Психологические механизмы развития депрессии — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Психологические механизмы развития депрессии

2017-11-27 231
Психологические механизмы развития депрессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ

Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании, но в особой форме - в форме эмоций и личностных смыслов.

В теории деятельности эмоции - это отражение отношения ре­зультата деятельности к ее мотиву. Если, с точки зрения мотива, деятельность проходит успешно, то возникают положительные эмоции, а если неуспешно, - отрицательные.

Под эмоциями в основном подразумевают сильные психические состояния, обычно связанные с возбуждением или высоким уровнем энергии и дающие начало чувствам и страстям. Кроме того, каждое такое состояние обычно характеризуются валентностью или направленностью. Так, удивление, эйфория, гнев или страх, различаясь по степени положительности или отрицательности, являются вместе с тем сильнодействующими переживаниями.

В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции пронизывают всю жизнь человека от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. Мир эмоций разнообразен. Гаммы ощущений сопровождают многочисленные потребности живых существ и разные формы их удовлетворения, практически все поведение. Все поступки человека связаны с ощущением самого себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют каждому живому существу надежно оценивать свое состояние и воздействие факторов окружающей среды, а также предвидеть эти воздействия. Общее благосостояние человека и различные недомогания также тесно связаны с характерными эмоциональными ощущениями.

Эмоции играют огромную приспособительную роль:

- эмоции возникли в эволюции и закрепились как средство оценки внутренних метаболических потребностей живых существ и их удовлетворения;

- эмоции имеют межличностный информационный смысл;

- эмоции участвуют в оценке внешних воздействий.

Кроме того, эмоции - важный показатель неосознаваемых мотивов. Они могут быть ключом к их разгадке. И работа по осозна­нию мотивов может происходить на основе анализа эмоций (по ка­кому поводу они возникали и какого свойства они были: положи­тельные или отрицательные).

Личностный смысл - это переживание повышенной субъектив­ной значимости предмета, действия, события. Личностный смысл обнаруживается тогда, когда нейтральный объект начинает пере­живаться как субъективно очень важный. Сильный мотив вовлека­ет в поле своего действия большой круг предметов, которые стано­вятся личностно значимыми.

Работа по осознанию собственных мотивов (рефлексия) очень сложна. Она требует интеллектуального и жизненного опыта. Результатом такой работы является самопозна­ние, самоусовершенствование, повышение личностной и профессиональной компетентности.

Знание основ теории деятельности позволяет содержательно анализировать реальную и нормативную деятель­ность.

Под нормативной деятельностью мы понимаем не стереотип­ную, алгоритмизированную, жестко детерминированную деятель­ность, но такую, которая содержит в себе смыслы, мотивы, цели, ее основные действия, операции.

ФОБИИ

Современные люди живут в век высокоразвитых технологий и торжества знаний. Казалось бы, большинство аспектов проявления жизни на самых разнообразных уровнях изучено достаточно тщательно. Те странные явления или факты, которые пугали предков людей, давно перестали принимать угрожающий вид. Тем не менее, фобии человека продолжают преследовать его, выражаясь в паническом опасении множества из проявлений жизни в ноосфере.

Страх, как таковой процесс – свойство человека, которое во многом способствует сохранению жизни и здоровья индивиду, уберегая его от неоправданного риска или серьезной опасности. Вместе с тем, фобия человека представляет собой неконтролируемое опасение вымышленных угроз, то есть таких, которые либо очень далеко и неспособны навредить, равно как и тех, которые вообще могут быть безопасными.

Фобии могут носить самые разнообразные проявления. На сегодняшний день наука знает примерно 300 фобий, подробно описанных специалистами психологами. Наиболее часто эти расстройства возникают по причинам невротического характера вследствие стрессов или потрясений психического рода. Гораздо реже фобии являются следствием органических поражений мозга, вызванных травмами или болезнями. Фобия характеризуется постоянным напряжением психо-эмоциональных процессов, которые заключаются в проявлении необоснованного страха, при этом возникает сильное чувство обеспокоенности и тревоги. Катализатором панического состояния выступает ситуация или предмет, который, собственно, и вызвал фобию.

Механизмы развития фобии

К сожалению, медицина относительно зарождения и развития фобий еще не выработала ясную картину. Впрочем, стал известен характер предрасположенности людей к возникновению расстройства. Наибольшим образом в плане образования фобий играет генетический фактор. В 80% случаев фобии, а также их разновидности — панические атаки возникают у потомков тревожных родителей. Беспокойные родители уже генетически передают своим потомкам тревожный способ восприятия мира. Более того, сам процесс воспитания будет основан на формировании панических представлений о чем-либо. Это способствует формированию специфических черт характера – мнительности, подозрительности, недоверия, у ребенка развивается стремление постоянно контролировать текущую ситуацию. Учитывая всевозможные жизненные ситуации, которые сопровождаются сильными стрессами, можно в определенной долей вероятности судить о том, что механизмы возникновения фобии реализуются в таком индивиде рано или поздно.Самое раннее проявление фобии возникает спонтанно и сопровождается:

· сильный приступ страха;

· учащенным сердцебиением;

· проявляется потливость ладоней;

· озноб и необъяснимый жар тела;

· потеря концентрации и ориентации в пространстве;

· опасения серьезной болезни или даже смерти.

Порой фобии преследуют человека с самого детства. Сильнейший стресс, который возник при контакте с определенным предметом, существом либо явлением, настолько проник в память и сознание, что фобия затем терзает человека очень долго. Примерами могут служить укус собаки, демонстрация друзьями огромного паука, пребывание (особенно помимо воли ребенка) на огромной высоте и многие другие.Вполне может быть ситуация, когда человек попросту забывает о стрессовой ситуации давних лет. В таком случае побороть беспричинные страхи становится еще сложнее.

Фобии человека настолько разнообразны, как сама жизнь. Выделяя несколько сотен фобий, медики свое внимание фокусируют на ряде наиболее часто встречающихся страхов и опасений:

· Фобия высоты – иррациональное опасение высоты. Если страдающий фобией человек оказывается на высотном объекте, он испытывает ужас и панику, становится неуправляемым.

· фобия болезней лежит во внутреннем способе восприятия мира человеком. Очень многие пациенты клиник идут туда не потому, что испытывают реальные проблемы, а потому, что опасаются расстройств, испытывая страх.

· фобия чистоты. Верминофобия проявляется в патологическом неприятии грязи, человек может резко расстроиться и впасть в ступор. Сопровождается непреодолимой тягой к наведению порядка, регулярным уборкам и т.п.

· фобия насекомых. Страх и отвращение перед насекомыми. Часто провоцируется взрослыми, которые навязывают детям мысли о «неприятных жуках» и т.п.

· фобия одиночества. Страх остаться одному. Больной не желает быть одиноким ни на минуту, не может спать в одиночестве. В противном случае может впасть в паническое состояние, потерять контроль, проявить агрессию и истерию.

· фобия смерти – страх умереть. Часто сопровождает пожилых людей, а также детей с повышенной впечатлительностью.

· фобия грязи. Страх грязи может сопровождаться постоянным ощущением неаккуратности, присутствия грязи везде и всюду: на руках и теле, на столе, постели и т.п.

· фобия преследования – навязчивое состояние, которое сопровождается представлениями человека о вымышленной погоне за ним, постоянном преследовании. Развивается на фоне автаркии и крайней подозрительности;

· фобия старости. Мысли про естественные жизненные процессы – рост, зрелость и достижение старости – могут пугать и вгонять в паническое состояние людей, склонных к страхам.

· фобии тишины. Современная фобия, выражающаяся в развитии беспокойства при внезапном формировании тишины в помещении или на улице.

· фобия воды может развиться от глубокого потрясения детства: перевернулась лодка в море, сильный шторм, большая волна и т.п.

МАНИИ

 

Как научный термин, мания издавна служит для обозначения определенной формы душевного расстройства. Существенные свойства этой формы болезни заключаются в ускорении течения идей и усилении двигательных импульсов.

Обыкновенно развитию мании предшествует непродолжительный период психического угнетения (меланхолии, депрессии), характеризуемого как раз противоположными свойствами. Спустя несколько недель после появления такого угнетенного, подавленного состояния, с больным происходит иногда постепенно, иногда довольно быстро, резкая перемена. Он становится болтливым, перескакивает с одного предмета на другой, склонен к шуткам, подбору рифм, смехотворным замечаниям. Вместе с тем, устанавливается благодушное настроение и повышенное самочувствие, все больному представляется в розовом цвете, он чувствует себя способным к большим трудам, крупным предприятиям, преодолению всех препятствий; ему весело на душе, он испытывает потребность обнаружить это веселье в песнях, шумном обществе, угощении приятелей и незнакомых лиц. Однако, настроение больного неустойчиво, он легко раздражается, впадает из-за ничтожного противоречия в гнев, внезапно без видимой причины способен зарыдать, но так же быстро опять возвращается к смеху и шуткам, которые легко принимают характер оскорбительных и цинических выходок.

Если психическое расстройство не идет дальше этих легких изменений, совокупность которых напоминает картину алкогольного опьянения, то врачи имеют дело с видом мании, называемыми "маниакальной экзальтацией".

Эта легкая картина болезни может продержаться несколько дней или недель, и отсюда возможен исход к выздоровлению путем постепенного возвращения к норме, или же наступает дальнейшее развитие мании. В последнем случае ускорение течения идей усиливается до настоящего бегства или вихря их, и тогда связное мышление становится уже невозможным.

В то же время обыкновенно в сознании являются идеи величия. Двигательное возбуждение выражается в громких криках, безостановочном наборе слов, усиленной жестикуляции руками и ногами, прыганье, склонности рвать и разрушать все, что попадается под руки. При еще большей интенсивности болезни наступает полная спутанность, помрачение сознания и сильнейшее буйство. В таком виде мания может тянуться несколько недель или месяцев, причем за время течения болезни обыкновенно происходят колебания в интенсивности ее проявлений; при очень длительном течении, последняя вообще понижается. Большей частью психическое расстройство при мании, даже при легких формах ее, сопровождается упорной бессонницей.

Во многих случаях мания представляет самостоятельную форму болезни, и тогда она дает большой процент полного выздоровления.

Нередко, однако, мания представляет лишь эпизодическое проявление сложных, хронических душевных расстройств, таких как, например, прогрессивный паралич, периодическое, эпилептическое помешательство, и тогда исход лечения определяется свойствами основной болезни; в этих случаях, мания может пройти, но психическое расстройство не исчезает, а принимает лишь другую форму. Причины и лечение мании совпадают с соответственными данными о душевных болезнях вообще.

 

Практическое применение.

1.Данные психологического эксперимента могут быть использованы для дифференциально-диагностических целей. Конечно, установление диагноза – дело врача, оно производиться не на основании тех или иных лабораторных данных, а на основании комплексного клинического исследования. Однако в психологических лабораториях накоплены экспериментальные данные, характеризующие нарушения психических процессов при различных формах заболеваний, которые могут служить дополнительным материалом при установлении диагноза. Так, например, при клинической оценке психического состояния больного нередко возникает необходимость ограничения астенического состояния органической природы от состояния шизофренической вялости. Замедленность психических процессов, плохое запоминание и воспроизведение предъявляемого материала, выявление зависимости этих нарушений от истощаемости – все это обнаруживается чаще при органическом заболевании, в то время как непоследовательность суждений при отсутствии истощаемости, разноплановость мышления при хорошем запоминании чаще наблюдается при шизофреническом процессе.

2.Перед психологическим экспериментом может быть поставлена задача анализа структуры, установление степени психических нарушений больного, его интеллектуального снижения вне зависимости от дифференциально-диагностической задачи, например при установлении качества ремиссии, при учете эффективности лечения.

3.Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией. Многократно проводимые в процессе лечения патопсихологические исследования могут быть объективным показателем влияния терапии на течение болезни, свидетельствуют об эффективности проводимого лечения, а также характеризуют особенности наступления ремиссий и структуры формирующегося при этом психического дефекта, если речь идет о процессуальном заболевании. Другими словами, при этом изучаются особенности воздействия лечебного средства на психоз.

4. Участие в экспертной работе. Психологические исследования имеют важное значение в проведении судебно-психиатрической экспертизы. Психолог при этом не только представляет данные, облегчающие решение диагностических вопросов, но и объективно устанавливает степень выраженности психического дефекта. Например, мало диагностировать эпилепсию; следует, если правонарушение совершено не во время припадка или эквивалента, обязательно установить выраженность психического дефекта, глубины эпилептического слабоумия. То же самое относится и к олигофрении — экспертное заключение не ограничивается, например, констатацией дебильности, но уточняет и степень ее выраженности. Особенно возрастает роль психолога при отсутствии у обследуемого психического заболевания. Понимание характера совершенного преступления невозможно в этих случаях без исследования структуры мотивов и потребностей, присущей испытуемому системы отношений, установок, ценностных ориентации, без раскрытия внутренней психологической структуры личности. Психологическая экспертиза производится не только для оценки личностных свойств обвиняемого, но нередко объектами ее становятся потерпевшие и свидетели, так как получаемые психологом данные способствуют адекватной оценке их показаний, помогают судить об их достоверности. Психологическая экспертиза особенно часто производится по делам, в которых фигурируют несовершеннолетние. При этом определяются уровень их познавательной деятельности и характер присущих им индивидуально-личностных особенностей. Лишь при такой суммарной оценке можно судить о способности обследуемого сознавать противоправность своих действий и руководить ими. В рамках психолого-психиатрической экспертизы часто решается вопрос о наличии у обвиняемого какого-либо патологического аффективного состояния, а также других состояний, повлиявших на него в момент совершения преступления (переутомление, страх, горе).

Важное значение имеют установление возможности возникновения в определенной ситуации таких состояний, как растерянность, потеря ориентировки, и экспертная оценка их влияния на качество выполнения обследуемым его профессиональной деятельности.

5. Участие в реабилитационной работе. Современная психиатрия особое значение придает работе по реабилитации и социализации больных. Психиатр не ограничивается проведением активной терапии и назначением больному шизофренией поддерживающих доз лекарственных средств, но должен позаботиться и о восстановлении больным его положения в обществе — в семье, на производстве.

6. Особое место занимает использование патопсихологического эксперимента в психиатрической клинике детского возраста. Наряду с задачей дифференциальной диагностики, установления степени снижения и учета эффективности лечения встает специфический для детской психиатрической клиники вопрос о прогнозе обучаемости и связанный с ним вопрос об отборе детей в специальные школы.

Следует отметить, что экспериментальные факты, накопленные патопсихологами при решении обозначенных практических задач, могут оказаться полезными при решении и ряда теоретических вопросов.

 

Невроз. Симптомы. Лечение неврозов.

Невроз (или как его еще называют невротическое расстройство) – это общее название группы определенных функциональных психогенных обратимых расстройств. Невроз имеет прямую тенденцию к затяжному течению. На сегодняшний день невроз характеризуется снижением умственной и физической работоспособности. Чаще всего проявляется в виде истерики или вариантов навязчивого поведения и является астеническим состоянием человека. Невроз напрямую связан с состоянием нервной системы, и если человек испытал какие-либо сильные переживания, стрессы, или имелось какое-то другое воздействие на нервную систему, то вероятность возникновения нервоза увеличивается. Как показывает практика, невроз, чаще всего, происходит из-за сильных стрессовых ситуаций. Именно стресс является причиной истощения нервной системы, в результате чего нарушается сердечный ритм, а также работа желудка и других органов.

Сегодня любая клиника неврозов определяет заболевание как сложную форму, тесно связанную с психогенными факторами. Из практики следует, что внешний или внутренний конфликт приводит к перенапряжению и возникновению психологической травмы.

Основные причины неврозов:

· Сильные физические или умственные нагрузки, выражающиеся в постоянной работе, без возможности отдыха в течение длительного времени. Возникновение постоянного, т.е. хронического стресса, а также сильное душевное переживание, связанное с проблемами в личной жизни. Сочетание этих факторов дает двойной эффект развития невроза.

· Сильное истощение нервной системы из-за неспособности выполнить определенную задачу, или решить возникшую проблему. В этом случае может помочь клиника неврозов.

· Плотный рабочий график, без возможности отдыха, или неумение отдыхать.

· Врожденная склонность к быстрому утомлению, а затем и переутомлению.

· Злоупотребление алкоголем или наркотическими средствами ведет к быстрому формированию невроза. Здесь снова необходима клиника неврозов, но только после избавления от зависимости.

· Одним из сопутствующих нервозам болезней являются те которые сильно истощают организм, и в частности иммунную систему.

Основные симптомы невроза делятся на психические и соматические.

Психические симптомы:

· Эмоциональное напряжение, часто проявляющееся в виде возникающих без видимых причин навязчивых мыслей и навязчивых действий..

· Острая реакция и неготовность к стрессовым ситуациям. Если некоторые люди реагируют на это плаксивостью или агрессией, то при неврозе у человека появляется зацикленность и замкнутость. Постоянные переживания и тревоги без видимых на то причин. Возможно развитие фобий. Очень важно сразу же начать лечение неврозов, как только вы заметили такой симптом. Возможно, что в клинике неврозов вам предложат длительное лечение фобий и неврозов, но в нашем центре неврозов «Анитфобия», с использованием технологии «ЭМАТ», избавление от невроза, в большинстве случаев, происходит за 1-2 сеанса.

· Быстрая утомляемость, хроническая усталость. В лечении неврозов также нуждаются люди с быстрой утомляемостью. О быстрой утомляемости можно утверждать, если вы только приступили к работе, а память уже начинает хуже функционировать, ухудшается внимание и мыслительные способности.

· Экстра чувствительность к резким перепадам температуры, а также к яркому свету и очень громкому звуку.

· Появление комплексов по поводу своего общения, низкая или слишком высокая самооценка.

· Также в лечении неврозов нуждаются люди, которые страдают такими явлениями как неопределенность или противоречивость, люди которые совершенно неверно выставляют жизненные приоритеты, а также определяют свои предпочтения.

· Легко изменчивое настроение, зависящее от пустяков. Сильная раздражительность.

Соматические симптомы:

· Резкие боли в голове. Области живота, а также сердца. Лечение неврозов будет на пользу людям, которые заметили, что их мышцы и суставы начали сильно болеть без видимых на то причин. Частые мочеиспускания и дрожь в руках, также могут являться первыми симптомами невроза.

· Быстрая утомляемость при малом объеме работ. Резкое или постепенное снижение работоспособности, вызванное сонливостью и потемнением в глазах.

· Появление ВСД (вегето-сосудистая дистония), частые головокружения, а также потемнения в глазах, которые способствуют дезориентации.

· Появление потливости в острых формах, а также снижение потенции и обострение простатита.

· В некоторых случаях невроз проявляется в нарушении вестибулярного аппарата, т.е. появляются головокружения с элементами резкого потемнения в глазах.

· Любая форма нарушения аппетита (чрезмерное употребление или недоедание пищи, а также быстрая насыщаемость организма).

· Любая форма нарушения сна, будь то бессонница или быстрый уход в глубокий сон. Сон без глубокой стадии, поверхностный сон, сопровождающийся быстрым просыпанием. Появление чувства недосыпа или кошмарные сновидения.

· Сильные эмоциональные травмы, вызванные переживанием за собственное здоровье.

· Возникновение булимии психогенного характера.

 

Навязчивые состояния.

Навязчивые состояния – неадекватные или даже абсурдные и субъективно тягостные мысли, представления, побуждения, страхи и действия, возникающие помимо или вопреки воле пациентов, при этом значительная часть из них осознаёт их болезненную природу и нередко пытается им противодействовать (Блейлер, 1911; Зиновьев, 1931; Озерецковский, 1950; Тиганов, 1999; и др.).

Типичными признаками расстройства являются: 1. аутохтонный, то есть неконтролируемый, принудительный характер течения явлений навязчивости (то есть их появления, сохранения в сознании, а также спонтанного устранения на некоторое время из сознания); 2. чуждость содержания навязчивых переживания тому, что пациент считает присущим его собственному Я;3. стереотипный характер навязчивых переживаний, хотя им может быть свойственна и определённая динамика (например, смена одних навязчивостей другими, расширение содержания навязчивостей, например, расширение круга фобических объектов и ситуаций); 4. сознание не только неадекватности, то есть неуместности, странности, иррациональности содержания, но нередко и болезненной природы навязчивых явлений; 5. тесная связь большинства навязчивых явлений с тревогой или тревожно-депрессивным расстройством настроения; 6. тенденция к принятию сознательным Я пациента содержания навязчивых переживаний на более отдалённых этапах течения расстройства. Например, навязчивое влечение совершить нечто неприемлемое со временем может превратиться в импульсивное, страстное, непреодолимое желание это сделать. Аналогичное явление наблюдается при навязчивых представлениях - на высоте болезненного состояния пациенты могут вполне поверить в реальность некоей воображаемой ситуации. Точно также навязчивый страх превращается иногда впанический, при этом понимание его необоснованности на некоторое время практически полностью исчезает. Последний критерий определённо указывает на возможность присоединения к навязчивостям или участия в их происхождении нарушений самоосознавания; 6. приступообразное и многократное появление навязчивых явлений на протяжении длительного времени, нередко в течение ряда лет; 7. появление навязчивостей при формально ясном состоянии сознания. В психотических состояниях и в состоянии спутанного сознания навязчивостей, по всей видимости, не бывает, они исчезают или трансформируются в другие симптомы психического расстройства. В значительной степени условно различают навязчивости; а) в идеаторной сфере – обсессии (стоит обратить внимание на то, что мысли адекватного содержания навязчивыми никогда не бывают); б) в аффективной сфере – фобии (заметим, что состояний с навязчивым появлением позитивных эмоций никогда не возникает), а также в) в волевой сфере - компульсии.

Предлагаются систематики навязчивостей и по их содержанию. Некоторые авторы представляют клинико-патогенетические классификации навязчивостей, имея в виду их предполагаемую природу и клиническое значение расстройства. Так, К.Ясперс различает образные и отвлечённые навязчивости. Содержание первых (страхов, представлений и др.), подчёркивает автор, является чрезвычайно тягостным для пациентов, как бы отражающим вытесненные из сознания деструктивные побуждения. Содержание отвлечённых навязчивостей нейтрального содержания (счёта, воспоминаний и др.) не имеет сколько-нибудь существенного личного значения и в этом смысле появление навязчивостей не рассматривается как прямо связанное с бессознательной сферой, то есть непосредственно с эмоциональной сферой. Разграничивают, наконец, элементарные навязчивости, их появление имеет прямую причинную связь с предшествующей психотравирующей ситуацией, и криптогенные навязчивости, внешний источник которых установить не удаётся (Свядощ, 1959). Следует подчеркнуть, что представление навязчивых явлений в литературе является достаточно размытым, отчего их диагностика является, скорее всего, слишком расширенной.

При отвлеченной навязчивости само содержание навязчивого явления аффективно безразлично — это насильственные размышления, насильственный счет, насильственные воспоминания. В этом случае для больного мучителен самый факт того, что он должен, помимо своей воли, например, размышлять над несущественными темами? предметами. При навязчивости чувственной, образное для больного мучителен не только самый факт появления навязчивости, невозможность ее преодолеть, но и содержание навязчивости, это — насильственное воспоминание о неприятных событиях, хульные, кощунственные мысли и овладевающие представления, сомнения и страх.

При навязчивости отвлеченной речь идет об "умственной жвачке", бесплодном мудрствовании. Больной, помимо своей воли, принужден думать над неразрешимыми проблемами, над несущественными вопросами, вплоть до самых банальных: почему стул делается с4-мя, а не с 2-мя ножками, что бы делалось со стулом, если бы он делался с 2-мя ножками. Больной сознает бессмысленность подобного мудрствования, но избавиться от этого не может, или он принужден думать о том, что такое бесконечность, есть ли конец у бесконечности, почему земной шар вертится в ту сторону, а не в другую и что бы было с людьми, если бы он вращался в обратную сторону; почему дом построен трехэтажный, а не четырехэтажный,какие бы люди жили, если бы этот дом был четырехэтажный, изменился ли бы его облик, как бы это повлияло на весь архитектурный ансамль данного квартала и т.д. Больной сознает нелепость, бессмысленность, бесплодность подобных размышлений, подобной "умственной жвачки", но избавиться от нее не может и от этого страдает; сознает болезненность этого, сознает, что это что-то чуждое, хотя эти навязчивые мысли считает своими.

То же самое может касаться не размышлений, а воспоминаний. Больной помимо своей воли должен вспомнить имя, отчество, год рождения своих знакомых, обстоятельства встреч с ними, когда он видел их в последний раз, какого числа, какая была погода в этот день. Он пытается избавиться от этого, но безрезультатно»У некоторых больных имеется навязчивое стремление запомнить номера вагонов трамваев. У других больных имеется стремление считать буквы на вывесках, окна в домах, пуговицы у собеседника.

Навязчивости чувственные, образные более разнообразны. Во-первых, сюда относятся навязчивые воспоминания. У больного в жизни было какое-то неприятное событие, чрезвычайно его травмировавшее, иногда даже постыдное событие, он его хочет забыть,похоронить, не думать, не вспоминать о нем, но оно навязчиво, со всеми подробностями, чрезвычайно образно, с яркостью псевдогал-люцинаций, постоянно вспоминается больным, всплывает в памяти.Он отгоняет его, а воспоминание вновь навязчиво воспроизводится изо дня в день, в течение дня много раз, почти постоянно. Больной страдает не только от самого факта навязчивого воспоминания, но и от содержания. Такаянавязчивость — с аффективнымтягостнымсодержанием.

К таким же навязчивостям относятся и хульные, кощунственные мысли. Банальный пример: у религиозного человека, находящегося в церкви в момент богослужения, в момент самого благолепия вдруг возникают циничные мысли в отношении девы Марии, Христа и др. святых. Здесь самый факт появления этих мыслей для религиозного человека, естественно, является мучительным, не говоря о том, что эти мысли возникают в сознании помимо воли больного. Он отгоняет их, а они, как нашептывание дьявола, вновь появляются в сознании. Кощунственные мысли могут быть другого содержания:у отца или матери — любимый ребенок, за жизнь которого, за здоровье которого больной (или больная; постоянно тревожится. И вдруг возникает навязчивое желание болезни и смерти ребенка. Контрастность, навязчивое противоположное отношение само по себе является мучительным, страшным, угрожающим.

Овладевающее представление — это такая форма навязчивости, которая на высоте становится не отличной от бреда. В.П. Осипов в своем описании овладевающих представлений приводит случай со студентом, садившимся в трамвай в толчее, у которого возникла мысль, что он в давке случайно столкнул женщину, она попала под колеса трамвая и была раздавлена, он виновник ее смерти. Это представление настолько им овладело, что он вернулся к месту посадки и стал расспрашивать окружающих, действительно не попала ли женщина под колеса трамвая в ближайшие часы. Отрицательный ответ не успокоил его. Для подтверждения он отправился Управление трамвайного движения. В момент, когда он возвращался к месту своей посадки, когда обращался в Управление трамвая, критика к содержанию навязчивости на время исчезла. Навязчивостьдостигланапряженностибреда.

Лечение. Основные методы - медикаментозная и поведенческая психотерапия. Крайне редко, при очень тяжелых формах заболевания и неэффективности консервативного лечения прибегают к психохирургической операции.

 

Понятие мышления

Мышление- это процесс обобщенного и опосредствованного речью способа познания существенных свойств и взаимоотношений между объектами и явлениями действительности и их преобразования.

Мышление – социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей, не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

АЛКОГОЛИЗМ

 

ПЕРВАЯ СТАДИЯ АЛКОГОЛИЗМА (НАЧАЛЬНАЯ, НЕВРАСТЕНИЧЕСКАЯ)

Основные признаки:

1) Утрата рвотного рефлекса;

2) Психическая зависимость (обсессивноподобное стремление выпить, дабы улучшить свое психическое состояние);

3) Снижение количественного контроля;

4) Появление палимпсестов;

5) Изменение формы потребления;

6) Появление астеническогосимптомокомплекса.

Кардинальными признаками 1 стадии хронического алкоголизма являются злоупотребление спиртными напитками с утратой контроля за количеством выпиваемого алкоголя, патологическое влечение с нарастающей толерантностью (потребностью во все возрастающих дозах), регулярными выпивками. Длительность I стадии алкоголизма составляет 1-6 лет. В день ориентировочно потребляется 0, 3 л водки.

 

ВТОРАЯ СТАДИЯ (НАРКОМАНИЧЕСКАЯ)

Основные признаки:

1) Влечение к алкоголю как обсессивноподобного, так и компульсивного характера;

2) Потребность в психическом и физическом дискомфорте, возникающем лишь в состоянии интоксикации;

3) Абстинентный синдром;

4) Максимальная за время заболевания толерантность;

5) Измененные формы опьянения;

6) Систематический прием алкоголя (по типу псевдозапоев);

7) Отсутствие количественного контроля, снижение ситуационного;

8) Личностные изменения.

По мере формирования II стадии алкоголизма качественно меняется клиника опьянения: перечисленные симптомы усиливаются и видоизменяются, осложняются вегетативными и статокинестетическими признаками. Появляются резкая потливость, бледность либо гиперемия лица, усиливается тремор языка, рук, в дальнейшем возникает общий тремор, повышаются температура тела и артериальное давление, развиваются тахикардия и тахипноэ. Нарушается координация движений (нетвердая походка, помахивание при пальценосовой пробе, неустойчивость в позе Ромберга). Возникают специфические психические нарушения; поверхностный сон с кошмарными сновидениями, пониженное настроение, беспокойство, тревога, пугливость, настороженность, иногда параноидная настроенность. Все эти симптомы полностью исчезают либо облегчаются при опохмелении, т. е. употреблении определенного количества алкоголя. При формировании и становлении алкогольного абстинентного (похмельного) синдрома и потребности в опохмелении принято диагностировать II стадию хронического алкоголизма.Возникает, казалось бы, парадоксальное явление: прием алкоголя, который ранее утяжелял симптоматику, начинает купировать похмелье, улучшает общее состояние. Причина этого - нарушение обмена катехоламинов (адреналина, норадреналина, медиатора дофамина).

При II стадии хронического алкоголизма растет толерантность к алкоголю - в сутки потребляется дробными дозами 0, 6-2 л водки. Короткий эйфоризирующий эффект сменяется расторможенностью, двигательной активностью, злобностью, склонностью к аффективным вспышкам, агрессивному поведению. Провалы памяти замещаются амнезиями. Сформировавшийся алкогольный абстинентный синдром свидетельствует о необратимых изменениях в организме, при возобновлении пьянства появляется вновь. При II стадии хронического алкоголизма пьянство может проявляться в форме однодневных эксцессов с опохмелением, быть непостоянным, постоянным, запойным и перемежающимся. Ухудшается качество личности алкоголика: появляются эгоцентризм, лживость, эмоциональное огрубление, ослабление чувства долга, притупление родственных чувств, некритическое отношение к болезни, интересы сосредоточиваются на алкоголе. Эмоционально-волевые нарушения возникают раньше интеллектуально-мнестических.

Различают несколько типов изменений личности алкоголика: эксплозивный, неустойчивый, астенический и синтонный. При эксплозивном типе преобладают раздражение, неприязнь, злобность, гневливость, приводящие к агрессивным


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.