Методика 3. Психологический климат классного коллектива — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Методика 3. Психологический климат классного коллектива

2017-11-17 659
Методика 3. Психологический климат классного коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учащимся предлагаются три вопроса:

1. Всегда ли учеников вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

2. Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в учебе?

3. Все ли ответственно относятся к учебе?

Испытуемым предлагается по каждому вопросу оценить свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой:

5 ‑ «всегда волнует»;

4 ‑ «чаще волнует»;

3 ‑ «волнует в половине случаев»;

2 ‑ «чаще не волнует»;

1 ‑ «совсем не волнует»;

Обработка результатов

Вычислить средний балл группы:

,

где а, б, в – балльные оценки по вопросам, N – число испытуемых.

Критерии оценки

· Если Х ≥ 4,5 балла – показатель психологического климата высокий – оценка 3 балла.

· Если 3,5 < Х < 4,5 ‑ средний, оценивается в 2 балла.

· В остальных случаях – низкий и равен 1 баллу.

Интегральная оценка групповой сплоченности и уровня развития коллектива

Вычислить сумму баллов по всем трем параметрам: И = К + С + Х

Критерии оценки: если И ≥ 8 – уровнь групповой сплоченности и развитие коллектива высокие; если И = 6-7 – средние; в остальных случаях – низкие.

По результатам исследования дать характеристику групповой сплоченности классного коллектива, проанализировать причины, влияющие на уровень сплоченности и предложить психолого-педагогические действия по дальнейшему сплочению коллектива. Указать конкретные мероприятия, проведенные в период практики, по сплочению коллектива.

Методика 4. Определение привлекательности для школьника группы одноклассников

Исследование проводится на основе индекса групповой сплоченности Сишора.

Инструкция. Учащимся предлагается внимательно прочесть каждый вопрос и подчеркнуть один из ответов, наиболее верно отражающий их мнение.

I. Как Вы оцениваете свою принадлежность классу?

1. Считаю себя активным, полноправным членом коллектива (5).

2. Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня (4).

3. Участвую примерно в половине дел класса (3).

4. Не чувствую привязанности к классу и в его делах участвую редко (2).

5. Делами класса не интересуюсь и участвовать в них не желаю (1).

II. Хотели бы Вы перейти в другой класс, если бы представилась такая возможность?

1. Очень хотел бы (1).

2. Скорее всего, перешел бы, чем остался (2)

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

III. Взаимоотношения учащихся в вашем классе:

1. Лучше, чем в других классах (3).

2. Такие же, как в других классах (2).

3. Хуже, чем в других классах (1).

IV. Взаимоотношения учеников вашего класса с учителями:

1. Лучше, чем в других классах (3).

2. Такие же, как в других классах (2).

3. Хуже, чем в других классах (1).

V. Отношение одноклассников к учебе:

1. Лучше, чем в других классах (3).

2. Такие же, как в других классах (2).

3. Хуже, чем в других классах (1).

В скобках даны балльные оценки ответов.

Обработка и анализ результатов

1. Подсчитать сумму баллов по всем вопросам. 5-8 низкие баллы, 15-18 высокие баллы привлекательности класса.

2. Проанализировать индивидуальные особенности школьников с крайними оценками.

3. Рассмотреть распределение ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить источники напряженности в классе.

4. Продумать пути индивидуальной работы с учащимися, показавшими низкие результаты, способы сплочения класса, предложить (провести во время практики) конкретные мероприятия.

 

Методика 5. Исследование взаимоотношений в группе учащихся.

(Авторы Крутова Е.М., Богданова Д.Я., Ивашкин В.С.)

Исследование проводится с помощью 4-факторной шкалированной анкеты. Она предназначена для выявления количественной оценки в виде числовых показателей четырех видов взаимоотношений в школьных группах по шкалам: социальной дистанции (СД), дружбы (Д), альтруизма (А) и ответственности (О), Анкета позволяет решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик школьников.

Инструкция: Испытуемым предлагается внимательно прочесть анкету и распределить одноклассников по перечисленным пунктам, написав в правой стороне число лиц, с которыми у них сложились указанные отношения.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.