Факторы угрожающие внутренней валидности и их контроль. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Факторы угрожающие внутренней валидности и их контроль.

2017-11-17 2256
Факторы угрожающие внутренней валидности и их контроль. 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Внутренняя валидность эксперимента может быть нарушена двояким образом: побочные факторы могут вызывать ненадежность или систематическое смешение.

Ненадежность можно определить как изменчивость отдельных результатов от пробы к пробе вследствие случайных влияний.

Систематическое смешение возникает тогда, когда разные побочные влияния тесно связаны с разными условиями независимой переменной. Например, одно условие независимой переменной постоянно сопровождается побочной переменной «А», другое – переменной «В». Т. о., разные условия независимой переменной искажаются по-разному, характерным и постоянным для каждого условия способом. Это приводит к тому, что одно состояние независимой переменной может оказаться в более выгодных условиях, чем второе.

Группы факторов, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента:

1. Факторы времени связаны с изменениями, которые происходят с течением времени. Особенно опасны для естественных и долговременных экспериментов. К ним относят:

· Фон – конкретные события, происходящие в период проведения эксперимента. К фоновым явлениям относят колебания температуры, сезонные погодные изменения, шумы, освещение и др. Особое место занимают такие фоновые явления, как события личной жизни испытуемых и общественные изменения.

Контроль нарушающих факторов:

- контроль условий эксперимента

- создание одинаковых условий для групп в М/Г (межгрупповая схема эксперимента), последовательность условий в И/И (интраиндивидуальная схема),

- увеличение количества проб и испытаний.

· Естественное развитие – изменение характеристик испытуемых, являющееся следствием течения времени и имеющее процессуальный характер. Это могут быть изменения состояния (голод, усталость, болезнь), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта), изменения связанные с динамическими процессами в группе. Само пребывание в ситуации эксперимента может вызвать изменение в поведении испытуемого процессуального характера.

Контроль нарушающих факторов:

- последовательность предъявления условий в И/И,

- введение контрольной группы,

- контроль продолжительности эксперимента.

· Инструментальная погрешность – неточности измерения, различающиеся от пробы к пробе. Инструментальная погрешность может проявляться в результате ненадежности инструментария, износа техники, случайных ошибок экспериментатора или испытуемых, приобретением опыта измерения, усталости экспериментатора.

Контроль нарушающих факторов:

- использование надежных средств измерения,

- одинаковые способы измерения в М/Г, последовательность условий в И/И,

- увеличение количества проб и испытуемых.

2. Факторы отбора связаны с характеристиками групп испытуемых, участвующих в экспериментальном исследовании.

· Ошибка селекции возникает вследствие неправильного распределения испытуемых по группам. Группы, соответствующие разным условиям независимых переменных, должны быть эквивалентны по составу.

Контроль нарушающих факторов:

- стратегии распределения групп,

- отказ от межгрупповой схемы.

· Экспериментальный отсев – нарушение эквивалентности групп из-за неравномерного выбывания испытуемых из сравниваемых групп.

Контроль нарушающих факторов:

- исключение результатов выбывших испытуемых,

- увеличение количества испытуемых,

- подготовительная работа с испытуемыми.

· Статистическая регрессия – группы отбираются на основе «крайних» показателей. Этот фактор отражает общую статистическую закономерность, которая выражается в том, что «крайние» показатели, полученные при первом замере, имеют тенденцию приближаться к средним величинам при повторном измерении.

Контроль нарушающих факторов:

- отбор испытуемых,

- несколько серий предварительного и итогового тестирования.

3. Факторы задачи связаны с различием экспериментальных задач, которые предъявляются испытуемым при различных условиях независимой переменной.

Контроль нарушающих факторов:

- одинаковые задачи для разных групп в М/Г, последовательность распределения задач по условиям НП в И/И,

- использование параллельных форм задач.

4. Эффектами последовательности называют влияние одного из условий независимой переменной на условия, следующие за ним. Сам факт предъявления предыдущих проб влияет на характеристики ответов испытуемого в последующих пробах. Эффекты последовательности делятся:

- по качеству действия: положительные (выполнение одного задания облегчает выполнение следующего) и отрицательные (после выполнения определенного задания выполнение последующего затрудняется);

- по времени действия: недолгие (распространяются только на одну последующую пробу) и продолжительные (сохраняются длительное время).

Контроль нарушающих факторов:

- последовательность предъявления условий,

- отказ от И/И схемы.

· Эффект переноса – действие продолжительных эффектов последовательности накапливается по мере предъявления проб. Эффекты переноса различаются по равномерности влияния от пробы к пробе. Если влияние любого условия на каждую последующую пробу всегда одинаково по величине, то мы имеем дело с однородным переносом. Если величина влияния одного условия на другое меняется с течением времени, то такой перенос называется неоднородным;

· Эффект тестирования – частный случай эффекта последовательности. Его можно наблюдать тогда, когда предварительное тестирование способно повлиять на результат итогового.

Контроль нарушающих факторов:

- использование параллельных форм,

- введение контрольной группы,

- метод независимого измерения,

- отказ от схемы с предварительным тестированием.

5. Влияние экспериментатора и испытуемого.

Если исследователь заинтересован в подтверждении своей гипотезы, то он может неосознан вносить искажения в ход эксперимента и интерпретацию данных, добиваясь, чтобы испытуемый «работал под гипотезу» - эффект Пигмалиона.

Контроль нарушающих факторов:

- автоматизация исследования,

- участие нескольких экспериментаторов,

- привлечение независимых ассистентов,

- «двойной слепой опыт» - экспериментатор не знает, какая группа получает воздействие.

Влияние испытуемых на результаты эксперимента связано с тем, что уже само участие в исследовании порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами специфических эффектов:

Эффект плацебо: испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

Эффект Хотторна: само привлечение испытуемых к участию в эксперименте расценивается как проявление внимания к ним лично. Поэтому, участники исследования ведут себя так, как ожидают от них экспериментаторы.

Эффект аудитории (социальной фасилитации): присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет пове5дение человека, выполняющего ту или иную работу. Результаты деятельности могут улучшаться или ухудшаться.

Контроль нарушающих факторов:

- метод «плацебо» (в контрольной группе имитируется экспериментальное воздействие, аналогичное тому, которое производиться в экспериментальной группе).

- метод «обмана» (целенаправленное введение испытуемых в заблуждение),

- метод «срытого» эксперимента (испытуемый не знает, что участвует в эксперименте),

- метод независимого измерения зависимых параметров,

- контроль восприятия испытуемым ситуации (постэкспериментальное интервью).

3 общих формы контроля побочных переменных:

1) предварительное устранение побочных переменных из ситуации эксперимента,

2) выравнивание побочных переменных по условиям независимой переменной,

3) усреднение случайных влияний за счет увеличения количества проб и испытуемых.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.