Педагогическая деятельность и её составляющие. Ведущие задачи диагностико-пронктировочного этапа ПД. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Педагогическая деятельность и её составляющие. Ведущие задачи диагностико-пронктировочного этапа ПД.

2017-11-27 197
Педагогическая деятельность и её составляющие. Ведущие задачи диагностико-пронктировочного этапа ПД. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вспомним, что в обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие.

В науке «Д» рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и другими.

В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека: быть активным.

«Деятельность» определяют также как специфическую форму отношения к окружающему миру. Её содержание составляет целесообразное изменение окружающего мира и его преобразование в интересах людей.

Деятельность есть условие существования общества.

Она включает в себя: цель, средства, результат и сам процесс.

 

Среди различных видов деятельности особую признательность имеет деятельность педагогическая.

«Педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на достижение целей обучения и воспитания, а также на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для развития и саморазвития личности растущего человека».

Она может быть профессиональной и непрофессиональной. Непрофессиональная –родители, друзья, соседи … Ни один человек не может прожить, не став объектом педагогической деятельности. Профессиональная ПД требует специального образования, то есть системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с профессией.

 

Функции педагогической деятельности: 1) Гностическая (познавательная) – связана с накоплением знаний о целях обучения и воспитания, о методах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте, различных теориях и подходах, о возрастных и психологических особенностях детей, специфике детских коллективах и пр. 2) Проектировочная - связана с перспективным планированием педагогических целей и задач, способов их решения (планирование системы уроков, воспитательной работы и пр.).

3) Конструктивная – связана с определением особенностей деятельности педагога и учащихся в конкретных условиях. 4) Коммуникативная – связана с установлением того или иного типа отношений учителя с учащимися, группой, коллегами. 5) Организаторская – связана с организацией поэтапного характера действий как учителя, так и учащихся.

 

Существует 2 аспекта рассмотрения педагогической деятельности: внешний и внутренний.

Внешние компоненты педагогической деятельности: -цель и задачи ПД, -средства достижения цели (содержание, методы, формы,), -субъект ПД (и учитель, и учащиеся), -объект педагогического воздействия (учащиеся, родители,), другие объекты (учебный процесс, его содержание и пр.), -результат педагогической деятельности.

Внутренние компоненты педагогической деятельности: -мотивационный компонент (то, что движет работой учителя: мотивы долга, творческого самовыражения, вынужденности, желания подготовить достойную смену, забота о будущем и пр.), -содержательный компонент (те знания, которые необходимы учителю для педагогической деятельности: предметные, педагогические, психологические, методические, общегуманитарные), -операционный компонент (те умения, которые необходимы для ПД, для осуществления своих функций: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские).

 

Уровни педагогической деятельности:

1 уровень – репродуктивный – предполагает умение учителя действовать по образцу, шаблону, стандарту. Такому учителю трудно даётся что-то новое.

2 уровень –адаптивный – предполагает умение учителя приспособиться к новым требованиям жизни, школы, изменить «под себя» известные методики.

3 уровень –творческий – предполагает нестандартные, необычные действия педагога, которых нет в известном опыте.

 

Особенностью ПД является:

-её целенаправленный, личностно-ориентированный характер (на ребёнка, его становление, развитие…), -её совместный характер: она обязательно предполагает и педагога, и воспитанника, -её задачный хар-р: ПД рассматривается как решение одна за одной профессиональных задач, встающих перед учителем, -её гуманистический и гуманитарный хар-р: чаще всего «гуманизм» понимают как «человеколюбие», уважение прав и достоинств человека и пр.; а гуманитарность предполагает воспитание в контексте культуры, а также учёт как личностных, так и общественных целей и потребностей в их гармоническом единстве;

- её преднамеренный характер: её осуществляет специально подготовленный и поставленный на этот участок человек.

В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребёнка:

-ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями; -для её реализации существуют определённые формы: урок, занятия, «классы». –эта деятельность преследует определённую цель: научить ребёнка чему-либо, передать ему систему определённых знаний, сформировать определённые умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать ребёнка, взрастить в нём человека, развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и пр., -цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования; -ребёнок обычно тоже понимает «особый», серьёзный характер этой деятельности – он включается в особые отношения с педагогом: деловые, официальные, регламентированные; -результаты педагогической деятельности, особенно в её обучающей части, могут быть проверены, её итогом являются знания и умения того ребёнка, которого обучал учитель; менее очевидны результаты воспитания – в силу того, что ребёнка «воспитывают все и всё», а так же то, что результаты во многом «отсрочены» во времени;

 

-настоящий педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью – он использует разнообразные возможности своего влияния на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.

 

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. О бучающая (учителя – предметники, тренеры, ПДО и др.,

2. В оспитательная (учителя, кл-руководители, воспитатели и др.),

3. А дминистративная (руководители школ, УДО и др.),

4. О рганизаторская (организаторы детского движения, все педагоги),

5. М етодическая (методисты школ, УДО и др.),

6. Н аучно-исследовательская (педагоги-экспериментаторы),

7. В нешкольная (клубы, УДО, детские комнаты милиции),

8. Д еятельность по самообразованию самих учителей.

 

Каким бы видом деятельности педагог ни занимался, ведущими направлениями в его работе будут:

1) Диагностико-проектировочная деятельность – то есть изучение состояния и эффективности организуемого процесса, и на этой основе -проектирование дальнейшего развития учащихся и детского коллектива, определение стратегии собственной педагогической деятельности и ожидаемых результатов.

2) Ценностно-ориентировочная деятельность – то есть создание условий для формирования у учащихся ценностного восприятия мира, ценностных ориентаций, владение соответствующими методами и формами воспитательной работы.

3) Коммуникативная деятельность – то есть организация взаимодействия учащихся в различных видах совместной деятельности, выбор оптимального стиля общения, управление взаимодействием.

4) Организаторская деятельность - то есть умение организовывать интересную разнообразную индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, владеть различными формами работы ит.п.

5) Рефлексивно-аналитическая деятельность – то есть умение анализировать не только деятельность учащихся, но и собственную педагогическую деятельность, делать выводы и т.д.

СРС 1: напишите эссе «Что мне нравится в педагогической деятельности».


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.