Раздел IV. Философия познания — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Раздел IV. Философия познания

2017-11-17 334
Раздел IV. Философия познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Тема 14. Проблема сознания

Сознание – это проявление человеческого духа; присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме; высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Человеческому сознанию присуща активная творческая деятельность. Субъектом сознания могут выступать человеческий индивид, коллектив, общество в целом. Носителем, формой и способом существования сознания является язык.

^ Трактовки сознания: идеализм сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность (Платон, Фихте, Шеллинг, Гегель и др.); вульгарный материализм – сознание имеет вещественную природу; мысль есть продукт деятельности мозга, т.е. мозг выделяет мысль "как печень выделяет желчь" (Бюхнер, Фохт, Молешотт и др.); диалектический материализм – сознание есть свойство выскоорганизованной материи, сущность сознания идеальна; сознание есть высшая форма отражения мира, т.е. источником его содержания выступает объективный мир; сознание есть продукт эволюции природы, человека и общества; необходимыми факторами формирования человеческого сознания являются труд, общество и речь (Маркс, Энгельс).

Согласно учению диалектического материализма, основой сознания является отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия одним явлением особенностей другого. Выделяют три уровня отражения: в неживой природе (физико-химические взаимодействия), на биологическом уровне (раздражимость, чувствительность, восприятия, представления, рефлексы) и социальное отражение (сознание).

Сознание есть высшая ступень развития психики – особого свойства высокоорганизованной материи (живых организмов), заключающаяся в активном и избирательном отображении реальности в форме идеальных образов. Психика животных обусловлена биологическими закономерностями; психика человека носит биосоциальный характер и направлена на преобразование мира.

В структуру сознания входят: знание, внимание, память, воображение, эмоции, воля, воображение, память и другие феномены.

Знание – результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов.

Эмоции включают в себя собствен­но чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие), страсти и аффекты.

Чувства – переживания челове­ком своего отношения к окружающей действительности, к дру­гим людям, к каким-либо явлениям; могут быть кратко­временными и длительными. Особая группа – это высшие чувства (чувства долга, чести, любви, дружбы, патриотизма, эстетические чувства и др.).

Настроение – длительное эмоциональное состояние (ра­достное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека.

Страсть – сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго.

Аффект (душевное волнение) сильно и бурно протекаю­щее эмоциональное переживание ярость, ужас, оцепенение, плач, крик и т.п.

Память – закрепление, сохранение и последующее вос­произведение индивидом его предыдущего опыта.

Воображение – способность создавать но­вые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных впечат­лений

Воля – созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий; преодоление внешних и внутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели; власть над собой, над своими чувствами, действиями.

Интенция (лат. intention – стремление) – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет (схоластика, Брентано, Гуссерль, неотомизм).

Бессознательное – неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления. Сознание и бессознательное взаимосвязаны, являются двумя относительно самостоятельными сторонами психики человека, взаимодействуют между собой и способны достигать единства.

Самосознание – это осознание и оценка человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей; целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Важную роль в формировании самосознания играет интроспекция наблюдение человеком за своей внутренней осознанной психической жизнью.

Развитой формой самосознания выступает рефлексия – осуществление субъектом анализа собственной деятельности и явлений сознания.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженной в формах сознания и воли человека (знаниях, нравственно-моральных нормах, рассуждениях и т.п.). В немецкой классической философии понятие идеального связывалось с активностью и творческой деятельностью субъекта (Фихте, Кант, Гегель). В отечественной марксисткой философии сложились две концепции И.: 1) социально-историческая (Э.В. Ильенков, П.В. Копнин и др.) – идеальное есть способность человека в своей предметно-практической деятельности духовно, в мыслях, целях, воле, потребностях воспроизводить вещь; 2) натуралистически-биологическая (Д.И. Дубровский, И.С. Нарский) – идеальное необходимо связано с материальными мозговыми процессами; его нельзя выносить за пределы человеческого мозга и субъекта.

^ Тема 15. Познавательные способности человека

Познание – процесс постижения сознанием многообразных сторон и связей бытия; отражение в сознании человека свойств предметов реальности. В процессе познания происходит формирование в сознании идеальных моделей реальности. Познание – это такое взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта впервые начинает рассматриваться в немецкой классической философии. Для современной философии характерно стремление к преодолению противопоставления субъекта и объекта познания.

По вопросу о познаваемости мира выделяются позиции гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Представители гносеологического оптимизма верят в могущество разума и утверждают, что человек способен получать достоверное знание, истину (как правило, это материалисты и объективные идеалисты).

Сторонники скептицизма выражают сомнение в возможности достоверного познания объективной действительности; полагают, что мир познаваем только частично, любая истина носит субъективный (относительный) характер, не существует надежного критерия истины (Пиррон, Агриппа, Секст-Эмпирик).

Представители агностицизма отрицают возможность познания мира; утверждают, что невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.).Объективной предпосылкой агностицизма являются реальные трудности, проблемы в познании истины.

^ Структура познания включает: субъекта познания, объект познания, знание, язык, виды, методы и формы познания, познавательную деятельность.

Субъект познания – источник целеполагающей активности в познании; индивидуальный и коллективный носитель предметно-практической познавательной деятельности и оценки.

^ Объект познания – часть реальности (материальной и духовной), на которую направлена познавательная и преобразующая деятельность субъекта.

Знание – результат познания, предстающий как совокупность сведений об объекте, которым и располагает общество или индивид.

Язык – универсальное средство общения людей; система знаков, которая существует для получения, хранения, переработки и передачи информации. У животных язык является двигательной и звуковой формой сигнализации; у человека язык возник вместе с сознанием и обозначает вещи, свойства и отношения, выступает основой осознанного и целенаправленного поведения.

^ Виды познания: чувственное, рациональное и внерациональное.

Чувственное познание (или живое созерцание) – процесс познания, осуществляемый посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.), через которые в сознание могут проникать сведения об окружающем мире.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

ощущение – отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств.

восприятие – целостный образ предмета (синтез ощущений), непосредственно данный в живом созерцании.

представление – опосредованно-чувственный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент; представление связано с памятью и творческим воображением.

^ Рациональное познание – процесс абстрактно-логического мышления, рассудочного и разумного познания мира.

Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.

понятие – исходная форма рационального познания; единица (форма) мысли, фиксирующая общие и существенные свойства предметов и явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). В языке понятия выражаются словами и словосочетаниями, которые называются именем понятия.

суждение – форма мышления, отражающая наличие или отсутствие определенных признаков у вещей, явлений, процессов действительности, их свойства, связи и отношения. Суждение обычно выражается повествовательным предложением и может быть либо истинным, либо ложным.

умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (обычно в виде суждения).

Мышление – оперирование с конкретно-чувственными и понятийными образами; активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Мышление обусловлено как биологической природой человека (мозг), так и социальной составляющей (общение, речь, труд). Мышление первобытного человека (по Л.Леви-Брюлю) было в основе своей "пралогическим" (т.к. не стремилось избегать противоречий) и мистическим (коллективная вера в существование таинственных духов и сил). Мышление современного человека носит абстрактно-логический (стремится избегать противоречий) и натуралистический (поиск причин в законах природы) характер.

Абстрактное мышление – способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями.

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона, жесткого стандарта (формальная логика).

Разум – высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия); задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей (диалектическое мышление).

^ Внерациональное познание – процесс получения знаний, основанный на эмоционально-волевых способностях человека, его субъективных переживаниях (феномены веры, убеждения, интуиции, творчества, понимания и т.п.).

Переживание – испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни;

Вера – оценка или признание информации как истинной в условиях недостатка или отсутствия достаточных логических и фактических обоснований, доказательств. Вера как особое состояние сознания проявляется в некритическом отношении к тому или иному знанию; вера связана с ценностным отношением к предмету верования. Неискоренимое присутствие веры в жизни и познании отстаивают представители прагматизма (Дж. Дьюи, Ч. Пирс и др.).

Убеждение знание, соединенное с верой в него; выражение внутренней уверенности в своих взглядах, знаниях и оценках реальности.

Мнение – субъективная позиция; взгляд, точка зрения личности на что-либо.

Интуиция – процедура постижения истины без обоснования с помощью доказательств; способность человека решать проблемы без осознания путей и условий решения. Интуиция относится к сфере бессознательного. Высшей познавательной процедурой интуицию считают иррационалисты.

Понимание – познавательная процедура постижения смысла и значения объекта на основе его переживания, размещения его в своем сознании. Философское учение о понимании называется "герменевтика".

Творчество – самостоятельно-поисковая деятельность по созданию качественно нового, оригинального, ранее не существующего. Результатом творческой деятельности являются изобретения, отличающиеся новизной, оригинальностью.

^ Тема 16. Проблема истины

Истина – центральная категория теории познания (гносеологии), цель познания; идеальное воспроизведение в познании действительности, так как она существует вне и независимо от познающего субъекта. Вопрос об истине – это вопрос об отношении знания к объективной реальности.

^ Трактовки истины: истина как свойство идеальных объектов бытия (объективный идеализм); истина как соответствие мышления чувственному опыту субъекта (эмпиризм, сенсуализм); истина как согласие мышления с самим собой (рационализм); истина как процесс развития знания (диалектика).

^ Концепции истины: классическая (корреспондентская), конвенциальная, релятивистская, прагматическая, когерентная (логико-гносеологическая).

Классическая (корреспондентская) концепция – истина есть соответствие знаний объективной реальности; верное, адекватное отображение объективной реальности. Впервые определение истины как суждения, соответствующего действительности было дано Аристотелем. Это наиболее распространенная концепция истины: ее придерживаются и материалисты, и идеалисты, не отвергают ее и агностики; различия внутри данной концепции проходят по вопросам о характере действительности и механизмах соответствия.

Релятивистская концепция (лат. relativus – относительный) – истина подвижна и меняется под воздействием различных факторов (время, место, точка зрения, система ценностей и прочее), поэтому объективной истины, т.е. знаний, истинных независимо ни от чего, не существует.

Прагматическая концепция – истина есть такие знания, которые полезны, выгодны, т.е. позволяют добиться успеха в конкретной ситуации, достичь поставленной цели; истина есть то, что лучше "работает" для нас (У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс).

Конвенциальная концепция (лат. conventio – договор, соглашение) – истина есть то, что признается таковым большинством, т.е. является продуктом соглашения (к примеру, истинность математических аксиом, физических постулатов, научных теорий есть соглашение ученых по выбору наиболее целесообразных и удобных в использовании).

Когерентная (логико-гносеологическая) концепция (лат. cohaerentio – внутренняя связь, сцепление) – истина самосогласованность, связанность знаний, т.е. истинными знаниями являются те, которые согласованы между собой в определенной непротиворечивой системе знаний (К. Поппер, Р. Карнап).

^ Объективная истина – познание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей и тенденций развития. Объективная истина есть процесс, в котором в единстве представлены два момента знания – абсолютное (устойчивое, неизменное в знаниях) и относительное (изменчивое, преходящее; истинное в одном отношении, но ложное в другом).

^ Абсолютная истина – это а) полное, исчерпывающее знание об объектах и процессах действительности (гносеологический идеал); б) знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания.

^ Относительная истина – а) неполное, условное, приблизительное, незавершенное, ограниченное знание об объекте; б) знание, зависимое от условий, места и времени его получения; истинное в одном отношении и ложное в другом.

По вопросу соотношения моментов абсолютности и относительности в знаниях выделяются позиции догматизма и релятивизма.

Догматизм – способ мышления, преувеличивающий значение абсолютной истины (истина есть знание верное всегда, при любых обстоятельствах), превращающий какие-либо положения в закостеневшие, неизменные факты.

Релятивизм (лат. relativus – относительный) – способ мышления, преувеличивающий, в конечном счете, значение относительной истины, основанный на идее условности и субъективности содержания познания, что приводит к отрицанию объективности познания (к скептицизму и агностицизму).

^ Критерии истины – признаки, по которым можно отличить истину от заблуждения. Различные точки зрения на критерии истины: ясность, самоочевидность, отчетливость знаний, логические построения (рационализм); подтверждаемость в опыте (эмпиризм) или ощущениях (сенсуализм); общезначимость (конвенционализм); полезность, эффективность (прагматизм); практика (диалектический материализм).

Практика – критерий истины в диалектическом материализме; общественно-историческая целесообразная деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности. Формы практики: общественное производство, научно-экспериментальная деятельность, социально-политическая деятельность, игровая практика, практика общения и др.

По смыслу истина необходимо отличается от заблуждений, лжи и ошибок.

Заблуждение – непреднамеренное искажение субъектом знаний о действительности; искаженное отражение действительности, т.е. знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций и, тем самым, вести к истине.

^ Ложь – преднамеренное, сознательное искажение субъектом знаний о действительности; в социальном плане – передача дезинформации.

Ошибка – результат неправильности действий человека в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в делах и т.д.

^ Тема 17. Научное познание

Философия науки как направление появилась во второй половине ХIХ века в рамках неклассической философии.

Наука – творческая деятельность людей, направленная на получение новых знаний о сущности и законах объективного мира; совокупность объективно-истинных знаний о действительности, приведенных в целостную систему. В основаниях науки лежат идеалы, нормы и методы исследования; научная картина мира; философские идеи и принципы.

Как самостоятельный социокультурный феномен наука возникает в Новое время (XVI-XVIII вв.) в эпоху становления капиталистического способа производства. В современном, постиндустриальном обществе наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни.

^ Критерии научного знания: поиск истины; познание сущности явлений; обнаружение объективных законов действительности; доказательность, проверямость и обоснованность; системность знаний (упорядоченность); объективность; рациональность; теоретичность; практическая значимость результатов; использование специальных методов, методологическая рефлексия.

^ Принципы научного познания – верификация и фальсификация.

Согласно принципу верификации (лат. verus – истинный) научным может быть знание, которое прошло практическую проверку в опыте, т.е. нашло свое подтверждение в ходе эмпирической проверки.

Согласно принципу фальсификации (лат. falsus – ложный) научным может быть только утверждение, которое имеет возможность быть опровергнутым, хотя бы в принципе, т.е. его ложность можно установить в ходе проверки.

^ Ненаучное знание. Ненаучное знание отличается от научного прежде всего тем, что носит несистематизированный, разрозненный характер, не формализовано и не описывает законы действительности. Виды ненаучного знания:

донаучное знание – знания, получаемые в повседневной жизни; знание, выступающее прототипом, предпосылкой возникновения научного знания.

обыденное знание – знание, опирающееся на здравый смысл, характеризующееся необязательностью систем доказательств.

паранаучное знание – знание, несовместимое с имеющимися гносеологическими стандартами (к примеру, парапсихология, астрология, уфология).

квазинаучное знание – знание, обусловленное методами насилия и принуждения со стороны власть предержащих (идеологизированная наука).

лженаучное (псевдонаучное) знание – ошибочное знание, выступающее от имени науки, имитирующие ее черты и сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;

антинаучное знание – утопичное знание, сознательно искажающее представления о действительности.

Наука включает в себя три основных раздела знания: естественнонаучное, научно-техническое и гуманитарное знание.

В процессе познания выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания связан со сбором, фиксацией, накоплением и анализом фактов, их первичной систематизацией. Эмпирическое исследование связано с индуктивным умозаключением. На этом уровне преобладает чувственное познание (в форме ощущений, восприятий, представлений, воображения), которое направлено непосредственно на объект. Методы эмпирического уровня познания наблюдение, эксперимент, измерение.

Теоретический уровень научного познания связан с обобщением и объяснением фактов, проникновением в сущность явлений, обоснованием их внутренних, существенных признаков и связей, выдвижением гипотез, открытием законов, предсказанием новых явлений в рамках старых теорий, формированием научной картины мира. Теоретическое исследование связано с дедуктивными умозаключениями. На этом уровне преобладает рациональное познание (в форме понятий, суждений, умозаключений). Методы теоретического уровня научного познания – абстрагирование, идеализация, формализация и др.

Методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека; система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

^ Методы научного познания – совокупность приемов, правил, процедур, применяемых для получения достоверного знания. Проблема поиска истинного метода научного познания была поставлена еще в Новое время (XVII в.).

В современной научной методологии выделяют: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение); 2) общелогические методы и приемы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование); 3) методы теоретического познания (абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация).

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся на данные органов чувств, в ситуации "невмешательства" в изучаемые явления.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях.

Измерение – нахождение числовых значений свойств объекта.

Описание – фиксирование результатов научных исследований.

Сравнение – выявление сходства или различие объектов.

Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные элементы и изучение каждой из полученных частей в отдельности.

Синтез – мысленное или реальное объединение частей в единое целое.

Индукция – движение мысли от частного к общему.

Дедукция – восхождение процесса познания от общего к частному.

Аналогия – логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому.

Моделирование – метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, который представляет собой аналог оригинала; широко используется, благодаря кибернетике и созданию ЭВМ.

Формализация – отображение содержательного знания об объекте в знаково-символическом виде, при котором рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих).

Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов.

Идеализация – мыслительная процедура образования абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности.

^ Формы научного знания

Факт – эмпирическая основа научного знания; особого рода предложение протокольного характера, фиксирующее эмпирическое знание.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но что нужно познать; знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблемы в науке обусловлены выдвижением гипотез, преодолевающих ограниченность существующих теорий.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, нуждается в доказательстве.

Закон – форма знания, отображающая общие, повторяющиеся, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами. Законы – это ключевые элементы научной теории. Для классической науки XVII-XIX вв. характерны динамические законы, отображающие объективную закономерность в форме однозначных (жестких) связей, не допускающих случайностей (жесткий детерминизм). Для неклассической науки ХХ-ХХI вв. характерны статистические законы, которые отображают объективную закономерность в форме вероятных связей, не дают однозначных предсказаний "поведения" единичных объектов, однако оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера (вероятностный детерминизм).

Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности определенной области действительности. Элементами научной теории являются исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.); идеализированные объекты; язык теории; логика теории; законы и утверждения, выведенные из основоположений; философские установки, ценностные, социокультурные основания.

^ Концепции развития науки. Наука развивается в ходе истории человечества. Вопрос в том, "почему" и "как" она развивается.

Согласно концепции интернализма развитие науки определяют внутринаучные факторы (накопление знаний, любознательность ученых, гении и т.п.). Согласно концепции экстернализма развитие науки определяется внешними, социально-экономическими факторами.

Согласно концепции кумулятивизма (лат. cumulatio – накопление) развитие науки идет путем постепенного, непрерывного накопления новых знаний. Согласно концепции некумулятивизма развитие науки идет скачкообразно, т.к. имеют место научные революции.

Научные революции связаны с перестройкой научных концепций. К существу научной революции относятся: создание новых методов исследования, новых теоретических концепций и новых исследовательских программ.

Современные теории научных революций разработали И. Лакатос, Т. Кун и П. Фейерабенд.

^ И. Лакатос разработал концепцию научных революций как смены научно-исследовательских программ.

Т. Кун разработал концепцию научных революций как смены парадигм – комплекса научных теорий, законов, методов, выступающих в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки.

^ П. Фейерабенд выдвинул анархический принцип пролиферации идей – "размножения теорий", условием развития науки является стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.