Назовите и охарактеризуйте методы стимулирования поведения и деятельности учащихся в процессе воспитания. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Назовите и охарактеризуйте методы стимулирования поведения и деятельности учащихся в процессе воспитания.

2017-11-16 726
Назовите и охарактеризуйте методы стимулирования поведения и деятельности учащихся в процессе воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность действия методов стимулирования состоит в по­буждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) по­ступка. Психологической основой этих методов являются пере­живание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызван­ные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свой­ственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения уча­щихся с помощью его оценки.

Применяются методы стимулирования в целях активизации личности к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельно­сти. В эту группу методов входят: требование, доверие, перспек­тива, традиции, соревнование, общественное мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказание), метод «взрыва» (одномо­ментный и специально организованный), переключение, обеспече­ние успеха в деятельности и т. д.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одоб­рения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения.

Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрос­лых, награждение книгами и другие материальные награды. Ме­тодика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но и мотив, способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требует­ся младшим школьникам и не уверенным в себе детям.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения, В оте­чественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы XX в.). Однако позже было признано правомерным педагоги­чески грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство сты­да, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности.

Формы наказания разнообразны: замечание учителя, преду­преждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания явля­ется метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил -извинись.

Детям в любом возрасте свойственно стремление к первенству. Желание утвердиться в окружающей среде - врожденная потреб­ность человека. Реализация этой потребности происходит в сорев­новании. Результаты соревнований надолго закрепляют положение воспитанника в коллективе. Это естественное, природное стремле­ние к соперничеству у детей необходимо использовать при воспи­тании. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развиваются интеллектуально, фи­зически, нравственно и эстетически. Сравнивая свои результаты с успехами одноклассников, они получают стимул собственного роста и дальнейшего самосовершенствования. Эффективности со­ревнования в детском коллективе способствует его игровая форма и то, что цели, задачи, содержание и условия определяются самими детьми.

Все эти методы, каждый по-своему, организуют и направляют жизнь ребенка и детского коллектива. Они активизируют детей на выполнение своих обязанностей, содействуют формированию но­вого и ценного жизненного опыта, тормозят и исключают вред­ные, нежелательные формы поведения.

 

 

Задание 1. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и охарактеризуйте поведение учителя: может ли учитель только учить, не воспитывая?

Молодая учительница, только что прибывшая в школу-интернат, заявила:

- Я учитель. Имею высшее педагогическое образование. Не называйте меня воспитателем. Не унижайте моего достоинства.

 

 

Задание 2. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и определите какие возрастные особенности подростков проявились в поступках Вани Белова?

Однажды ученик шестого класса Ваня Белов на глазах всей улицы прошел по карнизу третьего этажа и, появившись в окне класса, сказал: «Разрешите войти?».

В другой раз он объявил голодовку… Ему показалось, что учительница несправедливо поставила двойку одному из учеников. Он требовал её исправления.

В третий раз он запер «математичку» в учительской перед контрольной, чтобы спасти своего друга, который был слаб по математике. Свой поступок он объяснил проявлением чувства коллективизма.

 

Задание 3. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и проанализируйте, почему в описанной ситуации приём прощения оказал такое большое моральное воздействие?

 

Костя Г. И Геннадий Ш., ученики пятого класса, бегая во дворе, сломали яблоньку. За этой яблонькой дети ухаживали два года. Тридцать пар глаз смотрели на бледных, растерянных Костю и Геннадия, стоявших возле доски: их никто туда не ставил. В. А. Сухомлинский посадил Костю и Геннадия на место. Сожалея о происшедшем, он сказал, что надо найти какой-то выход, и рассказал детям, как даже среди лета можно посадить дерево. Только нужно особенно заботиться о нём. Сразу же нашлись желающие пересадить на место погибшей яблони новую. После уроков ребята, а сними Костя и Геннадий, отправились в питомник, облюбовали там яблоньку и бережно принесли ее в школу.

Никто не напоминал Косте и Геннадию о случившемся, никто не заставлял их ухаживать за яблонькой, но они стали самыми ревностными, самыми заботливыми защитниками деревьев. Мальчики осенью обкопали приствольные круги возле всех деревьев, посаженных классом весной на школьном дворе, уничтожали вредителей на плодоносящих деревьях.

 

Задание 4. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и определите её воспитательную ценность.

 

Рос на обочине колос. Рядом – пшеничное поле ходит широкими волнами. Шепчет поле людям своё, вековечное. А о чём шепчет, колосу-одиночке и невдомёк. Он только тянется вверх (земля-то добрая) да себя оглядывает, гордится: «У меня усики длиннее. И стою я прямее, не в пример тем, что за дорогой. Видали, как к земле клонятся?». Только недолго пришлось ему красоваться. Случилась непогодь: полил дождь, налетел северный ветер. Полю хоть бы что. Стоят стебельки, друг-друга плечами подпирают. А колос-одиночка сразу сник. Сечет его дождь, треплет ветер, Вскоре и совсем поломал. Упал колос в грязь да так и не поднялся. Все проходит. Прошла и непогодь. Вновь засветило солнце. Пришли на поле люди, застрекотали комбайны. А потом зерно отвезли на мельницу и из свежей муки, напекли душистого хлеба. Едят его дети и взрослые – сил набираются, поле хвалят: «Хорошо уродило!» А о колосе-одиночке никто и не вспомнил.

 

 

Задание 5. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и дайте анализ деятельности учителя на уроке, опираясь на знания по педагогике.

Письмо у первоклассников вызывает большую усталость. Учительница Галина Викторовна Воронова учитывает это не заставляет детей писать через силу. Как только она замечает усталость у детей, немедленно организует с ними недлительные упражнения для пальцев, для рук. Если замечает, что у детей наступила общая усталость, снизилась работоспособность, тут же включая в урок веселую физзарядку. Благотворно действуют и снимают усталость упражнения с речевками, умело подобранные с учетом интересов, уровня знаний и умений детей, видом и содержанием урока. Часто на уроках используется музыкальная пауза. Дети под любимые мелодии песенок выполняют танцевальные движения, кто как умеет, без стеснения.

 

 

Задание 6. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и проанализируйте действия учителя, опираясь на знания по педагогике.

В класс пришла молодая учительница английского языка, бывшая выпускница этой школы. Ученики начали её «испытывать». Однажды Саша А. принёс в класс живую ворону. И выпустил её. Ворона отвлекла внимание учеников. Её начали ловить. Не удержалась от этого соблазна и молодая учительница. Проходивший мимо опытный учитель, классный руководитель этого класса, сделал замечание учительнице: «нужно уметь держать дистанцию». Учительница это поняла по-своему. Резко изменила отношение к ученикам. Пойманную ворону выбросила в окно. Ученики обиделись на учительницу и не пришли на её следующий урок, собравшись за школой на строительной площадке. Учительница, проанализировав сложившуюся ситуацию, пришла к ученикам. Извинилась перед ними. Ученики вернулись в школу на урок. После этого у молодой учительницы сложились хорошие отношения с классом.

 

Задание 7. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и опираясь на знания по педагогике, дайте оценку действиям матери и выработайте рекомендации родителям о том, как помогать детям учиться.

 

Наташа старательно готовиться к урокам, но задача не получается. Она волнуется, наконец начинает плакать. Услышав плач, мать успокаивает: «Ну, не решила. Чего хныкать? Останься дома. Скажем завтра: «Голова болела». Ну, хочешь, я напишу записку учительнице?»

 

Задание 8. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и опираясь на знания по педагогике, определите к развитию каких негативных черт характера может привести описанный воспитательный приём?

 

Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились. Многие используют в качестве стимула хорошей учебы плату за каждую оценку. Особенно трудные предметы или контрольные оплачиваются выше. Такие родители считают, что учеба – это труд детей, значит, его надо морально поощрять. Учителя не согласны с подобным мнением, но родители считают, что поступают правильно. Пусть, мол, дети знают цену рублю.

 

Задание 9. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и опираясь на знания по педагогике, определите какие принципы дидактики не были реализованы на уроке?

 

Ученик шестого класса окапывает яблоню в колхозном саду. Перевернув пласт почвы и обнаружив длинные корневища пырея, он старательно рубит их лопатой на мелкие куски и закапывает в землю. Ученика спрашивают: «Для чего ты это делаешь?» - «Как для чего? – с недоумением смотрит мальчик на спрашивающего, - чтобы сорняки не росли под яблоней».

- А ты разве не учил по ботанике, что такое корневище?

- Учил: корневище – это видоизмененный стебель. На нем есть почки, из которых вырастают новые побеги. Это вегетативное размножение.

- Правильно! А тогда зачем же ты их оставляешь в земле: чтобы они вегетативно размножались и из них выросло много новых побегов пырея? – Мальчик сконфуженно молчит.

 

Задание 10. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и опираясь на знания по педагогике, выявите причины неудачи школьника.

Школьнику необходимо выучить наизусть отрывок из рассказа. Мальчик читает его раз, второй, третий, четвертый, пятый… Наконец, кажется, выучил, и вот после такой тяжелой работы он получает низкий бал. И сколько обиды слышится в голосе юного труженика, когда он со слезами клянётся: «Я десять раз прочитал, десять раз!»

 

Задание 11. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и определите какую из названных точек зрения вы разделяете и почему?

В педагогике по вопросу воспитания дисциплины у школьников четко просматриваются три точки зрения.

Одни ученые – сторонники авторитарного стиля воспитания дисциплины – в абсолют возводят методы требования, принуждения, порицания, наказания, принижая роль самовоспитания, саморегуляции, самооценки и взаимопонимания.

Другие – роль и значение требований недооценивают и выдвигают на первый план абстрактную любовь, всепрощение и прочее.

Третьи считают, что только диалектическое сочетание уважения к личности с высокой требовательностью к ней может обеспечить действительные успехи в воспитании детей, в том числе и формирование у них сознательной дисциплины.

Задание 12.

В учительской возник спор. Одни учителя считали, что осно­вой основ обучения является мастерство учителя формировать «аппетит» к знаниям, умение сделать интересным каждый урок.

Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами.

• Докажите, кто же из них прав? Каким должно быть совре­менное обучение?

 

Задание 13.

Укажите принципы обучения, определения которых приведе­ны ниже.

1. Направлен на всестороннее развитие личности и индивиду­альности учащегося.

2. Отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3. Одним из направлений реализации принципа является ак­тивное подключение учащихся к общественно полезной деятель­ности в школе и за ее пределами.

4. Требует учета особенностей развития учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических пере­грузок.

5. Эффективность обучения зависит от целесообразного при­влечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

6. Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учени­ков, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

7. Он требует логического построения, как содержания, так и
процесса обучения в целом.

Задание 14.

Из предложенных ниже понятий выберите методы контроля: 1) программированный опрос; 2) мотивация; 3) усвоение зна­ний; 4) зачет; 5) устный экзамен; 6) активизация; 7) дидактиче­ские тесты; 8) дидактические требования; 9) контрольные работы; 10) проверочные работы; 11) изложения; 12) индивидуальный под­ход; 13) индивидуальный опрос; 14) сочинения; 15) управление обу­чением; 16) диктанты; 17) эмоциональное воздействие; 18) семинар­ское занятие; 39) лабораторный контроль; 20) проблемное обучение.

 

Задание 15.

Какие особенности процесса воспитания проявляются в дан­ной педагогической ситуации?

б) Как-то учителя с большим стажем работы поспорили, что
считать результатом своей педагогической работы?

Я доволен - у меня отстающих нет. Да и троечников немного. Мои отметки подтверждают экзамены в вуз, - заметил один.

Горжусь тем, что многие мои выпускники стали крупными специалистами, - добавил другой.

- А меня волнует, какими они станут людьми, какой будет их последующая деятельность, как они будут воспитывать своих де­тей, - заключил третий.

- Можно ли по этим высказываниям сделать вывод о различии задач, которые эти учителя ставят и решают в процессе учебно-воспитательной работы?

 

Задание 19.

Выпишите из нижеприведенных положений (укажите соот­ветствующие буквы):

1)закономерности воспитания;

2)принципы воспитания:

а) зависимость воспитания от уровня социально-экономи­ческого развития общества и его культуры; б) гуманистиче­ская направленность воспитания; в) социальная адекватность воспитания; г) ориентация воспитания на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры и духов­ных ценностей; д) воспитание личности происходит в обще­нии и деятельности; е) характер воспитания определяется объективными потребностями производства; ж) сочетание уважения и требовательности к личности; з) целостность и непротиворечивость воспитательных влияний; и) опора на положительное в человеке; к) активность личности в вос­питании; л) зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания.

 

Задание 20

С учениками X класса классный руководитель договорилась пойти на экскурсию в художественный музей, но к указанному часу пришли 9 человек из 24, в основном девочки. Следующим был урок литературы. Учительница начала урок как обычно, не напоминая ученикам о неявке на экскурсию, хотя чувствовала, что они этого ожидают. Ребята были удивлены, что их не ругают. В конце урока учительница попросила приготовить листок бумаги и попросила каждого, кто не пришел на экскурсию, объяснить при­чину Сначала провинившиеся думали, что это легко, но оказалось, что неправду написать трудно, когда бываешь наедине с собой и не надо оправдываться перед учителем.

- Права ли учительница, выбравшая письменную форму выясне­ния причины неявки учащихся на экскурсию? С какой целью она это сделала?

Как бы вы поступили в подобной ситуации? Ответ обоснуйте.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.