Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества

2017-11-17 180
Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества

Вопросы:

1. Мировоззренческая природа (сущность) философии.

2. Структура, функции и значение философии.

Для чего мы изучаем философию? Философия нужна потому в ВУЗе, что каждый студент, не только будущий специалист, а в первую очередь человек.

«Каждый в душе своей философ».

Объем понятия – это множество предметов и явлений им охватываемых.

Содержание понятия – это то, что говорится (смысл значения понятия).

Общие понятия (абстрактные) – односторонние. Конкретные – многосторонние.

Закон Эйлера: Чем больше объем понятия, тем меньше его содержание (смысл изучения).

Философия (filio – наука, sofia – любить). Вначале она возникла примерно в одно и то же время в Индии, Китае и Греции между VIII-II вв. до н.э., так называемое «осевое» время (К. Ясперс). В этот период философами, любителями мудрости и философии именовали стремление к знанию и само знание. Позднее, начиная со средних веков до XIX века включительно, философию считали наукой наук или служанкой б-гословия. Большинство современных философов пришли к выводу, что предметом философии (и мудрости) является предельно абстрактные, мировоззренческие проблемы.

Мировоззрение – взаимоотношения Я и мира (не Я, то, о чем мои мысли). Это совокупность всеобщих (предельно абстрактных) взглядов человека на мир и отношения к этому миру.

Особенности мировоззрения:

1. Интровертно направлено на самого себя.

2. Сокрытость.

3. Эти мысли предельно абстрактны, «горизонты», трансцендентны (выходящие за пределы опыта (человек, счастье, мир)).

4. Мировоззренческие ответы опираются не только на сущее (на опыт), но и на должное (желаемое будущее)

5. Мировоззренческие ответы фундаментальны.

Исходный принцип мировоззрения – выбор … материального или духовного. Сторонники первого – материалисты, вторые – идеалисты.

Формы и типы мировоззрения:

1. По горизонтали (в зависимости от того, какие способности человека задействуются мировоззрение может быть в форме мироощущений, мировосприятий и миропонимания)

2. По вертикали (в историческом плане возникли и сосуществуют сегодня мифологическое (коллективно разделямое, почти без сомнения, выделенностиЯ), религиозное (ответ дается с помощью сверхсущества), философское (концентрированное и отрефлексированное, осмысленное мировоззрение) и повседневное (главная черта основана на ближайших человеку явлениях жизни, ограничена родовыми, городскими связями и т.д.) типы мировоззрения.

Структура философии:

В зависимости от сторон мира и вопроса «я к нему» различают систему теоретических философских знаний:

1. Онтология (учение о сущем) – что есть мир? бесконечна ли вселенная?

2. Гносеология (учение о знании) – можно ли познать мир до конца?

3. Аксиология (учение о ценностях)

4. Социальная (философия общего)

Философская антропология

Философия права

Этика

Эстетика

Плюрализм

Функция философии:

Мировоззренческая

2. Практическая -знание ее не позволит человечеству превратиться в обезьянник.

Методологическая

Лекция2. 4.02.2014

История философии. Философия востока (Индия и Китай)

Принципы изучения истории философии. Предпосылки ее возникновения, философия Индии.

Основные идеи философии Китая.

Зачем нам надо знать историю философии? Мировоззренческие ответы на философском уровне требуют задействования не только личного жизненного опыта, научного знания, культуры современников, но и общечеловеческой истории

Принципы изучения:

Хронологический (временной)

Типологический (качественный)

Руководствуясь ими считается, что философия возникла почти одновременно между 800 – 200 гг. до н.э., в так называемое «осевое» время (К. Ястер). В этот период мифологическое сознание постепенно дополняет философское, отодвигает его, а как мы знаем философия требует самостоятельного критического осмысления базовых мировоззренческих вопросов.

Философия Индии

Главной культурной предпосылкой возникновения философских идей Индии являются письменные источники:

1. Древних первобытных арийских племен (веды по объему очень значительны, включаются стихи, гимны Б-гам, заклинаниям, жертвоприношения. В ведах, а особенно комментариям к ним – упанишадах (у ног учителя), содержат отдельные философские мысли о мироустройстве, о предназначении человека, его судьбе и т.д.). Если веды возникли примерно во II – м тыс. до н.э., то комментарии для них позднее, в «осевое» время.

2. Народный эпос (Махабхарата, Рамаяна)

В индийской философии разделяют три этапа:

1. Ведийский (1500 – 500 лет до н.э.)

2. Брахманский, классический (500 до н.э. – X век н.э.). Брахман (жрец)

3. Современная философия Индии (индуистский этап) (X век - …). Не только на санскрите, но и на родном для индусов языке.

Особенности:

1. Индийская философия опирается на универсальный, а не только рациональный, мыслимый опыт жизни.

2. Практицизм. Философия существует прежде всего для жизни и присутствует в решении как семейных, так и политических, культурных и т.д. проблем.

3. Религиозный характер индийской философии. Особенно на первых этапах её
развития (буддизм).

4. Традиционализм. Такая установка, когда настоящее оценивается по меркам прошлого. Вышеизложенные источники до настоящего времени являются авторитетными книгами для жизни. (ну и загнул)

5. Плюрализм (многообразие). Наличие многих, равноправных школ в индийской философии – даршан. Остальных философских школ – 9. Наиболее известная – веданта. Шесть ортодоксальных, неуклонно следуют ведам, и три новых (нео) – чарвакка, вакаята.

Главные идеи индийской философии:

1. Признание сущностного, принципиального (субстанциального) единства всех живых существ. Во всех индийских текстах и ведах человек рангово не выделяется. Ибо все существа созданы верховным Б-гом Брахманом. «Ты такой же, как и они»

2. Не выделяясь рангово, иерархично человек отличается горизонтально (качественно): он может сознательно следовать мировому закону (Дхарме (пер. защита, закон, обязанность)). Каждый человек обладает кармой (воздаяние), то есть совокупностью добрых и злых дел с положительной кармой люди ближе к дхарме, способствуют ей, то есть содействуют замыслам Брахмана.

3. С этим связана следующая особенность – трансцендентализм (выход за пределы опыта). Это знание о Б-ге Брахмане. Средневековый философ Шанкара (788 – 820) спрашивает: «Откуда мы знаем о Брахмане?». Ответ: «Так как каждый знает о существовании собственного я». И это я и есть Брахман.

4. Идея свободы, как особенность только человека. Свобода у индусов означает освобождение от майи, колдовского обмана: от частной собственности, от чувственных наслаждений и взлет к тайнам жизни, к размеренности, терпению, щедрости, к внутренней удовлетворенности. В одной из даршан – йоге. Занятие йогой, то есть системы тренировок, медитации направлены на достижение этой, так понимаемой, свободы. В буддизме достижение нирваны (слияние с Брахманом).

Вывод: индийская философия не выделяет отдельных индивидов, как европейская. Рамакришна, а также первый президент свободной Индии Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Гхош. Главная борьба – победить себя.

Философия Китая

Главным источником китайской философии является Уцзин (Пятикнижие). Главной социально-политической предпосылкой философии Китая является традиционный уклад жизни, выражением которого был ритуал, церемонии, то есть следование определенным действиям той или иной ситуации.

Основные периоды развития китайской философии:

1. Древняя философия (XI-II век до н.э.)

2. Средневековая философия (до X века)

3. Новая философия (наше время)

Особенности во многом сходны с индийской.

1. Носит практический характер.

2. Традиционализм.

3. Плюрализм школ и течений. Главные школы – даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

4. Главной отличительной особенностью китайской философии является ее своеобразное представление о мироустройстве – натурфилософия:

Согласно этому представлению все возникло из хаоса, но было упорядочено двумя началами (ян и инь). Ян – это легкое, активное, духовное, светлое, небесное, мужское начало, и Инь – темная, тяжелая, малоподвижная, пассивное, телесное.

Кроме этой пары понятий Пятикнижие указывает еще на две – Ци (дыхание, энергия, то есть эфирная жизненная сила всего сущего) и Ли (порядок). Объединяясь с Ян и Инь в разных пропорциях эти частицы образуют качественно разнообразные вещи и явления.

В результате их взаимодействия возникли единичные и базовые элементы мира: пять элементов природы, пять состояний природы (влага, сухость, тепло, холод, ветер), пять главных свойств человека…, пять аффектов человека (забота, страх, гнев, радость и созерцательность)

5. Еще одна особенность натурфилософии Китая – это представление о едином пути развития, поясняемом с помощью понятий Дао, закон, путь и Дэ – средство для Дао.

Даосизм основал ЛаоЦзы (учитель Лао). Достаточно сложная для обычного человека философия. Сам ЛаоЦзы полумифический персонаж.

Конфуцианство. Главные темы размышлений: нравственные и политические темы, нравственные и политические темы. Воспитать благородного мужа – жень, следующего золотому правилу этики. В политике сын неба или император отец своего народа, а народ его деятель, как в семье.

Лекция 3. 11.02.14

Классический период

Эллинистический период

Предпосылки

· социально-экономические

· экономические

· культурные (письменными культурными общими источниками возникновения греческой философии были поэмы полулегендарного поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэта Гесиода «Труды и дни» и «Теогония»)

· политическая (во многих полисах появляется свобода выбора и высказываний)

Философия возникла VII – VI век до н.э. в Ионии (Средиземноморье).

Этапы

1. Натурфилософский. Главной темой размышлений была природа. Наиболее значимые были три центра – Милетская, Пифагорейская (г. Кротон на Сицилии) и Элейская (г. Эллея на юге Италии) школы, а также взгляды философов Гераклита и Демокрита.

Главные темы – мир един или многообразен, мир устойчив или изменчив, мир имеет или не имеет начала (архэ) и каково оно. Милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) перед началом – воду, так как вода дает начало росту всего живого.

Анаксимандр началом считал Апейрон (беспредельное) – неопределенное, многокачественное начало.

Анаксимен архэ считал воздух, ибо воздух – это стихия, во-первых, невидимая, во-вторых, бесформенная, в-третьих, безграничная.

Гераклит первоначалом архэ считал огонь, ибо все вещи подвластны огню, а также логос (разум – это огнелогос): по аналогии с человеком душа трезвого и мудрого суха, а не трезвого – мокра и брошена в небрежении. Кроме того, огонь обеспечивает гармонии. Оригинальность Гераклита в том, что в гармонии он предпочитал изменчивость устойчивости.

Противоположность Герклиту – Эллиады: Парменид, Зенон, Ксенофан и другие утверждали, что бытие все сущее неподвижно и неизменно. Зенон придумал опории - логические затруднения (всего около 47-ми, но наиболее значимы 4). Дихотомия, разделение пополам. Стрела. Стадий. Ахиллес и черепаха.

Демокрит из города Абдеры первоначалом сущего считал Атом(неделимый) — неделимое материально-духовное начало всех вещей. Атомы разнообразны по форме и движутся в пустоте. Души людей — это легковоспламеняющиеся атомы. Благодаря такому видению Архэ Демокрит разрешил многие вопросы: устойчивости и изменчивости, единства и многообразия.

Пифагорейцы: Пифагор, Филолай и др. первоначалом Архэ признали число.

Классический

Сократ, Платон, Аристотель.

Появлению классиков предшествовали учения софистов: Горгий, Гипий. Называя себя мудрецами, а не любителями мудрости, как Пифагор софисты не столько превозносили себя, сколько наоборот полагали, что истиной является то, что сам человек может себе объяснить и доказать другим: поскольку каждое явление – это соединение противоположных свойств. Критерий истинности – выгода и польза, а не соответствие реальности. «Человек мера всех вещей».

3. Эллинистический (III до н.э. – VI н.э.)

В целом античная философия является европейской философской мысли (VII до н.э. – VI нашей эры). Второй этап – это философия средневековья (II – XIII ст.) и эпохи Возрождения (XIV – XVI ст.), философия Нового времени, четвертый – современная западная философия (по наше время).

На первом начальном этапе и до последнего периода особенностями античной философии были следующие:

ü Космоцентризм (от космос – порядок) – представление о мере, Вселенной, как видимом, слышимом и умопостигаемом целом, конечном и гармоничном.

ü Рационализм (лат. Разумность) – в отличии от практицизма на Востоке рационализм означает теоретичность, стремление выразить знание о мире, предельно общими понятиями (категориями), а не образами. Это переход от мифа к логосу (порядок, закон, слово, понятие).

ü Синкретизм – нерасчлененность.

Лекция 4. 18.02.2014

Сократ

С одной стороны, воспринял умения софистов убеждать, доказывать, а с другой, остался верен поиску общей для всех истины (общего знания).

Новые идеи:

ü Сократ считается основателем учения о человеке (философский антропологии).
1. Стремится к вечности (о бессмертии). 2. Стремится к знанию (человек, существо познающее). Если всё бесконечно, то и знание есть припоминание или анамнез.

ü В учении о познании Сократ предложил бухать метод майевтики (родовспоможения), а средством познания – беседы.

ü Еще одна идея Сократа о познании в том, что истина одна и до конца ее постигнуть человеку невозможно, но к этому следует стремиться.

ü Средством познания, кроме диспута, должно стать определение, то есть прояснение с помощью понятий неясного, нового (логика).

Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого. © Сократ

У Сократа слово и дело, учение и жизнь были едины. Для этого необходимы мужество и свободолюбия. По решению суда, хотя и не справедливому, выпил яд (цикуту), потому что считал, что любой закон лучше хаоса.

Платон

Самый выдающийся ученик Сократа – Платон (Аристокл). Корни имел аристократические и внешне был стадный, крупный. Разработал главные вопросы философского знания. «Вся европейская философия есть лишь многочисленное примечание к философии Платона» Альфред Уайтхед.

1. «Онтология» — учение об идее. Платон считал, что все вещи и явления имеют сущности эйдосы (сущность, субстанция) которые идеальны, невидимы. Над землей есть сфера гиперурания в которой эйдосы пребывают в чистом виде и расположены иерархически. Например, на верхних этажах расположены эйдосы бытия и небытия. Выше бытия – эйдос блага.

2. Гносеология. Идеи постижимы, не чувствами, а мыслью (разумом).

Платон считается объективного идеализма. В этике он разработал учение о благе. В политике разработал учение об идеальном государстве. Идеальное государство соответствует эйдосу справедливости.

Аристотель

Наиболее выдающийся ученик Платона. Главная заслуга – систематизатор всего накопленного знания античности. Об этом свидетельствую названия работ: «Физика», «История животных», «Политика», «Поэтика», «Риторика», «Этика» и 14 книг, которые в последствии собиратель наследия Аристотеля Андроний Родосский назвал метафизикой (философией).

В философии, в отличие от Платона, Аристотель обосновывал мысль о единстве идеального, мыслимого и чувственно наблюдаемого, учение о форме и материи, эйдосы находятся в самих вещах, значит чаша может быть из глины и из камня, но она всего лишь чаша. Аристотель разработал учение о четырёх причинах: материальная, формальная, действующая и целевая. Первые две характеризуют мир в статике, а третья и четвёртая в динамике.

Учение о десяти категориях, характеризующих бытие – это материя, форма, количество, качество, отношение, страдание, место, время, субстанция, действие.

Аристотель считается и является основателем формальной логики в виде названных категорий и трёх законов: закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон тождества.

В этике Аристотель подытожил достигнутое Сократом, Платоном и другими философами – в учении о добродетелях. На первом месте умеренность во всем (чувство меры). Например, мужество – это мера между безрассудной храбростью и трусостью. Смысл жизни не в наслаждении, ибо жизнь без ударов судьбы неполноценна; не в почестях, не в славе смысл жизни, ибо она основана на мнении толпы несведущих; самая абсурдная мысль – богатство, ибо деньги всего лишь средство, а не цель. Главное – это умеренность во всём, справедливость.

Третий период античной философии – Эллинизм характерен тем, что в центре внимания представителей основных школ, эпикурейцы стояки и скептики сосредоточились на проблеме человека и этики.

Лекция 5. 25.02.2014

Философия средних веков

Философия нового времени

1. Становление и проблемы философии нового времени

2. Философские идеи просвещения

Предпосылки возникновения:

· социально-экономические. Выдвижение на авансцену истории так называемого третьего сословия, т.е. предпринимателей, промышленников. Основными ценностями которой является индивидуализм и практицизм.

· политические

· культурные (научные, религиозные и философские)

Культурные предпосылки:

· научные. Возникновение науки в современном смысле слова (Ньютон, Галилей)

· религиозные. Возникновение протестантизма. Суть которого в акцентировании веры на индивиде без посредника – церкви.

Начиная с эпохи Возрождения теоцентризм постепенно уступает место антропоцентризму. Завершение становится проявление антропоцентризма – индивидуализм.

Особенности:

Главными особенностями философии нового времени является антропоцентризм, т.е. распространение философских проблем через призму скорее не Б-га, а интересов человека. Главным интересом становится не онтология, а гносеология (теория познания), потому что благодаря становлению науки знание получили практическую реализацию и человек доказал показал своё могущество, власть на природой. Лозунг дня в этот период: «Знание – сила!»
Ф. Бэкона.

Философия, которая из служанки б-гословия постепенно превращается в науку наук, главной темой диспутов становится учение о методе, подтверждением этому являются работы философов Френсиса Бэкона «Новый органон» (новое средство познания), Рене Декарт «Рассуждения о методе».

В решении проблемы о методе философы разделились на два лагеря – эмпиризм и рационализм. Эмпирики, по преимуществу британцы, Френсис Бэкон, Джон Локк, Том Гоббс, Джордж Беркли полагали, что главным источником, методом познания (научного) является опыт, а рационалисты, по преимуществу представители континентальной Европы, француз Рене Декарт, голландец Б. Спиноза, немец Г. Лейбниц напротив главным источником (методом) считали мышление (выводное логическое знание). Те и другие не отрицали противоположного источника, но преуменьшали его значение. Они так же верили, что в науке и в философии возможно достижение общих истин, критикуя друг друга обнаруживали сильные и слабые стороны обоих подходов.

Эмпиризм

Френсис Бэкон критиковал созерцательное, несвязанное с практикой мышление начиная со схоластов. Говорил, что это «путь паука». Паук ткёт паутину из себя самого. Так же неприемлем для него «путь муравья» - хаотическое накопление опыта. Лучший путь – «путь пчелы», сбор нектара знаний с помощью рассудка.

Главныйнедостаток эмпиризма в том, что добытые опытным путём знания не отвечают одному из главных требований науки – критерию всеобщности и необходимости знания. Опыт основан на данных органов чувств. Противоречия эмпиризма очевидны даже в названии работ и высказываниях Ньютона: «Гипотез не измышляю», «Физика, берегись метафизики», «Философские основания физики».

Рационализм

Рационалисты предложили развернутые принципы логического рационального мышления. Рене Декарт в «Рассуждениях о методе» предложил:

1. Истинны те утверждения, которые самоочевидны (аксиомы).

2. Каждую проблему следует вначале расчленить на простые.

3. Восходить затем от простого к сложному.

4. Следовать непрерывности, не упускать ни одного промежуточного вывода

Слабым звеном рационалистов было, во-первых, теоретическое выводное знание не отвечает главному принципу, которым руководствовались и эмпирики, и рационалисты – чувственной удостоверенности, во-вторых, выводные знания не несут принципиальной новизны (в общей посылке уже содержатся выводы). Поэтому и Лейбниц (рационализм) наряду с истинами разума был вынужден признать и истину факта.

 

Для решения спора философы вынуждены были обратиться к онтологии, т.е. к началу философии. Б-г не обманчив, потому можно верить в аксиомы, он утверждал, что в мире есть две субстанции, сущности, телесное, обладающее протяженностью, и мыслительное. Их объединяет третья – Б-г.

Другой рационалист Бенедикт Спиноза признал одну субстанцию – Б-га природу, мышление и протяженность, т.е. духовный и телесные миры есть лишь модусы (состояния, виды) этой общей субстанции.

Готфрид Лейбниц субстанциальному монизму противопоставил плюрализм, но плюрализм диалектический (диалектика – искусство спорить), связанный с монизмом. Это учение о монадах, монада (единица) духовна по сути, уникальна, содержит в себе всю вселенную. «Мир предстал многогранным кристаллом с бесконечным богатством красок» Людвиг Фейербах. Гармонию монад в мире обеспечивает Б-г.

Эмпирики пришли не к религии, но к парадоксальным выводам, а именно, «если истины основаны на чувственных данных, то весь мир есть мое ощущение» Джордж Беркли.

Таким образом, гносеологическая тема не была решена в собственных рамках гносеологии, а, обратившись к фундаменту, к онтологии также не получила окончательного решения и была продолжена в XVIII – XIX ст. немецкими классиками.

Философия просвещения

XVIII век в истории называют Просвещение, мощное общественно-культурное движение.

Особенности философии просвещения:

1. Обращение внимания части философов (Франция, Голландия, Англия) к социально – политическим проблемам.

2. Продолжение гносеологического спора немецкими философами феодально-разгромленной Германии.

3. Абсолютизация (вера), торжество мирового разума.

4. Романтизм (идеалы справедливости, Свободы, равенства, возможность их реализации в ограниченное, конкретное историческое время). Главным средством достижения этих идеалов, как и ранее, является знание, обращенное не на природу, а на общество.

Французские просветители развивали учения своих предшественников по этим вопросам. Например, Шарли Монтескье в работе «О духе закона» разработал отдельные мысли Джона Локка, английского мыслителя, о разделении властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.

Учитывая, что главным орудием является слово и распространение знаний эпоха XVIII века получила свое название – Просвещение. Просвещать, образовывать стремились всех желающих, а в первую очередь правящие классы.

Лидеры Просвещения – Вальтер, Монтескье, Дидро, Кондорсе верили в прогресс, призывали к равенству нации, к ликвидации классовых различий, к уничтожению расизма, ликвидации бедности и роскоши, вплоть до равенства между бедными и богатыми, их вера в прогресс явилась смесью или продуктом наивности и реализма одновременно. Реализм состоял в том, что знание действительно способствует прогрессу, а романтизм (в модусе утопизма) оказался практически недееспособным.

Утопия состояла и в том, что преодолев невежество, т.е. с помощью одних только знаний можно изменить социальное бытие, т.е. жизнь, поэтому Жан-Жак Руссо предложил убрать реальную причину неравенства – частную собственность, возвратиться назад к природе.

 

Лекция 7. 11.03.14

Иммануил Кант

Иммануил Кант сосредоточил внимание на размышлениях над «догматической» установкой, принятой на веру, по соответствиям ощущений реальности. Поэтому главная его работа называется критика чистого разума. В любом акте научного познания можно различить две стороны - субъект познания и объект познания. Они должны быть подвергнуты критическому анализу, а именно, что между ними есть соответствие. Однако Кант считал, что в этой связке главную роль все же играет субъект, поэтому он проанализировал критические способности субъекта познания. Поставил вопрос: «Что я могу знать?», т.е. проанализировал возможности субъекта познания. Положения об активности субъекта познания:

· Решающая роль принадлежит субъекту

Другая заслуга Канта в том, что он уравнял познавательные способности субъекта – чувства и разум. Чувственность без рассудка слепа, а рассудок без чувственности – пуст.

Третья заслуга – интерпретировал механизм любого познания. Он выглядит следующим образом:

Объект познания, провоцируя субъекта, побуждает его к воздействию чувственных способностей, т.е. субъект познания атакует объект вначале чувствами. Но чувства индивидуальны и вместе с тем, у всех людей имеют общее. Трансцендентальные и априорные (врожденные) способности – пространство и время. Второй шаг – добытая чувствами информация мгновенно обрабатывается мышлением, но мысли у всех индивидуальны и имеют нечто общее благодаря априорным каждому человеку категориям (единство-множество, возможность-существование).

…которая отвечает одновременно критериям всеобщности и необходимости и чувственной достоверности, поэтому наука возможна (оптимизм).

Кант одновременно поставил новые проблемы:

1. Между реальным миром и познающим человеком (субъектом познания) он фактически провел разделительную линию, т.е. субъекту познания доступен только тот мир, который он сам видит и о котором думает – гносеологический дуализм.

В истории философии Кант пришел к категорическому императиву: Поступай так, чтобы максима (предельное желание) твоей воли могла иметь силу всеобщего закона.

Дуализм (учение Канта об истине) пытались преодолеть другие философы. Более всех в этом преуспел Георг Гегель.

Георг Гегель

Без преувеличения в своей системе абсолютного идеализма он охватил не только гносеологию, но и онтологию, этику и все формы философии. Суть системы – изначально существует некая абсолютная идея – мировой разум. На начальном этапе абсолютная идея планирует, замышляет, устройство мирового целого, затем, на второй ступени, эта мировая идея воплощается в природном эфире, а на третьей – человеке. Этим трём этапам развертывания идеи соответствуют формы познания:

1. Логика

2. Естественные науки

3. Социальные науки

4. Философия

Таким образом, все сферы бытия охвачены познанием. По сути, система Гегеля – это рационализированное христианство.

1. В гносеологии Гегель обосновал тезис об изменчивости субъекта познания, о том, что субъект историчен.

2. Он обосновал, что изменяются не только сами субъекты, но и объект тоже диалектичен.

3. При этом Гегель открыл основные законы изменений. Закон единства и борьбы противоположности, закон отрицания отрицания, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.

Смысл первого – вещи и явления изменяются благодаря внутренним причинам – противоположностям, а затем уже внешним.

Главные ограничения гегелевской философии

1. В гносеологии место преодоленияграницы между субъектом и объектом в принадлежности к абсолютной идеи

2. Другое ограничение Гегеля заключалось в том, что его система в философии — абсолютный идеализм. По методу познание бесконечно, а система философии Гегеля, по его мнению, истина в последней инстанции.

Ограничение гегелевской философии были замечены отдельными его современниками в частности датчанином С.Киркегором, а также идейным учеником Л. Феербахом.

Марксизм

Основатели – немецкий философ Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Главная работа – Капитал. Крал Маркс обратил внимание прежде всего на социальные проблемы современников. Теоретико-практическое преодоление неравенства. В Марксизме различают три части – политическая экономия, философия и научный социализм. 1-я посвящена анализу современному коммунистическому(?) и раскрытию тайны экономическому неравенства. Маркс предложил схему трансформации обществ истории – пять ступеней

1. Первобытно-общинное

2. Рабовладельческая формация

3. Феодальная

4. Капиталистическая

5. Коммунистическая

Другая заслуга философии – это провозглашение ее практического характера. В европейской философии умозрительный характер. Главное заблуждение Маркса в том, что он уравнял философскую идею с политической, бесконечное с конечным, превратив учение в утопию.

Лекция 8. 18.03.2014

Русская философия

Теоретические.

а) Религиозное православие Византии и Киевской Руси.

б) Западноевропейская философия.

в) Этнокультурная народная традиция.

В 1861 году историк Н.И.Костомаров в работе «две русские народности» отметил отличия южнорусов и северных(русских). Первым присущи черты: личностная свобода и «неопределенность формы». Вторым формальность и стремление к прочности.

 

2. Политические:

Возникновение государства российского с возвышением Москвы. Особенностью этого нового образования является огромная территория с многочисленными народами и этносами.

 

Основные черты русской философии:

1. Антропоцентризм «она более всего занята темой о человеке, о его судьбе и о смысле и целях истории» - русский историк В.В.Зеньковский.

2. Религиозность. Характерной чертой которой было стремление синтезировать православие с европейской философией и наукой. Причем не логически, а в форме мистического реализма.

3. Историософичность — обращение к вопросам единых для всего человечества с мыслью и целью истории, объединенных верой в Иисуса Христа. Интегральной чертой русской филососфии явилась разработка русской идеи, суть которой — вера в мессианское(спасительное) высокое предназначение России, стремление к политическому и религиозному величию. Истоки содержат в послании Игумено-Псковсого монастыря к князю Василию 3му между 1514-1523гг: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве — русском: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

Отмеченные особенности в 19м столетии проявились в противостоянии двух культурно-философских тенденций: западников и славянофилов. Общее у них:

1. Упование на христианскую общину как на средство достижения исключительности России.

2. Русская идея.

Западники — П.Я.Чаадаев, Чернышевский, Белинский, Герцин. Они стремились к ликвидации язв русского общества — крепостничества и культурная отсталость. Средством для этого считалось возрождение в интеллигенции религиозного чувства народа, а также приобщение к европейской науке и культуре. Другие признавали лишь второе средство и дополняли его идеей социализма. П.Я.

Представители иного направления – славянофилы — выходцы из дворянства это бритья Кириевсие, А.С.Хомяков, Аксаков, Данилевский связывали русскую идею с тремя традициями: православием, самодержавием. Хомяков утверждал, что присущее русскому народу православие имеет то превосходство над другими религиями, что обеспечивает гармонию между человеческой свободой и смирением перед церковью. Освобождение предназначение России не в овладении научными знаниями, а в «живой истине» – в безмятежном существовании в лоне церкви. Главным средством религии все должны соблюдать религиозный культ, то есть действие которое приобщает к 7 таинствам. Народность обеспечивается единством православной веры «соборность» – духовная общность всех народов России, самодержавие для России, считали славянофилы, лучшая форма правления, так как Царь желаем народом, и понимается им как посланник Бога. Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» впервые в европейской философии объявил культуру (религию, язык, нравы) сутью общества и цивилизации. Цивилизации более крупные единицы истории чем народы и страны.

К славянофилам и западникам примыкали и литераторы философы. Ф.М. Достоевский и Толстой. Главная идея Достоевского — раскрыл тайну человечества как его противоречивость. Другая мысль Достоевского — это основание экзистенциализма — философия существования. Экзистенция это глубинные переживания личности. Л.Н. Толстой приоритетными направлениями своих размышлений считал нравственность и религиозность. Предложил концепцию не противопоставления зла насилию.

Онтология

1. Становление и развитие онтологии.

2. Роды, виды, атрибуты бытия.

3. Основные онтологические понятия

Роды, виды, атрибуты бытия

С точки зрения научной объективности число видов бытия соответствуют числу наук. Виды связаны и образуют иерархию (см. Гартмана), но научные ответы не являются окончательными, поэтому философия выделяет атрибуты, неотъемлемые свойства бытийности вещей и явлений, которые трансцендентны, то есть выходят за пределы опыта, в том числе и научного и не могу иметь однозначных конечных ответов.

К ним относят:

· взаимозависимость

· взаимодействие

· пространство

· время

· двойственность

Пространство – это способ устойчивости бытия, сосуществования предметов и явлений, их координация и протяженность, на основании научных и философских данных пространство скорей относительно, чем абсолютно.

Время – способ изменчивости бытия. То есть, в отличие от пространства, ему присуща определенность, как смена состояний предметов, длительность.

Взаимозависимость и взаимодействие объясняются закономерностями диалектики (три закона Гегеля и другие).

Важнейшим проявлением развития и взаимосвязи является эквивалентность или двойственность:

что такое свойство? Ответ: это и принадлежность объекту и отношение между объектами (существует ли свойство воды быть растворителем? Ответ: для сахара – да, для золота - нет). Если допустить, что свойства – только отношения между объектами, то выходит, что объекты лишены свойств, а если допустить, что свойство принадлежат объектам вне отношений, то они не проявятся.

Отношения – это способность тела влиять друг на друга, раскрывать свойства во взаимодействии отношения существуют, двойственность проявляется так же в необходимом и случайном, в единичном и множественном, в противоположности изменчивости – устойчивости.

Основные понятия

В жизни человека – это добро и зло, желание и воля, вера и разум и т.д. Кроме категорий бытие, а также его атрибутов, к базовым категориям онтологии относят – субстанция, реальность, материя, природа, мир, картина мира.

Субста


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.199 с.