Формирование иудейского права — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Формирование иудейского права

2017-11-16 520
Формирование иудейского права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иудейское (еврейское) право является древнейшим рели­гиозным правом, история которого насчитывает более 3 тыс. лет. Его происхождение и становление, как и других религиозных пра­вовых систем, теснейшим образом связано не столько с юриди­ческими факторами, с событиями в правовой сфере, сколько с другими социально-политическими событиями в жизни общества.

Попытки периодизации истории иудаизма предпринимались неоднократно. Например, согласно мнению Д. Рида, вся история иудаизма подразделяется на пять периодов. Первый — эпоха левитов, служителей религиозных культов у древних евреев, свя­занная с окончанием составления в 612 г. до н.э. второзакония (Моисеева закона) — законодательной основы иудейского права. Второй период — эпоха фарисеев, представителей общественно-­религиозного течения в Иудее (И в. до н.э. — II в. н.э.), выражав­ших преимущественно интересы средних слоев населениями стре­мившихся толковать иудейское право с учетом новых социально- экономических условий еврейского общества.Третий период — эпоха талмудистов (длился до конца XVIII в.) — отличался стро­гостью в соблюдении правил и норм, содержащихся в Талмуде. Особое внимание уделялось положениям, препятствующим асси­миляции евреев-единоверцев с народами тех государств, на тер­ритории которых они проживали. Четвертый и пятый периоды

— промежуточный этап эмансипации евреев (XIX в.) и эпоха сионизма (с начала XX в. и по настоящее время) соответственно1.

Отношение к данной периодизации неоднозначное. Напри­мер, М.Н. Марченко считает, что позитивным в данной периоди­зации является попытка упорядочить взгляды и представления на историю развития иудейского общества, государства и права. Негативное заключается в чрезмерной политизации и идеологиза­ции данного процесса, в подмене одних религиозно-этических критериев периодизации иудейской общественно-политическойи правовой жизни другими, светскими, по своему характеру, политико-идеологическими критериями.

Происхождение иудейского права связано с формированием иудаизма как религии, предшественника христианства и ислама. Оно полностью базируется на иудаизме. Иудаизм возник в на­чале II тыс. до н. э. среди древнесемитских племен Месопотамии и стал национальной религией евреев. Согласно библейским пре­даниям, появление иудаизма связано с именем Авраама — вождя племенного объединения, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. Переселение племени Авраама из города Ура Халдейского за реку Евфрат, произошед­шее примерно в 1900 г. до н.э., является точкой отсчета истории еврейского народа и еврейского общества.

Идейная основа иудаизма формировалась на протяжении длительного периода. Она начала складываться сразу после создания еврейского общества и продолжалась до II в. до н.э. и представляла собой религиозные взгляды и учения патриархов еврейского народа — Авраама, Исаака и Иакова, основанные на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов — покровителем рода.

Иудаизм как религия вел постоянную борьбу за свое самоут­верждение. В этом процессе особую роль сыграл период правле­ния царя Иосии (639—609 гг. до н.э.). Он провел централизацию культа вокруг Иерусалимского храма и ликвидировал другие по­литеистические культовые центры.

В условиях ожесточенной борьбы за выживание постепенно еврейский народ превратился в замкнутую религиозную общину. В послевавилонскую эпоху в результате деятельности законоучи­телей Ездры и Нехемии (ок. 444 г. до н.э.) еврейский народ ут­вердился в качестве строго теократической замкнутой общины, обособленной от окружающего мира. Это нашло отражение в этническом изоляционизме, т.е. в принципиальном отказе от сме­шанных браков, а также в бытовом и экономическом сепаратизме.

Как отмечает Н.В. Воеводина, дальнейшее развития иудаизма и иудейского права связано с появлением важнейшего памятника религии и права Талмуда — собрания догматических, религиозно-­этических и правовых положений иудаизма, сложившихся во II в. до н.э. — VI век н.э. (наиболее полный Вавилонский Талмуд содержит 613 установлений (систему предписаний).

Период VI—XVIII вв. именуется раввинистическим. Расселе­ние евреев по странам мира в XVII—XVIII вв. привело к образо­ванию большого числа еврейских общин. Они обладали внутрен­ней автономией и возглавлялись раввинами (от др.-евр. «рабби»

— «мой учитель»). На существование еврейских национально-ре­лигиозных общин постоянное воздействие оказывал фактор анти­семитизма — враждебного отношения к евреям как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба иным наро­дам. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в средне­вековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враж­дебность иудейской религии христианству и христианской циви­лизации1.

Следующий период истории иудаизма и иудейского права как его составной части начался в конце XVIII в. Он связан с событи­ями, произошедшими в Европе, а именно с Великой Французской революцией, провозгласившей свободу вероисповедания, что спо­собствовало разрушению изоляции иудейских общин, на которые распространили свое действие юридические акты о свободе веро­исповедания, благодаря чему европейские евреи стали пользовать­ся правами наравне с европейцами. В результате этих изменений сложились новые условия, способствовавшие формированию ев­рейского движения, получившего название «хаскалы» (просвеще­ние), связанное с имением известного немца еврейского происхож­дения Мозеса Мендельсона (1729—1786). В этот же период начал­ся процесс реформирования иудаизма, направленный на ослабление ритуальных предписаний и запретов и на внешнее сближение иудаистского богослужения с христианско-протестант­ским. В конце XIX в. сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание еврейского государства на исторической родине еврейского народа — Палестине, получив­шее название сионизма (от названия холма Сион, на котором рас­положен Иерусалим). Его основоположником стал автор книги «Еврейское государство» Теодор Герцль (1860—1904).

В 1897 г. состоялся I Всемирный сионистский конгресс, про­ходивший в Швейцарии, на котором была создана Всемирная сионистская организация. Хотя в истоках, сионизма присутствует догматика иудаизма об «избранном народе», тем не менее он стал явлением светской политической жизни. В его рамках сложились самые разнообразные идейные течения — от религиозно-фунда­менталистскихдо социалистических.

Таким образом, необходимо отметить, что развитие иудаизма, начиная с XIX в. и по настоящее время, происходит под влиянием различных направлений еврейской мысли, иногда противополож­ных.

Прежде всего, это связанно с течением, известным как рефор­мированный иудаизм, сложившимся на Западе. Суть данного течения заключается в том, что после уничтожения религиозной дискриминации часть евреев начали терять связь с традиционным еврейством, но в то же время хотели оставаться членами иудей­ской общины. Однако, такое простое на первый взгляд «пожела­ние» обусловило ряд серьезных изменений, затронувших сложив­шиеся, исторические традиции иудаизма, в частности, замену иври­та местным языком, замену субботы на воскресенье, равенство полов, использование в синагоге органа и хора и т.д. Реформиро­ванные евреи обычно проявляют патриотизм по отношению к стра­не, в которой живут, и рассматривают Мессию скорее как идеал всеобщего признания Бога, чем как человека, который восстано­вит господство народа Израиля.

Другим важным течением является сионизм, выступающий против полной ассимиляции евреев и подчеркивающий особую роль еврейской нации. У сионистов понятие «еврейский народ» занимает центральное место в иудаизме. Согласно их точке зре­ния, Мессия — это народ Израиля, который вернется на свою землю и найдет там свое единство. Создание государства Израиль в 1948 г. позволило этой тенденции в полной мере проявить себя.

Важнейший этап в развитии иудаизма и иудейского права связан с созданием государства Израиль на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1948 г. об отмене английского мандата на Палестину и о создании на ее территории двух неза­висимых государств — еврейского и арабского.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.