 2-3 упражнения или игры на развитие коммуникативных умений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Усвоение учебного материала невозможно без самостоятельной работы обучающихся. В ходе такой работы содержание приходит в соответствие с индивидуальным стилем мышления, способами познания, опытом. Наиболее полно умственная самостоятельность студентов проявляется в разных формах самостоятельной работы, доля которой в учебных планах значительно увеличивается. К основным разновидностям самостоятельной работы относятся: работа над книгой, наблюдение, эксперимент, конструирование, моделирование, решение задач и др.

 


Самостоятельная работа на лекции

Самостоятельная работа студента должна начинаться уже на лекции, а задача преподавателя не только ориентировать обучающихся на самостоятельную работу, но и помогать вырабатывать наиболее продуктивные методы поиска и освоения информации.

Прежде всего следует научиться составлять опорный конспект, который состоит из основных теоретических положений, фактов, сущности экспериментов и т.д. Подготовка такого конспекта приучает студента выделять существенное, осмысливать иллюстративный материал, кратко записывать содержание лекций. Для усвоения знаний, получаемых из лекций, необходимо постоянно мысленно проецировать их на жизненные психологические явления (психологические процессы и состояния, действия и поступки людей и себя самого), стремясь объяснить их на основании психологических знаний. В решении этой задачи помогут примеры, анализируемые преподавателем на лекциях, а также практические задания (психологические учебные задачи).

Цитируемое из книг сразу должно комментироваться. Желательно, чтобы студент записывал и собственные мысли, отражающие понимание выписанных положений.

Самостоятельная работа вне аудитории

Безусловно, при чтении учебника и другой литературы студент опирается на информацию, полученную на лекциях. Чтение конспекта лекций имеет несколько целей:

1) вспомнить, о чем говорилось на лекции;

2) дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами из жизни;

3) прочитать по учебнику то, что в лекции подробно не могло быть раскрыто, но в то же время подчеркивались какие-то нюансы и особенности, на которые студенту следует обратить внимание при чтении литературы.

При этом будет эффективней, если прочитанное в конспекте лекции сопоставляется с информацией из других источников, полученные знания дополняются и уточняются и, в свою очередь, сверяются с жизненными фактами.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.33 с.