Тема 7. Модели прогнозирования — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 7. Модели прогнозирования

2017-11-17 224
Тема 7. Модели прогнозирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия прогнозирования

Основная цель моделей прогнозирования состоит в том, чтобы сделать прогноз о развитии изучаемого процесса, т.е. предсказать значение некоторого экономического показателя в момент времени, относящийся к будущему. Прогноз является исходной информацией для принятия управленческих решений при планировании работы промышленных и торговых организаций.

Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем.

В качестве объекта прогнозирования могут выступать процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. При этом поведение объекта должно зависеть от некоторых случайных факторов, т.е. оно не может быть рассчитано однозначно. Например, доход в абсолютных денежных единицах, получаемый от вложения некоторой суммы в банк под фиксированный процент, не может являться объектом прогнозирования, т.к. он может быть однозначно рассчитан. Однако реальная покупательная способность получаемой суммы зависит от некоторых случайных внешних факторов (например, инфляции). Поэтому эту величину можно рассматривать как объект прогнозирования.

Наиболее характерной для торговли задачей прогнозирования является оценка потребительского спроса в будущем. Результаты решения этой задачи используются при планировании товарооборота и формировании торгового заказа. В практике управления торговлей возникает необходимость прогнозирования и других показателей (прибыли, издержек обращения, производительности труда и др.).

В основе большинства используемых методов прогнозирования лежит анализ временных рядов.

Временным рядом называется набор значений некоторого экономического показателя y1, y2, …, yi, … yn, которые наблюдались в моменты времени соответственно t1, t2, …ti, …tn в прошлом. Обычно интервал между этими моментами времени фиксирован. Необходимо предсказать значение этого показателя для момента времени, относящегося к будущему ().

Например, имеются данные об объемах продаж некоторого товара за первую, вторую и т.д. неделю от начала его реализации (всего прошло от начала реализации 12 недель). На основе этих данных следует предсказать объем продаж товара на 13 неделю.

При таком подходе предполагается, что прогнозируемый показатель формируется под воздействием большого количества факторов, выделить которые либо невозможно, либо по ним отсутствует информация. Поэтому ход изменения показателя связывают не с факторами, а с течением времени.

Наиболее распространенным методом прогнозирования является метод экстраполяции.

Экстраполяцией называется метод продления на будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом. Математически тенденция (закономерность развития) выражается в виде функции тренда. Экстраполяция заключается в том, что прогноз получают путем подстановки в функцию тренда значения момента времени, относящегося к будущему.

Функция тренда () — это некоторая функция от времени, приближенно описывающая основную закономерность поведения исследуемого показателя.

Для корректного применения метода экстраполяции требуется соблюдение двух условий:

1) временной ряд экономического показателя должен действительно иметь тренд, т.е. преобладающую тенденцию;

2) общие условия, определявшие развитие показателя в прошлом, останутся без существенных изменений и в будущем.

На любой экономический показатель действует множество факторов. Некоторые из них определяют основную закономерность развития показателя, т.е. тренд. Другие факторы являются случайными и дают отклонение от основной тенденции в ту или другую сторону. Например, если спрос на какой-либо товар со временем растет, то это объясняется многими факторами:

a) ростом благосостояния населения;

б) улучшением качества товара;

в) действием рекламы и т.д.

Все вместе эти факторы дают тенденцию роста спроса на товар. Однако существуют и случайные колебания спроса, вызываемые такими факторами, как: временный финансовый кризис перед зарплатой, появление конкурента, плохая погода для выносной торговли и т.д. Если мы используем метод экстраполяции, то мы должны быть уверены, что действие основных факторов (т.е. факторов а)-в)) в будущем не прекратится.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.