История философии. Философия востока (Индия и Китай) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История философии. Философия востока (Индия и Китай)

2017-11-17 206
История философии. Философия востока (Индия и Китай) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принципы изучения истории философии. Предпосылки ее возникновения, философия Индии.

Основные идеи философии Китая.

Зачем нам надо знать историю философии? Мировоззренческие ответы на философском уровне требуют задействования не только личного жизненного опыта, научного знания, культуры современников, но и общечеловеческой истории

Принципы изучения:

Хронологический (временной)

Типологический (качественный)

Руководствуясь ими считается, что философия возникла почти одновременно между 800 – 200 гг. до н.э., в так называемое «осевое» время (К. Ястер). В этот период мифологическое сознание постепенно дополняет философское, отодвигает его, а как мы знаем философия требует самостоятельного критического осмысления базовых мировоззренческих вопросов.

Предпосылки возникновения философии

Философия возникла в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае. Этому способствует три основных типа предпосылок:

1. Экономические (достигнут достаточно высокий уровень развития экономики и у части населения этих регионов освободилось время для размышлений непосредственно не связанных с практическими нуждами)

2. Политические (достигнут достойный уровень демократизма высказываний)

3. Культурные (эпос, мифы, письменные источники)

Философия Индии

Главной культурной предпосылкой возникновения философских идей Индии являются письменные источники:

1. Древних первобытных арийских племен (веды по объему очень значительны, включаются стихи, гимны Б-гам, заклинаниям, жертвоприношения. В ведах, а особенно комментариям к ним – упанишадах (у ног учителя), содержат отдельные философские мысли о мироустройстве, о предназначении человека, его судьбе и т.д.). Если веды возникли примерно во II – м тыс. до н.э., то комментарии для них позднее, в «осевое» время.

2. Народный эпос (Махабхарата, Рамаяна)

В индийской философии разделяют три этапа:

1. Ведийский (1500 – 500 лет до н.э.)

2. Брахманский, классический (500 до н.э. – X век н.э.). Брахман (жрец)

3. Современная философия Индии (индуистский этап) (X век - …). Не только на санскрите, но и на родном для индусов языке.

Особенности:

1. Индийская философия опирается на универсальный, а не только рациональный, мыслимый опыт жизни.

2. Практицизм. Философия существует прежде всего для жизни и присутствует в решении как семейных, так и политических, культурных и т.д. проблем.

3. Религиозный характер индийской философии. Особенно на первых этапах её
развития (буддизм).

4. Традиционализм. Такая установка, когда настоящее оценивается по меркам прошлого. Вышеизложенные источники до настоящего времени являются авторитетными книгами для жизни. (ну и загнул)

5. Плюрализм (многообразие). Наличие многих, равноправных школ в индийской философии – даршан. Остальных философских школ – 9. Наиболее известная – веданта. Шесть ортодоксальных, неуклонно следуют ведам, и три новых (нео) – чарвакка, вакаята.

Главные идеи индийской философии:

1. Признание сущностного, принципиального (субстанциального) единства всех живых существ. Во всех индийских текстах и ведах человек рангово не выделяется. Ибо все существа созданы верховным Б-гом Брахманом. «Ты такой же, как и они»

2. Не выделяясь рангово, иерархично человек отличается горизонтально (качественно): он может сознательно следовать мировому закону (Дхарме (пер. защита, закон, обязанность)). Каждый человек обладает кармой (воздаяние), то есть совокупностью добрых и злых дел с положительной кармой люди ближе к дхарме, способствуют ей, то есть содействуют замыслам Брахмана.

3. С этим связана следующая особенность – трансцендентализм (выход за пределы опыта). Это знание о Б-ге Брахмане. Средневековый философ Шанкара (788 – 820) спрашивает: «Откуда мы знаем о Брахмане?». Ответ: «Так как каждый знает о существовании собственного я». И это я и есть Брахман.

4. Идея свободы, как особенность только человека. Свобода у индусов означает освобождение от майи, колдовского обмана: от частной собственности, от чувственных наслаждений и взлет к тайнам жизни, к размеренности, терпению, щедрости, к внутренней удовлетворенности. В одной из даршан – йоге. Занятие йогой, то есть системы тренировок, медитации направлены на достижение этой, так понимаемой, свободы. В буддизме достижение нирваны (слияние с Брахманом).

Вывод: индийская философия не выделяет отдельных индивидов, как европейская. Рамакришна, а также первый президент свободной Индии Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Гхош. Главная борьба – победить себя.

Философия Китая

Главным источником китайской философии является Уцзин (Пятикнижие). Главной социально-политической предпосылкой философии Китая является традиционный уклад жизни, выражением которого был ритуал, церемонии, то есть следование определенным действиям той или иной ситуации.

Основные периоды развития китайской философии:

1. Древняя философия (XI-II век до н.э.)

2. Средневековая философия (до X века)

3. Новая философия (наше время)

Особенности во многом сходны с индийской.

1. Носит практический характер.

2. Традиционализм.

3. Плюрализм школ и течений. Главные школы – даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

4. Главной отличительной особенностью китайской философии является ее своеобразное представление о мироустройстве – натурфилософия:

Согласно этому представлению все возникло из хаоса, но было упорядочено двумя началами (ян и инь). Ян – это легкое, активное, духовное, светлое, небесное, мужское начало, и Инь – темная, тяжелая, малоподвижная, пассивное, телесное.

Кроме этой пары понятий Пятикнижие указывает еще на две – Ци (дыхание, энергия, то есть эфирная жизненная сила всего сущего) и Ли (порядок). Объединяясь с Ян и Инь в разных пропорциях эти частицы образуют качественно разнообразные вещи и явления.

В результате их взаимодействия возникли единичные и базовые элементы мира: пять элементов природы, пять состояний природы (влага, сухость, тепло, холод, ветер), пять главных свойств человека…, пять аффектов человека (забота, страх, гнев, радость и созерцательность)

5. Еще одна особенность натурфилософии Китая – это представление о едином пути развития, поясняемом с помощью понятий Дао, закон, путь и Дэ – средство для Дао.

Даосизм основал ЛаоЦзы (учитель Лао). Достаточно сложная для обычного человека философия. Сам ЛаоЦзы полумифический персонаж.

Конфуцианство. Главные темы размышлений: нравственные и политические темы, нравственные и политические темы. Воспитать благородного мужа – жень, следующего золотому правилу этики. В политике сын неба или император отец своего народа, а народ его деятель, как в семье.

Лекция 3. 11.02.14


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.