Охарактеризуйте процесс воспитания, его цели, особенности и структуру. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Охарактеризуйте процесс воспитания, его цели, особенности и структуру.

2017-11-16 526
Охарактеризуйте процесс воспитания, его цели, особенности и структуру. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание можно определить как целенаправ­ленный процесс формирования у детей высоких гражданственных, политических, морально-психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предложенными обществом социальными и педагогическими требованиями.

Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои осо­бенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение.

• Это процесс целенаправленный и комплексный (единство це­лей, задач, содержания, форм и методов воспитания; цели долж­ны быть понятны учащимся).

• Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияют семья, школа, микросреда, обще­ственные организации, СМИ, искусство, социально-экономи­ческая ситуация и др.

• Воспитание носит целостный характер; его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм дей­ствия воспитателя.

• Ребенок в процессе воспитания - и объект воздействия педаго­га, и субъект многообразной деятельности.

• Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитан­ник, процесс) - живые люди, они определенным образом асси­милируют все происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию».

• Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер.

• Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание.

• Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспита­ния - воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (сотрудник, активный участник).

• Это процесс противоречивый. Воспитание тесно связано с жиз­нью: логика и позиция субъектов воспитания могут быть проти­воречивыми в зависимости от личностной и педагогической по­зиции; противоречия могут происходить и от понимания воспи­тания либо на уровне житейско-обыденном, либо научном.

Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следо­вательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку и др.

Движущимися силами воспитания являются противоречия: противоречие между имеющимся (наличным, актуальным) уров­нем развития и новым, который ориентирован на достижение все более высоких потребностей (коротко это можно сформулировать как противоречие между «могу» и «хочу»); противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетво­рить эти требования (коротко это можно сформулировать как про­тиворечие между «надо» и «могу»).

Содержание воспитания - это система качеств и свойств лич­ности, ставшая предметом воспитания: совокупность устойчивых убеждений, знаний, систем норм, правил поведения, навыков и умений деятельности и отношений с людьми. Содержание воспи­тания основывается на общечеловеческих, гуманистических цен­ностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общест­ва и государства. По направленности - это нравственное, интел­лектуальное, эстетическое, физическое, трудовое. Все эти направ­ления взаимосвязаны, важно представлять их единство и не поте­рять, не снизить ценность каждого из них. Общие требования к со­держанию воспитания определяются также целями, задачами и принципами государственной политики в сфере образования.

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся мо­лодежи в Республике Беларусь определены основные составляю­щие воспитания:

• идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского госу­дарства, привитие подрастающему поколению основополагаю­щих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность бело­русской государственности;

• гражданское и патриотическое воспитание, направленное на фор­мирование активной гражданской позиции, патриотизма, право­вой и политической, информационной культуры обучающегося;

• нравственное воспитание, направленное на приобщение к об­щечеловеческим и национальным ценностям; формирование эти­ческой, эстетической культуры;

• воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

• воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;

• гендерное воспитание, направленное на формирование у обу­чающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

• семейное воспитание, направленное на формирование ценност­ного отношения к семье и воспитанию детей;

• трудовое и профессиональное воспитание, направленное на по­нимание труда как личностной и социальной ценности, осозна­ние профессионального выбора, социальной значимости про­фессиональной деятельности;

• экологическое воспитание, направленное на формирование цен­ностного отношения к природе;

• воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направ­ленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

• воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, фор­мирование у них ценностного отношения к материальному окру­жению, умения целесообразно и эффективно использовать сво­бодное время.

С точки зрения культурологического подхода, основными компонентами воспитательного процесса являются целевой, со­держательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Первый этап - целевой - включает в себя диагностику (изуче­ние) воспитанников и определение целей и задач воспитания. Оп­ределение целей воспитания осуществляется, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, а с другой - с уче­том тенденций общественного развития и требований, которые предъ­являет общество к образовательным учреждениям.

Второй этап — содержательный — включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.

Проектирование, планирование воспитательной деятельности состоит из разработки содержания воспитания (содержание со­временного воспитания определяется Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Респуб­лике Беларусь и др.); разработки методов воспитания (способов воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанни­ков для выработки у них заданных целью воспитания качеств); разработки средств воспитания (относительно независимых ис­точников формирования личности); разработки форм воспитания (внешнего выражения процесса воспитания).

Третий этап — операционно-деятельностный — представляет собой определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей. Идет организация педагогическо­го взаимодействия (реализация планов).

Четвертый этап — аналитико-резулътативный — предпола­гает отслеживание эффективности воспитательного процесса, ко­торая характеризуется изменениями в уровне воспитанности уча­щихся. Осуществляется проверка, оценка, анализ результатов.

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

24. Перечислите и охарактеризуйте принципы воспитания.

Принципы воспитания - это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. В педагогическом прин­ципе как теоретическом обобщении отражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, зависимости организации учебно-воспитательного процес­са, а также педагогического руководства познавательной, трудо­вой, творческой, игровой и другой деятельностью детей.

Принципы всегда соответствуют определенной системе вос­питания и служат реализации ведущей идеи данной системы. По­этому они меняются, могут быть разными.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам вос­питания.

Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не ре­комендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, иг­норирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы.

Комплексность. Принципы воспитания предполагают их од­новременное, а не поочередное применение на всех этапах воспи­тательного процесса.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундамен­тальные положения равнозначны, среди них нет главных и второ­степенных или таких, которые требуют реализации в первую оче­редь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.

Вместе с тем принципы воспитания - это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких резуль­татов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мас­терства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существовало и существует много систем воспитания. Например, авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов воспитания, которая служит развитию спо­собностей детей. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.

Современная отечественная система воспитания руководству­ется следующими принципами:

• принцип гуманизма;

• личностный подход;

• принцип веры в ребенка;

• принцип сотрудничества;

• принцип включения личности в значимую деятельность;

• связь воспитания с жизнью;

• общественная направленность воспитания;

• принцип сочетания педагогического управления с развитием ини­циативы и самостоятельности воспитанников;

• принцип сочетания уважения и требовательности к личности ребенка;

• опора на положительное в воспитании;

• принцип согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности;

• принцип воспитания в коллективе и через коллектив (сочетания прямых и параллельных педагогических действий) и др.

На первое место можно поставить принцип гуманизма в вос­питании. Человек, ученик является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.

Принцип личностного подхода утверждает, что воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких лично­стных структур сознания, которые воплощают творческие качест­ва человека. Личностный подход понимается как опора на лично­стные качества, которые выражают такие важные для воспитания характеристики, как направленность личности, ее ценностные ори­ентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доми­нирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип веры в ребенка (оптимистическая гипотеза) реализу­ется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого уче­ника, оказании помощи ребенку в его самоутверждении в жизни, самовыражении.

Принцип сотрудничества педагога с детьми не приемлет при­вычные модели воспитания, определяемые старой педагогической верой и страстью к воспитанию (типа «кнут и пряник»). Главное в этом принципе - взаимодействие учителя и учащихся в продвиже­нии детей к определенным целям.

Принцип включения личности в значимую деятельность. За­дача учителя - совместно с учащимися разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый ученик чув­ствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.

Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью. Реализация этого принципа требует систе­матического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого мате­риала. В соответствии с ним воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать и экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

Принцип общественной направленности воспитания. Воспи­тание должно готовить человека к активной общественной и сча­стливой личной жизни. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поко­ления в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально ориентированного типа личности.

Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда зна­чимость принципа сочетания педагогического управления с разви­тием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педаго­гическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать со­веты, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие самоуправления.

Важнейший принцип организации детской деятельности — ува­жение к личности ребенка в сочетании с разумной требователь­ностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического вос­питания. Требовательность является своеобразной мерой уваже­ния к личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с ра­зумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в воспитании человека, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащи­мися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Замече­но, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравст­венному самосовершенствованию, которое можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие по­рывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы по­ведения. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности.

Успешная реализация принципов единства требований и ува­жения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа — согласованности требо­ваний школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит вос­питанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъ­являемых к учащимся школой, педагогами, семьей и обществен­ностью.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. На фоне педагогических требований воспитателя в развитом кол­лективе формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе коллективных и межличност­ных отношений.

Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны меж­ду собой, функционируют как целостная система. Только сово­купное действие всех принципов обеспечивает успешное опреде­ление задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятель­ность воспитанников.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.