Участие пациента в сестринском процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, своевременно обучиться ей и оценить качество сестринской помощи. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Участие пациента в сестринском процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, своевременно обучиться ей и оценить качество сестринской помощи.

2017-11-27 475
Участие пациента в сестринском процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, своевременно обучиться ей и оценить качество сестринской помощи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основе сестринского обследования лежит учение о че­ловеческих потреб-ностях.

Потребность - это физиологический и психологиче­ский дефицит того, что существенно для здоровья и благопо­лучия человека.

Наибольшее распространение в России получила модель сестринского процесса Вирджинии Хендерсон.

В основу этой модели положен системный подход к ока­занию сестринской помощи, ориентированной на потребно­сти пациента. Согласно ее утверждению все люди, как здо­ровые, так и больные имеют 14 основных жизненных по­требностей (фундаментальных):

1. Нормальное дыхание.

2. Адекватное питание и питье.

3. Удаление из организма продуктов жизнедеятельности.

4. Поддержание правильного положения тела, когда он ле­жит, сидит, ходит, а также помощь ему при перемене по­ложения тела.

5. Сон и отдых.

6. Подбор необходимой одежды и ее одевание.

7. Поддержание нормальной температуры тела.

8. Соблюдение личной гигиены, забота о внешнем виде.

9. Поддержание безопасности.

10. Поддержание общения с другими людьми, необходимость выражать свои эмоции и чувства.

11. Содействие в отправлении своих религиозных обрядов и следовании своим принципам.

12. Возможность заниматься любимым делом.

13. Содействие в организации отдыха и развлечений.

14. Содействие в обучении пациента.

При этом в процессе своей профессиональной деятель­ности сестра должна помочь обеспечить пациенту основные жизненные потребности для скорейшего восстановления его независимости.

В 1960 году исследовательницей сестринского дела Фей Абделлой была предложена классификация проблем, которые приходится решать сестре в процессе ухода за пациентом в четырех основных направлениях:

Ø комфорт;

Ø физиологическое равновесие;

Ø психологические и социальные проблемы;

Ø социологические и коммуникативные проблемы.

Так как любое заболевание приводит к нарушению функций различных органов и систем, сестра в ходе обследо­вания должна выявить, какие потребности в данном случае нарушены. Например, острая пневмония, развивающаяся у ребенка, приводит к нарушению функции дыхания и нару­шению удовлетворения потребности дышать. Пациент ощу­щает нарушение удовлетворения потребности дышать, как дискомфорт, что требует дальнейшего сестринского вмеша­тельства.

 

 

Таким образом, проблемы возникают тогда, когда есть трудности в удовлетворении потребности, иными словами:

Ø потребность не удовлетворена - есть проблема;

Ø потребность удовлетворена - нет проблемы.

В 1967 году американские исследовательницы Хелен Йюра и Мэри Волш впервые предложили четыре последова­тельных этапа сестринского процесса.

Понятие процесс - означает последовательную смену действий (этапов) для достижения какого-либо результата:

Ø обследование;

Ø планирование;

Ø выполнение;

Ø оценка.

В 1973 году Американская ассоциация сестер впервые внесла в сестринскую практику понятие сестринский диаг­ноз, тем самым, увеличив число этапов сестринского процес­са до пяти:

1. обследование;

2. сестринский диагноз;

3. планирование;

4. выполнение;

5. оценка.

Было дано следующее определение сестринскому про­цессу:

Сестринский процесс - это научно обоснованная ме­тодология профессио-нальной сестринской помощи, ориен­тированной на потребности пациента.

Цели сестринского процесса:

1. Выявление потребностей пациента в уходе.

2. Определение приоритетных проблем и ожидаемых ре­зультатов.

3. Удовлетворение жизненно важных потребностей пациента.

4. Оценка эффективности сестринского ухода.

Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов:

I. Обследование пациента.

II. Выявление настоящих и потенциальных проблем, опре­деление потребностей (сестринский диагноз).

III. Определение цели и планирование сестринского процесса.

IV. Реализация плана сестринского процесса.

V. Оценка эффективности сестринского процесса.

 

I этап:

Обследование пациента.

Цель: Сбор информации о состоянии здоровья пациента, психологических, физиологических, социальных, духовных потребностях, культурном уровне, стереотипе жизни в семье.

Источники информации:

Ø родители ребенка или сам ребенок (в зависимости от воз­раста);

Ø история развития или история болезни ребенка;

Ø данные субъективного, объективного, лабораторно-инструментального об-следования ребенка.

При сборе данных необходимо учитывать модель сестринского дела, принятую в стране, регионе. Учитывая рекомендации ЕРБ ВОЗ, предпочтительнее ориен­тиро-ваться на модель В. Хендерсон, в которой утверждается, что цель сестринского дела - помощь пациенту в удовлетво­рении его личных (фундаментальных) потребностей.

При обследовании пациента, необходимо выяснить:

1. Медицинский диагноз и предыдущий опыт лечения забо­левания.

2. Анамнез заболевания.

3. Состояние здоровья пациента (с учетом каждой из 14 фундаментальных по-требностей).

4. Что пациент считает для себя нормальным, в отношении каждой потребности?

5. Какая помощь ему нужна для удовлетворения каждой из потребностей?

6. Что мешает ему в осуществлении самоухода при нарушенных потребностях?

7. Какие потенциальные проблемы он предвидит в связи с изменением его здоровья?

8. Какую помощь могут оказать ему члены семьи или друзья?

9. Какие социальные трудности имеются в настоящий период?

Первый этап сестринского процесса заканчивается оп­ределением нарушенных жизненных потребностей. После документирования в сестринской истории всех данных, в пе­речне потребностей отмечаются те из них, удовлетворение которых нарушено.

 

II этап сестринского процесса:

Выявление настоящих и потенциальных проблем и оп­ределение приоритетных проблем

(постановка сестринского диагноза).

Цель: Определить причины, вызывающие проблемы па­циента связанные со здоровьем и способность пациента вли­ять на решение этих проблем.

Последовательность действий:

1. Проанализировать полученные данные.

2. Идентифицировать настоящие и потенциальные проблемы пациента, выделить приоритетные.

Принято выделять физиологические, психологические, социальные и духовные проблемы пациента.

1. Физиологические проблемы:

Ø нарушение дыхания (из-за болей в грудной клетке);

Ø нарушение питания (недостаточное или избыточное);

Ø нарушение двигательной активности (парез нижних ко­нечностей);

Ø нарушение физиологических отправлений (диарея, понос);

Ø нарушение формулы сна;

Ø нарушение терморегуляции (лихорадка, гипотермия);

Ø недостаточная самогигиена;

Ø дефицит самоухода и пр.

2. Психологические, социальные и духовные проблемы:

Ø дефицит знаний о заболевании, лечебном питании, рацио­нальной схеме приема лекарственных средств и др.;

Ø недоверие к медперсоналу, протоколу лечения;

Ø тревога, страх перед госпитализацией, манипуляциями или в связи со сменой привычного образа жизни и др.;

Ø дефицит внимания, семейной поддержки, общения, досуга;

Ø чувство «ложной вины» или стыда;

Ø социальная дезадаптация в обществе;

Ø финансовые трудности в связи с невозможностью выполнять привычную работу или ее потеря;

Ø конфликтная ситуация в семье из-за длительной болезни ребенка;

Ø стресс на известие о тяжелой, неизлечимой болезни ребенка;

Ø горевание по поводу утраты близких;

Помимо этого, все проблемы принято делить на настоя­щие и потенциальные.

1. Настоящие проблемы - те, что есть сейчас.

2. Потенциальные проблемы - те, которые можно избежать при организации ка-чественного сестринского ухода.

Затем определяются приоритетные проблемы, то есть первоочередные, самые важные для пациента.

Критерии выбора приоритетов:

1. Все неотложные состояния.

2. Проблемы, ведущие к осложнениям.

3. Проблемы, первоочередное решение которых, приведет к разрешению других.

4. Наиболее мучительные проблемы, которые постоянно беспокоят пациента (например, боль).

Приоритетных проблем не может быть много, их долж­но быть не более 2-3-х. Выявление настоящих и потенциальных проблем и выделение приоритетных проблем лежат в основе постановки сестринского диагноза.

 

III этап сестринского процесса:

Планирование сестринского процесса.

Цель: Разработать способы достижения эффективности (ожидаемого результата) сестринской помощи, меры по про­филактике и реабилитации заболевания. Требования к постановке целей сестринского процесса:

1. Цели должны быть реальными.

2. Цели должны находиться в пределах сестринской компе­тенции.

3. Цели должны быть согласованы с пожеланиями пациента и членами его семьи.

По определению ЕРБ ВОЗ: «Планирование - это доку­ментирование конкретных ожидаемых результатов сестрин­ского вмешательства в соответствии с планом сестринского ухода».

Последовательность действий:

1. Определение кратковременных (рассчитанных на неделю) целей.

2. Долговременных целей (на более длительный срок).

Таким образом, цель - это то, что хочет добиться паци­ент и сестра в результате реализации плана ухода. Они долж­ны быть записаны простыми словами и ориентированы на пациента. Цели предусматривают только положительный ре­зультат: улучшение самочувствия, уменьшение или исчезно­вение симптомов, вызывающих у пациента тревогу, боль, страх, расширение возможностей самоухода, изменение от­ношения к своему здоровью.

После формулировки целей составляется план ухода за пациентом, в который входит подробное перечисление спе­циальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения целей ухода. Необходимо обсудить с пациентом или членами семьи план ухода, мотивировать их на взаимо­действие и сотрудничество. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться соответствующим стандар­том сестринского вмешательства при определенной проблеме, но всегда требуется умение индивидуализировать его и применять исходя из конкретной ситуации.

План ухода документируется в сестринской истории, с целью обеспечения последовательности сестринских дейст­вий, преемственности и координации ухода между членами медицинской бригады и для контроля качества оказания се­стринской помощи.

 

IV этап сестринского процесса:

Реализация плана сестринского процесса.

Цель: Выполнение запланированных мероприятий и ко­ординация работы по предоставлению сестринского ухода в конкретные сроки. Медицинское документирование.

Существует три типа реализации сестринского процесса:

1. Зависимые вмешательства проводятся по назначению вра­ча в соответствии с утвержденными стандартами профессио­нальной деятельности.

2. Независимые вмешательства проводятся сестрой на осно­ве самостоятельных профессиональных решений без консультаций с врачом или другими специалистами (оказание помощи пациенту в осуществлении естественных потребно­стей, мониторирование жизненно важных функций, обучение
пациента и его родственников самоуходу, консультирование по вопросам рационального или лечебного питания, оздоровления, профилактики заболеваний и пр.).

3. Взаимозависимые - совместная деятельность сестры с другими специалис-тами.

При реализации сестринских вмешательств необходима координация деятельности сестры с действиями других чле­нов медицинской бригады, пациентом и его родственниками. Так как сестра, в основном, работает с пациентом, ей и отво­дится роль координатора в сестринском процессе.

 

V этап сестринского процесса:

Оценка эффективности сестринского процесса. Цель: Оценка достижения цели и ожидаемых результатов.

Три аспекта заключительного этапа сестринского процесса:

1. Оценка реакции пациента на сестринское вмешательство.

2. Оценка достижения целей.

3. Оценка качества оказанной помощи.


При осуществлении сестринского процесса важно учи­тывать мнение самого пациента об оказываемой ему помощи, об эффективности сестринских вмешательств. Важно, чтобы итоговую оценку осуществляла сестра, проводившая первич­ную оценку состояния пациента. Оценка эффективности и качества оказанной помощи должны проводиться через оп­ределенные промежутки времени. Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, сестра ставит дату и распи­сывается в документации. В том случае, если цель достигну­та не полностью, сестра должна подвергнуть план коррекции, дополнить его информацией, определить насколько правиль­но была проведена оценка, определена приоритетность на­стоящих и потенциальных проблем, реалистичность цели и эффективность сестринского вмешательства. Таким образом, информация, полученная при оценке результатов, должна лечь в основу необходимых изменений последующих вмеша­тельств.

В России сестринский процесс стал вводиться в практи­ческое здравоохранение в конце 90-х годов. Опыт первых лечебных учреждений, внедривших в практику сестринский процесс, дает обнадеживающие результаты. Именно сестрин­ский процесс обеспечит в дальнейшем развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии, предоставит качест­венный уход пациентам в лечебно-профилактических учреж­дениях.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.