Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-11-17 | 111 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
№ | Параметр анализа | Характеристика |
1. | Определение | |
2. | Группы клинических проявлений СДВГ | |
3. | Центральное расстройство | |
4. | Сопутствующие проявления | |
5. | Частота встречаемости | |
6. | Прогноз | |
7. | Этиология | |
Психогенетические исследования расстройств внимания и гиперактивности | ||
8. | Scarr S., 1966 Vandenberg S.G., 1962 Stevenson J., 1992 Cantwell D., 1972 Paulus D.L., Shaywitz S., Kramer P., et al, 1983 Morrison J. R., Stewart M., 1973 Cantwell D., 1975 Safer D., 1973 Biederman J., Faraone S.V., Keenan K., et al, 1992 | |
9. | Сопряженность СДВГ и других психических расстройств | |
10. | Генетические модели трансмиссии СДВГ | |
11. | Основные выводы |
Таблица 3
Генетический анализ неспособности к обучению
№ | Параметры анализа | Характеристика |
1. | Определение | |
2. | Частота встречаемости | |
3. | Этиология | |
Дислексия | ||
4. | Определение | |
5. | Частота встречаемости | |
6. | Половые различия в частоте встречаемости | |
7. | Этиология | |
Психогенетические исследования СНЧ | ||
8. | Hinshelwood J., 1911 Thomas C.J., 1905 Семейное исследование Hallgren B., 1976 Bakwin H., 1973 De Fries J.S., Fulker D.W., LaBuda M.C., 1987 Ho H.Z., Gillger J.W., Decher S.N., 1988 Hay D.A., O'Brien P.J., et al, 1984 | |
Генетические модели трансмиссии СНЧ и результаты анализа сцепления | ||
9. | Zahalkova M. et al, 1972 McGlannon F.K., 1968 Grigorenko E.L., Wood F.B., Meyer M.S., Hart L., Speed W.C., Schuster A., Pauls D.I., 1997 Hershel M., 1978 | |
10. | Основные выводы |
Направления исследования дислексии в психогенетике
Схема 1
Таблица 4
|
Основные результаты исследования дислексии
№ | Направление исследования | Основные результаты |
Близнецовые исследования | ||
Семейные исследования | ||
Исследования хромосомных отклонений в связи с неспособностью к обучению | ||
Анализ сцепления |
Приложение
к лабораторному занятию № 14
«Психогенетические исследования психического дизонтогенеза»
1. В современной психогенетике исследование дислексии и трудностей в овладении речью проводится тремя путями. Во-первых, прослеживается семейное сходство по этим характеристикам. Для анализа семейного сходства применяется сравнение разных пар родственников (близнецов, сибсов, родителей и детей и т.д.). Если сходство между родственниками по рассматриваемому нарушению оказывается тем больше, чем больше их генетическое сходство, есть основания предполагать, что вариативность этого нарушения испытывает генотипические влияния. В противоположном случае можно сделать вывод о средовой детерминации нарушения.
Во-вторых, исследуются индивиды, имеющие генетические отклонения (такие, как хромосомные аномалии), и анализируется, приводят ли документированные генетические отклонения к трудностям в обучении и в овладении речью и письмом.
В-третьих, проводится анализ сцепления, позволяющий определить локализацию генов в той или иной хромосоме.
2. Близнецовые исследования
При близнецовых исследованиях дислексии, как правило, демонстрируется большее сходствоМЗ, по сравнению с ДЗ. Результаты, полученные в ранних работах, представлены в таблице 7 (первые 3 строки).
В более поздних исследованиях (последние 3 строки в таблице 7) результаты оказываются не столь однозначны.
Таблица 7 Сходство МЗ иДЗ близнецов по показателям дислексии
В исследовании, проведенном Дж.Стивенсоном с соавторами, исследовалось 285 пар 13-летних близнецов. Кроме методов, рассчитанных на диагностику дислексии, авторами использовался большой набор интеллектуальных тестов, что позволило сопоставлять дислексию с умственным возрастом. Во всей выборке близнецов авторы выделили две подгруппы — во-первых, с задержками в овладении чтением (если навыки чтения соответствовали возрасту на 18 месяцев меньше хронологического) и, во-вторых, с отставанием в овладении чтением (значительное отставание, по сравнению с интеллектуальным и хронологическим возрастом). Конкордантность в парах МЗ близнецов, имеющих хотя бы одного пробанда, была 59% (33 пары), в парах ДЗ близнецов — 54% (29 пар), то есть сходство МЗ близнецов практически не превышало сходство ДЗ. На всей выборке, включающей и пары с пробандами, и пары без них, были получены небольшие показатели наследуемости для навыков чтения и грамотного письма. Конкордантность МЗ близнецов варьировала для разных показателей в пределах 33—59%, а ДЗ близнецов — в пределах 29— 54%, то есть МЗ близнецы оказались лишь немного более похожими внутрипарно, чем ДЗ (Stevenson J. et al., 1987).
|
В серии исследований, проведенных в рамках Колорадского проекта, направленного на исследование различных факторов успешности овладения чтением, различия между МЗ и ДЗ близнецами, как правило, обнаруживались, хотя и не столь разительные, как в первых исследованиях. С.Деккером и С.Г.Ванденбергом на большой по численности выборке, где в паре имелся хотя бы один пробанд (133 пары МЗ и 98 пар однополых ДЗ), конкордантность была обнаружена в 66% пар МЗ и в 43% пар ДЗ близнецов (Decker S.N., Vandenberg S.G., 1985). Другая работа, выполненная на части этой же выборки близнецов, но с использованием несколько отличающихся показателей дислексии, продемонстрировала похожие результаты (DeFries J.C., Gillis J.L., 1991).
Семейные исследования
Данные семейных исследований, в которых сопоставлялись родители и дети, а также сибсы, указывают на то, что генетические влияния воздействуют на вариативность показателей дислексии и овладения речью: братья, сестры и родители пробандов демонстрируют снижение релевантных показателей, по сравнению со среднепопуляционными.
В таблице 8 приведены данные, полученные в семи исследованиях речевых нарушений. Во всех этих исследованиях, кроме последнего (выполненного С.Фельзенфельд с соавторами), в качестве пробандов отбирались дети, имеющие те или иные нарушения — трудности в произношении различных звуков, заикание, неумение правильно построить фразу, частые ошибки в устной речи и т.д. Их близкие родственники, как правило, родители и сибсы, также проходили обследование: дети тестировались, а с родителями, кроме тестирования, проводилось детальное интервью, цель которого состояла в том, чтобы выяснить, имели ли родители аналогичные трудности, когда находились в возрасте своих детей (то есть выяснялось, есть ли в семье "позитивная" история речевых нарушений). В работе Дж.Уайтхерста с соавторами (которая приведена предпоследней в таблице), кроме родителей, обследовались также бабушки и дедушки, тети и дяди и двоюродные братья и сестры. В последней работе (С.Фельзенфельд с соавторами) в качестве пробандов выступали родители, имевшие в детстве нарушения речи, и рассматривалось, есть ли трудности с овладением речью у их детей.
|
Обратившись к таблице 8, можно заключить, что родственники пробандов чаще обнаруживают нарушения речи, чем родственники испытуемых, вошедших в контрольную группу (то есть уравненных по ряду параметров с пробандами, но не имеющих нарушений речи). Результаты этих исследований показывают, что больше половины пробандов имеют родственников с похожими нарушениями (первый столбец в таблице 8) и, в целом, процент их родственников, имеющих речевые нарушения (второй столбец в таблице 8), оказывается значительно выше, чем у родственников контрольной группы (третий столбец в таблице 8).
Таблица 8
Вероятность речевых нарушений среди родственников пробандов (цит. по Felsenfeld S. et al„ 1994)
Хромосомные отклонения и нарушения способности к обучению
Исследование хромосомных отклонений и их сопоставление с дислексией и речевыми нарушениям дает возможность непосредственно указать на генетические причины снижения способностей. Хромосомные отклонения встречаются с частотой 0,5% (то есть 5 детей на 1000 рождается с.различными хромосомными аномалиями). Принято считать, что эти аномалии приводят к умственной отсталости. В большинстве случаев это действительно так и есть, однако в некоторых случаях наблюдается сохранность интеллекта и, вместе с тем, нарушение способности к обучению. По оценкам ряда исследователей, дети с хромосомными аномалиями составляют примерно 5% от числа детей, у которых наблюдаются нарушения способности к обучению.
|
Для примера приведем одну из работ, в которой нарушение способности к обучению рассматривалось в связи с хромосомными аномалиями.
В этой работе из 40000 новорожденных были отобраны 46 детей, имеющих различные хромосомные аномалии. Контрольная группа была сформирована из здоровых братьев и сестер этих 46 детей. На протяжении 26 лет за развитием и психологическим статусом детей велось наблюдение. Периодические обследования включали в себя, в частности, интеллектуальное тестирование и определение различных параметров речевого развития и его отклонений (Bender B.G. et al., 1991).
У большинства детей с хромосомными аномалиями наблюдалась та или иная степень умственной отсталости, однако 8 девочек с мозаичными изменениями (например, 45, Х/46, ХХ/47, XXX или 45, Х/46, XX) могли учиться в нормальной школе и ни по каким показателям умственного развития не отличались от контрольной группы. Вместе с тем, их речевое развитие протекало с большими трудностями, что позволило авторам работы рассматривать мозаичные изменения как фактор риска для возникновения нарушений способности к обучению.
Анализ сцепления
Анализ сцепления неоднократно применялся при изучении нарушений способности к обучению.
В настоящее время описано два способа анализа сцепления, используемых при исследовании нарушений способности к обучению. Один из них состоит в определении вероятности сцепления и состоит в следующем. Для исследования отбираются большие семьи, включающие в себя три поколения родственников и имеющие во всех поколениях случаи нарушения способности к обучению. Все родственники тестируются по большому количеству маркеров. Передача маркеров из поколения в поколение сопоставляется с передачей из поколение в поколение, например, дислексии. Вероятность сцепления определяется как десятичный логарифм частного от деления теоретической вероятности совпадения маркера и дислексии на вероятность их реального совпадения.
В одном из исследований, проведенных таким образом, были отобраны семьи с диагностированными задержками в овладении чтением. Результаты, полученные по двум из множества использованных маркеров (по хромосоме 6 и по хромосоме 15), позволяют предположить, что гены, расположенные в локусах этих хромосом, связаны в некоторой степени с появлением нарушений способности к обучению (по крайней мере в некоторых семьях).
|
Другой метод анализа сцепления заключаются в анализе данных, получаемых на сибсах. Принцип, лежащий в основе этого метода, состоит в предположении о том, что при сцеплении генов конкордантность сибсов по маркеру и изучаемому признаку должна совпадать. Иначе говоря, если сибсы конкордантны по маркеру, то они будут конкордантны и, например, по дислексии; если конкордантностипо маркеру не будет, то при сцепленном наследовании не должно быть и конкордантности по дислексии.
Считается, что второй метод (сопоставление сибсов) имеет меньшую разрешающую способность, по сравнению с анализом больших семей (Smith S.D. et al., 1991). Однако оба метода приводят к получению похожих результатов. Так, используя данные, полученные на сибсах, Д.Фолкнер с соавторами (цит. по DeFries J.C., Gillis J.L., 1993) применили метод множественной регрессии для анализа результатов и сопоставили задержки в овладении чтением с разными маркерами. Этот анализ опять продемонстрировал связь нарушений способности к обучению с некоторыми маркерами, локализованными в хромосоме 15.
Подводя итог исследованиям нарушений способности к обучению, проведенным в генетике поведения, можно сказать, что они позволяют сделать вывод о влиянии генотипа на вариативность этих нарушений.
РАЗДЕЛ 5. Научное и практическое значение психогенетических данных
Лабораторное занятие № 15 (2 часа)
Тема: Психогенетика в системе психологических знаний, в психолого-педагогической практике, в медико-психологическом консультировании
Цель: изучить значение психогенетических данных для решения проблем общей, дифференциальной, возрастной психологии; определить роль клинических психологов в вопросах медико-генетического консультирования.
Основные понятия: психологическая неоднородность признака, онтогенетические перестройки психологического признака, специфика психологического фенотипа, ретроспективное консультирование, проспективное консультирование, генетический риск, медико-генетическое консультирование, методы пренатальной диагностики (амниоцентез, хорионбиопсия, фетоскопия)
План выполнения лабораторной работы
I Теоретическая часть:
1. Актуальность и значение психогенетических данных в решении проблем общей, дифференциальной и возрастной психологии.
2. Этические, социальные и юридические проблемы современных генетических исследований психологических признаков.
3. Использование знаний психогенетики в организации педагогического процесса.
4. Психогенетика в структуре медико-генетического консультирования.
II Практическая часть:
1. Выписать значение психогенетических данных для решения фундаментальных проблем психологии (схема №1, см. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. Учебник для вузов. М., 1999, см. Приложение 1)
2. Выписать актуальность психогенетических данных для решения проблем общей, дифференциальной и возрастной психологии (схема №2)
3. Заполнить таблицу «Агрессивность в структуре различных синдромов, вызванных хромосомными аномалиями» (таблица 1, см. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика Агрессивности //Вопросы психологии, 2000, №6).
4. Обсуждение этических, социальных и юридических проблем современных генетических исследований психологических признаков (см. приложение 2)
5. Выписать, как используются знания психогенетики в педагогическом процессе (схема №3, см. Приложение 3).
6. Заполнить таблицу «Медико-генетическое консультирование» (таблица 2, см. приложение 4).
7. Законспектировать статью «Близнецы: проблемы воспитания и развития» // В.В.Семенов, Б.И.Кочубей, М.: Знание, 1985, № 6/.
8. Решить задачи.
Темы рефератов
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!