Определение кривой спроса на продукт несовершенного конкурента — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Определение кривой спроса на продукт несовершенного конкурента

2017-11-17 201
Определение кривой спроса на продукт несовершенного конкурента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

1. Цель и задачи проекта. 5

2. Структура и содержание проекта. 5

3. Методика выполнения работы.. 8

3.1. Определение кривой спроса на продукт несовершенного конкурента. 8

3.1.1. Метод рыночного эксперимента. 11

3.1.2. Метод опроса. 15

3.1.3. Статистические методы.. 17

3.1.4. Косвенные методы определения кривой спроса для учебных целей. 25

3.2. Определение общего и предельного доходов. 29

3.3. Определение объема производства, предельной и средней производительности труда рабочих в краткосрочном периоде. 30

3.4. Определение общего дохода и предельной производительности труда рабочих в денежном выражении. 34

3.5. Определение постоянных и переменных издержек производства в базисном периоде 35

3.6. Определение издержек при изменении объема производства в краткосрочном периоде. 38

3.7. Определение издержек производства при вмешательстве. 40

государства в рыночное равновесие. 40

3.8.Определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия. 44

4. Порядок выполнения и защиты курсового проекта. 48

5. Перечень исходных материалов и показателей для выполнения курсового проекта 48

6. Правила оформления курсового проекта. 51

6.1. Общие требования. 51

6.2. Нумерация. 52

6.3. Изложение текста курсового проекта. 53

6.4. Иллюстрации. 54

6.5. Таблицы.. 54

6.6. Формулы.. 56

6.7. Ссылки. 57

6.8. Оглавление. 57

6.9. Библиографический список. 57

6.10. Приложения. 58

7. Библиографический список. 59

Цель и задачи проекта

Целью курсового проекта является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия, определение объема производства и це­ны, максимизирующих прибыль предприятия в краткосрочном периоде. Практическое уяснение сущности и взаимозависимости категорий: спрос и предложение, закон убывающей предельной произво­дительности, чистая и несовершенная конкуренция, валовой и пре­дельный доходы, постоянные, переменные, общие, средние и пре­дельные издержки, предельный продукт в денежном выражении, предельная и общая прибыль, максимизация прибыли.

Задачей курсового проекта является определение точек закры­тия, критического и оптимального объема производства, цены и максимальной прибыли предприятия путем расчета:

предельной и средней производительности труда;

общих, постоянных и переменных издержек производства;

средних общих, средних переменных, средних постоянных и предельных издержек:

кривой спроса, общего и предельного доходов;

общей и предельной прибыли предприятия.

 

2. Структура и содержание проекта

 

Курсовой проект оформляется в виде пояснительной записки с рисунками, таблицами и приложениями.

На титульном листе указываются название учебного заведения, факультета, специальности, наименование дисциплины, тема курсового проекта, фамилия, имя и отчество студента, номер группы, фамилия, инициалы, ученое звание и уче­ная степень (если есть) руководителя курсового проекта. Курсовой проект выполняется на примере конкретного предпри­ятия, где студент работает, проходил или проходит производственную практику. Он состо­ит из следующих семичастей:

1)введение;

2)теоретическая часть;

3)практическая часть (определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия);

4)выводы и рекомендации,

5)заключение,

6)библиографический список,

7)приложение.

Во введении к курсовому проекту указываются:

1) -объект исследования курсового проекта (предприятие);

-продукт, который анализируется в проекте;

-подразделение, производящее выбранный продукт;

2) определяется актуализация максимизации прибыли для предприятия в современных экономических условиях;

3) определяется круг целей и задач, выполняемых в курсовом проекте, а также методология исследований.

В разделе «Теоретическая часть» даетсяобщая характеристика предприятия, а именно: наименование, место расположения, возможна краткая история создания, организационно-правовая форма деятельности, номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, численность работающих, производственная мощность предприятия, сменность работы, годовой и месячный объемы производства в нату­ральном и денежном измерении,цена и себестоимость продукции, прибыль предприятия, произ­водительность труда.

Если предприятие производит несколько видов продукции, то во введении указывается тот вид продукции, для которого будет определяться оптимальный объем производства. В соответствии с выбранным видом про­дукции дается подробная характеристика современной рыночной ситуации:

-является ли данный вид продукции уникальным, идентичным или дифференцированным продуктом;

-какое рыночное положение занимает производитель (монополь­ное или конкурирует с другими производителями), какова модель конкуренции;

-какое количество конкурирующих предприятий на рынке и доля рыночного производства каждого из них;

-какова степень насыщения рынка данным продуктом;

-чем конкретно отличается продукция данного предприятия от продукции конкурентов;

-каковы цели и стратегия предприятия.

В данном разделе должна быть сделана общая оценка работы предприятия и дано обоснование о необходимости оптимизации показате­лей его работы.

Организационно студент должен дать характеристику предприятия, подразделения и продукта, ранжируя её по плану:

1) Внутренняя среда предприятия

-миссия,

-цели,

-задачи,

-технология,

-кадры,

-организационная структура.

2) Внешняя среда предприятия

-рынки,

-конкуренты,

-поставщики,

-потребители,

-контактные аудитории,

-политическая и экономическая обстановка в стране, экономическая политика государства,

-обстановка в регионе, отношение местных властей к предприятию.

В разделе «Практическая часть» (Определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия) должны быть изложены: методы оп­ределения максимальной прибыли предприятия путем сопоставления общего дохода с общими издержками и предельного дохода с пре­дельными издержками; предельной производительности переменного ресурса труда; постоянных и переменных издержек производства.

Для определения максимизирующего прибыль положения предпри­ятия студент должен установить:

1) производственную мощность предприятия;

2) модель рынка;

3) кривую рыночного спроса на продукцию предприятия;

4) отраслевое положение предприятия;

5) валовой и предельный доходы;

6) предельную и среднюю производительность труда переменных рабо­чих;

7) валовой доход и предельную производительность труда в де­нежном выражении;

8) постоянные, переменные и общие издержки в базис­ном периоде;

9) средние общие, средние переменные, средние постоянные и предельные издержки производства;

10) объем производства, цену и прибыль в точке, где разница между общим доходом и общими издержками является максимальной и предель­ный доход равен предельным издержкам, а также точки закрытия предприятия и критического объема производства.

Таким образом, данный раздел имеет шесть глав:

-определение спроса на продукт (с построением двух кривых спроса: на продукт конкретного анализируемого предприятия и по отрасли);

-определение валового и предельного доходов,

-определение общей, средней и предельной производительности труда,

-определение предельного продукта труда в денежном выражении,

-определение издержек в краткосрочном периоде,

-определение оптимального объема производства и цены реализации продукта, максимизирующих прибыль.

Каждый этап работы сопровождается пояснениями, анализом полученных результатов, графиками.

В разделе «Выводы и рекомендации» делаются общие выводы о ра­боте предприятия, дается сравнительный ана­лиз полученных результатов по объему производства и цене, макси­мизирующих прибыль предприятия, с фактическими показателями ра­боты предприятия в базисном периоде, и предлагаются меры, которые необходимо предп­риятию выполнить по реализации полученных результатов.

В заключении дается краткая характеристика проделанной ра­боты, оценивается достижение цели и решение поставленных в кур­совом проекте задач, а также обоснованность полученных результа­тов, выводов и рекомендаций, конкретные недостатки, допущенные при выполнении проекта, которые искажают расчеты и делают выводы недостаточно обоснованными. Чтобы предприятие всегда проводило такие оптимизационные расчеты, а результаты их были достоверны­ми, студенту необходимо дать перечень мер по ликвидации этих не­достатков.

После заключения приводится библиографический список использованной ли­тературы и иных источников в алфавитном порядке либо по порядку их использования в проекте.

В приложении студент должен предоставить «Перечень исходных материалов и показателей для выполнения курсового проекта» за какой-либо краткосрочный период (месяц, квартал, полугодие или год) по предприятию, в котором обязательным приложением является Калькуляция затрат по анализируемому продукту.

 

Методика выполнения работы

Метод опроса

 

С помощью опроса можно узнать, как потребители могли бы "от­реагировать на изменение цены товара. Для его проведения необхо­димо определить, кто будет объектом опроса. Это зависит от харак­тера анализируемого продукта. Если он является потребительским товаром и услугой, то опрос должен охватывать как существующих потребителей, так и потенциальных, которым товар или услуга по существующей цене недоступен, но при снижении цены он может стать его покупателем, способствуя тем самым увеличению объема продаж.

При этом необходимо знать, что не все потребители одинаково воспринимают цену при покупке товара. В зарубежных исследованиях отмечается, что определенная часть покупателей основной упор де­лает не на цену, а на другие показатели продукта: образ, обслу­живание, отношение фирмы и т.д. И только экономные покупатели прежде всего проявляют чувствительность к ценам. В нашей стране, где большая часть населения живет на уровне доходов ниже или близких к прожиточному минимуму, экономной вынуждена быть по­давляющая часть населения.

Потребителями товаров и услуг производственного назначения являются организации.Их особенность такова, что количество ор­ганизаций значительно меньше, чем покупателей потребительских товаров и услуг, ноих спрос является производным от спроса на потребительские товары. Решения о покупке они чаще всего прини­мают коллективно, а для крупного оборудования - только на уровне первых руководителей.

Эти процедуры требуют от потребителей специальных расчетов, экспертных оценок, обмена мнений, а значит и много времени для решений. Понижение цены на такую продукций снизит издержки про­изводства у организаций. Они могут получать больше прибыли. Но для существующих организаций такая мера может ничего не дать, так как организация уже не сможет заменить приобретенное ранее аналогичное оборудование по более дорогой цене. Следовательно, для таких случаев объектами анализа могут быть только вновь соз­даваемые организации, которым оборудование с более низкими цена­ми делает инвестиции более выгодными.

До проведения опросов необходимо установить их количество или размер выборки. В принципе, чем она больше, тем точнее и тем больше требует затрат. Существуют методы для оценки размера вы­борки в зависимости от точности и затрат, однако их описание вы­ходит за рамки данной работы. В ходе опроса происходит система­тический сбор информации от опрашиваемых лиц посредством контак­тов с ними лично, по телефону или по почте.

Личный опрос проводится один на один, он гибок, ориентиро­ван на получение пространных ответов и снижает неопределенность. Но он дорог, могут быть отклонения в результате пристрастия ин­тервьюера, который может подсказывать свои мнения или создавать определенную обстановку во время опроса.

Опрос по телефону занимает меньше времени и недорог. Однако не у всех потребителей есть телефоны, илиих номера не указаны в справочнике. Опрос по почте может обеспечить выход на разработанную со­вокупность потребителей, у него нет недостатков, связанных с личностью интервьюера. Он более дешев. У потребителя есть время для обсуждения и анализа своих условий, которые возникают в свя­зи с возможными изменениями цены поставляемой продукции. Он бо­лее применим для товаров и услуг производственного назначения. Письменный запрос, адресованный непосредственно руководителю ор­ганизации поручается для исполнения соответствующим специалис­там этой организации и, как правило, выполняется в установленные сроки. Недостатками опросного метода являются трудности в полу­чении представительной выборки и отсутствие уверенности в том, что действительные результаты могут совпадать с ответами на воп­росы. Если речь идет о размерах приобретения продукции по более высокой цене, то результаты приобретения могут быть потребителем заниженными. В этом проявляется отрицательное отношение любого потребителя к более высокой цене. И, наоборот, если речь идет о более низкой цене, то объем потребления может быть завышен про­тив реальных значений. Потребитель сознательно может приукраши­вать состояние дел, чтобы подтолкнуть производителя продавать продукцию по более дешевой цене.

 

Статистические методы

 

Статистические методы широко применяются для выявления свя­зей между различными показателями, факторами, признаками и для оценки тесноты связи между ними по результатам наблюдений, спе­циально поставленных опытов, по отчетным и вообще по любым ста­тистическим данным.

Наиболее отработанным статистическим методом изучения зави­симостей является корреляционный или регрессионный анализ. Часто эти методы объединяют и называют корреляционным анализом. Срав­нение определения регрессии с определением корреляции показыва­ет, что это, в сущности, одно и то же. Однако, если задачей кор­реляционного анализа является получение и исследование числовых характеристик зависимости и прежде всего линейных коэффициентов корреляции, то задачей регрессионного анализа является получение и исследование функций, описывающих эту зависимость.

Регрессионный анализ - это статистический прием для оценки взаимосвязей между одним фактором, так называемой зависимой пе­ременной, и одним или несколькими независимыми переменными в форме уравнения. Кроме того. при помощи анализа можно оценить степень взаимосвязи между зависимой переменной и каждойиз неза­висимых переменных (или любой комбинации их). Степень, взаимосвя­зи между одной переменной и одной или более другими переменными оценивается показателями степени тесноты корреляционной связи.

При практическом проведении регрессивного анализа по наблю­дениям объема продаж и факторов, оказывающих на него, влияние может быть получена не истинная величина их взаимосвязи, а лишь ее оценка. Эта оценка будет тем точнее и надежнее, чем больше у аналитика будет объем выборки - число полученных значений каждо­го из факторов и объема продаж. При этом, чем больше факторов учитывается, тем больше должен быть объем выборки. Минимально допустимый объем выборки, при котором оценка взаимосвязи может быть использована для практических выводов, определяется уравнением Пm1n = (6÷8) . N, где N - число учитываемых факторов.

Различают простой и множественный регрессионные анализы. Простой или парный регрессионный анализ предусматривает, что только одна независимая переменная включена в уравнение регрес­сии. Такой анализ состоит из трех этапов:

1) разработка регрессионной модели, отражающей общее содер­жание изучаемой взаимосвязи:

2) приложение модели к данному набору данных:

3) оценка результатов.

Регрессионная модель - это уравнение (или система уравне­ний), показывающее, какие факторы, по мнению аналитика, должны быть вовлечены во взаимосвязь, которая подвергается анализу. Оно также дает представление о форме связи или вида кривой (прямая, гипербола, парабола или любая другая аналитическая зависимость).

При определении формы уравнения регрессии представляется весьма полезным построение графика или диаграммы разброса значе­ний переменных. График позволяет еще раз убедиться, что с увели­чением цены объем продаж действительно имеет тенденцию к сниже­нию. В большинстве случаев диаграмма может не давать ясного представления о форме взаимосвязи. В этом случае выбор необходи­мого вида уравнения регрессии зависит от значения проблемы, рас­суждении и везения;

Большинство аналитиков в качестве основы регрессионного анали­за используют простое линейное уравнение, которое можно предста­вить следующим образом:

 

Q = a – б . Ц, (1)

 

где Q - объем продаж, ед;

Ц - изменяющаяся рыночная цена продукта, руб/ед;

а - постоянная величина;

б - коэффициент регрессии, показывающий, на сколько единиц из­менится среднее значение объема продаж фирмы Q при изменении це­ны на один рубль.

Поскольку уравнение линейной связи между ценой и объемом продаж носит обратный характер, то коэффициент бимеет отрица­тельное значение.

Линейные уравнения используются в регрессионном анализе по двум причинам. Во-первых, расчеты, необходимые для приложения модели к данному набору данных, в случае линейного уравнения намного упрощаются, равно как и в случае применения уравнений, легко трансформируемых в линейные. Во-вторых, линейные уравнения концептуально представляют собой простейший тип зависимости меж­ду переменными. Однако в практике управления вторым положением необходимо руководствоваться с большой осторожностью.

Приложение модели к имеющимся данным. Обычно данные предс­тавляют собой "исторические" сведения, т.е. цифры, показывающие значение каждого из факторов в каждом из предшествующих периодов времени или географических районов.

Цели приложения:

1. Получение оценок коэффициентов уравнения регрессии (а и б в нашем примере).

2. Определение степени соответствия модели действительным изменениям результативного фактора.

Оценку коэффициентов уравнения можно проводить различными способами, но наиболее универсальным является метод наименьших квадратов (МНК). Оценки по МНК - это те величины, которые мини­мизируют сумму квадратов отклонений действительных наблюдаемых значений факторов от их значений, полученных из уравнения рег­рессии. Например, в случае анализа объема продаж как функции от различия в цене имеется серия оценок действительного объема про­даж по месяцам и данные, полученные с помощью уравнения регрес­сии.

Оценка по МНК в данном случае имеет вид:

 

S(Qt - Qt )2 ® min, (2)

 

где Qt и Qt - объем продаж фактический в период времени t и объем продаж, рассчитанный по уравнению регрессии для этого периода.

Модель ИНК позволяет минимизировать дисперсию оценоки,следовательно, минимизировать степень неопределенности, связан­ную с оценками.

Дисперсия фактических значений объема продаж от вычисленных по уравнению (б2) определяется по формуле:

 

N

б2 = 1 / N S (Qi - Q i )2, (3)

i = 1

где N - количество значений;

Qi и Qi - фактическое значение объема продаж (зависимой переменной) и значение, вычисленное по уравнению регрессии.

Расчет коэффициентов регрессии, удовлетворяющих критерию МНК, производится при помощи компьютера по специальным програм­мам.

Оценка результатов. На "выходе" простого регрессионного анализа могут быть получены следующие результаты:

1. Оценки коэффициентов уравнения регрессии.

2. Стандартные ошибки коэффициентов.

3. Коэффициент корреляции и коэффициент детерминации, пока­зывающие степень, с которой факторы, включенные в уравнение рег­рессии, объясняют вариацию результативного признака.

4. Стандартные ошибки (стандартное отклонение) оценок неза­висимых переменных, полученных при помощи уравнения регрессии.

Применительно к анализу объема продаж как функции от разли­чия в цене, результаты могут толковаться следующим образом:

1. Свободный член а представляет собой наилучшую оценку объема продаж при условии, что не существует никаких различий между ценой фирмы и ценой конкурентов. Однако такое "толкование не всегда возможно, так как результат может представлять собой лишь оценку влияния факторов, не включенных в анализ.

2. Коэффициент б представляет собой коэффициент чувстви­тельности цен и отражает ожидаемое изменение объема продаж при изменении цены.

3. Коэффициент детерминации (г2) - это мера степени вариа­ции в объеме продаж, которая объясняется вариацией в различии цен.

Дисперсия результативного фактора (общая дисперсия) - мак­симум, который можно объяснить влиянием независимых факторов. Если бы можно было изучить влияние всех независимых факторов, то значение результативного фактора можно было бы вычислить абсо­лютно точно. Однако в большинстве случаев регрессионный анализ объясняет только часть общей дисперсии. Таким образом,

 

Общая Дисперсия, объяс- Необъясняемая

дисперсия = няемая регрессион- + дисперсия

ным анализом

 

Коэффициент детерминации (г2) - это отношение объясняемой дисперсии к общей. Чем ближе оно по своему значению к 1, тем в большей степени уравнение регрессии объясняет изучаемый фактор.

Высокий уровень г2 не доказывает, что уравнение регрессии верно, и наоборот, низкий уровень не говорит о том, что взаимос­вязи между факторами не существует. Это может быть лишь резуль­татом неправильно составленного уравнения регрессии.

Таким образом, коэффициент детерминации свидетельствует, некоторым образом, о степени взаимосвязи между двумя факторами. В нашем примере значение г2 показывает процент вариации объема продаж, объясняемый фактором различия цен. Если он незначителен, можно предположить, что другие факторы влияют на изменение доли рынка в большей степени.

В этом случае простая модель, основанная на одной независи­мой переменной, является недостаточной и должен быть проведен более расширенный анализ.

Модели множественного регрессионного анализа. Как уже ука­зывалось, на объем продаж, кроме цены, влияют неценовые факто­ры. Поэтому в большинстве случаев необходимо пользоваться мо­делью множественного регрессионного анализа (МРА).

Концепция и методы, используемые в МРА практически те же, что и в простом регрессионном анализе, но с некоторыми модифика­циями и дополнениями, связанными с изучением нескольких факторов одновременно.

Составление модели МРА связано с дополнительными трудностя­ми. Прежде всего, не представляется возможным исследовать взаи­мосвязи между, например, пятью факторами при помощи диаграммы разброса. Конечно же, диаграмму можно использовать для отражения взаимосвязи между результативным фактором и каждым из независи­мых факторов по очереди. Но это будет не совсем верно, посколь­ку независимые переменные зачастую влияют друг на друга так же как и на результативный фактор. Следовательно, модель множест­венной регрессии должна отражать общие воздействия двух или бо­лее независимых переменных.

Допустим, в нашем примере существует предположение, что кроме разницы цен на величину объема продаж влияют также затраты на рекламу, доход потребителя, цена продукта у конкурентов.

В результате уравнение МРА примет вид:

 

Q = K . Цфа . Цкб . ЗРфс. ДПd, (4)

 

где Q - объем продаж;

К – константа;

Цф - цена продукции фирмы;

Цк - средняя цена конкурентов;

ЗРф, - затраты фирмы на рекламу;

ДП - доход потребителя;

а,б,с,d - коэффициенты, которые необходимо рассчитать.

Уравнение показательной функции, используемое для решения данной проблемы, является хорошим примером нелинейного уравне­ния, которое для упрощения вычисления может быть трансформирова­но в линейную форму:

 

Log(Q) = Log(К) + а . Log(Цф) + б . Log(Цк) + с . Log(ЗРф,)+ d . Log(ДП). (5)

 

Оценка результатов МРА. На выходе МРА могут быть получены следующие результаты:

1. Значения коэффициентов регрессии для каждой независимой переменной.

2. Стандартная ошибка каждого из этих коэффициентов.

3. Множественный коэффициент детерминации (R2), который от­ражает степень совместного влияния всех факторов на вариацию ре­зультативного фактора.

4. Ряд коэффициентов частной детерминации (г2), которые от­ражают степень взаимосвязи между результативным фактором и дан­ным независимым фактором.

Толкование результатов происходит тем же образом, что и в простом (парном) регрессионном анализе.

Принципиальная трудность заключается в толковании относи­тельной важности некоторых независимых факторов.

Коэффициенты регрессии. Коэффициент при каждой переменной отражает процентные изменения в объеме продаж, которые можно ожидать при изменении независимой переменной на 1%, при условии, что в остальных независимых переменных изменения не происходят. Стандартные ошибки коэффициентов регрессии можно использовать для определения их доверительных интервалов.

Множественные коэффициенты детерминации. R2 изменяется от О до 1. Чем больше значение R2, тем большая часть общей вариации объема продаж объясняется факторами, включенными в данную мо­дель. В нашем примере, если R2 равно, например, 0,92, то это свидетельствует о том, что факторы, включенные в уравнение, действительно являются основными факторами, влияющими на объем продаж. Однако может случиться так, что факторы, включенные в модель, будут лишь отражать влияние других, более глубинных фак­торов. Например, количество потребителей может на самом деле быть более важным фактором, чем сама величина доходов.

Сравнение независимых факторов. Зачастую одной из целей МРА является определение относительной важности различных независи­мых факторов.

Однако нельзя говорить, например, что величина дохода в два раза важнее, чем затраты на рекламу, если rдп2 – 2rзп2. Прямые сравнения подобного рода недопустимы по двум причинам:

значение коэффициента регрессии зависит от единиц, в кото­рых выражен фактор. Если затраты на рекламу выражены в тысячах рублей, тогда мыможем произвольно увеличить коэффициент путем замены единиц измерения на десятки тысяч, сотни тысяч и т. д.;

независимые факторы связаны не только с результативным, но и в некоторой степени между собой. Следовательно, даже если еди­ницы измерения сопоставимы, коэффициент при данном факторе не является "чистой" мерой воздействия на объем продаж. Существуют методы определения "чистого" влияния каждого независимого фактора на объем продаж, принимающий во внимание и прямые, и косвен­ные воздействия. Одним из таких методов является расчет коэффи­циентов частной корреляции, которые показывают, в какой степени каждый из факторов влияет на величину объема продаж с учетом их взаимодействия с другими факторными признаками. Однако необходи­мо иметь в виду, что Sri ¹ R.

 

3.1.4. Косвенные методы определения кривой спроса для учебных целей

 

Из-за трудностей осуществления экономического эксперимента и отсутствия необходимой информации может оказаться, что возмож­ности использования описанных выше методов выявления кривой спроса для целей курсового проекта могут быть ограничены. Такая оценка реальных условий должна быть осуществлена студентом сов­местно с работниками предприятия. И если таких возможностей не оказалось, то по согласованию с руководителем работы он может определить кривую спроса на продукцию с помощью коэффициента це­новой эластичности спроса (ЦЭС), который может быть заимствован из опубликованных источников в отечественной и зарубежной литературе. Например, в работе [1, т.2, с 19] приводятся данные по ЦЭС, показанные в табл. 3 (в долях единицы).

 

Таблица 3

Ценовая эластичность спроса [1, т.2, с. 19]

Товары и услуги     Эластич­ность Товары и услуги     Эластич­ность
       
Хлеб 0.15 Медицинское обслуживание 0.31
Говядина 0.64 Табачные изделия 0.46
Баранина 2.65 Автомобильные покрышки 0.86
Яйца 0.32 Газеты и журналы 0.42
Ресторанные блюда Электроприборы (в домашнем хозяйстве) 2.27   0.13 Одежда и обувь Билеты в кино 0.20 0.87

 

В этом же источнике указывается, что на большинство сель­скохозяйственных продуктов коэффициент ценовой эластичности сос­тавляет 0.2 ÷ 0.25.

Значения ЦЭС, заимствованные из других работ, показаны в табл. 4 и 5.

 

Таблица 4

Ценовая эластичность спроса [4, т.1, с. 146]

Товары (услуги)   Краткосрочный период Долгосрочный период
Канцелярские принадлежности Драгоценности и часы 0.47 0.41 0,56 0,67
Шины и камеры 0.86 1.19
Бензин 0,4 1.5
Жилье 0.3 1.88
Потребление электроэнергии в до­маш­нем хозяйстве 0.13 1,89
Табачная продукция 0.46 1,89
Потребление природного газа в быту 1.4 2.1
Автомобили и запчасти 1,87 2.24
Фарфор, стеклянная и прочая посуда 1.54 2.25
Туалетные принадлежности 0.20 3.04
Междугородные ж/д перевозки 1.4 3.19
Кино 0,87 3,67
Ремонт телерадиоаппаратуры 0.47 3.84
Говядина 0.64 -

Таблица 5

Ценовая эластичность спроса [6, с. 81]

Товары (услуги) Ценовая эластичность спроса
1. Томаты 2. Зеленый горошек 3. Услуги такси 4. Мебель 5. Медицинская страховка 6. Автобусные перевозки   4.6 2,8 1.2 1.0 0.31 0.20

Зная цену продукта, объем продаж и как определяется ЦЭС, можно рассчитать показатели кривой спроса. Коэффициент ЦЭС, определяется по формуле:

 

Q2 – Q1 Ц2 + Ц1 Q2 – Q1 Ц2 + Ц1

Ес = ---------- . ------------ или = ---------. --------- (6)

Q2 + Q1 Ц1 – Ц2 Ц1 – Ц2 Q2 + Q1

 

где Q1 и Q2- объем продаж на рынке данного товара при ценах Ц1 и Ц2, соответствующих данному объему спроса.

Допустим, если предприятие при цене продукции Ц1 = 100 руб. реализует Q1= 30 ед. продукции и известен коэффициент ценовой эластичности, равный 0.2, то значение Ц2 для объема в 35 единиц составит:

 

35 – 30 Ц2 + 100

Ес = ---------- . ------------ = 0,2, откуда Ц2 = 44.2 руб.

35 + 30 100 – Ц2

 

Но при этом необходимо предостеречь, что использование ко­эффициентов ЦЭС из данных зарубежной практики допустимо только в учебных целях.

Если студент не смог воспользоваться ни одним из вышеука­занных способов определения кривой спроса, можно, по согласова­нию с руководителем курсового проекта, принять гипотетическую кри­вую спроса на продукцию несовершенного конкурента или считать ее совершенно эластичной в зависимости от модели рынка.

Кривую спроса необходимо установить в расчете как на объем выработки товарного продукта в течение всего краткосрочного периода, так и на ежедневный объем продажи. Результаты полученных значений по одному из опи­санных методов необходимо свести в таблицу и показать графичес­ки, описать принятую методику определения кривой спроса.

При определении гипотетической кривой спроса при наличии данных по рентабельности (плановым накоплениям) можно воспользоваться следующим способом:

 

Цена = полная с/стоимость + рентабельность (%) + НДС (%) (7)

 

При этом цены (минимальная, фактическая и максимальная), отличные друг от друга уровнем рентабельности, обязательно увязываются с объемами продаж и учитывают степень ценовой дискриминации, используемой предприятием. За фактический объем продаж можно принять объем товарного продукта, указанного в калькуляции. Однако, если предприятие работает с данным продуктом на разных рынках, то целесообразнее установить пропорции продаж на каждом из этих рынков и анализировать в курсовой работе уже конкретный объем, отвечающий действительности.

При определении максимально возможного объема продаж студент может использовать фактический объем с добавлением процента резерва производственной мощности, учитывая при этом емкость и степень насыщенности продуктом рынка.

При определении минимально возможного объема можно воспользоваться принципом целесообразности производства, отражающим то минимальное количество продукта, которое учитывает как технологические возможности изготовления и возможности отгрузки производителем, так и спрос на рынке.

 

Нумерация

Страницы проекта нумеруют арабскими цифрами. Номер проставляется в правом верхнем углу. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего курсового проекта и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. Например: «1.3» (третий подраздел первого раздела).

Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах курсового проекта, включаются в общую нумерацию страниц. Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела.

Номер иллюстрации (за исключением таблиц) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: «Рис.1.2.» (второй рисунок первого раздела). Номер иллюстрации помещается ниже поясняющей надписи. Если в проекте приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием номера таблицы. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы. Например: «Таблица 1.2.» (вторая таблица первого раздела). Если в проекте одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

При переносе части таблицы на другой лист слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над верхней частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение». Если в проекте несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 1.2».

Формулы в проекте (если их больше одной) нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Например: (3.1) (первая формула третьего раздела).

Примечание: ГОСТом разрешена также сквозная нумерация, т.е. в рамках не раздела, а всей учебной работы.

Иллюстрации


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.