Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-11-27 | 839 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
15 (ПРИМЕР). У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в различных парах хромосом. Какими будут дети, если их родители кареглазые правши, гетерозиготные по обоим признакам?
Решение:
Дано: | |||||
А - ген карих глаз а - ген голубых глаз В - ген праворукости b - ген леворукости | Р: | ♀ АаBb | х | ♂ AаBb | |
кар. гл.; прав. | гол. гл.; лев. | ||||
G: | АB; Ab; аB; ab | АB; Ab; аB; ab | |||
F1 -? | F1: |
I способ решения - с использованием решетки Пеннета:
♀ ♂ | АВ | Аb | аВ | аb |
АВ | ААВВ к. п. | ААВb к. п. | АаВВ к. п. | АаВb к. п. |
Аb | ААВb к. п. | ААbb к. л. | АаВb к. п. | Ааbb к. л. |
аВ | АаВВ к. п | АаВb к. п. | ааВВ г. п. | ааВb г. п |
аb | АаВb к. п. | Ааbb к. л. | ааВb г. п. | ааbb г. л. |
Ответ: вероятность рождения кареглазых праворуких детей 9/16, кареглазых леворуких - 3/16, голубоглазых праворуких - 3/16, голубоглазых леворуких - 1/16.
II способ решения - "по вероятностям" (выражение дигибридного скрещивания как два моногибридных):
Р: | ♀ Аа | х | ♂ Аа | Р: | ♀ Bb | х | ♂ Bb | |
G: | А а | А а | G: | B b | B b | |||
F1: | АА; 2 Аа; аа | F1: | BB; 2 Bb; bb | |||||
кар, кар, гол | прав, прав, лев | |||||||
3/4; 1/4 | 3/4; 1/4 |
Для получения вероятности проявления признаков при дигибридном скрещивании необходимо перемножить вероятности полученные при моногибридном скрещивании, в соответствии с рассматриваемым генотипом или фенотипом.
Вероятность рождения: кареглазых праворуких детей (А-В-) = 3/4 х 3/4 = 9/16;
кареглазых леворуких (А-bb) = 3/4 х 1/4 = 3/16;
голубоглазых праворуких (aaB-) = 1/4 х 3/4 = 3/16;
голубоглазых леворуких (aabb) = 1/4 х 1/4 = 1/16.
|
Ответ: вероятность рождения в этой семье кареглазых праворуких детей ~ 9/16, кареглазых леворуких ~ 3/16, голубоглазых праворуких ~ 3/16, голубоглазых леворуких ~ 1/16.
III способ решения - с использованием формулы (3+1)n из III закона Менделя:
Обязательным условием использования данного способа решения задачи является гетерозиготность особей (родителей) по всем признакам.
Исходя из формулы:
(3А+1а) х (3B+1b) = 9AB + 3Ab + 3aB + 1ab
9AB - кареглазые праворукие дети - 9/16;
3Ab - кареглазые леворукие дети - 3/16;
3aB - голубоглазые праворукие дети - 3/16;
1ab - голубоглазые леворукие дети - 1/16.
Ответ: вероятность рождения кареглазых праворуких детей 9/16, кареглазых леворуких - 3/16, голубоглазых праворуких - 3/16, голубоглазых леворуких - 1/16.
16. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубым. Гены обеих пар находятся в разных хромосомах.
а) Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных по обоим признакам родителей?
б) Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение?
17. Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдавшие фенилкетонурией, но сами они нормальны в отношении этого признака. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех трёх признаков, второй был близоруким левшой, третий оказался больным фенилкетонурией.
а) Определите генотипы родителей и всех детей.
б) Определите вероятность того, что четвертый ребенок будет нормален по всем трём признакам.
18. Фенилкетонурия и одна из редких форм агаммаглобулинемии швейцарского типа (обычно ведет к смерти до шестимесячного возраста) наследуются как аутосомные рецессивные признаки. Успехи современной медицины позволяют избежать тяжелых последствий нарушения обмена фенилаланина.
|
а) Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов?
б) Определите вероятность рождения больных фенилкетонурией и надежды на спасение новорожденных в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам признаков.
19. У человека имеется две формы глухонемоты, которые определяются рецессивными аутосомными несцепленными генами.
а) Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где мать и отец страдают одной и той же формой глухонемоты, а по другой форме глухонемоты они гетерозиготны.
б) Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где оба родителя страдают разными формами глухонемоты, а по второй паре генов глухонемоты каждый из них гетерозиготен?
20. Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая - рецессивным тоже аутосомным несцепленным с предыдущим геном.
а) Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов?
б) Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где один из родителей гетерозиготен по обеим парам патологических генов, а другой нормален в отношении зрения и гомозиготен по обеим парам генов?
21. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы.
Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота- признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?
22. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки. Гены всех трёх признаков находятся в разных парах хромосом.
а) Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают всеми тремя недостатками, но гетерозиготны по всем трём парам генов?
б) Определите вероятность рождения детей без аномалий в семье, о которой известно следующее. Бабушка по линии жены была шестипалой, а дедушка - близорукий. В отношении других признаков они нормальны. Дочь же унаследовала от своих родителей обе аномалии. Бабушка по линии мужа не имела малых коренных зубов, имела нормальное зрение и пятипалую кисть. Дедушка был нормален в отношении всех трёх признаков, сын унаследовал аномалию матери.
|
23. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как аутосомные рецессивные несцепленные между собой признаки. Отсутствие резцов и клыков верхней челюсти также может передаваться как рецессивный признак, несцепленный с катарактой и глухонемотой.
а) Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где оба родителя гетерозиготны по всем трем парам генов?
б) Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой глухонемотой, но гетерозиготен по третьему признаку, а второй супруг гетерозиготен по катаракте и глухонемоте, но страдает отсутствием резцов и клыков в верхней челюсти?
24. Катаракты имеют несколько разных наследственных форм. Большинство из них наследуются как доминантные аутосомные признаки, некоторые - как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. Какова вероятность рождения детей с аномалией, если оба родителя страдают ее доминантно наследующейся формой, но гетерозиготны по ней и еще гетерозиготны по двум рецессивным формам катаракты?
6.2. Ответить на контрольные вопросы.
7. Вопросы к контролям по данной теме:
7.1..Вопросы к текущим компьютерным контролям:
1. Согласно I закону Менделя в F1 наблюдается:
а расщепление по фенотипу 9:7;
б единообразие гибридов;
в расщепление по генотипу 1:2:1;
г расщепление по фенотипу 3:1;
д расщепление по фенотипу 1:2:2:1.
2. Организм называется гомозиготным, если он образует:
а один тип гамет;
б разные типы гамет;
в два типа гамет;
г четыре типа гамет;
д три типа гамет.
3. С какой целью применяется анализирующее скрещивание?
а для определения генотипа особи (АА или Аа);
б для определения типа наследования;
в для изучения множественного аллелизма;.
г для определения расщепления в потомстве;
д ни один из вышеназванных ответов.
4. Организм с генотипом АаBbccDdEe образует:
а 2 сорта гамет;
б 4 сорта гамет;
в 8 сортов гамет;
|
г 16 сортов гамет;
д 32 сорта гамет.
5. Скрещиваются особи aaBb и AaBb. Какую часть потомства составят особи генотипа ааbb?
а 1/8;
б 1/4;
в 1/16;
г 1/64;
д 1/2.
6. По II закону Менделя происходит расщепление признаков у гибридов в отношении:
а 1:2:1 - по генотипу и 3:1 - по фенотипу;
б 2:1 - по гено- и фенотипу;
в 1:1:1:1 - по генотипу и 1:1 - по фенотипу;
г 9:7 - по фенотипу;
д 1:2:2:1 - по фенотипу.
7. Организм называется гетерозиготным (Аа), если он образует:
а один тип гамет;
б два типа гамет;
в три типа гамет;
г четыре типа гамет.
д ни один из вышеназванных ответов.
8. Условие менделирования признаков:
а гены находятся в разных локусах одной хромосомы;
б гены находятся в Х-хромосомах;
в гены, детерминирующие признаки, находятся в разных парах гомологичных хромосом;
г гены находятся в У-хромосоме;
д ни один из вышеназванных пунктов.
9. Организм с генотипом ааBbCcddeeFf образует:
а 2 сорта гамет;
б 4 сорта гамет;
в 8 сортов гамет;
г 16 сортов гамет;
д 32 сорта гамет.
10. Скрещиваются особи ааBb и АаBb. Какую часть потомства составят особи генотипа АaBb?
а 1/8;
б 1/4;
в 1/16;
г 1/64;
д 1/2.
7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:
1. Предмет, задачи и методы генетики. Периоды развития генетики.
2. Гибридологический метод изучения наследственности.
3. Моногибридное скрещивание (определение). I, II законы Менделя, их цитологическое обоснование.
4. Ди- и полигибридное скрещивание. III закон Менделя и его цитологическое обоснование. Общая формула расщепления при независимом наследовании признаков.
5. Условия менделирования признаков. Менделирующие признаки у человека (аутосомно-доминантные, аутосомно-рецессивные, примеры).
8. Литература для подготовки к занятию:
8.1. Основная:
8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.
8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.
8.2. Дополнительная:
8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.
8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.
8.2.3. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.
8.2.4. Общая и медицинская генетика: Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. /В.П. Щипков, Г.Н. Кривошеина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
8.2.5. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека (в 3 томах). М., «Мир», 1989г.
8.2.6. Шевченко В.А. и др. Генетика человека. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2002г.
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
|
Утверждаю:
Зав. кафедрой медицинской
Биологии и генетики
Д.м.н., проф. Макеев О.Г.
________________________
«___»_____________2011 г.
Учебное задание
для студентов
Факультет: лечебно-профилактический
Курс 1 Семестр 1
Занятие №7
Тема занятия: Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм. Наследование групп крови по системе АВ0. Резус-фактор.
Екатеринбург
Г.
2. Цель занятия: изучение явления взаимодействия аллельных генов, умение решать задачи и давать заключение о проявлении признаков у потомства при взаимодействии генов.
3. Задачи занятия:
3.1. Изучить явление взаимодействия аллельных генов.
3.2. Иметь представление о наследовании групп крови и резус-фактора.
3.3. Уметь объяснять наследование патологических признаков у человека при взаимодействии генов.
3.4. Уметь решать задачи на наследование групп крови, резус-фактора, на взаимодействие аллельных генов.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!