Осязательное восприятие и его роль в деятельности слепых. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Осязательное восприятие и его роль в деятельности слепых.

2017-11-27 992
Осязательное восприятие и его роль в деятельности слепых. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В осязательном восприятии могут одновременно участвовать различные виды ощущений: тактильные, температурные, болевые, мышечно-суставные. В зависимости от характера деятельности слепые используют следующие виды осязания:

Пассивное осязание. С его помощью человек отражают целый ряд физических, пространственных и временных свойств к отношений предметов: вес, температуру, протяженность, длительность прикосновения, в некоторых случаях форму и т.д. Однако целостный образ предмета при пассивном осязании не возникает. В познавательной и других видах деятельности играет весьма незначительную роль.

Активное осязание, или гаптика. Возникает в результате активного ощупывания объектов. Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия.Активное осязание лежит в основе чувственного познания слепых, является ведущим в овладении трудовыми навыками, играет незаменимую роль в пространственной ориентировке. Преимущества гаптики: расширение осязательного поля, повышение скорости и точности осязания; отражает не только физические и пространственные свойства одного предмета, но и пространственные отношения между несколькими объектами одновременно

Опосредствованное, или инструментальное, осязание. Процесс ощупывания объекта производится рукой при помощи какого-либо инструмента или орудия (н-р, трость).Инструментальное осязательное восприятие отражает все свойства предметов, воспринимаемые при непосредственном ощупывании, за исключением их температуры. Преимущества: расширяется осязательное поле рук. Более точно отражает размеры фигуры и некоторые подробности контура объекта, не замечаемые при непосредственном осязательном или зрительном восприятии: неровности контура, незначительные округления углов и т.п.

В случае необходимости обследования особо мелких предметов при слепоте используется ротовое осязание (нахождение отверстия в игле производятся слепыми при помощи языка). Ротовое осязание дополняет и уточняет образы, формирующиеся в процессе ощупывания, делая возможным восприятие микродеталей.

Таким образом, существование различных форм и способов осязательного восприятия, и в особенности активного бимануального ощупывания, в значительной мере возмещает отсутствие или недостаточность зрительных образов восприятия и способствует успешному развитию психики слепых, их адаптации к новым условиям жизни, а в конечном итоге социально-трудовой реабилитации и интеграции.

Особенности представлений(это образы, запечатлевшиеся в памяти и в воображении в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств) слепых и слабовидящих:

1) фрагментарность проявляется в том, что в образе объекта часто отсутствуют многие существенные детали, образ неполон, иногда неадекватен. В основе фрагментарности лежит сукцессивный характер восприятия (последовательный). Ф. проявляется в рисовании, лепке, при узнавании предмета и объекта;

2) схематизм проявляется при восприятии образа, бедных деталями и слабо дифференцированых, в результате образ формируется как голая схема. Н-р, детям трудно установить различия между животными и растениями одного рода;

3) генерализованность (недостаточная обобщенность образов) связана с тем, что выделение существенных признаков и отвлечение случайных свойств, деталей находятся в прямой зависимости от полноты отражения и сенсорного опыта;

4) вербализм – нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Слепые часто правильно описывая тот или иной предмет называют существенные признаки при попытке воспроизвести его образ (лепка, рисование) не отражают этих признаков. Средством преодоления В. я-я широкое использование наглядных пособий, приспособленных для осязательного и зрительного восприятия формирования навыков обследования.

Разумеется, качественные и количественные изменения, наблюдающиеся при патологических нарушениях деятельности зрительного анализатора, не могут изменить самой природы и характера представлений. Фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность, вербализм и узость круга образов памяти слепых и слабовидяших в значительной мере преодолеваются в процессе компенсации. Возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир. Практика обучения в специальных школах показывает, что при правильно организованной коррекционной работе слепые приобретают запас представлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающей среде. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий.

Особенности памяти:

1)недостаточная осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти; трудности, которые слепые и слабовидящие испытывают в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д. Однако нужно отметить, что, несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти, запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекают у детей с нарушенными зрительными функциями успешнее, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями;

2) проявляется действие “закона края”, согласно которому лучше запоминаются начало и конец материала;

3) узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно, чем в норме, причем правильность узнавания находится в зависимости от остроты зрения.

4) неспецифическое узнавание (опознавание объектов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, несущественным, неспецифическим признакам) объясняется трудностями, испытываемыми при выделении существенных, специфических признаков.

5) наблюдается большая вариативность индивидуальных показателей (например, наряду с длительным сохранением у них можно наблюдать быстрое забывание; обусловлено недостаточным количеством или отсутствием повторений, недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут получить только вербальное знание.);

6) недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала.

Особенности внимания:

При тотальной слепоте типичные для состояния внимания позы и сокращения мышц лица - нахмуривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда, поворот к объекту, на который направлено внимание, и т.п. - отсутствуют или проявляются в очень ослабленном виде. Для слепого в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и такое фиксированное положение головы и тела, которое способствует наиболее отчетливому слуховому восприятию.

Внимание характеризуется рядом свойств (объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость и т.д.), проявление и развитие которых у слепых имеют некоторые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие ограничивает разнообразие впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания; скорость переключения внимания связана со скоростью и точностью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством восприятия и объемом внимания.

При ориентировке в большом пространстве необходима хорошая распределяемость внимания, тогда как его концентрация, широко представленная в аналогичных процессах у зрячих, для слепых попросту вредна. В целом развитие внимания слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определенным психическим процессом и тем более с функционированием какого-либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретенных волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, от активности человека.

Особенности мышления:

Глубокие нарушения функций зрения затрудняют также и выполнение операций анализа и синтеза, отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой - относительной сукцессивностыо осязательного и нарушенного зрительного восприятия. Эти же самые причины лежат в основе трудностей, испытываемых слепыми при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания.

О трудностях и недостаточном развитии аналитико-синтетической деятельности мышления свидетельствуют также низкий уровень дифференцированности представлений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием, формальность суждений и умозаключений слепых и, наконец, трудности, испытываемые ими в процессе выполнения остальных мыслительных операций, основанных на анализе и синтезе.

наблюдаются определенные затруднения в процессе выполнения операции сравнения. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравнению.

Недостаточно тонкий анализ, страдающий из-за сужения сферы чувственного познания, часто приводит к установлению тождества или различия либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам.

выделение несущественных или чрезмерно общих признаков.

Дивергенция, то есть расхождение двух взаимопереплетенных и взаимообуславливающих сторон отражения действительности - чувственного и логического.неверные либо формальные суждения и умозаключения

Формальность, вербализм.

Особенности воображения:

Сужение сферы чувственного познания за счет полного или частичного выпадения функций зрения обедняет восприятие и представления, ограничивает возможности комбинирования и реконструкции образов в воображении. Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления - при непроизвольной трансформации образов в сновидениях. Психологи, изучавшие сновидения слепых, отмечают их зависимость от времени нарушения зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

Развитие воображения слепых и слабовидящих замедляется как за счет обеднения чувственного опыта, так и трудностей в формировании операциональных механизмов.

Характеризуя в целом произвольное творческое воображение слепых и слабовидящих, следует подчеркнуть снижение его количественной продуктивности в сравнении с нормой. Это связано с бедностью и однообразием ассоциативных связей, лежащих в основе продуцирования образов фантазии.

Качественные изменения в сфере воображения проявляются в снижении уровня оригинальности, т.е. новизны, нестандартности образов.

Для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Вероятно, персеверации являются способом преодоления затруднений в репродуцировании образов воображения. Затруднен у слепых и слабовидяших и переход от одного образа к другому из-за их низкой динамичности и пластичности.

Снижение уровня оригинальности воображения слепых и слабовидящих отчетливо проявляется в игровой деятельности, для которой характерны обедненность сюжетов, недостаточная изобразительность, низкая активность, склонность к стереотипным действиям.

Воображению слепых и слабовидящих свойственна неустойчивость первоначального замысла, наблюдаются трудности в доведении его до окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные ситуации. Часто образы оказываются лишенными единого смыслового стержня - простым механическим соединением различных элементов.

Недостаточный уровень осмысленности образов фантазии проявляется в снижении способности к антиципации, т.е. к предвидению, опережающему отражению, вероятностному прогнозированию.

Наличие специфических черт в воображении лиц с дефектами зрения не снимает основных закономерностей развития этого процесса, последние в равной мере проявляются как в норме, так впри патологии зрения. Надлежащим образом организованное обучение и воспитание слепых и слабовидящих способно обеспечить полноценное развитие их воображения.

 

22. Развитие личности при нарушениях зрения.

До становления тифлопсихологии как науки существовали следующие представления о слепых: 1.Гипертрофированные биологические потребности. 2.Присущи дурные привычки, отсутствие интереса. 3.Наличие отрицательных черт характера. 4.Наличие отрицательных волевых черт. В результате слепого представляли как человека совсем иного рода, а возможности развития и совершенствования их личности считали крайне ограниченными. Подобные взгляды можно найти вплоть до начала 20 века. Наряду с этим существовали и противоположные взгляды, утверждающие независимость личности и ее свойств от соматического состояния и условий жизни. Представители этой концепции утверждали, что личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивая контакты с внешним миром, способствует его самосознанию и самосовершенствованию.

Постепенно в тифлопсихологии появляются представления о биосоциальной природе человека, детерменированности личности преимущественно социальными факторами. Сначала укрепляется позиция, что слепота может привести к самым разнообразным проявлениям и образованию различных особенностей. Тифлопсихологи пришли к выводу, что многое зависит от влияния наследственности, социальных условий, собственных усилий и работы человека над собой. Материалистическая концепция развития личности в условиях сенсорной недостаточности впервые была дана Выготским. Он показал, что любой дефект является фактором, в определенной степени изменяющим отношение человека с окруж-им миром, что в результате дает «социально ненормальность поведения». Выготский обращал внимание на то, что первоначально отсутствие зрения само по себе не является психологическим фактором. Психологическим фактором слепота становятся, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми. Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности слепорожденных и рано утративших зрение и при отсутствии педагогического вмешательства может вызвать появление негативных характерологических особенностей: 1)некоторые изменения в динамике потребностей, связанные с затруднениями их удовлетворения; 2)сужение круга интересов; 3)редуцированность способностей к видам деятельности, требующих визуального контроля; 4)отсутствие или резкая ограниченность внешних проявлений внутренних состояний; 5)негативные последствия неправильного стиля воспитания. В результате неправильного воспитания в семье могут формироваться следующие отрицательные черты личности: *моральные (эгоцентризм, отсутствие чувства долга, эмпатия); *волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямчтво); *эмоциональные (равнодушие к окруж-им, душевная черствость); *интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового). Исследования свидетельствуют, что устойчивые свойства личности (способности, темперамент, направленность) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. Еще менее выраженной оказывается связь между формированием отдельных структурных компонентов личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта.

Дефекты зрения могут обусловить в той или иной мере возникновение условий, препятствующих формированию или проявлению активной жизненной позиции, установлению дружеских или деловых отношений с окруж-ми. В организации коллектива в спец.учреждениях для сепых и слабовидящих имеются как «+», так и «-». «+»: специально организованной обучение и воспитание. «-»: вынуждены общаться с себе подобными. Внутри коллективов в спец.учреждениях межличностные отношения имеют свои особенности. В дошк-ом и младше шк-ом возрасте межличностные отношения между слепыми и слабовидящими в коллективах зависят от состояния зрения. Наиболее в неблагоприятном статусном положении оказываются тотально слепые. Это объясняется меньшей мобильностью, активностью слепых их меньшей коммуникабельностью. В ср. и ст. шк-ом возрасте зависимости межличностных отношений от состояния зр ения не наблюдается, т.к.: наблюдается относительная однородность коллектива; в это время изменяется ценностные ориентации. Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются наиболее отчетливо в смешанных коллективах (слепые+зрячие). В этих условиях возникают затруднения в деловом и свободном общении, слепые становятся замкнутыми, уходят от контакта со зрячими, ориентированы на свой внутренний мир. В смешанном коллективе слепые часто занимаю позицию изоляции, крайней зависимости от зрячих, наблюдается зависимость статуса от степени нарушения зрения: лица с 1-ой группой инвалидности реже попадают в высокие статусные категории, они чаще изолированнее по сравнению с инвалидами 2 и 3 группы.

Влияние возраста и пола на положение инвалида по зрению в коллективе. Наиболее благоприятный статус у лиц с н.з.в возрасте от 20 до 30 лет, что связано с тем, что у них к этому времени завершается процесс психологической и трудовой адаптации, накапливается положительный опыт общения в коллективе. В сфере деловых отношений положение женщин в коллективе несколько благополучнее чем у мужчин, т.к. женщины в силу несложного содержания труда занимают более стабильное и прочное положение. В сфере эмоционально-личностных отношений заметно преимущество лиц мужского пола. Определяя зависимость социометрического статуса слепых наблюдается и от времени потери зрения. Процесс адаптации у слепорожденных изначально затрудняется резко суженным кругом общения и ограниченными в приобретении социального опыта. В наиболее благоприятном положении находятся лица, ослепшие в детском или подростковом возрасте. У ослепших в зрелом возрасте имеющийся социальный опыт с трудом поддается реализации из-за прочности ранее сложившихся динамических стереотипов.

Матвеева, Козловская изучали детей с глубокими нарушениями зрения и обнаружили, что детям характерны навязчивые движения (трение глаз, трепетание рук, вращательные и качательные движения туловищем, которые особенно выражены и сохранялись длительное время. В 3-5 лет у детей обнаруживались выраженные явления невропатии в виде повышенной возбудимости, недифференцированных ночных страхов, страха одиночества, пугливости, нарушение сна и аппетита, расстройство поведения. В 4-5 лет появлялось патологическое фантазирование, которое быстро приобретало характер навязчивых действий. Астенические реакции проявлялись в более раннем возрасте и оказались выраженными. Они проявлялись в виде частых головных болей, головокружения, непереносимость езды в транспорте, потливость, дыхательной аретмии. С 9-11 лет патохарактерологические реакции становились более стойкими и выраженными. Патологическое фантазирование являлось вторым по частоте проявлений патохарактерологического развития. Оно достигала своего пика в 10-12 лет и далее полностью угасало. Вместе с патологическим фантазированием появлялись идеи отношений, которые достигали пика в 12-14 лет и сохранялись до юношеского возраста. Т. о., начальными признаками патохарактерологического развития личности можно считать: 1)массивную невротическую симптоматику на ранних этапах онтогенеза; 2)синдром патологического фантазирования; 3)идеи отношений; 4)разнообразные и рано возникшие патохарактерологические реакции. Эти начальные проявления у детей с н.з. могут быть временными, а также могут сохраняться до взрослого возраста и иметь стойкий характер. Нервно-психические нарушения при внезапной слепоте. Матвеев и др. провели клинико-психологическое обследование слепых от рождения и ослепших в раннем возрасте. Анализ личностной стороны у 80% выявил следующие характерологические особенности: замкнутость, сензитивность, робость, нерешительность, повышенная возбудимость, упрямство, эгоцентризм, наиболее характерная психологическая особенность – чувство неудовлетворенности и ущербности. При этом они обладают хорошей памятью, легко и свободно излагают свои мысли. Свойственно обостренное чувство морали, повышенная принципиальность. При внезапной слепоте лица с н.з. проходят следующие этапы: 1 эт. – подострый, реактивно-депрессивный этап. Острота переживания слепоты стихает к 20-30 дню. Ведущий – астено-депрессивный синдром. Затягивается до 60-80 дней. У большинства отмечается нарушение чувства пространства. 2 эт. – этап стойких депрессивно-невротических расстройств. Происходит смещение акцентов в социально-значимых установках личности – стремление к деятельности. Больные замыкаются в кругу своих знакомых, обрывают связи с друзьями, около 30? Жалуются на чувство тоскливости, непреодолимой грусти, которые усиливают общее угнетенное подавленное настроение.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.