Психология Д. с нарушениями функций ОДА: предмет, задачи, методы, связь с др. науками. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Психология Д. с нарушениями функций ОДА: предмет, задачи, методы, связь с др. науками.

2017-11-27 1169
Психология Д. с нарушениями функций ОДА: предмет, задачи, методы, связь с др. науками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психология детей с нарушениями функций ОДА – это отрасль специальной психологии исследующая генезис отклонений в развитии, диагностику и коррекцию в процессе абилитации и социальной адаптации реб-ка с патологией ОДА. Предмет изучения - особенности формир-ния и развития психики Д. с наруш. функций ОДА. Задачи этого направления специальной психологии: = изучить общие закономерности психического развития детей с нормальным и нарушенным двигательным развитием; = изучить специфические особенности развития психики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; = раскрыть компенсаторные возможности, позволяющие преодолеть воздействие нарушений опорно-двигательного аппарата на психическое развитие; = выявить наиболее эффективные методы коррекционного воздействия на развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дав им психологическое обоснование. Основные направления: клинико-психологическое, сопоставление особенностей психологического разв. реб-ка с клиническим течением забол-я ОДА, этиопатогенезом, формами и степенью тяжести; психолого-педагическое, динамика развития реб-ка с двигат. патологией в процессе обуч-я и восп-я; социально-психологическое, формир-ние межличност. отношений, личности реб-ка с нарушениями движ-й, его социализация и професиональное самоопределение; семейно-психологическое, психологическое сопровождение семьи реб-ка с двигат-й патологией, оказание квалифицированной помощи семье и реб-ку. Имеет тесную связь с др-ми науками: гуманитарными (философия, социология), психолого-педагогическими, естественными (медицина, анатомия…). Исторический экскурс. Изучение клинических и психич-х особенностей людей с двигательными нарушениями, а также изучение возможности их социальной адаптации началось в середине 19 в. Хирург Литтл первый описал то, что сейчас известно как одна из форм спастического детского церебрального паралича — спастическая диплегия., дал харак-ку их речевых нарушений и личностного развития. В 1889 году не менее выдающийся сэр Ослер ввел термин церебральный паралич. Вслед за Литтлом, в течение более чем века, основной причиной ДЦП считалась асфиксия в родах. Хотя ещё в конце XIX века с этой концепцией не согласился Фрейд, заявив что патология в родах является лишь симптомом более ранних нарушений плода.Фрейд обратил внимание, что многие дети, которые пострадали от гипоксии продолжали нормально развиваться без появления ДЦП. Фрейд, будучи неврологом, заметил связь между ДЦП и другими нарушениями: умственной отсталостью и эпилепсией. В 1893 году им был введён термин «детский церебральный паралич» Именно Фрейд, на основании своих работ в 1890-х объединил различные нарушения, вызванные ненормальным развитием головного мозга под одним термином и создал первую классификацию детского церебрального паралича. В России в начале 19 в. вопросами помощи Д. и подросткам с двигат-ми нарушениями занимался Турнер. Он пытался проводить ортопедическую коррекцию поражений конечностей. Была организована трудовая мастерская, где мальчики с двигат. нарушениями обучались профессиям. Американский врач Фелп с, который сам страдал тяжелым параличом, показал, что многие Д. с церебр. параличом могут обладать высоким уровнем интеллекта. В 50-60гг в Венгрии возникло направление, которое было ориентировано на разработку метода воспит-я движений у Д. с наруш. финкций ОДА (кондуктивная педагогика). В нашей стране в разработке методов лечения большой вклад внесла Семенова, а в создании спец. системы восп. и обуч. Ипполитова.

В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии ОДА (Левченко, Приходько). I. Заболевания нервной системы: § детский церебральный паралич, § полиомиелит. II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: § врожденный вывих бедра, § кривошея, § косолапость и другие деформации стоп, § аномалии развития позвоночника (сколиоз), § недоразвитие и дефекты конечностей, § аномалии развития пальцев кисти,

§ артрогрипоз (врожденное уродство). III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: § травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,

§ полиартрит, § заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), § системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). Шипицына и Мамайчук выделили 4 категории лиц: гр: 1гр. = Д. у которых наруш-е ОДА обусловлено органическим поражением н/с: а) голов. мозга (ДЦП, опухоли, травмы); б) проводящих путей (параличи рук и кровошея); в) поражения спинного мозга (последств. полиомелита и травмы). 2гр = Д. у которых имеют сочетанные пораж-я н/с и ОДА вслествии родовых травм. 3гр = Д. которые имеют нарушения ОДА при сохранном интеллекте (врожденное уродство, сколиозы и т.д.). 4гр = Д. имеющие нарушения ОДА, наследственной этиологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дьюшена).

Двигательные наруш-я у Д. с ДЦП могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой степени реб-к не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деят-тью. Он не может самост-но обслуживать себя. При средней степени двигат-х нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто при помощи спец-х приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самост-но передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуж-я у них развиты не полностью, так же как и манипулятивная деят-ть. При легкой степени двиг-ых наруш-й Д. ходят самост-но, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самост-но ездить на город. транспорте. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулят-ая деят-ть. У Д. могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушение походки, движ-я недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечечная сила. Структура двигательного дефекта при ДЦП: нарушение мышечного тонуса, парезы и параличи, повышение сухожильных рефлексов, патологические позотонические рефлексы, синкенезии и насильственные движения, недоразвитие выпрямительных рефлексов и реакций равновесия. Лечение ДЦП должно быть начато как можно раньше и вестись непрерывно. Заболевание неизлечимо, но при лечении с раннего возраста возможно наиболее благоприятное развитие ребенка. В первые годы жизни наиболее возможно компенсировать дефект, уменьшить проявления спастичности, а следовательно, деформаций скелета, контрактур и улучшить приспосабливаемость к нормальным движениям, удержанию равновесия, самообслуживанию. Особенностью ДЦП является то, что до сих пор лечение данной болезни, как такового не существует, есть только реабилитация, причем в основном физическая (физиопроцедуры, массаж, лечебная физкультура) направленная на коррекцию двигательных нарушений. Физическая реабилитация при ДЦП позволяет улучшить, прежде всего, двигательные возможности пациента за счет:  восстановления нормального мышечного тонуса в конечностях;  коррекции контрактур и деформаций конечностей,  разрушения старых, привычных навыков движений;  формирования новых объемов движений,  закрепления приобретенных в процессе лечения двигательных навыков.

У ребенка, страдающего неврологической патологией, сроки появления и исчезновения физиологических рефлексов искажены, задерживается и освоение навыков ползания, стояния и ходьбы, вертикализации. Нарушение мышечного тонуса в виде его повышения или, наоборот, вялости, снижения, а также наличие патологических рефлексов и нередуцированных в нормальные сроки физиологических автоматизмов, связано с недостаточностью сенсорной проприоцептивной афферентации, с «информационным молчанием» подошвы, пятки, нарушением регуляции схемы тела и положения его в пространстве, с нарушением формирования вестибулярного аппарата и др. Основной задачей становится формирование двигательных навыков с использованием всех имеющихся у ребенка моторных и сенсомоторных возможностей. Начинать надо с оценки уровня функционального развития и соответствия навыков возрастной норме. Это контроль над положением головы, возможностью переворота, вставание на четвереньки, ползание, усаживание, вставание на ноги из положения на четвереньках, самостоятельное стояние и ходьба. Чем раньше начато лечение больного ребенка, направленное на сенсорно-рефлекторную стимуляцию опоры и шага, активного ползания, тем больше шансов у такого ребенка овладеть в дальнейшем навыками самостоятельной ходьбы.

У ребенка с врожденной двигательной паталогией компенсаторные механизмы еще не полноценны в отличии от взрослого, у которого компенсация происходит за счет других сформировавшихся систем, работающих с полной нагрузкой. Первоначально надо закрепить более сохранные звенья ЦНС: тренировать зрительную, кинетическую, вестибулярную системы. Решающее значение в компенсации двигательного нарушения отводится развитию афферентных механизмов. При ДЦП афферентация от примитивных безусловно-рефлекторных движений оказывается более мощной,чем афферентация, возникающая в результате произвольных движений. (Афферентация - постоянный поток нервных импульсов, поступающих в ЦНС от органов чувств, воспринимающих информацию как от раздражителей внешних (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция).

Методы изучения: свободное наблюдение за поведением ребенка в процессе игр, бытовых и режимных моментов; совместная деятельность; анализ анамнестических данных и результатов детской деятельности; беседы с родителями, специалистами и педагогами; беседы, социометрия. Цели изучения: выявление потенциальных возможностей психического развития; оценка максимально сохранных и дефектных звеньев; определение факторов, наиболее значимых для оценки имеющихся затруднений.
Особенности организации обследования: учет характера двигательного нарушения и возможности его влияния на активность ребенка; подбор «рефлекс запрещающей позиции» и наиболее удобного положения головы и туловища; способы взаимодействия с ребенком; выбор пособий для обследования.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.