Психолого-педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Психолого-педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников

2017-11-27 389
Психолого-педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЖИССЕРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

по специальности

070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников

ПРОГРАММА

 

 

Челябинск 2014

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Факультет театра, кино и телевидения

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

Утверждаю

Проректор по учебной работе

______________ С. В. Буцык

«___» ______________ 2014 г.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЖИССЕРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

по специальности

070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников

 

ПРОГРАММА

 

 

 

Челябинск 2014


УДК 791.6 (073)

ББК 85.34 я 73

П 86

Составитель: И.В. Жук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников

П 86     Психолого-педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников. Государственный экзамен по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников квалификация Режиссер театрализованных представлений и праздников: программа / ЧГАКИ; сост. И.В. Жук: - Челябинск, 2014. – (ИГА: Учеб.-метод. комплекс).   Программа государственного экзамена составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников, утвержденным УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов (М., 2003). Издание предназначено для студентов выпускного курса.

Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ

 

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2014

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ ……..……………………………………………………………………...5

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….....5

2. ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ………………….…..5

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЖИССЕРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ» …...……………6

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ……………….6

5. ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ …………………………….7

6. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ………………………….. 9

 

 

Введение

 

Согласно п. 7.1.3. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников, Выпускники сдают два государственных экзамена «Психолого-педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников» и «Сценарное мастерство и режиссура театрализованных представлений». Государственный экзамен «Психолого-педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников» включает теоретические вопросы, позволяющие осуществлять контроль над освоением общепрофессиональных и специальных знаний, овладением выпускником навыками профессиональной деятельности.

Общие положения

1.1. Государственные экзамены по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников вводятся во всех высших учебных заведениях страны, готовящих специалистов по режиссуре театрализованных представлений.

1.2. Государственные экзамены по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников проводятся после завершения изучения всех курсов общепрофессиональных и специальных дисциплин в сроки, предусмотренные учебным планом и учебным графиком ЧГАКИ.

1.3. Государственные экзамены по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников должны определить степень усвоения студентами основных положений общепрофессиональных и специальных дисциплин, активно использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

Подготовка к государственному экзамену.

Программа государственного экзамена

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Что такое Художественный образ. Условное и безусловное при создании художественного образа. Двуединство формы при создании художественного образа.

Практические занятия: Рассмотрение художественного образа в конкретном литературном произведении и сценарии театрализованного действа. Создание художественного образа на основе предложенного документального факта.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

 

18. Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Идейно-тематический анализ сценария».

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Определение и формулирование темы. Определение и формулирование идеи. Определение и формулирование жанра. Определение и формулирование конфликта. Определение и формулирование художественного приема (сценарный ход).

Практические занятия: Идейно-тематический анализ существующих сценариев театрализованных представлений. Идейно-тематический анализ будущего сценария на заданную тему.

Планирование и проведение индивидуальных занятий.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

 

19. Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Языковые выразительные средства как инструмент художественности сценария»

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Разновидности литературной стилистики (ретардация, медитация, суггестивная стилистика). Художественные выразительные средства и их характеристики (аллегория, гипербола, интонация, ирония, каламбур, персонификация, сарказм, символ, оксиморон, эпитет). Литературные формы, используемые в драматургии театрализованного действа (поэзия и проза, монолог и диалог). Изобразительные средства языка (синонимы, эвфемизмы, антонимы, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория, фразеологизм).

Практические занятия: Ознакомление с выразительными средствами предложенных литературных произведений. Определение в предложенном тексте языковых художественных категорий, форм и выразительных средств. Проанализировать, как исполь­зуются в тексте сценария синонимы, эвфемизмы, антонимы, какова роль тропа (эпитет, сравнение, метафора, ме­тонимия, олицетворение, аллегория) в работе сценариста. Проанализировать одну из басен И. Крылова ("Стре­коза и муравей", "Волк на псарне", "Волк и ягненок"). Оп­ределить, за счет чего возникает художественный смысл произведения. Сочинить смешную фразу, используя прием двойно­го истолкования слова. Придумать эвфемизмы для обозначения давно зна­комых вам людей, предметов, явлений. Проанализировать функции антонима в пословицах и поговорках. Используя противопоставление, сконструировать смешную фразу. Сочинить фразу, обыграв традиционную метафору. Придумать репризу на основе двух или нескольких фразеологических оборотов.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

 

20. Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Драматургическая кривая и ее характеристики».

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Драматургическая кривая. Графическое изображение драматургической кривой. Участки драматургической кривой.

Практические занятия: Разбор событийного ряда в предложенном сценарии театрализованного представления. Определение событийного ряда будущего сценария театрализованного представления.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

 

21. Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Основы инсценирования литературного материала».

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: План лекции: Выбор и анализ литературного материала. Процесс драматургизации (инсценирования).

Практические занятия: Выбор литературного материала. Анализ литературного материала. Написание сценарного эпизода на заданную тему. Инсценирование литературного материала малой формы.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

 

22. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Театрализация как творческий метод режиссуры театрализованных представлений».

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Театрализация – ведущий метод организации массовых праздников, метод художественного осмысления реальных событий и организации действия масс участников. Оформление и выражение содержания праздника, его идеи и темы в художественно-образном действии. Принцип тематического отбора и использования готовых художественных образов в праздничном действии. Использование различных видов искусств: поэтического слова, музыки, песни, танца, кино и т.д. Принципы построения театрализованного действия (иллюстрация события, формирование сюжета на основе событий, ассоциативные сочетания в построении действия).

Практические (репетиционные) занятия: этюдная работа над эпизодами театрализованного представления.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

 

23. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Монтаж как творческий метод режиссуры театрализованных представлений»

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Понятие «монтаж». Различные способы монтажа. Особенности монтажных соединений музыкальных, хореографических, театральных и других выразительных средств. Принципы монтажа документального и художественно-игрового материала в массовом празднике. Монтаж материала внутри эпизодов и в общей композиции праздника.

Практические занятия: Просмотр и обсуждение видеоматериалов театрализованных представлений. Разбор различных способов монтажа.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

24. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Исполнитель в театрализованном зрелище»

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Особенности исполнительских групп в массовом празднике и представление. Творческие профессиональные и любительские коллективы и исполнители, как участники праздника и методика работы режиссера с этими группами в процессе подготовки праздника. Зритель – неотъемлемый компонент и непосредственный участник праздника и театрализованного представления. Активизация зрительской аудитории. Реальный герой и методика работы с ним.

Инициативная или творч.-исполнит. группа – участник воплощения художественной части праздника. Основные требования к актерской игре инициативной группы: актер-трибун, актер-оратор, актер-буфф. Задачи режиссера в работе с творч.-исполнит. группой.

Практические (репетиционные) занятия: работа над городским массовым праздником.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

 

25. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Приемы активизации аудитории»

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Вовлечение потенциальной аудитории в подготовку праздника как способ ее активизации. Активизация как условие эффективности педагогического воздействия на праздничную аудиторию. Основные приемы вовлечения участников праздника в активное действие: организация реального символического и ритуального действия, создание игровой ситуации, коллективное исполнение песен, танцев, физических упражнений, организация содействия героям театрализованного представления.

Практические занятия: Поиск манков-приемов активизации зрительской аудитории. Отбор участников через вопросно-ответный ход, исполнение коллективных и индивидуальных физических действий. Выбор самого ловкого, громкого, высокого, низкого и т.д. Отбор-аукцион и т.д.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

26. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Прогнозирование игрового действия в конкурсных программах»

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Выбор темы и аудитории. Отбор материала соревновательного характера. Определение игровых действий. Поиск сценарно-режиссерского хода. Выбор выразительных приемов и средств для реализации. Театрализация пролога и финала. Проигрывание всех конкурсных ситуаций. Прогнозирование поведения участников, зрителей, жюри.

Практические занятия: Создание каждым студентом конкурсно-игровой программы с театрализацией продолжительностью 15-20 минут для детей, для взрослых.

 

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

27. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Режиссура концертных программ».

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Особенности жанров и видов театрализованных концертов. Режиссерский замысел праздничного концерта. Идейно-тематическая основа концерта. Композиционное построение тематического концерта. Понятия «темп» и «ритм». Темпоритм концерта. Отбор номеров и формирование тематических «блоков». Ведущие концерта. Их роль в организации сквозного действия. Сквозной режиссерский ход и выразительные средства в театрализованном концерте.

Практические занятия: Просмотр и обсуждение видеоматериалов различных театрализованных концертов. Замысел театрализованного концерта, определение идейно-тематической основы театрализованного концерта. Практическая работа с ведущими концертов. Этюды на темы эпизодов театрализованных концертов.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

 

28. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Пространственные и временные особенности праздника»

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Повсеместность и одновременность развития праздничного действия. Использование архитектурных и природных особенностей местности при определении основных точек праздника. Специфика применения выразительных средств.

Практические (репетиционные) занятия: работа над городским массовым праздником.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

 

29. Методика преподавания сценической речи на примере темы: «Особенности работы над сказкой».

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Критерии отбора сказок. Предварительная работа над текстом. Идейно тематический анализ. Сюжет и композиция сказки. Логический разбор. Жанровая специфика сказки. Поиск образа сказочника; типы сказочников: эрики (волшебные сказки), бытовики-реалисты (бытовые сказки), моралисты (сказки о животных), балагуры (бытовые, волшебные сказки и сказки о животных), сатирики (бытовые сказки); искусство рассказывания. Работа над своеобразием языка в сказке.

Практические индивидуальные занятия: Выбрать сказку, сделать разбор выбранной сказки (определить тему, идею, жанр, конфликт; раскрыть основные композиционные компоненты; определить жанровые особенности сказки; если есть необходимость, сократить сказку). Разобрать выбранную для чтения сказку на эпизоды, определить главную мысль. Сделать логический разбор каждого предложения. Самостоятельно определить тип сказочника для выбранной сказки; объяснить, почему сделан такой выбор. Работа над видениями. Исполнить сказку.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

 

30. Методика преподавания сценической речи на примере темы: «Работа над поэтическим произведением»

Формы проведения творческих занятий. Цели и задачи занятий. План лекционного занятия: Общее в работе над прозаическим и стихотворным произведением. Отличие стиха от прозы. Содержательность стихотворной формы. Ритмические законы стиха.

Практические занятия: Практическое освоение особенностей стихотворной речи. Межстиховая пауза. Определение системы стихосложения. Белый, вольный, свободный стих. Освоение закона авторского ударения в слове. Определение рифм (клаузул), характера рифмовки. Звуковые повторы. Ритмомелодика стиха. Приемы овладения поэтическим материалом. Законы чтения стиха. Методические приемы работы над стихом.

Мир психических явлений.

Психика - все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Психика — это системное свойство высокоорганизован­ной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им картины мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психические явления:

1) П. процессы (акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию): познавательные (ощущение, восприятие мышление, память, воображение), эмоциональные, волевые.

2) П. состояния (временное своеобразное ее содержание и отношение человека к этому содержанию, общий функциональный уровень психической (активности) в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей): мотивационные (желание, стремление, интерес, влечение, страсть), эмоциональные (э. тон ощущений, э. отклик на явления действительности, настроение, комфортные эмоциональные состояния – стресс, аффект (иерархия потребностей Маслоу), волевые состояния (инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость), состояния разных уровней организации сознания (проявляется в различных уровнях внимательности).

3) П. свойства личности (типичные для данного человека особенности психики): темперамент, направленность, способности, характер.

 

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства – переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и к самому себе. Эмоция - психическое отраже­ние в форме непо­средственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловлен­ного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Чувства - устойчи­вые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека; сложное, постоянное, устоявшееся отношение, черты личности.

Э. состоит из импрессивного и экспрессивного. Чувства выражаются в эмоциях, чувства свойственны только человеку, а эмоции может переживать животное. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями чел. То, что способствует удовлетворению человеческих потребностей, вызывает эмоции. Внешнее выражений эмоций и чувств: мимика, жесты, интонация, искусство.

Физиологические механизмы эмоции и чувства: восприятие объекта – кора мозга - распространение на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что обуславливает изменения в организме. Э. центры мозга – центр наслаждения и страдания.

Функция эмоции: оценка зна­чимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотива­ционной сфере.

Стенические Э. – (сила) повышенная активность, подъем, бодрость.

Астенические Э. – (бессилие) уныние, подавленность.

Э. - настроение и аффект (Настроение – слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность, отражается на деятельности и поведении. Аффект – кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носит характер взрыва).

 

Образовательная система России

С.О. – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессионально деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

С.О.: учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные (начальные, средние и высшие) учреждения заведения, различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно – образовательные учреждения.

Цель С.О. – обеспечение права человека на образование _ критерий эффективности – уровень образованности (воспитанности и обученности) выпускников. Требования к С.О.: России нужны образованные молодые люди; О. станов движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства – о. должно исп. для консолидации общества. 3. Сохранение и развитие рус яз и культуры, формирование самосознания и самоидентичности.

Факторы развития С.О.: Политико-экономическая трансформация страны, рынка труда; социальная политика государства; исторический опыт и национальные особенности в области народного образования; общие тенденции мирового развития; педагогические факторы.

Формы получения образования: в образовательном учреждении – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; не образовательное учреждение – в формах семейного образования.

 

Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний (обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний), умений, навыков (автоматизированных действий) с целью их использования на практике. Чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего. Конечным результатом является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими. Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, самостоятельной работы.

Воспитательная функция. Органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися Формирование личности невозможно без усвоения системы нравственных понятий, норм и требований. В. функция: формирование научного мировоззрения, формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, самому себе и другим, выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения. Важнейшим аспектом является формирование мотивов учебной деятельности.

Развивающая функция. Объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Р. функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности - развивающего обучения. Сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика Развитие личности как целостной психической системы.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности - это результат реализуемых в единстве О. и В., Р. функций.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЖИССЕРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

по специальности

070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников

ПРОГРАММА

 

 

Челябинск 2014

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Факультет театра, кино и телевидения


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.