Профессиональная этика в деятельности медицинской сестры — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Профессиональная этика в деятельности медицинской сестры

2017-11-27 288
Профессиональная этика в деятельности медицинской сестры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ ПЕДИАТРИИ

Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: pais, paid - ребенок и iatreia - врачевание. Педиатрия - это наука, занимающаяся изучением организма человека от рож­дения до подросткового возраста. Путь развития и утвержде­ния педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был слож­ным и длительным. Первый в истории труд «О природе ре­бенка» был написан родоначальником медицины Гиппокра­том в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об ухо­де за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век). Ребенок долгое время рассматривался, как умень­шенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснован­ные правила-ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяже­нии многих веков были очень высокими.

В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ре­бенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только дет­скому возрасту. В 1650 году появился научный труд англий­ского врача Глиссона о рахите, вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекцион­ным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиат­рии.

В России Петр I издал указ «О строении в Москве гос­питалей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормильцам денежного жалования» в 1727 году. В это же время в трудах русских государственных деятелей, ученых и врачей различных специальностей рассматривались вопросы, касающиеся отдельных проблем охраны здоровья матери и ребенка.

Позже в работе М. В. Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа» было указано на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, оп­ределены меры по борьбе с детской смертностью, поставле­ны вопросыосоздании домов ухода за внебрачными детьми и сохранении жизни новорожденных.

Значительную роль в развитии государственной заботы о детях сыграл государственный деятель XVIII века И. И. Бецкой. Благодаря его инициативе были открыты воспита­тельные дома в 1763 году в Москве и в Петербурге в 1771 году. Помимо этого, И. И. Бецкой разработал указания по уходу и воспитанию детей.

В становлении педиатрии в России существенный вклад внес профессор-акушер Н.М. Максимович-Амбодик. В своей работе «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» описал отдельные болезни новорожденных и дал рекоменда­ции по уходу за ребенком после рождения.

Первый русский профессор-терапевт С.Г. Зыбелин, в своих трудах описал правила вскармливания ребенка грудью и показал значение грудного вскармливания для развития здорового ребенка.

Следующий этап развития педиатрии в России связан с организацией детских больниц и изданием первых руко­водств по педиатрии. Первые детские больницы были откры­ты в Петербурге в 1834 году и в Москве - в 1842 году. В по­следующем им обеим было присвоено имя выдающегося русского педиатра Н.Ф. Филатова.

Основателем отечественной педиатрической школы считается С.Ф. Хотовицкий, который выделил педиатрию в отдельную отрасль медицины. Он первым начал читать курс детских болезней студентам Медико-хирургической акаде­мии в Петербурге. В 1847 году Хотовицкий впервые в России написал руководство по детским болезням «Педиятрика». Ему принадлежат известные слова: «Ребенок - это не умень­шенная копия взрослого, ребенок есть существо, которое рас­тет и развивается только по присущим ему законам».

Дальнейшее развитие педиатрии связано с открытием кафедр детских болезней в 1865 году в Петербургской Меди­ко-хирургической академии и в 1873 году в Московском уни­верситете с детской клиникой. В этот период педиатрия вы-делилась в самостоятельную специальность. В 80-х годах прошлого столетия кафедры детских болезней и детские кли­ники стали постепенно открываться во многих городах Рос­сии: Казани, Томске, Саратове, Юрьеве и других.

Большой вклад в развитие педиатрии внес ученый, кли­ницист, педагог Н.Ф. Филатов, создавший школу педиатров в Москве. Им было написано несколько трудов по педиатрии: «Семиотика и диагностика детских болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Лекции об острых инфекцион­ных болезнях». Где описал наиболее характерные признаки детских инфекционных болезней: особенности скарлатиноз­ной сыпи (бледный носогубный треугольник Филатова), «скарлатинозное сердце», ранний признак кори, симптомы железистой лихорадки и др. В 1892 году он возглавил в Мо­скве общество детских врачей. В Москве установлен памят­ник Н.Ф. Филатову с надписью «Другу детей».

Н.П. Гундобин (1860-1908гг) - профессор Военно-медицинской академии в Петербурге, один из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в Рос­сии. Он был первым педиатром, который стал изучать анатомо-физиологические особенности детского организма. Боль­шое признание получили его труды «Особенности детского возраста», «Общая и частная терапия болезней детского воз­раста», выдержавшие несколько изданий.

Первые школы подготовки медицинских сестер в России созданы в первой половине XVHI в. К 1913 году действовало 124 учебных заведения (фельдшерско-акушерских школ, курсов сестер милосердия при обществах Красного Креста). К 1917 году в России насчитывалось около 10 тысяч сестер милосердия. 26 августа 1917 года в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.

Следующий этап развития педиатрии был связан с года­ми Советской власти, когда был издан ряд декретов, изме­нивших положение женщины и ребенка. В 1922 году в Моск­ве был создан Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Г. Н. Сперанский. Его работы были по­священы физиологии и патологии детского возраста, рас­стройствам питания у детей, заболеваниям бронхолегочной системы, сепсису у детей первых недель и месяцев жизни. Впервые в мире на базе II Московского государственного медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) был организован педиатрический факультет (1932г), позже в Ленинграде - Ленинградский пе­диатрический медицинский институт (1935г). Основной за­дачей, которых стала подготовка высококвалифицированных специалистов в области педиатрии.

Первые медсестринские школы после революции были открыты в 1920 году. Инициатором их создания был Н.А. Семашко. Были разработаны программы подготовки меди­цинских сестер, акушерок, санитарок. Помимо этого, по спе­циальным программам стали обучать медицинских сестер для детских лечебно-профилактических, дошкольных учреж­дений и школ. 15 июня 1927 года, под руководством Семаш­ко, было издано Положение о медицинских сестрах, в кото­ром впервые были определены обязанности медицинских сестер. В 30-40 годы в стране насчитывалось 967 медицин­ских и санитарных школ и отделений.

Значительный вклад в развитие педиатрии внесли про­фессор А. А. Кисель (1859-1938гг.) и его ученики. А. А. Кисель изучал проблемы, связанные с туберкулезом и ревматизмом у детей, разработал рекомендации по профи­лактике заболеваний и организации санаторно-курортного лечения детей.

Большая роль в изучении аномалий конституции у детей принадлежит М.С. Маслову (1885-1961гг.) - профессору Во­енно-медицинской академии и Ленинградского педиатриче­ского медицинского института. М.С. Маслов занимался изу­чением особенностей обмена веществ у здорового и больного ребенка.

Ю. Ф. Домбровская (1891-1976гг.) была последователем дела Н. Ф. Филатова. Она продолжительное время возглавля­ла детскую клинику 1-го Московского медицинского инсти­тута им. И.М. Сеченова (ныне Медицинская академия), где проводились работы по изучению коллагенозов, витаминной недостаточности, заболеваний органов дыхания, крови и др.

А. Ф. Тур (1894-1974гг.) - крупный ученый, работавший в Ленинградском медицинском институте, издал много работ по физиологии и диететике детей раннего возраста, патоло­гии новорожденных, гематологии, а также написал учебник «Детские болезни».

За годы Советской власти в стране была создана целост­ная система государст-венной охраны здоровья женщины и ребенка, организованы новые типы лечебно-профилактических учреждений (женские консультации и детские поликлиники, молочные кухни, детские ясли и сады, пионерские лагеря и лесные школы, санатории и многое дру­гое). Обязательная диспансеризация и иммунопро- филактика в декретированные сроки, массовые оздоровительные меро­приятия позволили значительно снизить заболеваемость и смертность детей.

За последние десятилетия существенный вклад в разви­тие различных направлений педиатрии привнесли профессо­ра учебных и научно-исследовательских учреждений города Москвы: Н. И. Нисевич, А. В. Мазурин, М. Я. Студеникин, В. А. Таболин, Н. С. Кисляк, Ю. Е. Вельтищев, А. А. Баранов, Санкт-Петербургской педиатрической медицинской акаде­мии - И. М. Воронцов, Н. П. Шабалов и др.

Каждый этап в истории педиатрии знаменовался новыми приобретениями, как в области теоретических представле­ний, так и в практической деятельности, лечении и преду­преждении болезней.

В тесном сотрудничестве с врачами в практическом здравоохранении действует сестринский персонал. В России насчитывается около 1,5 миллионов медицинских работни­ков со средним специальным образованием. Они составляют большую часть персонала любого лечебно-профилактического учреждения и играют важную роль в ле­чебно-профилактическом процессе, в немалой степени опре­деляя конечный его результат - сохранение и поддержание здоровья пациента. До 1993 года прослеживалась тенденция упрощения профессиональной деятельности сестер. Сестринское дело рассматривалось, как техническое выполнение ма­нипуляций под руководством врача.

В настоящее время наметились тенденции, ведущие к совершенствованию, профессионализации и специализации деятельности сестринского персонала. Изменилась система подготовки сестринского персонала в медицинских учили­щах. Обучение в них стало проводиться по единому учебно­му плану базового уровня образования в течение 3-4-х лет (в зависимости от имеющегося основного полного или непол­ного среднего образования). Образованы колледжи, в кото­рых можно получить как базовый, так и повышенный уро­вень образования. В медицинских вузах России открыто 17 факультетов высшего сестринского образования. Практи­кующие сестры теперь имеют возможность повысить свой и профессиональный, и образовательный уровень.

Государственная Программа развития сестринского дела в Российской Федерации, обсуждаемая на 1-ом съезде сред­них медицинских работников в Санкт-Петербурге в ноябре 1998 года, наметила приоритетные направления деятельности среднего медицинского персонала:

1. Первичная медико-санитарная помощь населению с акцентом на профилактичес-кую деятельность.

2. Лечебно-диагностическая помощь населению, в том числе обеспечение интенсив-ного стационарного лечения и ухода.

3. Реабилитационная и медико-социальная помощь хроническим больным, пожилым и инвалидам.

4. Медико-социальная помощь инкурабельным больным и умирающим.

Для успешной реализации намеченных направлений не­обходимо обеспечить четкую систему взаимодействия и со­трудничества сестринского персонала с врачами и другими специалистами, со службами лечебно-профилактических и медико-социальных учреждений, разработать должностные обязанности сестрин-ского персонала, согласно имеющегося у них образования, дифференцированную оплату их профес­сиональной деятельности и др.

 

ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Философия - это наука о взаимодействии субъекта и объекта и об изменениях отношений между ними.

Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаи­моотношения сестры, пациента, общества и окружающей среды.

Основные принципы философии сестринского дела -уважение к жизни, достоинству и правам пациента.

Медицинская сестра - это специалист с профессиональ­ным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.

Пациент - это человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.

Окружающая среда - это совокупность природных и духовных факторов и показателей, в которых протекает жиз­недеятельность человека.

Программный документ «Философия сестринского дела в России», принятый в 1993 году на 1-ой совместной россий­ско-американской научно-практической конференции по теории сестринского дела, отражает систему взглядов рос­сийских медицинских сестер на основные ценности и пер­спективы их профессии, раскрывает перед обществом про­фессиональное мировоззрение, то каким должно быть сест­ринское дело. Существует множество определений сестрин­ского дела.

Одно из определений сестринского дела гласит:

«Сестринское дело: часть медицинского ухода за здо­ровьем, наука и искусство, направленные на решение суще­ствующих или потенциальных проблем со здоровьем в усло­виях изменения окружающей среды».

Действительно, сестринское дело является и наукой и искусством одновременно. Сестринское дело как наука, есть организованная, систематизи-рованная структура знаний, по­лученных и проверенных путем научных изысканий и под­твержденных на практике. Сестринское дело - искусство, выражающееся в искусстве заботы о пациенте, требующее множество граней таланта от сестры.

Переворот во взглядах на сестринское дело произошел в конце XIX - начале XX веков, благодаря автору новой живой модели сестринского дела и строчной системы ухода — Фло­ренс Найтингейл. Согласно модели Флоренс Найтингейл, медицинская сестра, ухаживая за больными должна пытаться активно влиять на течение болезни, «искусно манипулируя для этой цели двумя рычагами - внешней средой и ценно­стями пациента», помочь человеку не просто выжить, а жить полноценной жизнью, быстрее обрести независимость. Для этого сестра должна помочь пациенту решать физические, психологические, социальные, духовные проблемы, вызван­ные болезнью.

По определению Европейского регионарного Бюро ВОЗ, «Миссия, то есть главная задача сестринского дела заклю­чается в помощи отдельным лицам, семьям и группам насе­ления определить и реализовать их физический, психологиче­ский и социальный потенциал с учетом часто неблагоприят­ных для человека условий жизни и работы».

Сестринский уход представляет собой стройную и науч­но-обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию пациентов и членов семьи к жизни в условиях болезни, в условиях стесненной и ограниченной свободы.

Профессиональный сестринский уход должен отвечать следующим обязательным требованиям: научность, систем­ность, индивидуальность.

Современная модель сестринского дела дает новое оп­ределение медицинской сестры: «Медицинская сестра - это личность, разделяющая философию сестринского дела, про­фессионально и творчески осуществляющая сестрин-скую практику».

Определены четыре уровня деятельности медицинской сестры:

1. Укрепление здоровья.

2. Профилактика болезней.

3. Восстановление утраченных функций.

4. Облегчение страданий.

Медицинская сестра играет следующие роли в своей профессиональной деятельности:

1. Организатор и исполнитель ухода за пациентом.

2. Защитник интересов пациента.

3. Педагог-консультант пациента и его семьи по вопросам ухода.

4. Исследователь (выявляет проблемы и потребности паци­ента, воздействие лекарственных препаратов на организм, окружающей среды и др.).

5. Лидер.

6. Активный член медицинской бригады.

 

Обследование пациента.

Цель: Сбор информации о состоянии здоровья пациента, психологических, физиологических, социальных, духовных потребностях, культурном уровне, стереотипе жизни в семье.

Источники информации:

Ø родители ребенка или сам ребенок (в зависимости от воз­раста);

Ø история развития или история болезни ребенка;

Ø данные субъективного, объективного, лабораторно-инструментального об-следования ребенка.

При сборе данных необходимо учитывать модель сестринского дела, принятую в стране, регионе. Учитывая рекомендации ЕРБ ВОЗ, предпочтительнее ориен­тиро-ваться на модель В. Хендерсон, в которой утверждается, что цель сестринского дела - помощь пациенту в удовлетво­рении его личных (фундаментальных) потребностей.

При обследовании пациента, необходимо выяснить:

1. Медицинский диагноз и предыдущий опыт лечения забо­левания.

2. Анамнез заболевания.

3. Состояние здоровья пациента (с учетом каждой из 14 фундаментальных по-требностей).

4. Что пациент считает для себя нормальным, в отношении каждой потребности?

5. Какая помощь ему нужна для удовлетворения каждой из потребностей?

6. Что мешает ему в осуществлении самоухода при нарушенных потребностях?

7. Какие потенциальные проблемы он предвидит в связи с изменением его здоровья?

8. Какую помощь могут оказать ему члены семьи или друзья?

9. Какие социальные трудности имеются в настоящий период?

Первый этап сестринского процесса заканчивается оп­ределением нарушенных жизненных потребностей. После документирования в сестринской истории всех данных, в пе­речне потребностей отмечаются те из них, удовлетворение которых нарушено.

 

II этап сестринского процесса:

Выявление настоящих и потенциальных проблем и оп­ределение приоритетных проблем

(постановка сестринского диагноза).

Цель: Определить причины, вызывающие проблемы па­циента связанные со здоровьем и способность пациента вли­ять на решение этих проблем.

Последовательность действий:

1. Проанализировать полученные данные.

2. Идентифицировать настоящие и потенциальные проблемы пациента, выделить приоритетные.

Принято выделять физиологические, психологические, социальные и духовные проблемы пациента.

1. Физиологические проблемы:

Ø нарушение дыхания (из-за болей в грудной клетке);

Ø нарушение питания (недостаточное или избыточное);

Ø нарушение двигательной активности (парез нижних ко­нечностей);

Ø нарушение физиологических отправлений (диарея, понос);

Ø нарушение формулы сна;

Ø нарушение терморегуляции (лихорадка, гипотермия);

Ø недостаточная самогигиена;

Ø дефицит самоухода и пр.

2. Психологические, социальные и духовные проблемы:

Ø дефицит знаний о заболевании, лечебном питании, рацио­нальной схеме приема лекарственных средств и др.;

Ø недоверие к медперсоналу, протоколу лечения;

Ø тревога, страх перед госпитализацией, манипуляциями или в связи со сменой привычного образа жизни и др.;

Ø дефицит внимания, семейной поддержки, общения, досуга;

Ø чувство «ложной вины» или стыда;

Ø социальная дезадаптация в обществе;

Ø финансовые трудности в связи с невозможностью выполнять привычную работу или ее потеря;

Ø конфликтная ситуация в семье из-за длительной болезни ребенка;

Ø стресс на известие о тяжелой, неизлечимой болезни ребенка;

Ø горевание по поводу утраты близких;

Помимо этого, все проблемы принято делить на настоя­щие и потенциальные.

1. Настоящие проблемы - те, что есть сейчас.

2. Потенциальные проблемы - те, которые можно избежать при организации ка-чественного сестринского ухода.

Затем определяются приоритетные проблемы, то есть первоочередные, самые важные для пациента.

Критерии выбора приоритетов:

1. Все неотложные состояния.

2. Проблемы, ведущие к осложнениям.

3. Проблемы, первоочередное решение которых, приведет к разрешению других.

4. Наиболее мучительные проблемы, которые постоянно беспокоят пациента (например, боль).

Приоритетных проблем не может быть много, их долж­но быть не более 2-3-х. Выявление настоящих и потенциальных проблем и выделение приоритетных проблем лежат в основе постановки сестринского диагноза.

 

III этап сестринского процесса:

Планирование сестринского процесса.

Цель: Разработать способы достижения эффективности (ожидаемого результата) сестринской помощи, меры по про­филактике и реабилитации заболевания. Требования к постановке целей сестринского процесса:

1. Цели должны быть реальными.

2. Цели должны находиться в пределах сестринской компе­тенции.

3. Цели должны быть согласованы с пожеланиями пациента и членами его семьи.

По определению ЕРБ ВОЗ: «Планирование - это доку­ментирование конкретных ожидаемых результатов сестрин­ского вмешательства в соответствии с планом сестринского ухода».

Последовательность действий:

1. Определение кратковременных (рассчитанных на неделю) целей.

2. Долговременных целей (на более длительный срок).

Таким образом, цель - это то, что хочет добиться паци­ент и сестра в результате реализации плана ухода. Они долж­ны быть записаны простыми словами и ориентированы на пациента. Цели предусматривают только положительный ре­зультат: улучшение самочувствия, уменьшение или исчезно­вение симптомов, вызывающих у пациента тревогу, боль, страх, расширение возможностей самоухода, изменение от­ношения к своему здоровью.

После формулировки целей составляется план ухода за пациентом, в который входит подробное перечисление спе­циальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения целей ухода. Необходимо обсудить с пациентом или членами семьи план ухода, мотивировать их на взаимо­действие и сотрудничество. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться соответствующим стандар­том сестринского вмешательства при определенной проблеме, но всегда требуется умение индивидуализировать его и применять исходя из конкретной ситуации.

План ухода документируется в сестринской истории, с целью обеспечения последовательности сестринских дейст­вий, преемственности и координации ухода между членами медицинской бригады и для контроля качества оказания се­стринской помощи.

 

IV этап сестринского процесса:

Реализация плана сестринского процесса.

Цель: Выполнение запланированных мероприятий и ко­ординация работы по предоставлению сестринского ухода в конкретные сроки. Медицинское документирование.

Существует три типа реализации сестринского процесса:

1. Зависимые вмешательства проводятся по назначению вра­ча в соответствии с утвержденными стандартами профессио­нальной деятельности.

2. Независимые вмешательства проводятся сестрой на осно­ве самостоятельных профессиональных решений без консультаций с врачом или другими специалистами (оказание помощи пациенту в осуществлении естественных потребно­стей, мониторирование жизненно важных функций, обучение
пациента и его родственников самоуходу, консультирование по вопросам рационального или лечебного питания, оздоровления, профилактики заболеваний и пр.).

3. Взаимозависимые - совместная деятельность сестры с другими специалис-тами.

При реализации сестринских вмешательств необходима координация деятельности сестры с действиями других чле­нов медицинской бригады, пациентом и его родственниками. Так как сестра, в основном, работает с пациентом, ей и отво­дится роль координатора в сестринском процессе.

 

V этап сестринского процесса:

Оценка эффективности сестринского процесса. Цель: Оценка достижения цели и ожидаемых результатов.

Три аспекта заключительного этапа сестринского процесса:

1. Оценка реакции пациента на сестринское вмешательство.

2. Оценка достижения целей.

3. Оценка качества оказанной помощи.


При осуществлении сестринского процесса важно учи­тывать мнение самого пациента об оказываемой ему помощи, об эффективности сестринских вмешательств. Важно, чтобы итоговую оценку осуществляла сестра, проводившая первич­ную оценку состояния пациента. Оценка эффективности и качества оказанной помощи должны проводиться через оп­ределенные промежутки времени. Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, сестра ставит дату и распи­сывается в документации. В том случае, если цель достигну­та не полностью, сестра должна подвергнуть план коррекции, дополнить его информацией, определить насколько правиль­но была проведена оценка, определена приоритетность на­стоящих и потенциальных проблем, реалистичность цели и эффективность сестринского вмешательства. Таким образом, информация, полученная при оценке результатов, должна лечь в основу необходимых изменений последующих вмеша­тельств.

В России сестринский процесс стал вводиться в практи­ческое здравоохранение в конце 90-х годов. Опыт первых лечебных учреждений, внедривших в практику сестринский процесс, дает обнадеживающие результаты. Именно сестрин­ский процесс обеспечит в дальнейшем развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии, предоставит качест­венный уход пациентам в лечебно-профилактических учреж­дениях.

 

 

СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Здоровье детей - объективный критерий социального благополучия общества. В России в последнее десятилетие XX века сформировалась тенденция прогрессирующего ухудшения здоровья детей и подростков. Увеличилась забо­леваемость во всех возрастных группах.

По данным Государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации» (1998г), в стране:

Ø 600000 детей являются социальными сиротами (остались без попечения родителей),

Ø ежегодно распадаются 500000 семей,

Ø каж­дый четвертый ребенок рождается вне брака,

Ø 160000 детей являются беженцами,

Ø 1200000 детей живут в семьях с дохо­дом ниже прожиточного минимума, 2000000 детей прекрати­ли свое обучение.

Важнейшим демографическим показателем, отражаю­щим социально-экономическое состояние общества, является детская заболеваемость и смертность.

Показатель детской смертности зависит от числа родов, возраста женщины, интервала между родами, степени недо­нашивания беременности, частоты и количества абортов, ха­рактера вскармливания ребенка, исхода предшествующей беременности, заболевания матери, времени первого обра­щения беременной в женскую консультацию. В структуре детской смертности ведущим биологическим фактором явля­ется возраст ребенка. На первой недели и первом месяце жизни ребенка ведущими причинами смертности являются: асфиксия, ателектаз легких, врожденные пороки развития, родовые травмы. После первого месяца жизни среди причин смерти возрастает удельный вес пневмоний, острых желу­дочно-кишечных и инфекционных заболеваний, травматизма и других несчастных случаев, обусловленных факторами внешней среды. Наблюдается определенное соответствие между показателями детской смертности и низким культур­ным уровнем населения. Особенно высока смертность среди тех детей, родители которых недостаточно внимания уделя­ют уходу за детьми. К этой категории следует отнести детей от несовершеннолетних матерей и детей, родители которых страдают олигофренией, алкоголизмом, наркоманией. Эти дети, как правило, находятся в неблагоприятных социально-гигиенических условиях, опасных для их жизни.

 

 

ИСТОРИЯ ПЕДИАТРИИ

Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: pais, paid - ребенок и iatreia - врачевание. Педиатрия - это наука, занимающаяся изучением организма человека от рож­дения до подросткового возраста. Путь развития и утвержде­ния педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был слож­ным и длительным. Первый в истории труд «О природе ре­бенка» был написан родоначальником медицины Гиппокра­том в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об ухо­де за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век). Ребенок долгое время рассматривался, как умень­шенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснован­ные правила-ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяже­нии многих веков были очень высокими.

В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ре­бенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только дет­скому возрасту. В 1650 году появился научный труд англий­ского врача Глиссона о рахите, вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекцион­ным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиат­рии.

В России Петр I издал указ «О строении в Москве гос­питалей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормильцам денежного жалования» в 1727 году. В это же время в трудах русских государственных деятелей, ученых и врачей различных специальностей рассматривались вопросы, касающиеся отдельных проблем охраны здоровья матери и ребенка.

Позже в работе М. В. Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа» было указано на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, оп­ределены меры по борьбе с детской смертностью, поставле­ны вопросыосоздании домов ухода за внебрачными детьми и сохранении жизни новорожденных.

Значительную роль в развитии государственной заботы о детях сыграл государственный деятель XVIII века И. И. Бецкой. Благодаря его инициативе были открыты воспита­тельные дома в 1763 году в Москве и в Петербурге в 1771 году. Помимо этого, И. И. Бецкой разработал указания по уходу и воспитанию детей.

В становлении педиатрии в России существенный вклад внес профессор-акушер Н.М. Максимович-Амбодик. В своей работе «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» описал отдельные болезни новорожденных и дал рекоменда­ции по уходу за ребенком после рождения.

Первый русский профессор-терапевт С.Г. Зыбелин, в своих трудах описал правила вскармливания ребенка грудью и показал значение грудного вскармливания для развития здорового ребенка.

Следующий этап развития педиатрии в России связан с организацией детских больниц и изданием первых руко­водств по педиатрии. Первые детские больницы были откры­ты в Петербурге в 1834 году и в Москве - в 1842 году. В по­следующем им обеим было присвоено имя выдающегося русского педиатра Н.Ф. Филатова.

Основателем отечественной педиатрической школы считается С.Ф. Хотовицкий, который выделил педиатрию в отдельную отрасль медицины. Он первым начал читать курс детских болезней студентам Медико-хирургической акаде­мии в Петербурге. В 1847 году Хотовицкий впервые в России написал руководство по детским болезням «Педиятрика». Ему принадлежат известные слова: «Ребенок - это не умень­шенная копия взрослого, ребенок есть существо, которое рас­тет и развивается только по присущим ему законам».

Дальнейшее развитие педиатрии связано с открытием кафедр детских болезней в 1865 году в Петербургской Меди­ко-хирургической академии и в 1873 году в Московском уни­верситете с детской клиникой. В этот период педиатрия вы-делилась в самостоятельную специальность. В 80-х годах прошлого столетия кафедры детских болезней и детские кли­ники стали постепенно открываться во многих городах Рос­сии: Казани, Томске, Саратове, Юрьеве и других.

Большой вклад в развитие педиатрии внес ученый, кли­ницист, педагог Н.Ф. Филатов, создавший школу педиатров в Москве. Им было написано несколько трудов по педиатрии: «Семиотика и диагностика детских болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Лекции об острых инфекцион­ных болезнях». Где описал наиболее характерные признаки детских инфекционных болезней: особенности скарлатиноз­ной сыпи (бледный носогубный треугольник Филатова), «скарлатинозное сердце», ранний признак кори, симптомы железистой лихорадки и др. В 1892 году он возглавил в Мо­скве общество детских врачей. В Москве установлен памят­ник Н.Ф. Филатову с надписью «Другу детей».

Н.П. Гундобин (1860-1908гг) - профессор Военно-медицинской академии в Петербурге, один из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в Рос­сии. Он был первым педиатром, который стал изучать анатомо-физиологические особенности детского организма. Боль­шое признание получили его труды «Особенности детского возраста», «Общая и частная терапия болезней детского воз­раста», выдержавшие несколько изданий.

Первые школы подготовки медицинских сестер в России созданы в первой половине XVHI в. К 1913 году действовало 124 учебных заведения (фельдшерско-акушерских школ, курсов сестер милосердия при обществах Красного Креста). К 1917 году в России насчитывалось около 10 тысяч сестер милосердия. 26 августа 1917 года в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.

Следующий этап развития педиатрии был связан с года­ми Советской власти, когда был издан ряд декретов, изме­нивших положение женщины и ребенка. В 1922 году в Моск­ве был создан Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Г. Н. Сперанский. Его работы были по­священы физиологии и патологии детского возраста, рас­стройствам питания у детей, заболеваниям бронхолегочной системы, сепсису у детей первых недель и месяцев жизни. Впервые в мире на базе II Московского государственного медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) был организован педиатрический факультет (1932г), позже в Ленинграде - Ленинградский пе­диатрический медицинский институт (1935г). Основной за­дачей, которых стала подготовка высококвалифицированных специалистов в области педиатрии.

Первые медсестринские школы после революции были открыты в 1920 году. Инициатором их создания был Н.А. Семашко. Были разработаны программы подготовки меди­цинских сестер, акушерок, санитарок. Помимо этого, по спе­циальным программам стали обучать медицинских сестер для детских лечебно-профилактических, дошкольных учреж­дений и школ. 15 июня 1927 года, под руководством Семаш­ко, было издано Положение о медицинских сестрах, в кото­ром впервые были определены обязанности медицинских сестер. В 30-40 годы в стране насчитывалось 967 медицин­ских и санитарных школ и отделений.

Значительный вклад в развитие педиатрии внесли про­фессор А. А. Кисель (1859-1938гг.) и его ученики. А. А. Кисель изучал проблемы, связанные с туберкулезом и ревматизмом у детей, разработал рекомендации по профи­лактике заболеваний и организации санаторно-курортного лечения детей.

Большая роль в изучении аномалий конституции у детей принадлежит М.С. Маслову (1885-1961гг.) - профессору Во­енно-медицинской академии и Ленинградского педиатриче­ского медицинского института. М.С. Маслов занимался изу­чением особенностей обмена веществ у здорового и больного ребенка.

Ю. Ф. Домбровская (1891-1976гг.) была последователем дела Н. Ф. Филатова. Она продолжительное время возглавля­ла детскую клинику 1-го Московского медицинского инсти­тута им. И.М. Сеченова (ныне Медицинская академия), где проводились работы по изучению коллагенозов, витаминной недостаточности, заболеваний органов дыхания, крови и др.

А.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.