Нравственная проблематика, художественное своеобразие творчества А.И. Куприна. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Нравственная проблематика, художественное своеобразие творчества А.И. Куприна.

2017-11-17 1734
Нравственная проблематика, художественное своеобразие творчества А.И. Куприна. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Творчество А. И. Куприна своеобразно и интересно, в нем поражает наблюдательность автора и удивительное правдоподобие, с которыми он описывает жизнь людей. Как писатель-реалист, Куприн внимательно всматривается в жизнь и выделяет в ней главные, существенные стороны.

а) Это дало Куприну возможность создать в 1896 году крупное произведение «Молох», посвященное важнейшей теме капиталистического развития России. Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной цивилизации. В этом произведении он обличает лицемерную мораль, продажность и фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе.

Куприн показывает большой завод, где рабочие подвергаются жестокой эксплуатации. Главный герой, инженер Бобров, честный, гуманный человек, потрясен и возмущен этой страшной картиной. В то же время автор рисует рабочих как безропотную толпу, бессильную предпринять какие-либо активные действия. В «Молохе» наметились мотивы, характерные для всего последующего творчества Куприна. Образы гуманистов-правдоискателей пройдут длинной вереницей во многих его произведениях. Герои эти тоскуют по красоте жизни, отвергая современную им уродливую буржуазную действительность.

б) Стр., исполненные огромной разоблачающей силы, посвятил Куприн описанию царской армии. Армия являлась оплотом самодержавия, против которого в те годы поднимались все прогрессивные силы русского общества. Вот почему произведения Куприна «Ночная смена», «Поход», а затем и «Поединок» имели большое общественное звучание. Царская армия, с ее бездарным, морально выродившимся командованием, предстает на страницах «Поединка» во всем своем неприглядном облике. Перед нами проходит целая галерея тупиц и выродков, лишенных всяких проблесков человечности. Им противостоит главный герой повести подпоручик Ромашов. Он всей душой протестует против этого кошмара, но не способен найти пути к его преодолению. Отсюда и вытекает название повести — «Поединок». Тема повести — драма «маленького человека», его поединок с невежественной средой, который заканчивается гибелью героя.

в) Но не во всех своих произведениях Куприн придерживается рамок строго реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.

В замечат. р-зе «Олеся», проникнутом подлинным гум-м, К. воспевает людей, живущих среди природы, не тронутых стяжательством и растлевающей буржуазной цивилизацией. На фоне дикой, величественной, прекрасной природы живут сильные, самобытные люди — «дети природы». Такова Олеся, которая так же проста, естественна и прекрасна, как сама природа. Автор явно романтизирует образ «дочери лесов». Но ее поведение, психологически тонко мотивированное, позволяет увидеть реальные перспективы жизни. Наделенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. Столь редкий дар выражается в любви к Ивану Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает ненадолго утраченную им естественность переживаний. Таким образом, в повести описывается любовь человека-реалиста и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир героини, а она — в его реальность.

г) Тема природы и человека волнует Куприна на протяжении всей его жизни. Мощь и красота природы, животные как составная часть природы, человек, не потерявший с ней связь, живущий по ее законам, — вот грани этой темы. Куприна восхищает красота лошади («Изумруд»), верность собаки («Белый пудель», «Собачье счастье»), женская молодость («Суламифь»). Куприн воспевает прекрасный, гармоничный, живой мир природы.

д) Только там, где человек живет в ладу с природой, любовь прекрасна и естественна. В искусственной жизни людей любовь, подлинная любовь, которая бывает раз в сто лет, оказывается неузнанной, непонятой и гонимой. В «Гранатовом браслете» этим даром любви наделен бедный чиновник Желтков. Великая любовь становится смыслом и содержанием его жизни. Героиня — княгиня Вера Шеина — не только не отвечает на его чувство, но и воспринимает его письма, подарок — гранатовый браслет — как нечто ненужное, нарушающее ее покой, привычный уклад жизни. Только после смерти Желткова она понимает, что мимо прошла «любовь, о которой мечтает каждая женщина». Взаимная, совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтическое чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открывает путь к прекрасному перерождению другой. Здесь автор показывает любовь как феномен жизни, как нежданный подарок — поэтический, озаряющий жизнь среди обыденности, трезвой реальности и устойчивого быта.

Размышляя об индивидуальности героя, его месте среди других, о судьбе России в кризисное время, на рубеже двух веков, Куприн изучал духовную атмосферу эпохи, изображал «живые картины» окружающего.

 

У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят счастья или гибнут в столкновении с враждебным миром, но всем своим существованием, всеми своими мечтами они утверждают мысль о возможности счастья на земле.

Любовь — заветная тема для Куприна. Любовью величественной и всепроникающей, вечной трагедией и вечной тайной наполнены страницы «Олеси» и «Суламифи». Любовь, возрождающая человека, раскрывающая все человеческие способности, проникающая в самые потаенные уголки души, входит в сердце читателя со страниц «Гранатового браслета». В этом удивительном по своей поэтичности произведении автор воспевает дар неземной любви, приравнивая его к высокому искусству.

58. Творч. путь Л. Андреева. Художественное своеобразие прозы и драматургии Л. Андреева. Творч. Путь Л. Андреева. Своеобр-е прозы и драматургии. (род 1871 в Орле, умер 1919 в Финляндии). Прозаик, драматург, публицист, близкий к кругу Горького, мастер романтич. реализма. По образов. - юрист, окончил юридич. факультет Моск. ун-та в 1897 году. Кроме лит., занимался живописью, хотя и не получил профессионального образ-я. Лит. дебют - рассказ "В золоте и холоде" в ж. "Звезда" в 1892 г. В теч. мн. лет работал в газ. "Курьер", где печатал судебные отчеты, фельетоны, и рассказы, близкие по тематике прозе шестидесятников.

Рассказ "Баргамот и Гараська" привлек вним. Горького, они познакомились и подружились. Это привело к тому, что 1-й сб-к рассказов Андр. Изд-во "Знание" выпустило на деньги знам-го писателя (1901). Накануне революции 1905-1907 гг пис-ль неоднократно привлекался к судебной ответственности за связь с оппозицией. Активно участвуя в обществ. жизни, он не оставляет лит. работы, пишет рассказы, драм. Произв-я - "К звездам" (1906), "Савва" (1906), "Жизнь человека" (1907), "Царь-голод" (1908), пов. "Губернатор" и др. В послереволюц. годы в тв-ве Андреева нач-т преобладать пессимистич.настроения. Он активно обращ-ся к философским темам и его произв-я, созданные после 1907 г, носят символистский хар-р. Вместе с лит. известностью к А. пришел и материальный достаток - он строит дом в Финляндии, где на его иждивении нах-ся большая семья. В годы реакции помогает он и скрывающимся у него революц-рам. Неустойч-ть и противор-ть умонастроений русской интел-ции в переломную истор. эпоху отразились и в писательской судьбе А. Он восторженно встретил Февр. рев., но не принял Октябр. и уехал из Петрограда обратно в Финляндию, где и оставался до конца св. дней, употребляя марихуану в умер. кол-вах. Любил писать о несоверш-ти мира и души ч-ка, о социальной несправедл-ти, о трагич. судьбе ребенка (“Петька на даче”). Однако А. тянется к светлому как и большинство его героев (“Жизнь Василия Ф.”). Показывал как жизнь опустошает ч-ка, превращ. его в пассивную жертву. Те, кто пытается этому сопротивляться, добром не кончают (“Мысль”). Повседневность задавливает ч-ка, он теряет лицо (“Большой шлем”). По А., чел. угнетен т. потому, что несправедливо устроен мир.

 

В русской литературе рубежа XIX - XX века творчество Л. Н. Андреева

занимает особое место.АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871–1919), писатель, драматург. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1897). Выступал в суде в качестве защитника (1897–1902)

Среди наиболее изв. произв. А. – повесть «Жизнь о. Василия Фивейского» (1904), рассказы «Красный смех» (1905), «Иуда Искариот» (1907),

Проблема противостояния света и тьмы Андреев рассматривает в «в фантастическом рассказе о полубоге-получеловеке типа Манфреда и Демона», в сказке «Оро», в

повести «Жизнь Василия Фивейского» и рассказе «Елеазар».

Андреев обращается к проблеме борьбы света и тьмы в

повести «Жизнь Василия Фивейского». Это одно из первых произведений,

работая над которым, писатель обращается к древнейшему источнику –

Библии. Он строит сюжет «Жизни Василия Фивейского» на оригинальном

сочетании Книги Иова и некоторых житий. Но Андреев не перелогает Книгу

Иова. Он лишь использует некоторые ее мотивы и ситуации, а также

прибегает к стилизации Библии. М. Неведомский определяет стиль повести

как этически – библейский.

Но не только сюжет и стиль заимствует Андреев из Библии. В Легенде об

Иове – одной из самых поэтических и драматичных во всем Ветхом Завете –

с необычайной остротой поставлены философски – этические вопросы о добре

и зле, свете и тьме, о цели человеческого бытия, о влиянии добрых и злых

сил на человека и его жизнь и многие другие.

В 1907 году Леонид Андреев, возвращаясь к библейской проблеме борьбы

добра со злом, пишет рассказ «Иуда Искариот», в котором создает образы

«прекрасного цветка», «благоухающей», «желтой ливанской розы» и

«ужасного осьминога» с раздвоенным лицом.

В повествовании два полюса нашей проблемы: Христос – добро, Искариот – зло.

Уже исходя из заглавия рассказа, можно сделать вывод, что на первый план автор выводит фигуру Иуды. Именно этот герой, сложный, противоречивый и страшный,

и его поступок привлекли внимание писателя и подтолкнули к созданию своей

версии событий 30-х годов начала нашей эры и к новому пониманию категорий

«добро и зло».

В 1907 году Леонид Андреев, возвращаясь к библейской проблеме борьбы

добра со злом, пишет рассказ «Иуда Искариот», в котором создает образы

«прекрасного цветка», «благоухающей», «желтой ливанской розы» и

«ужасного осьминога» с раздвоенным лицом.

В повествовании они представляют два полюса нашей проблемы: Христос –

добро, Искариот – зло. Уже исходя из заглавия рассказа, можно сделать

вывод, что на первый план автор выводит фигуру Иуды. Именно этот герой,

сложный, противоречивый и страшный, и его поступок привлекли внимание

писателя и подтолкнули к созданию своей версии событий 30-х годов начала

нашей эры и к новому пониманию категорий «добро и зло».

Интерес к драматургии у Андреева проявляется с конца 90-х годов, и немалую роль в возникновении этого интереса сыграл Московский Художественный театр, во главе которого стояли К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Будучи сотрудником московской газеты "Курьер", Андреев посещает премьеры МХТ, и влекут его в театр не только репортёрские обязанности, но и личный интерес: молодой писатель видит во МХТе театр нового времени - психологический театр; постановки пьес А.К. Толстого, Гауптмана, Ибсена, Чехова, Горького восхищают его. "Под впечатлением Художественного театра" - так называлась книга, вышедшая в 1902 году, авторами которой были Леонид Андреев (псевдоним Джеймс Линч) и Сергей Голоушев (псевдоним Сергей Глаголь); в неё вошли блистательные рецензии Андреева на спектакли МХТа: "Дикая утка", "Доктор Штокман" Г.Ибсена, "Три сестры" А.П. Чехова, "Мещане" М.Горького и другие.

Драма "Жизнь Человека" - "представление из пяти картин с прологом". "Вот пройдёт перед вами вся жизнь Человека, с её тёмным началом и тёмным концом", - начальной фразой монолога, который произносит Некто в сером, автор определяет цель и настроение своей пьесы. Исследователи относят "Жизнь Человека" к "циклу драм, посвящённых жизни человека и человечества"; к которому принадлежат и более поздние драмы - "Царь-Голод", "Анатэма". Цель автора - показать жизнь человека с момента зажжения свечи (рождение) до момента, когда свеча гаснет (смерть). В "Прологе" Некто в сером формулирует основные принципы жизни человека; в "пяти картинах" драмы на примере конкретной (и одновременно общей) человеческой судьбы автор показывает, как эти принципы воплощаются в жизнь. Давайте же посмотрим, какой представляется Андрееву жизнь человека.

59. Творческий путь М. Горького. Проза и драматургия М. Горького. Концепция личности в тв-ве Г. Анализ одного произвед. по выбору. Творческий путь М. Горького. Концепция личности в творчестве Горького.

Алексей Максимович Пешков (1868 - 1936). Автор 25 тт. собрания сочинений, хотя не имел сколько-нибудь законченного образования. Известность прошла рано - в 35 лет переводы произведений на разн яя, 2 монографии о нем вышло в Германии. Попытки «обольшевичить» - искажения фактов биографии (Лев Колодный впервые пыт-ся пересмотреть т. зр. на Г. в 1990 г.: отел - столяр-краснодеревщик, но не упоминается о том, что потом стал управляющим пароходством в Астрахани; «Несвоевременные мысли» до недавнего времени вообще не печатали; вуалировался и тот факт, что в 1917 г. отрывается от большевиков - особое мнение о революции).

Псевдоним - кличка отца в сем. кругу за его «горькие» шутки.

1928 статья «Как я учился писать»: писать начал «по силе давления на меня томительно бедной жизни, и потому что у меня было так много впечатлений, что не писать я не мог».

Прозу молодого Г. можно разделить след, образом:

1) чисто романтические произведения («Макар Чудра», «Девушка н смерть», «Старуха Изергиль»). Южная природа, сильные страсти, отвлеченность от социальных проблем. Концепция личности: человек - прежде всего борец, свободный властитель св. судьбы.(ср. в лит-ре крит. реализма чел-к - страдающая, обреченная жертва среды). Свое понимание свободы у Г.: для его героев сталкиваются не только свобода и несвобода, но свобода и высшие ценности жизни (любовь) с тем, чтобы утвердить победу свободы (герой всегда выбирает свободу) «Данко» появляется под впечатлением знакомства Г. с Ницше «Так гов. 3.»: вся жизнь есть воля к власти; люди толпы и сверхчеловеки, стремящиеся к власти, кот. В состоянии переступить ч-з любые нравственные нормы - абсолютное счастье: сосотояние Ларры. Но, по Г., положение, я котором оказался Ларра трагично, т. к. он отрицает свободу одиночества. В образе Данко воплощен этический максимум личности: не превосходство над людьми, а жизнь, отданная людям - гарантия бессмертия.

2) в пределах одного произведения сочетаются романтические и реалистические тенденции = босятские рассказы («Челкаш», «Мальва», «Коновалов», «26 и 1» и др.). Яркие образы + реальный фон. Изображена личность свободолюбивая, которая превыше всего ценит свободу. Герои несколько романтизированы: Челкаш -«он, вор, любил море», но реал, тенденция: присутствие рассказчика + авторская позиция. Отношение Г. к босякам двойственное: восхищен свободолюбием (св. от власти денег и проч.), но никогда не романтизировал босяков (мораль босяка - мораль кабака и несчастья; отчаяние одиночества (Гаврила Челкашу: «Ненужный ты на земле человек»). По Г. человеку важно не только быть свободным, но и быть кому-то нужным. Данные рассказы открывают драму ненужного человека, кот. становится сквозным мотивом для Г.

3) Реалистические рассказы («На соли», «Два босяка", «супруги Орловы//, «Колокол», «Бывшие люди»). Полностью отсутствует ром. отсвет, чуть ли не очерки. Критика современных бурж. порядков. В «Кол.", «Б. людях» показаны нов. хозяева России, но царствовать они будут недолго. «Кол,»::купец Прахов (гов. фамилия) отливает огр. колокол, но в конце - образ треснувшего колокола - символ. Итак, капитализм не принят Г., надежда на будущее России - раб. класс.

«Фома Гордеев»». 1899 и «Трое», 1901 - перв. романы. «Ф. Г.» посвящен Чехову (отозвался: «это не роман, а оглобля»). Почему Чехову? Чеховские герои признают, что так жить нельзя, но смиряются со св. судьбой. Горьк. герои от такой жизни отказываются (самоуб. и проч). ром. Струя: в центре - бунтарь - одиночка, кот. противостоит нов. хозяевам жизни (Яков Маякин: человек мозговой, политически наточен н чувствует значение св. класса). Г. в обоих романах изображает детей, котор. еще не в состоянии опрокинуть общ-во отлов, но и жить так не согласны. В романе «Мать» Г. изобразит детей, кот. в состоянии (Павел Власов).

Пьесы «На дне», «Мещане»


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.