Раздел V. Философия человека — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Раздел V. Философия человека

2017-11-17 273
Раздел V. Философия человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Тема 18. Человек и природа

Природа – 1) весь мир в многообразии его форм (в одном ряду с понятиями "материя", "универсум", "вселенная"); 2) все, что возникло естественным путем; совокупность естественных условий существования человеческого общества; 3) объект естествознания ("наук о природе").

В общем виде природа состоит из неживой и живой. Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией (элементарные частицы, атомы, химические элементы, макротела, небесные тела, звезды, галактики, Вселенная). Живая природа – совокупность организмов, которые делятся на пять царств (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные), организованных в экосистемы, которые в совокупности составляют биосферу.

Биосфера – область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы. Биосфера включает в себя совокупность всех существующих на Земле живых организмов и среду их обитания; в состав биосферы входят живое, биокосное и косное вещества. Учение о биосфере развито академиком В.И. Вернадским.

^ Теории возникновения жизни

Согласно наиболее ранней теории самопроизвольного (спонтанного) зарождения, жизнь возникает спонтанно, т.к. определенные "частицы" вещества содержат некое "активное начало", которое при подходящих условиях может создать живой организм (Древний Китай, Вавилон, Египт, Эмпедокл, Аристотель, Парацельс). В основе этой теории лежит учение гилозоизма (греч. hyle – материя и zoe – жизнь), признающее одушевленность всех тел в природе.

Согласно теории стационарного состояния, жизнь на Земле никогда не возникала, а существовала вечно; Земля всегда способна поддерживать жизнь.

Согласно теории панспермии, жизнь была принесена на Землю с других планет, т.е. могла возникнуть в разное время в разных частях Вселенной.

Согласно теории биохимической эволюции, жизнь на Земле возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам (А.И. Опарин, С. Миллер).

^ Изменение воззрений человека на природу

В первобытном обществе доминировало мифологическое мировоззрение, в котором природа олицетворялась и обожествлялась.

В Античности природа понималась как совершенный космос, идеал гармонии, а человек как микрокосм, подобный макрокосму.

В Средневековье природа трактуется как творение Бога, который управляет всем, что происходит в материальном мире и в жизни человека и общества.

В ^ Новое время природа понимается как бездушный механизм; возникает идея господства человека над природой, которая понимается как поле приложения физических и интеллектуальных сил человека, как "кладовая" для удовлетворения его потребностей. Так, согласно марксизму, решающую роль в возникновении и развитии человечества играет труд – целесообразная деятельность человека по созданию благ, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

В ^ Новейшее время в науку проникает идея эволюции природы (высказанная в учениях Ж. Ламарка и Ч. Дарвина); природа рассматривается как живая система, способная к самоорганизации, саморазвитию, творчеству (синергетика).

Эксплуататорское отношение к природе привело к возникновению экологического кризиса. Термином " экологический кризис " обозначают тяжелое переходное и, в принципе, не всегда обратимое состояния экологических систем и биосферы в целом. В XX-XXI вв. экологический кризис приобретает глобальный характер, связанный с производственной деятельностью человека (загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного покрова, животного мира, вовлечение больших территорий в хозяйственный оборот). Чтобы преодолеть глобальный экологический кризис необходимо в первую очередь изменить потребительское отношение человечества к природе.

В сознании человечества происходит переосмысление отношения к природе под влиянием антропного принципа, идей ноосферы и коэволюции.

Согласно антропному принципу, устанавливается связь между свойствами Вселенной и существованием человека. Два варианта: 1) слабый антропный принцип: "мы видим Вселенную такой, потому что только в такой вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек"; 2) сильный антропный принцип: "Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей". Иными словами, наш мир оказался "устроенным" так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться, т.е. человек – это не случайная мутация, а закономерный этап творческой эволюции природы ("человек – дитя природы").

Осознание необходимости разумного управления природными процессами на основе осмысления законов природы отражается в идее ноосферы.

Ноосфера (греч. nous – разум и sphaira – шар; буквально: "сфера разума") – это сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами "антропосфера", "социосфера", "биотехносфера"). Согласно Э. Леруа (автор термина), ноосфера – это "мыслящая" оболочка Земли, формирующаяся человеческим сознанием. По В.И. Вернадскому, ноосфера – это новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. При этом разумная чело­веческая деятельность становится определяющим фактором развития общества и природы. Концепция ноосферы служит методологической ориентацией коэволюции человека и природы, открывает возможность согласования человеческой деятельности и природных ритмов.

Коэволюция (лат. со – вместе) – принцип совместного, гармоничного, взаимосогласованного развития природы (биосферы) и общества (человека), являющийся необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества в условиях современного экологического кризиса. Согласно принципу коэволюции, человечество, для того чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, двум требованиям: экологическому (запрет на виды человеческой деятельности (особенно – производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества) и нравственному (ориентация на общечеловеческие ценности, отказ от потребительского отношения к природе). Коэволюционный переход системы "человек – биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности будет означать превращение биосферы в ноосферу.

^ Тема 19. Человек и общество

"Проблема человека есть основная проблема философии" (Н.А. Бердяев).

Человек – это субъект культурно-социально-исторической деятельности. С позиций марксизма, человек есть существо биосоциальное. Общественное поведение человека отличается от коллективного поведения животных тем, что люди способны организовывать социальные объединения. Сущностью деятельности человека является творчество.

В процесс антропогенеза (происхождения и развития человека) первоначально важную роль играли биологические факторы, сегодня определяющее значение имеют социальные факторы. Современная наука полагает, что прародиной человека является Африка.

^ Трактовки человека в философии: "Человек есть свобода" (экзистенциализм); "Человек есть уникальная личность, высшая ценность" (персонализм); "Человек есть воля к власти" (Ф.Ницше); "Человек есть существо символическое" (Э.Кассирер); "Человек есть существо играющее" (Й. Хейзинга); "Сущность человека есть совокупность общественных отношений" (марксизм).

^ Концепции сущности человека

Согласно натурализаторской концепции, человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законам.

Согласно биологизаторской концепции, человек трактуется по аналогии с другими сложными организмами.

Согласно социологизаторской концепции, человек рассматривается в контексте общественных связей, продуктом которых он выступает.

Согласно рационалистической концепции, сущностной особенностью человека является наличие у него разума, сознания.

Согласно антропоцентрической концепции, человек является творцом самого себя, поэтому он должен быть объяснен из самого себя и рассматриваться не как объект, а как субъект действия.

Согласно экзистенциально-персоналистской концепции, существование человека в мире – это всегда уникальный опыт свободы, творчества.

^ Человек как индивид, личность, индивидуальность

Индивид – человек как единичный представитель биологического вида или социальной группы, как совокупность неповторимых природных качеств. Биологическое начало человека существует и проявляется в сфере социального. Во фрейдизме процесс трансформации биологического начала в социальное получил название " сублимация".

Личность – человек как социальный индивид, духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта общественных отношений и сознательной деятельности.

Личность формируется в процессе социализации – усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей общества. Социализация личности предполагает стремление человека к коммуникации с другими. Развитие личности предполагает формирование самосознания и рефлексии.

Личность проявляет себя в поступках. Атрибут личности – способность к творчеству, т.е. деятельности, порождающей нечто новое, имеющее культурную и социальную значимость. Выдающаяся личность – это человек, оказавший влияние на ход истории ("пассионарная личность", по Л. Гумилеву).

Индивидуальность – человек в его неповторимой совокупности особенностей характера и психического склада.

^ Феномены бытия человека в обществе

Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими интересами и желаниями. Выделяют негативную и позитивную свободу ("свободу от…" и "свободу для…"). Нет места для свободы там, где все однозначно необходимо, где нет случайностей, где человек действует как автомат. "Свобода – это осознанная необходимость", – считал Б. Спиноза. "Свобода – это осознания и практически освоенная необходимость", – добавили сторонники марксизма. "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", – утверждал В.И. Ленин. В идеологии либерализма свобода считается высшей ценностью. Экзистенциализм объявил свободу основным принципом бытия человека: "Человек – это свобода; он творит самого себя" (Ж.-П. Сартр). Сторонники анархизма считают, что идеальное общество должно быть основано на абсолютной свободе личности и равенстве людей.

Если свободу понимать по принципу "что хочу, то и ворочу", то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, к примеру, с нормами морали. Поэтому оборотной стороной свободы является ответственность – готовность личности отвечать за себя и свои действия в ответ на требования, предъявляемые со стороны других людей, общества в целом. Человек несет ответственность за поступки, т.к. у него есть свобода выбора.

В обществе источником несвободы личности является отчуждение – объективный социальный процесс превращения деятельности человека и ее продуктов в самостоятельные, довлеющие над ним сущности. Согласно марксизму, источник отчуждения – частная собственность на средства производства.

Духовность – относительная автономность человека от внешних влияний; то, ради чего стоит жить; синтез Истины, Красоты и Добра.

Справедливость – категория морально-правового, а также социально-политического сознания; понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Суть справедливости – в выработке принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей граждан, соответствие между деянием и воздаянием.

Равенство – нравственный принцип общественной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов. Социальное равенство – состояние общества, которое характеризуется отсутствием существенных социальных различий.

^ Тема 20. Человек и культура

Культура (лат. cultura – возделывание, обработка земли) – часть человеческого окружения, созданная самими людьми; форма деятельности людей по воспроизводству и обновлению социального бытия; совокупность надбиологических программ жизнедеятельности человека, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, а также включаемые в эту деятельность продукты и результаты (артефакты, "вторая природа").

Культура становится предметом изучения в эпоху Просвещения, когда происходит противопоставление культуры и цивилизации (^ Ж.-Ж. Руссо).

Культура каждого народа уникальна и неповторима; с этим связана ценность различных культур. Современный этап в развитии культуры (XX-XXI вв.) характеризуется развитием глобальных коммуникационных технологий, что приводит к постмодернистскому пониманию культуры.

^ Трактовки культуры

Э. Кассирер полагает, что культура есть сфера символических форм (языка, мифа, религии, искусства и др.). Й. Хейзинга полагает принципом становления человеческой культуры игру. З. Фрейд обосновал репрессивный характер культуры по отношению к природе человека.

^ Функции культуры: креативная (творчества артефактов); познавательная, информационная (носитель социальной информации); аксиологическая (вырабатывает и транслирует ценности); коммуникативная (передает опыт поколениям); интегративная (объединяет людей); адаптивная (обеспечивает приспособление человека к миру), регулирующая.

^ Культурный универсализм – концепция, в основе которой лежит идея создания мировой культуры на основе универсальных, общечеловеческих ценностей (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Гете, В.С. Соловьев и др.).

^ Культурный релятивизм – концепция, в которой подчеркивается самобытность и уникальность различных культур и критически оценивается возможность создания мировой культуры (М. Монтень, И. Гердер, К. Леви-Строс, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Л. Гумилев и др.).

^ О. Шпенглер трактовал культуру как "организм с душой", который обособлен от других "организмов"; он выделяет в развитии культуры этапы ранней мифосимволической, метафизико-религиозной и поздней, переходящей в цивилизацию. Согласно А. Тойнби, Реальность ставит перед культурами задачи самоосуществления ("вызов"), на который надо дать верный "ответ".

^ Типология культур

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих некую социальную группу от большинства общества; культура отдельных групп, отличающихся особенностями речи, манерой поведения и стилем в одежде.

Массовая культура – вид культуры, которая предлагает индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений. Масса – объединение индивидов по несущественным признакам, которое характеризуется размытостью границ и неопределенностью состава. Х. Ортега-и-Гассет проводит деление общества на "избранное меньшинство" и "массы". Ф.Ницше заявлял, что народ – "бесформенный материал, который нуждается в резчике". В современном, постиндустриальном обществе масса формируется с помощью коммуникативных технологий.

Элитарная культура – вид культуры, противоположный массовой культуре, характеризующийся производством культурных ценностей, доступных в основном узкому кругу людей (элите).

Поп-культура – типичное образование глобального коммуникационного поля современного общества, характеризуемое поверхностно-нигилистическим отношением к классическому искусству и мировому культурному наследию.

Маргинальная культура – культура индивидов, не интегрированных полностью ни в одну культурную систему, находящихся на границе двух или нескольких культур и не идентифицируемых полностью ни с одной из них.

^ Феномены культурной жизни

Ценность – положительная значимость тех или иных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности по отношению к вещам (материальные ценности), людям и идеям (духовные ценности). Впервые термин "ценность" в философском смысле употребил И.Кант.

Эстетизм (греч. aisthetes – воспринимающий) – способность человека видеть прекрасное во всех проявлениях жизни и искусстве; отношение к искусству как к предмету утонченного наслаждения, доступного только "избранным", которые независимо от внешнего утилитарного интереса переживают глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

Совесть – способность человека к нравственному самоопределению, т.е. способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.

Насилие – противозаконное и аморальное применение силы, кроме тех случаев когда оно имеет социальное оправдание; насилие – неотъемлемый элемент развития человеческого общества (войны, конфликты, революции и т.п.). Оправдание насилия характерно для взглядов Ницше, Дюринга, Сореля, Маркса, Ленина, анархистов и др. Другие мыслители разрабатывали этику ненасилия, основанную на принципе человеколюбия (Иисус Христос, Л.Н. Толстой, М. Ганди, М.Л. Кинг).

^ Тема 21. Смысл жизни человека

Смысл жизни – наиболее ценное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия. Вопрос о смысле жизни связан с осознанием человеком смертности, конечности своего существования.

^ Трактовки смысла жизни. Согласно различным позициям в философии, смысл жизни определялся как: нирвана, отсутствие желаний (буддизм); отречение от мира и его соблазнов (аскетизм); отказ от всех общественных обязанностей, простота и естественность, минимум потребностей (киники); наслаждение жизнью (гедонизм, эпикурейцы); достижение счастья, блаженства, свободы от страданий (эвдемонизм); душевный покой, умение мужественно и достойно подчиняться судьбе (стоики); успех в жизни, извлечение пользы (утилитаризм, прагматизм); личное самосовершенствование (перфекционизм); служение Богу и спасение души в потустороннем мире (религиозная философия); служение обществу, государству (конфуцианство, Платон, Гегель, марксисты); служение людям, преобразование себя, общества и самой жизни (светская философия); жизнь во благо других людей, всего человечества (альтруизм, отечественная религиозная философия) и др.


^ Смысложизненные феномены

Экзистенция (лат. existentia – существование) – внутреннее бытие человека; человеческое "Я" как конкретная неповторимая личность.

Благо – то, что заключает в себе определенный положительный смысл; высшая степень ценного, значимого для человека.

Счастье – высшее благо человека как завершенное, самодостаточное состояние жизни, наибольшая внутренняя удовлетворенность жизнью, полнота и осмысленность жизни, осуществление своего человеческого назначения.

Идеал – совершенный образец чего-либо, высшая цель желаний и деятельности, которая определяет деятельность человека, социальной группы.

Добро – ценность, которая не касается природных или стихийных событий и явлений; характеризует намеренные свободные действия; содержание добра обусловлено идеалом нравственного совершенства.

Польза – положительное значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам (индивидуальным, коллективным, общим и т.д.).

Успех – удача в задуманном деле, достижение поставленной цели.

"Свободен ли человек управлять своей судьбой?"

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – позиция, абсолютизирующая свободу человека, его способность управлять своей жизнью ("что хочу, то и ворочу").

Фатализм (лат. fatalis – предопределенный судьбой, роковой) – позиция, рассматривающая каждое событие и каждый поступок как проявление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.