Творч. путь А. Толстого. Жанр романа в творчестве А. Толстого. Проблематика и поэтика романа «Петр 1» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Творч. путь А. Толстого. Жанр романа в творчестве А. Толстого. Проблематика и поэтика романа «Петр 1»

2017-11-17 394
Творч. путь А. Толстого. Жанр романа в творчестве А. Толстого. Проблематика и поэтика романа «Петр 1» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Его творчество было широко признано. Был четырежды лауреатом Сталинской премии, был избран академиком АН СССР. Был депутатом Верховного совета СССР. Во время ВО войны занимался публицистич. деят-ю. 1907 выход книги стихов «Лирика». 1908 публикация первого рассказа, 1911-1912 вышли двухтомные «Повести и рассказы», ранние романы(«Чудаки» и «Хромой барин»). В 20-30гг написано продолжение романа «Хождение по мукам», начат роман «Петр 1» Толстой умер 23 февраля 1945 года не успев дописать роман.

«Петр 1» началась работа над романом в 1929 г. Произведение было задумано как исторический роман-эпопея.(РОМАН— Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определенны. Наряду с произведениями, носящими это имя, мы встречаем в лит-ре последних столетий крупные повествовательные произведения, к-рые называются повестями. В романе рассматривается история в развитии, определенного героя).

В романе выделяется два тематических пласта: показ исторической действительности 1682-1704гг. и исследование национального характера.

Личность в романе трактуется как точка приложения исторических сил, которые действуют иногда наперекор желанию человека. Роль личности зависит от того, совпадает ли ее путь с дорогой истории. Для прогрессивного деятеля важно не только подчиняться ее воле, но и проявлять инициативу, быть активным творцом народной судьбы. Такое представление находилось в русле требований социалистического реализма изображать героя как преобразователя жизни.

В то же время в произведениях социалистического реализма нельзя было обойтись без утверждения решающей роли народных масс. А. Толстой показывает и жизнь крестьян, солдат, ремесленников, чьими руками, трудом, терпением создается богатство и слава России.

 

 

75. Творческий путь М. Шолохова. Жанровое своеобразие романа «Тихий Дон». Проблема современного прочтения романа «Поднятая целина». Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 г. на хуторе Кружилине станицы Вешенской. Желание серьезно заниматься литературной работой заставило Шолохова приехать в 1922 г. в Москву, где он познакомился с поэтами и писателями литер-ной группы «Молодая гвардия»: М. Колосовы, И. Молчановым и др. В 1923 г. в газ. «Юношеская правда» появляется его первый фельетон «Испытание», а в дек. следующего года газ. «Молодой ленинец» публикует первый рассказ «Родинка» о судьбе донского казачества. В 1926 г. выходят одновременно 2 сборника: «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Предисловие к «Донским рассказам» было написано А.С. Серафимовичем, с кот-м Шолохов (Ш-в) познакомился в 1925 г. и мнение кот-го для начинающего автора было чрезвычайно важно. В центре внимания рассказов - люди, разделенные революцией, гражданской войной. Ш-в в это вр. Полностью на стороне «красного» казачества, героизирует, романтизирует, идеализирует его. Шолохов воспринимает 20 век как наиболее трагический в истории человечества. Отдавая дань романтическим сюжетам гражд. войны, писатель в лучших своих произведениях одновременно показывал бесчеловечность гражд. войны, осуждал смертоубийство. В «Д. р-зах» драматизм классовой борьбы раскрывается в остросюжетных ситуациях. Социальный конфликт часто получает свое разрешение в столкновении близких, родных друг другу людей («Продкомиссар» - борьба между отцом и сыном; «Родинка», где отец убивает сына). Рассказы Ш-ва по своему содержанию воспринимаются не только как предтеча «Тихого Дона», но и как следование складывающейся традиции отражения гражд. войны, отраженной в произведениях И. Бабеля, А. Фадеева, Л. Леонова и др. В 1926 г. Шолохов начинает работу над «Тихим Доном». Годом раньше писатель приступает к работе над романом «Донщина», описывающим поход генерала Корнилова. В процессе работы Ш-в понял, что без предыстории казачества «не под силу» создать правдивую летопись времени. Он остановил работу над «Донщиной», а «через года взялся снова», решив показать довоенное казачество. Роман-эпопея «Тихий Дон» («Т.Д.») состоит из 4-х книг. 1-ая книга появилась на страницах ж. «Октябрь» в 1927г. Год спустя там же печат-ся 2-ая книга, в кот-ю вошли «корниловские» главы «Донщины». 3-я книга - в 1929 г. в ж. «Октябрь» (до 12 главы). В 1940 г. 8-я часть романа появилась в ж. "Новый мир". Хронологические рамки в романе четко определены: май 1912-март 1922 года. Это десятилетие делится на две равные половины Октябрем 1917 г.: до революции и после революции. Соответственно строится композиция книги. 1-ая часть посвящена мирной жизни казаков, предшествовавшей Первой мировой войне, и самой войне. Все описываемые события рассматриваются автором в сравнении: как было раньше и что стало теперь. Произв-е связано с традициями народного творчества (пословицы, поговорки, песни передают настроение, переживания героев). Эпиграфом к 1-ой книге послужили старинные казачьи песни. Двойной эпиграф задает одновременно темы и 1-ой книге, и всему «Т.Д.». 1-ый эпиграф помогает оценить события 1-ой книги в русле сложившейся жизни казачества. Испокон веков казаки прерывали свой мирный труд для военных битв. Так и сейчас, покос жита был прерван появлением верхового, который крикнул слово «сполох». Изобразительная манера Шолохова заставляет воспринимать художественное пространство романа сразу в двух плоскостях: война казаков в чужих краях и ожидание их в родном доме. 2-ая песня эпиграфа связывает все 4 книги воедино. Образ «мутнехонька» Дона приобретает символическое значение и открывает в каждой книге новую грань восприятия мира. В первой книге «муть» Дона ассоциируется с нарушением привычного мирного уклада жизни. Во второй книге он уже воспринимается как «смутность» в мыслях, как «смута» времени. 2-ая часть эпопеи повествует о событиях к. 1916 г. - до апр. 1918 г. «Сполох» 1-ой книги превращается в братоубийственную войну во 2-ой. Ш-в, показывая разных людей: и тех, кот-м путь ясен, и тех, от кот-х еще сокрыта дорога, - предлагает задуматься о выборе человека в это смутное время. Люди ищут правду: ищет ее Митька Коршунов, Григорий Мелехов; за свою правду будет ранен и убит Бунчук, о своей правде будет говорить Подтелков перед казнью. Правда одна, она не делится на белых и красных. Третья книга эпопеи повествует о событиях Верхне-Донского восстания 1919 г. Эпиграфом для нее тоже послужила старинная казачья песня. Слова песни обретают философско-трагическое звучание, ибо оказываются связанными прочными нитями с традицией предшествующей литературы. «Мутен» Дон ассоциативно связан с замутившимися водами «быстрой Каялы», с водами быстрого Днестра, уносящих казаков от шляхтичей. Каждый борется за жизнь для себя и своих близких. Только время непостижимое каждый раз поворачивает героев будто в другую сторону. «Беды» и «тяготы» Верхне-Донского восстания были связаны с протестом казачества против разрушения самой жизни, кот-я складывалась веками и передавалась по наследству от поколения к поколению. 4-я книга эпопеи, рассказывающая о попытке противостояния отряда Фомина красным, предсказывает страдания, кот-е выпадут на долю донского казачества. Многие герои гибнут, так и не успев высказаться. Ими был сделан выбор, и они пошли по своему пути. Шолохов одним из 1-ых показал другой выбор, к-й сделала Россия. Дезертиры, принявшие Мелехова к себе, удивляются тому, что он не может дождаться весны, когда будет объявлена амнистия. Позиция Мелехова: «Нет, не могу ждать», - это выбор своего пути, пути на страдание. 4-я книга возвращает памятью к предыдущим 3-м: она логически завершает эволюцию героев. В последней главе эпопеи автор показывает мир в двух измерениях: настоящем и будущем. В настоящем - у главного героя «это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей». В будущем -...Мишатка все-таки «узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца...». Мир своих героев Ш-в видит изнутри. Ему понятны и дороги все приметы казачьего быта, он прекрасно знает казачий фольклор и донскую природу. Действие романа начинается с мая, с сезона «маетных» (т.е. трудных) крестьянских забот, кот-е в этом мире превращаются в военные, заканчивается же мартом - началом весны, временем обновления и самой природы, и человека, временем, когда рождается надежда. Жизнь человека и природы сливается воедино, и одно не мыслится без другого. Именно природа не позволяет в романе делить людей на плохих и хороших. Путь Григория Мелехова типичен для поисков всего казачества. В нем - родовые черты Мелеховых. Главный герой завершает свое хождение по мукам в родном Татарском. Ш-в оставляет своего героя на пороге грядущих жизненных испытаний. Женские образы в романе являют собой выстраиваемую логическую цепочку: женщина - земля - Россия. И потому гибель красной пулеметчицы Анны Погудко, матери Кошевого, Натальи, Аксиньи воспринимается как уничтожение вечно животворящей силы. Революция у Ш-ва показыв-ся со стороны белых (казаков). Осн. действие - в станице Вешенская. Изображены реальные участники событий Иван Лагутин, Федор Подтелков, Михаил Кривошлыков и др. Прототипом для Григория Мелехова послужил казак Харлампий Вас. Ермаков. Ш-в наследовал принцип неотделимости личности от истории. Это было одновременно и следование традиции, заложенной Л. Толстым, и тем фундаментом, но кот-м писатель строил свою эпическую прозу. «Т.Д.» - национальная эпопея в духе «Войны и мира» потому, что его историко-философская сущность не только отводит массам казаков важное место, но и опирается на веру в постоянство, незыблемых позитивных ценностей, сохраняемых народом». Писатель предлагает новый вариант «полифонии» (соединение голоса автора с голосами героев). В 1932 г. была опубликована 1-ая книга второго романа Ш-ва «Поднятая целина». Первоначальное название романа - «С потом и кровью». Второе название - более оптимистичное. Поднятая целина - это метафора, кот-я определила содержание романа (лемехом революции перепахиваются людские судьбы). Ш-в считал своей задачей «показать людей в годы строительства при Советской власти». Бои давно отгремели, но люди снова поставлены перед выбором. События отражают ход коллективизации в хуторе Гремячий Лог. Представителей 2-х противостоящих лагерей в романе не так много, основную массу составляют люди колеблющиеся, сомневающиеся. До конца «красными» можно считать лишь 3-х главных персонажей - Нагульнова, Давыдова и Размет-нова. Для них характерны непримиримость, безграничная вера в коммунистические идеалы. Половцев с Лятьевским также «борцы», и они также не жалеют своей жизни ради идеи. Методы, кот-ми действуют и те, и другие, также часто похожи. Основным критерием, по кот-му оценивается тот или иной поступок, оказывается его корыстность или бескорыстность, способность или неспособность на подлость и предательство. Единственным судьей и мерилом всего того, что совершается, в романе оказывается народ. Для автора важна даже не сама «правда», но искреннее стремление ее найти. Гремячинские «коммунисты» с самого начала действуют самостоятельно. Образ высокого партийного начальства в романе прорисован нечетко. Образ Давыдова претерпевает эволюцию (он учится жить чаяниями и интересами людей). «Правда» Нагульнова, Разметнова и Давыдова в итоге оказывается совершенно непохожа на ту «идеологию», кот-ю пропагандируют в государственном масштабе. Противопоставление «правды» отдельной личности и официальной идеологии достигает своего апогея в сцене, когда Нагульнов выражает несогласие со статьей Сталина. В «партийном треугольнике» у каждого оказывается не только своя «правда», но и свой способ смотреть на вещи. Если в образе Нагульнова сильны романтические черты, то Разметнов - в большей степени реалист. Давыдов представляет собой промежуточный тип - от «правды» Нагульнова он постепенно приближается к «правде» Разметнова, для кот-го морально-этические нормы, выработанные народом на протяжении веков, оказываются нерушимы (отказался раскулачивать «ребятишек», не смог зарубить отца и детей человека, насиловавшего его жену). В отличие от Нагульнова, Давыдова и Разметнова у Лятьевского и Половцева нет своей «правды», так как «правда» - мысль объединяющая и примиряющая. У них же есть лишь «интересы» - восстановить свой прошлый социальный статус, вернуть имущество и пр. Юмор в романе связан с образом деда Щукаря. Дед Щукарь любим хутором - потому, что его вранье и хвастовство бескорыстно, оно не приносит никому вреда. Образ Щукаря нужен был автору еще для того, чтобы ввести иронию в характеры главных героев. Так в народном понимании рассказы Нагульнова о мировой революции, а Давыдова о классовой борьбе ничем не отличаются от вранья Щукаря, и то и другое - безобидное чудачество. Персонажей автор наделяет щукаревой «чудинкой» - это своего рода знак принадлежности к народу. У Давыдова это слово «факт», кот-е он постоянно, часто невпопад повторяет в разговоре (сравн. чтение Щукарем энциклопедии, у Нагульнова - страсть к петушиному пению, у Разметнова - голуби, ради кот-х он стреляет окрестных кошек (сравн. нелюбовь Щукаря к собакам). Сквозь призму образа Щукаря, через иронию образы главных героев очищаются от наносного. Смех, юмор, по Шолохову - неотъемлемая часть народного духа (противопоставление - Половцев никогда не улыбается),часто именно смех приходит на помощь в критической ситуации (сцена раскулачивания, выступление Щукаря). В «Поднятой целине», как и в «Тихом Доне», женские образы - та призма, через которую высвечиваются поступки главных героев. Все трое оказываются несостоятельны в семейных отношениях. Однако несмотря на то, что и Нагульнова, и Разметнова, и Давыдова покидают, им оказывается дано важное умение - любить. Нагульнов продолжает любить Лушку, как и Давыдов, Андрей - Марину. Любовью главные герои проверяются и, несмотря на то, что она оканчивается неудачей, выказывают важнейшее свойство своей души - бескорыстие и преданность. Роман имеет своеобразное обрамление. Он начинается описанием земли, кот-я пробуждается весной, и заканчивается описанием ее летом. Во время войны Ш-в становится военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная Звезда»; лично принимает участие в боях под Смоленском, Ростовом. В годы войны написан р-з «Наука ненависти», опубл. в «Правде» в 1942г. Р-з «Наука ненависти» стал ступенью к созданию романа «Они сражались за Родину». Писатель начал работу над ним в 1943г., но работа над романом не была закончена. Р-з «Судьба человека» продолж-т тему ВОВ, но этот р-з также и завершает трилогию Ш-ва. Содержанием становится столкновение с историей, попытка человека отстоять свою сущность, свое право на жизнь в годы вражды. Композиц-й прием - рассказ в рассказе (от имени главного героя Соколова, кот-й, потеряв семью на войне, усыновляет встретившегося сироту Ванюшку).

 

76. Творческий путь А. Солженицина. Прблематика и поэтик рассказов Солженицина. «Архипелаг ГУЛАГ» как «опыт художественного исследования». Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрывала всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной стороны, документального свидетельства, с другой - искусства слова, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв "строительства коммунизма" в России за годы советской власти - уже ничего не удивительно и не страшно! Родился в декабре 1918 г., место рождения - г. Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы С заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает заочником в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945-й командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных на общих работах в политическом Особлаге. Затем был в Казахстане "навечно", однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. произведения "Один день Ивана Денисовича" был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в "Самиздат" или печатать в Зарубежье. В 1969-м из СП исключен, в 70-м удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" насильственно изгнан на Запад. До 1976 г. жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России. Вслед за публикацией Одного дня Ивана Денисовича, принесшей ему всеобщую известность, Солженицыну удалось опубликовать лишь несколько рассказов, лучший из которых - Матренин двор (1963); после этого двери советских издательств перед ним закрылись. Его главные романы В круге первом и Раковый корпус были опубликованы за рубежом в 1968, а в 1969 его исключили из Союза советских писателей. В 1970 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1971 на западе был опубликован роман Август Четырнадцатого, первый из серии исторических романов, устанавливающих причины революции. Следом за ним, в 1973, вышел первый том монументального художественно-документального исследования советской системы трудовых лагерей - Архипелаг ГУЛАГ. В разгар скандала, вызванного этой публикацией, С был лишен советского гражданства и выслан из страны. Спустя некоторое время он поселился в США, где продолжал работать над циклом исторических романов и выпустил воспоминания о хрущевской эре Бодался теленок с дубом (1975). В 1994 он вернулся в Россию.Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - "полифоническая с точными приметами времени и места действия", из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является "В круге первом", ибо "Архипелаг ГУЛАГ" согласно подзаголовку - "опыт художественного исследования", эпопея "Красное колесо" - "повествование в отмеренных сроках". "Раковый корпус" - по авторской воле, "повесть", а "Один день Ивана Денисовича" - даже "рассказ". Роман "В круге первом" писался 13 лет и имеет семь редакций. Сюжет состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор, доставляют на "шарашку" - научно-исследовательской учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: "Шарашка - высший, лучший, первый круг ада". Володин дает другое разъяснение, вычеркивая на земле круг: "Вот видишь круг? Это -отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех..." "Один день Ивана Денисовича" задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. "Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем". В повести "Раковый корпус" Солженицын выдвинул свою версию "возбуждения рака": сталинизма, красного террора, репрессий. Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему — сквозная тема рассказов "Один день Ивана Денисовича" (1962), "Матренин двор" (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале "Новый мир"), повестей "В круге первом", "Раковый корпус" (1968; опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-53), ссылку (1953-56). "Архипелаг ГУЛАГ" (1973; в СССР распространялся нелегально), — "опыт художественного исследования" государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в т. ч. на Западе. В творчестве С, продолжающего традиции русской классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В десятитомном "Красном колесе" (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В статьях "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни", "Жить не по лжи" и др., "Письме вождям Советского Союза" (все — 1973) С предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР (с 1974 в ФРГ; с 1976 — в США, шт. Вермонт; вернулся в Россию в 1994), в т. ч. — новейшей ("Как нам обустроить Россию", 1990, "Русский вопрос" к концу XX в.", 1994). Автобиографическая книга "Бодался теленок с дубом" (1975; дополнена 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу I960 — нач. 70-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970). Рассказ Солженицына "На изломах", напечатанный в журнале "Новый мир" в 1996 году. В нём автор сумел дать ответ на вопросы читателей о смысле бытия, вторгнувшись в нервный эпицентр действительности, реально оценив происходящее. С называет рассказ "На изломах", что значит в момент самых крутых социально-исторических сдвигов, в самые критические минуты личного и общественного существования. Так, неожиданно, одним из героев рассказа становится талантливый деятель отечественного ВПК, промышленный заправила, сумевший устоять не только во времена былые, но и во времена новые не дать погибнуть своему детищу - заводу. Другой герой, более молодой, достигший высот финансового Олимпа. Он глава крупного провинциального банка, который хотят повалить конкуренты, используя все возможные средства, вплоть до покушения на жизнь Алексея. В прошлом этот разносторонне одарённый Толковянов "вздорил" с государством, а теперь вынужден идти просить у него защиты. Найдёт ли? Оба персонажа для С - воплощение национальной талантливости и упорства, непоказной любви к стране, которую они могли бы и покинуть, потому что нигде не пропали бы, да только не лежит сердце к "загранице". Хочется, чтоб здесь было хорошо, да и честолюбия достаточно, чтоб не мириться с унижением бегства. Оба не желают уступать даже в самых трудных условиях, в которых вынуждены - в силу извечной российской нескладицы - самореализовываться. Поэтому и держатся друг за друга. Похоже, на них и уповает С, на эту элиту, плоть от плоти народной. И что характерно, на прошлое своего "вэпэкашника" он закрывает глаза: ведь не уронил национальной гордости, не уступил никому первенства. Но и новоиспечённого банкира он не обвиняет в том, что деньги в банке народные, что богатеет тот, когда население нищает. Солженицын понимает одно: как бы ни было, а без талантов такого рода, без их хозяйской разворотливости не обойтись. Его надежда - в том, что всё нормализуется, обретёт цивилизованные формы, и обретёт их именно трудами и усилиями таких вот молодых и немолодых старателей, для которых чувство свободы неразрывно связано с чувством самоуважения и желанием самореализоваться в родной стране. Надежды на восстановление и обновление России звучат и у других современных писателей. В произведениях В. Астафьева, В. Распутина. Но безусловно то, что "На изломах" стоит особняком, решая эту проблему в ином ключе. Рассказ современен и достаточно лёгок для восприятия. В нём С в доступной форме сумел выразить сложную идею возрождения страны, возрождения уважения к человеческой личности. Будет ли Россия домом для живущих в ней? В этом, как мне кажется, нерв раздумий всех современных писателей. Это их главная тревога. Но и мы часто задумываемся о судьбе своей родины, а ответы ищем у великих мира сего.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.