Методики изучения классного коллектива — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методики изучения классного коллектива

2017-11-17 545
Методики изучения классного коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО И РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Методики изучения классного коллектива

Методика 1. Внешнегрупповая референтометрия.

В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы – круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она – и в прямом контакте, и мысленно – соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.

Проведение исследования

В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов. Для этого учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).

Инструкция: Нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо.

А

1. С кем вы отправитесь в поездку в другой город?

2. У вас случилась неприятность. Кому вы расскажете?

3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?

4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?

5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?

6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем вы посоветуетесь об этом?

8. Кто может быть для вас примером в жизни?

9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?

10. С кем вы больше всего откровенны?

Б

1. Родители (отец, мать).

2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Знакомый родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг (подруга).

8. Компания, приятели.

9. Знакомая девочка (девушка), мальчик (юноша).

10. Товарищи по учебе.

11. Товарищи по клубу, секции, студии и т.п.

12. Историческая личность.

13. Известный всем человек.

14. Человек, о котором ты знаешь от других.

15. Литературный персонаж.

 

Обработка и интерпретация результатов

После осуществленного выбора следует попросить отложить список 1-Б и по 5-балльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждое их выбранных лиц. Обработка полученных данных достаточно проста. Все упомянутые лица записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2-3 лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного испытуемого.

При анализе полученных результатов необходимо учитывать возраст, пол, индивидуальные особенности учащихся, которые могут повлиять на выбор референтного лица.

1. Выстроить иерархию референтности по каждому испытуемому.

2. Выявить иерархию референтности по классу в целом (при групповой диагностике) и отразить графически (в диаграммах, гистограммах или в графиках).

3. Ответить на вопросы:

· Почему эти люди являются референтными для данного возраста учащихся?

· Влияют ли индивидуальные и гендерные особенности на выбор референтного лица?

· Связан ли выбор референтных лиц с уровнем интеллектуального и эмоционального развития школьников?

 

Методика 2. Изучение сплоченности класса

Исследование проводится в два этапа. На первом измеряются следующие параметры:

а) опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности;

б) ценностно-ориентационное единство;

в) психологический климат класса.

На втором этапе определяется обобщенный показатель, характеризующий групповую сплоченность и уровень развития классного коллектива.

А) Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности

Инструкция. Испытуемым предлагается список 21 качества личности, включающий поровну деловые, моральные и эмоциональные качества, расположенные в случайном порядке.

Учащимся предлагается следующее задание: «Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива».

Название и разряд качества:

Трудолюбие (Д) Порядочность (М)
Принципиальность (М) Активность (Д)
Скромность (М) Организованность (Д)
Веселость (Э) Искренность (Э)
Дружелюбие (М) Отзывчивость (Э)
Аккуратность (Д) Настойчивость (Д)
Сдержанность (Э) Приветливость (Э)
Честность (М) Обаятельность (Э)
Справедливость (М) Правдивость (М)
Исполнительность (Д) Общительность (Э)
Деловитость (Д)  

Обработка результатов

1. Подсчитать:

а. общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5;

б. количество выборов, приходящихся на каждую группу качеств.

2. Вычислить процент выборов, приходящихся на моральные, деловые и эмоциональные качества:

Качества моральные
Качества деловые
Качества эмоциональные

где М, Д, Э – число выборов по каждой группе качеств;

N – число школьников в группе.

Критерии оценки:

Если Кэ ≥ 55% или Кд + Км ≥ 60%, то групповая сплоченность высокая – 3 балла.

Если Км < 55% ‑ сплоченность средняя, оценка – 2 балла. В остальных случаях – низкая сплоченность класса.

 

Б) Определение ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ)

Учащимся предлагается выбрать из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.

Обработка результатов.

1.Подсчитать:

а. общее число выборов, сделанное испытуемыми (N);

б. количество выборов, приходящихся на каждое качество;

в. количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (n);

г. количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (n1);

2. Вычислить коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле: С = (n – n1)*N*100%.

Критерии оценки

Если:

а. С ≥ 50%, то ЦОЕ высокое – оценка 3 балла;

б. 30 % < С < 50 %, среднее- 2 балла;

в. в остальных случаях низкое – 1 балл.

 

Обработка результатов

Вычислить средний балл группы:

,

где а, б, в – балльные оценки по вопросам, N – число испытуемых.

Критерии оценки

· Если Х ≥ 4,5 балла – показатель психологического климата высокий – оценка 3 балла.

· Если 3,5 < Х < 4,5 ‑ средний, оценивается в 2 балла.

· В остальных случаях – низкий и равен 1 баллу.

Шкала «Д» – Дружба

№ п/п Мое мнение о классе
  Очень недружный, постоянно происходят ссоры
  Недружный, часто возникают ссоры
  Нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают
  Нет ссор, но каждый живет сам по себе
  Дружный класс
  Очень дружный и сплоченный.

Шкала «А» - альтруизм

Мое мнение о классе
  Ребята отказываются помогать друг другу
  Не принято помогать друг другу
  Помогают друг другу только по требованию учителей
  Помогают друг другу по просьбе
  Помогают только своим друзьям
  Охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания

 

Шкала «О» – ответственность

Мое мнение о классе
  В классе нет взаимной ответственности
  Ответственно относятся к делам класса и других учеников только отдельные лица
  Каждый отвечает только за себя перед учителями, а до других никому нет дела
  Плохие поступки и недостатки беспокоят большинство школьников
  Большинство ответственно относится к неудачам и недостаткам всего класса
  Каждый несет ответственность за класс и за других товарищей

 

Обработка данных

1. Найти суммы показателей всех анкет по каждому утверждению.

2. Вычислить показатели шкалы СД в процентах к общему числу оценочных суждений:

,

где Сi – общее число оценок, совпадающих с утверждением шкалы;

n – число учащихся в классе;

i – 1,2,3,4,5,6.

Обработка результатов

1. Соединив значки, поставленные учащимися, можно построить профиль оценки ими психологического климата класса.

2. Вычислив средние значения оценок по каждой паре слов, можно получить среднегрупповые показатели. Сопоставление общегрупповых показателей с индивидуальными позволяет выделить тех школьников, которые дают заниженные или завышенные оценки по всем показателям. Заниженные оценки могут рассматриваться как свидетельство неудовлетворенности положением в классе.

3. На основании полученных данных продумать групповые мероприятия по сплочению класса и индивидуальную работу с учащимися, имеющими негативные установки по отношению к классу (наблюдение, беседа, сбор независимых характеристик и т.д.).

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО И РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Методики изучения классного коллектива


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.