Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-11-27 | 992 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В осязательном восприятии могут одновременно участвовать различные виды ощущений: тактильные, температурные, болевые, мышечно-суставные. В зависимости от характера деятельности слепые используют следующие виды осязания:
Пассивное осязание. С его помощью человек отражают целый ряд физических, пространственных и временных свойств к отношений предметов: вес, температуру, протяженность, длительность прикосновения, в некоторых случаях форму и т.д. Однако целостный образ предмета при пассивном осязании не возникает. В познавательной и других видах деятельности играет весьма незначительную роль.
Активное осязание, или гаптика. Возникает в результате активного ощупывания объектов. Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия.Активное осязание лежит в основе чувственного познания слепых, является ведущим в овладении трудовыми навыками, играет незаменимую роль в пространственной ориентировке. Преимущества гаптики: расширение осязательного поля, повышение скорости и точности осязания; отражает не только физические и пространственные свойства одного предмета, но и пространственные отношения между несколькими объектами одновременно
Опосредствованное, или инструментальное, осязание. Процесс ощупывания объекта производится рукой при помощи какого-либо инструмента или орудия (н-р, трость).Инструментальное осязательное восприятие отражает все свойства предметов, воспринимаемые при непосредственном ощупывании, за исключением их температуры. Преимущества: расширяется осязательное поле рук. Более точно отражает размеры фигуры и некоторые подробности контура объекта, не замечаемые при непосредственном осязательном или зрительном восприятии: неровности контура, незначительные округления углов и т.п.
|
В случае необходимости обследования особо мелких предметов при слепоте используется ротовое осязание (нахождение отверстия в игле производятся слепыми при помощи языка). Ротовое осязание дополняет и уточняет образы, формирующиеся в процессе ощупывания, делая возможным восприятие микродеталей.
Таким образом, существование различных форм и способов осязательного восприятия, и в особенности активного бимануального ощупывания, в значительной мере возмещает отсутствие или недостаточность зрительных образов восприятия и способствует успешному развитию психики слепых, их адаптации к новым условиям жизни, а в конечном итоге социально-трудовой реабилитации и интеграции.
Особенности представлений(это образы, запечатлевшиеся в памяти и в воображении в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств) слепых и слабовидящих:
1) фрагментарность проявляется в том, что в образе объекта часто отсутствуют многие существенные детали, образ неполон, иногда неадекватен. В основе фрагментарности лежит сукцессивный характер восприятия (последовательный). Ф. проявляется в рисовании, лепке, при узнавании предмета и объекта;
2) схематизм проявляется при восприятии образа, бедных деталями и слабо дифференцированых, в результате образ формируется как голая схема. Н-р, детям трудно установить различия между животными и растениями одного рода;
3) генерализованность (недостаточная обобщенность образов) связана с тем, что выделение существенных признаков и отвлечение случайных свойств, деталей находятся в прямой зависимости от полноты отражения и сенсорного опыта;
|
4) вербализм – нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Слепые часто правильно описывая тот или иной предмет называют существенные признаки при попытке воспроизвести его образ (лепка, рисование) не отражают этих признаков. Средством преодоления В. я-я широкое использование наглядных пособий, приспособленных для осязательного и зрительного восприятия формирования навыков обследования.
Разумеется, качественные и количественные изменения, наблюдающиеся при патологических нарушениях деятельности зрительного анализатора, не могут изменить самой природы и характера представлений. Фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность, вербализм и узость круга образов памяти слепых и слабовидяших в значительной мере преодолеваются в процессе компенсации. Возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир. Практика обучения в специальных школах показывает, что при правильно организованной коррекционной работе слепые приобретают запас представлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающей среде. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий.
Особенности памяти:
1)недостаточная осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти; трудности, которые слепые и слабовидящие испытывают в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д. Однако нужно отметить, что, несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти, запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекают у детей с нарушенными зрительными функциями успешнее, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями;
2) проявляется действие “закона края”, согласно которому лучше запоминаются начало и конец материала;
3) узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно, чем в норме, причем правильность узнавания находится в зависимости от остроты зрения.
4) неспецифическое узнавание (опознавание объектов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, несущественным, неспецифическим признакам) объясняется трудностями, испытываемыми при выделении существенных, специфических признаков.
|
5) наблюдается большая вариативность индивидуальных показателей (например, наряду с длительным сохранением у них можно наблюдать быстрое забывание; обусловлено недостаточным количеством или отсутствием повторений, недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут получить только вербальное знание.);
6) недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала.
Особенности внимания:
При тотальной слепоте типичные для состояния внимания позы и сокращения мышц лица - нахмуривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда, поворот к объекту, на который направлено внимание, и т.п. - отсутствуют или проявляются в очень ослабленном виде. Для слепого в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и такое фиксированное положение головы и тела, которое способствует наиболее отчетливому слуховому восприятию.
Внимание характеризуется рядом свойств (объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость и т.д.), проявление и развитие которых у слепых имеют некоторые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие ограничивает разнообразие впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания; скорость переключения внимания связана со скоростью и точностью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством восприятия и объемом внимания.
При ориентировке в большом пространстве необходима хорошая распределяемость внимания, тогда как его концентрация, широко представленная в аналогичных процессах у зрячих, для слепых попросту вредна. В целом развитие внимания слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определенным психическим процессом и тем более с функционированием какого-либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретенных волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, от активности человека.
|
Особенности мышления:
Глубокие нарушения функций зрения затрудняют также и выполнение операций анализа и синтеза, отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой - относительной сукцессивностыо осязательного и нарушенного зрительного восприятия. Эти же самые причины лежат в основе трудностей, испытываемых слепыми при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания.
О трудностях и недостаточном развитии аналитико-синтетической деятельности мышления свидетельствуют также низкий уровень дифференцированности представлений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием, формальность суждений и умозаключений слепых и, наконец, трудности, испытываемые ими в процессе выполнения остальных мыслительных операций, основанных на анализе и синтезе.
наблюдаются определенные затруднения в процессе выполнения операции сравнения. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравнению.
Недостаточно тонкий анализ, страдающий из-за сужения сферы чувственного познания, часто приводит к установлению тождества или различия либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам.
выделение несущественных или чрезмерно общих признаков.
Дивергенция, то есть расхождение двух взаимопереплетенных и взаимообуславливающих сторон отражения действительности - чувственного и логического.неверные либо формальные суждения и умозаключения
Формальность, вербализм.
Особенности воображения:
Сужение сферы чувственного познания за счет полного или частичного выпадения функций зрения обедняет восприятие и представления, ограничивает возможности комбинирования и реконструкции образов в воображении. Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления - при непроизвольной трансформации образов в сновидениях. Психологи, изучавшие сновидения слепых, отмечают их зависимость от времени нарушения зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.
Развитие воображения слепых и слабовидящих замедляется как за счет обеднения чувственного опыта, так и трудностей в формировании операциональных механизмов.
|
Характеризуя в целом произвольное творческое воображение слепых и слабовидящих, следует подчеркнуть снижение его количественной продуктивности в сравнении с нормой. Это связано с бедностью и однообразием ассоциативных связей, лежащих в основе продуцирования образов фантазии.
Качественные изменения в сфере воображения проявляются в снижении уровня оригинальности, т.е. новизны, нестандартности образов.
Для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Вероятно, персеверации являются способом преодоления затруднений в репродуцировании образов воображения. Затруднен у слепых и слабовидяших и переход от одного образа к другому из-за их низкой динамичности и пластичности.
Снижение уровня оригинальности воображения слепых и слабовидящих отчетливо проявляется в игровой деятельности, для которой характерны обедненность сюжетов, недостаточная изобразительность, низкая активность, склонность к стереотипным действиям.
Воображению слепых и слабовидящих свойственна неустойчивость первоначального замысла, наблюдаются трудности в доведении его до окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные ситуации. Часто образы оказываются лишенными единого смыслового стержня - простым механическим соединением различных элементов.
Недостаточный уровень осмысленности образов фантазии проявляется в снижении способности к антиципации, т.е. к предвидению, опережающему отражению, вероятностному прогнозированию.
Наличие специфических черт в воображении лиц с дефектами зрения не снимает основных закономерностей развития этого процесса, последние в равной мере проявляются как в норме, так впри патологии зрения. Надлежащим образом организованное обучение и воспитание слепых и слабовидящих способно обеспечить полноценное развитие их воображения.
22. Развитие личности при нарушениях зрения.
До становления тифлопсихологии как науки существовали следующие представления о слепых: 1.Гипертрофированные биологические потребности. 2.Присущи дурные привычки, отсутствие интереса. 3.Наличие отрицательных черт характера. 4.Наличие отрицательных волевых черт. В результате слепого представляли как человека совсем иного рода, а возможности развития и совершенствования их личности считали крайне ограниченными. Подобные взгляды можно найти вплоть до начала 20 века. Наряду с этим существовали и противоположные взгляды, утверждающие независимость личности и ее свойств от соматического состояния и условий жизни. Представители этой концепции утверждали, что личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивая контакты с внешним миром, способствует его самосознанию и самосовершенствованию.
Постепенно в тифлопсихологии появляются представления о биосоциальной природе человека, детерменированности личности преимущественно социальными факторами. Сначала укрепляется позиция, что слепота может привести к самым разнообразным проявлениям и образованию различных особенностей. Тифлопсихологи пришли к выводу, что многое зависит от влияния наследственности, социальных условий, собственных усилий и работы человека над собой. Материалистическая концепция развития личности в условиях сенсорной недостаточности впервые была дана Выготским. Он показал, что любой дефект является фактором, в определенной степени изменяющим отношение человека с окруж-им миром, что в результате дает «социально ненормальность поведения». Выготский обращал внимание на то, что первоначально отсутствие зрения само по себе не является психологическим фактором. Психологическим фактором слепота становятся, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми. Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности слепорожденных и рано утративших зрение и при отсутствии педагогического вмешательства может вызвать появление негативных характерологических особенностей: 1)некоторые изменения в динамике потребностей, связанные с затруднениями их удовлетворения; 2)сужение круга интересов; 3)редуцированность способностей к видам деятельности, требующих визуального контроля; 4)отсутствие или резкая ограниченность внешних проявлений внутренних состояний; 5)негативные последствия неправильного стиля воспитания. В результате неправильного воспитания в семье могут формироваться следующие отрицательные черты личности: *моральные (эгоцентризм, отсутствие чувства долга, эмпатия); *волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямчтво); *эмоциональные (равнодушие к окруж-им, душевная черствость); *интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового). Исследования свидетельствуют, что устойчивые свойства личности (способности, темперамент, направленность) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. Еще менее выраженной оказывается связь между формированием отдельных структурных компонентов личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта.
Дефекты зрения могут обусловить в той или иной мере возникновение условий, препятствующих формированию или проявлению активной жизненной позиции, установлению дружеских или деловых отношений с окруж-ми. В организации коллектива в спец.учреждениях для сепых и слабовидящих имеются как «+», так и «-». «+»: специально организованной обучение и воспитание. «-»: вынуждены общаться с себе подобными. Внутри коллективов в спец.учреждениях межличностные отношения имеют свои особенности. В дошк-ом и младше шк-ом возрасте межличностные отношения между слепыми и слабовидящими в коллективах зависят от состояния зрения. Наиболее в неблагоприятном статусном положении оказываются тотально слепые. Это объясняется меньшей мобильностью, активностью слепых их меньшей коммуникабельностью. В ср. и ст. шк-ом возрасте зависимости межличностных отношений от состояния зр ения не наблюдается, т.к.: наблюдается относительная однородность коллектива; в это время изменяется ценностные ориентации. Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются наиболее отчетливо в смешанных коллективах (слепые+зрячие). В этих условиях возникают затруднения в деловом и свободном общении, слепые становятся замкнутыми, уходят от контакта со зрячими, ориентированы на свой внутренний мир. В смешанном коллективе слепые часто занимаю позицию изоляции, крайней зависимости от зрячих, наблюдается зависимость статуса от степени нарушения зрения: лица с 1-ой группой инвалидности реже попадают в высокие статусные категории, они чаще изолированнее по сравнению с инвалидами 2 и 3 группы.
Влияние возраста и пола на положение инвалида по зрению в коллективе. Наиболее благоприятный статус у лиц с н.з.в возрасте от 20 до 30 лет, что связано с тем, что у них к этому времени завершается процесс психологической и трудовой адаптации, накапливается положительный опыт общения в коллективе. В сфере деловых отношений положение женщин в коллективе несколько благополучнее чем у мужчин, т.к. женщины в силу несложного содержания труда занимают более стабильное и прочное положение. В сфере эмоционально-личностных отношений заметно преимущество лиц мужского пола. Определяя зависимость социометрического статуса слепых наблюдается и от времени потери зрения. Процесс адаптации у слепорожденных изначально затрудняется резко суженным кругом общения и ограниченными в приобретении социального опыта. В наиболее благоприятном положении находятся лица, ослепшие в детском или подростковом возрасте. У ослепших в зрелом возрасте имеющийся социальный опыт с трудом поддается реализации из-за прочности ранее сложившихся динамических стереотипов.
Матвеева, Козловская изучали детей с глубокими нарушениями зрения и обнаружили, что детям характерны навязчивые движения (трение глаз, трепетание рук, вращательные и качательные движения туловищем, которые особенно выражены и сохранялись длительное время. В 3-5 лет у детей обнаруживались выраженные явления невропатии в виде повышенной возбудимости, недифференцированных ночных страхов, страха одиночества, пугливости, нарушение сна и аппетита, расстройство поведения. В 4-5 лет появлялось патологическое фантазирование, которое быстро приобретало характер навязчивых действий. Астенические реакции проявлялись в более раннем возрасте и оказались выраженными. Они проявлялись в виде частых головных болей, головокружения, непереносимость езды в транспорте, потливость, дыхательной аретмии. С 9-11 лет патохарактерологические реакции становились более стойкими и выраженными. Патологическое фантазирование являлось вторым по частоте проявлений патохарактерологического развития. Оно достигала своего пика в 10-12 лет и далее полностью угасало. Вместе с патологическим фантазированием появлялись идеи отношений, которые достигали пика в 12-14 лет и сохранялись до юношеского возраста. Т. о., начальными признаками патохарактерологического развития личности можно считать: 1)массивную невротическую симптоматику на ранних этапах онтогенеза; 2)синдром патологического фантазирования; 3)идеи отношений; 4)разнообразные и рано возникшие патохарактерологические реакции. Эти начальные проявления у детей с н.з. могут быть временными, а также могут сохраняться до взрослого возраста и иметь стойкий характер. Нервно-психические нарушения при внезапной слепоте. Матвеев и др. провели клинико-психологическое обследование слепых от рождения и ослепших в раннем возрасте. Анализ личностной стороны у 80% выявил следующие характерологические особенности: замкнутость, сензитивность, робость, нерешительность, повышенная возбудимость, упрямство, эгоцентризм, наиболее характерная психологическая особенность – чувство неудовлетворенности и ущербности. При этом они обладают хорошей памятью, легко и свободно излагают свои мысли. Свойственно обостренное чувство морали, повышенная принципиальность. При внезапной слепоте лица с н.з. проходят следующие этапы: 1 эт. – подострый, реактивно-депрессивный этап. Острота переживания слепоты стихает к 20-30 дню. Ведущий – астено-депрессивный синдром. Затягивается до 60-80 дней. У большинства отмечается нарушение чувства пространства. 2 эт. – этап стойких депрессивно-невротических расстройств. Происходит смещение акцентов в социально-значимых установках личности – стремление к деятельности. Больные замыкаются в кругу своих знакомых, обрывают связи с друзьями, около 30? Жалуются на чувство тоскливости, непреодолимой грусти, которые усиливают общее угнетенное подавленное настроение.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!