Тема10. 2. Конструирование диагностико - проектировочной и ценностно-ориентировочной деятельности педагога. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема10. 2. Конструирование диагностико - проектировочной и ценностно-ориентировочной деятельности педагога.

2017-11-27 207
Тема10. 2. Конструирование диагностико - проектировочной и ценностно-ориентировочной деятельности педагога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема10. 2. Конструирование диагностико - проектировочной и ценностно-ориентировочной деятельности педагога.

-4-часа-

Вопросы для обсуждения.

1. Педагогическая деятельность и её составляющие. Ведущие задачи диагностико-проектировочного этапа педагогической деятельности.

2. Диагностика как основа педагогического прогнозирования и проектирования. Место диагностики, целеполагания и планирования в педагогическом процессе.

3. Разбор и составление каждым студентом пакета диагностических методик («диагностического чемоданчика») изучения учащихся и ученического коллектива, придерживаясь следующей логики: *кого диагностируем, *что изучаем, *зачем изучаем, *с помощью каких методик, *с кем совместно, *что делаем с результатами.

4. Общечеловеческие духовно-нравственные и морально-этические ценности как ориентиры воспитания- целеполагания и планирования.

5.Понятие педагогической задачи, её связь с целями и деятельностью, организуемой учителем. Задачный характер педагогической деятельности.

6. Коллективное планирование как обязательное условие жизнедеятельности детского коллектива. Планы воспитательной работы.

7. Подбор и «проигрывание» отдельных форм ценностно-ориентировочной деятельности (этические диалоги, размышления о главном, выбор позиции и т.д.). Составление возможной тематики классных часов, формирующих ценностные ориентации школьников. –Самостоятельно.

 

Литература:

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. Часть 1.-

В-д.: 2007. С. 190-195, 251-253.

2. Воспитательная деятельность педагога./Колесникова, Борытко и др.- М.:2005. С.105-123, 287- 298.

3. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н.Степанова.-М,2000.

4. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие/ Под ред. М.И.Рожкова.- М.: 1999. С.162-183.

5. Планирование воспитательной работы в классе./ Под ред. Степанова Е.Н.- М.: 2000.

6. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач.- М.: 1997.

7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.:2001.

8.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред Степанова ЕН-М.:

Задания:

1. Индивидуально каждому: задания СРС: 1,3,5,6 – и п.7 из плана.

2. По командам: задания СРС: 2,4,7.- но созданное командой должно быть у каждого её члена.

 

 

К вопросу о ценностях.

Педагогические ценности – это нормы, регламентирующие деятельность учителя и выступающие звеном между сложившимся общественным моровоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они представляют собой систему общих ценностных ориентаций на эмпатическое общение (эмпатия = сопереживание), творчество в педагогической деятельности, развитие личности, сотрудничество, и пр., образуя гуманистически ориентированное педагогическое мировоззрение учителя.

Ц енностные мировоззренческие аспекты педагогической культуры: - признание ребёнка высшей ценностью; - переориентация целей образования с приоритетности обучения на воспитание и развитие личности; - гибкость мышления, предполагающая возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания; - гуманизм и сотрудничество с детьми; - творческая, созидательная направленность на разработку эффективных методик обучения и воспитания.

 

Ценностные характеристики педагогической деятельности во многом связываются с утвердившимся в общественном сознании образом УЧИТЕЛЯ как носителя духовных, нравственных ценностей; с отношением к его личности как к своего рода эталону.

Среди нравственных характеристик педдеятельности называются: - нравственная мотивация; - нравственный характер общения и взаимодействия учителя с уч-ся; -целостное влияние учителя на личность ученика, что требует от учителя эмпатии, искусства понимания другого человека; -способность учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков; -учитель сам должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры.

Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и нравственной направленности личности педагога определяет сущностные ценностные характеристики учительства как части интеллигенции.

Работая с учащимися, педагог должен в первую очередь думать о том, какие ценностные ориентации будут сформированы у растущего человека в школьный период.

Караковский В.А. предлагает в основу воспитания положить общечеловеческие ценности.

Общечеловеческие ценности – это принятые людьми образцы того, что должно быть. Это идеалы, которыми человек руководствуется в своих поступках и отношениях с другими людьми. Они- общие, общечеловеческие, т.е. имеют одинаковый для всех людей положительный смысл. В качестве таких ценностей Караковский В.А. выделяет следующие:

1) Земля –общий дом Человечества, вступающего в 21 век.

Земля людей и живой природы.

2) Отечество – одно на всех, завещанное предками. Это единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками.

3) Семья – начало всех начал. Начальная единица (ячейка) общества, естественная среда развития ребёнка, закладывающая основы его личности.

4) Труд – основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека. Сфера самоопределения человека и источник богатства общества.

5) Знания – источник саморазвития; непреходящая ценность, результат разнообразного творческого труда.

6) Культура –великое богатство, накопленное человечеством как в материальном, так и в духовной жизни людей.

7) Мир между странами и народами как условие существования Земли и Человечества.

8) Человек – как абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания.

Составляя основное содержание воспитания, эти общечеловеческие ценности должны одновременно отражать ведущие направления (разделы) планов воспитательной работы.

Именно эти ценностные ориентации призвано формировать организуемое педагогом воспитание.

 

 

Цель воспитания согласно концепции Щурковой Н.Е. – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть жизнь, построенную на Истине, Добре и Красоте, которая позволяет человеку реализовать себя как человека разумного (homosapience), осуществить в себе способность быть человеком творческим и созидающим (homocreatus и homofaber), проявить себя как человека нравственного (homomoralis).

Содержанием воспитания должно быть формирование отношения к ценностям, главные из которых- Истина, Добро и Красота.

В дополнение к ним Щуркова Н.Е. предлагает «пирамиду» ценностей, на вершине которой- Человек, как наивысшая ценность. Поразмышляйте над этой пирамидой:

1) Человек.

2) Жизнь, Природа, Общество.

3) Добро, Истина, Красота.

4) Труд, Познание, Общение, Игра.

5) Свобода, Счастье, Совесть, Равенство, Справедливость, Братство.

Л огика построения процесса воспитания (формирования отношения к ценностям) - следующая:

«знаю» ( освоение культуры) -

«умею» (усвоение культуры) -

«люблю» (присвоение культуры).

Задачи-доминанты, стоящие перед педагогом-воспитателем:

1-4 кл. –Формирование социоценностных отношений.

5-7 кл. –Формирование способности к саморегуляции.

8-9 кл. –Расширение представлений о социальном устройстве жизни.

10-11кл .- Формирование индивидуального идеала человека.

Эти задачи-доминанты автор предлагает решать, планируя воспитательную работу по шести ведущим направлениям в каждой возрастной группе (см.: Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: 1998.).

 

Основные разделы программы воспитания (направления):

1) Формирование ценностного отношения к природе как к общему дому человечества.

(природа; жизнь; экология; человек и так далее.).

2) Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.

(гигиена; физкультура; поведение» общение; культура умственного труда, культура физического труда, духовная культура, экономическая культура и пр.).

 

 

3) Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.

(человек и: природа, семья, профессия, увлечения, общение; человек в отношении к себе, человек как носитель идеи, стратег жизни и пр.).

4)Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.

(Родина; история; общество; государство; герои и пр.).

5) Формирование образа жизни, достойной Человека.

(добро; истина; красота; свобода; идеалы и пр.).

6) Формирование жизненной позиции.

(я в окружающем мире, моя судьба, моя позиция…).

 

Кроме программы, автор с коллегами разработали целый сборник социально-психологических игровых методик (форм) в помощь классным руководителям.

См: Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.-М,2000.

 

 

Для того, чтобы общие ценности превратились в индивидуальные и стали руководить поведением отдельного человека, они должны быть им прочувствованы, прожиты, присвоены, т.е. стать его личным достоянием, иметь смысл и значимость именно для него.

Важно также, чтобы растущий человек владел ценностным восприятием окружающего мира.

Ценностное восприятие мира – это восприятие окружающей действительности, сопровождаемое проживанием отношения к объектам действительности, как к некоей ценности для жизни человека. Владея ценностным восприятием- услышишь то, чего не услышат уши, увидишь то, чего не увидят глаза.

К примеру, для кого-то роза- просто цветок, а для кого-то- красота, жизнь, любовь…

 

 

Сопоставим вслед за Щурковой Н.Е. ценностное и предметное восприятие мира:

Предметное восприятие мира Ценностное восприятие мира
Конкретно Статично Исчерпывается быстро Требует нового предмета Недолго сохраняется интерес Корыстно Разрушительно Бездуховно Оценка подвластна моде   Абстрактно Динамично Неисчерпаемо Самоценно без другого предмета Неизменное сохранение интереса Бескорыстно Защитительно-созидательно Духовно Не подвластно общему мнению  

Согласитесь, что ценностное восприятие мира куда более симпатично, чем предметное.

Оно же влияет и на выбор педагогом той или иной методики.

Сравните:

При предметном восприятии педагог: При ценностном восприятии педагог:
«Показывает» мир детям. Призывает детей к запоминанию. Учит детей, инструктируя и контро- лируя. Оценивает.   Требует, чтобы дети были похожи на него в восприятии мира. «Открывает» мир детям. Призывает детей к осмыслению. Инициирует их активность и само- контроль. Выражает своё «Я», откликаясь на действия ребёнка. Предоставляет свободу проявления индивидуальности.

 

Дополнительная литература по теме ценностей:

1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Щурковой Н.Е..- М.:1998, С.29-41, 103-138.

2. Караковский В.А. Стать человеком.- М.:1993.

3. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под ред. Степанова Е.Н.- М.:2000, С.25-30.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию.- Ростов н/Д.: 2000,

С.88-112, 204-208.

5. Маленкова Л.И. Человековедение: программа и метод.материалы для шк.педагога.- М.: 1999.

6. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Кн. Для учителя.- М.:1999.

7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.:2001.

 

См. также ПЕДКОПИЛКУ: ФОРМЫ РАБОТЫ.

 

 

Тема10. 2. Конструирование диагностико - проектировочной и ценностно-ориентировочной деятельности педагога.

-4-часа-

Вопросы для обсуждения.

1. Педагогическая деятельность и её составляющие. Ведущие задачи диагностико-проектировочного этапа педагогической деятельности.

2. Диагностика как основа педагогического прогнозирования и проектирования. Место диагностики, целеполагания и планирования в педагогическом процессе.

3. Разбор и составление каждым студентом пакета диагностических методик («диагностического чемоданчика») изучения учащихся и ученического коллектива, придерживаясь следующей логики: *кого диагностируем, *что изучаем, *зачем изучаем, *с помощью каких методик, *с кем совместно, *что делаем с результатами.

4. Общечеловеческие духовно-нравственные и морально-этические ценности как ориентиры воспитания- целеполагания и планирования.

5.Понятие педагогической задачи, её связь с целями и деятельностью, организуемой учителем. Задачный характер педагогической деятельности.

6. Коллективное планирование как обязательное условие жизнедеятельности детского коллектива. Планы воспитательной работы.

7. Подбор и «проигрывание» отдельных форм ценностно-ориентировочной деятельности (этические диалоги, размышления о главном, выбор позиции и т.д.). Составление возможной тематики классных часов, формирующих ценностные ориентации школьников. –Самостоятельно.

 

Литература:

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. Часть 1.-

В-д.: 2007. С. 190-195, 251-253.

2. Воспитательная деятельность педагога./Колесникова, Борытко и др.- М.:2005. С.105-123, 287- 298.

3. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н.Степанова.-М,2000.

4. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие/ Под ред. М.И.Рожкова.- М.: 1999. С.162-183.

5. Планирование воспитательной работы в классе./ Под ред. Степанова Е.Н.- М.: 2000.

6. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач.- М.: 1997.

7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.:2001.

8.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред Степанова ЕН-М.:

Задания:

1. Индивидуально каждому: задания СРС: 1,3,5,6 – и п.7 из плана.

2. По командам: задания СРС: 2,4,7.- но созданное командой должно быть у каждого её члена.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.