Г.Р.Сингатуллина, А.И.Подгорная — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Г.Р.Сингатуллина, А.И.Подгорная

2017-11-17 278
Г.Р.Сингатуллина, А.И.Подгорная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Казанский Государственный Университет

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

Г.Р.Сингатуллина, А.И.Подгорная

Методические указания по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ

Учебное пособие

 

Казань - 2008

 

 

Рекомендовано Учебно-методической комиссией

Экономического факультета КГУ

Научный редактор – д.э.н., профессор С.В.Мокичев

 

 

Рецензент:

 

к.э.н., доцент Е.Я. Балашова

 

 

Сингатуллина Г.Р., Подгорная А.И.

Основные правила по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ (для студентов экономического факультета):

Учебное пособие / Г.Р.Сингатуллина, А.И.Подгорная. – Казань: Казанск. гос. университет, 2008.- 40 с.

 

 

Утверждены учебно-методической комиссией экономического факультета

Протокол №1 от 7 января 2008 г.

 

Учебное пособие содержит информацию, необходимую студенту для успешного выполнения курсовых работ. Представлены рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ по экономической и управленческой тематике в соответствии с требованием ГОСТ. Рассматриваются вопросы выбора темы курсовой работы, работы с научным руководителем, требования к структуре, оформлению и объему курсовой работы. Даются рекомендации по защите курсовой работы.

 

Казанский государственный

университет, 2008

Сингатуллина Г.Р.,

Подгорная А.И.,2008

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Организационные вопросы подготовки курсовой работы………………...………………………………………………………..  
1.1.Общие положения…………………………………………………………  
1.2. Выбор темы курсовой работы……………………………………………...  
1.3. Руководство курсовой работой……………………………….…………….  
2. требования к структуре и содержанию курсовой работы…..……………………………………………………………………...  
2.1. Требования к объему и структуре курсовой работы……..……………….  
2.2. Требования к содержанию курсовой работы……………………………...  
2.3. Язык и стиль курсовой работы…………………………………………….  
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ. ……………………………..  
3.1 Оформление текста…………………………………………………………..  
3.2 Оформление ссылок…………………………………………………………  
3.3. Оформление списка использованной литературы.......................................  
3.4. Оформление и нумерация формул……………............................................  
3.5.Оформление таблиц и рисунков…………………………………………….  
3.6.Оформление приложений …………………………………………………..  
4.ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………  
Приложение 1. Образец оформления титульного листа курсовой работы  
Приложение 2. Образец оформления оглавления ………………………...  
Приложение 3. Образец рецензии на курсовую работу  

 

 

1. Организационные вопросы подготовки курсовой работы

Общие положения

Организация социального диалога высшей школы с рынком труда, создание единого образовательного пространства в Европе и проводимая в русле этого реформа высшего профессионального образования в России ставят задачу ориентации учебного процесса на результаты обучения, т.е. четкое определение того, что именно должен знать и уметь выпускник, чтобы по окончании вуза он был востребован на рынке труда. Происходит изменение формы представления результатов обучения: вместо традиционного их описания в формулировках знаний, умений и навыков используется характеристика приобретаемых выпускником компетенций. Решить данные задачи в совокупности призвана новая нормативно-правовая база российского образования и новое методическое обеспечение учебного процесса.

Курсовая работа - вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и специальных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций. Она является одной из важнейших форм учебного процесса и выполняется в соответствии с учебными планами. Курсовая работа должна иметь творческую направленность, сочетать теоретическую и практическую подготовку.

Задачи курсовой работы:

¾ выработать профессиональные компетенции;

¾ Закрепить, углубить и расширить теоретические знания;

¾ овладеть навыками самостоятельной работы;

¾ выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

¾ выработать умение публичной защиты исследовательской работы;

¾ Подготовиться к более сложной задаче - выполнению дипломной работы.

Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением.

Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению учебных курсов (модулей), открытию студентам широких возможностей для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности, приобретению навыков в области решения практических задач и ситуаций. Она базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также практическом материале предприятия (объединения, организации), экспериментальных и статистических данных.

При написании курсовой работы студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала, строго выполнить правила оформления, показать умение делать обобщения и выводы. В отличие от аудиторных занятий в академических группах, написание курсовых работ индивидуализировано и выполняется под научным руководством преподавателя.

Требования, предъявляемые к курсовой работе можно объединить в три группы: требования к структуре (плану работы), требования к содержанию (основной части), требования к оформлению.

Выбор темы курсовой работы

Темы курсовых работ и графики их выполнения разрабатывают и утверждают кафедры, ответственные за подготовку студентов по данной специальности (учебному модулю) в соответствии с учебными планами. Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам теоретического обучения, быть увязанной с задачами теории и практики. Спектр тем курсовых работ, как правило, охватывает широкий круг экономических и управленческих проблем.

Курсовая работа – это студенческое научное исследование. Ее назначение в том, чтобы выяснить, насколько студент овладел навыками самостоятельной научной деятельности. Выбор темы – свободный для студента, однако ограничивается число студентов выбравших одну и ту же тему (не более 2 человек в группе, не более 3-5 человек в потоке). Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Поскольку курсовая работа - это самостоятельное научное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки.

В идеале тема первой курсовой работы должна исследоваться в дальнейшем, в последующие годы обучения, трансформируясь и находя свое полное раскрытие на выпускном квалификационном проекте. Конечно, такое бывает не всегда. В этом смысле у студента тоже есть свобода выбора – в процессе обучения могут смениться научные интересы. Но следует иметь в виду, что свободного времени для написания курсовых будет не так уж много и, если к четвертому курсу не накоплен определенный научный задел, то это усложнит подготовку качественной итоговой квалификационной (дипломной) работы в установленные сроки.

Тема курсовой работы может быть выбрана студентом из списка, утвержденного кафедрой или определена самостоятельно, исходя из научных интересов студента, при обязательном согласовании с научным руководителем. Окончательный выбор темы рекомендуется делать после консультации с научным руководителем. Возможна конкретизация темы, а также формулировка новой темы, отвечающая взаимным интересам студента и научного руководителя.

После согласования темы на ведущую кафедру подается заявление о выборе темы, заверенное подписью научного руководителя. Без заявления на курсовую работу студент не допускается к сдаче сессии. Срок подачи заявления определяется ведушей кафедрой в соответствии с учебным планом. Темы курсовых работ, а также научные руководители утверждаются заведующим кафедрой.

Образец заявления:

Заведующему кафедрой экономики КГУ, профессору Мокичеву С.В. от студента группы____ _________________________ (Ф.И.О.) Заявление Прошу утвердить мне тему курсовой работы по____________________________ (экономической теории, финансовому менеджменту …) «_______________» и назначить научным руководителем _____________________ (тема курсовой работы) (должность, кафедра, Ф.И.О. преподавателя) Дата Подпись студента Виза научного руководителя

Для того чтобы выбор темы был сделан неслучайно и осознанно, студенту целесообразно изучить соответствующие разделы учебного модуля по учебнику или учебному пособию, нормативно-правовым документам, рекомендуемым к данным разделам учебных дисциплин. Эта предварительная работа поможет студенту лучше представить себе содержание, объем и основные вопросы избираемой темы.

Тема должна быть выражена возможно меньшим набором слов, адекватно выражающим содержание курсовой работы. Тема - основной вопрос и основной результат работы. Название курсовой работы должно быть ясным по форме, т.е. не содержать неудобочитаемых фраз и словосочетаний известных немногим. Название должно содержать ключевые слова, которые характеризуют суть исследования. Оно должно быть конкретным. Важно при формулировании заглавия работы соблюсти такое требование, как наличие в формулировке темы проблемных элементов, т.е. проблемы. Название должно быть компактным и корректным с литературной точки зрения.

Сформулировать тему - это, значит, найти научную проблему, подлежащую разработке. Очень краткие названия научных работ свидетельствуют о том, что исследование произведено с исчерпывающей полнотой. В курсовых работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкретным, а потому и более многословным.

 

Требования к структуре и содержанию курсовой работы

Требования к объему и структуре курсовой работы

Объем курсовой работы, в зависимости от курса составляет в среднем не более 50 страниц машинописного текста с учетом списка использованной литературы, но не включая приложений:

· на первом курсе – 30-35 страниц,

· втором, третьем курсах – 40-45 страниц,

· четвертом курсе – 45-50 страниц.

Из этого объема около 5-10% обычно занимает введение и 5-10 % заключение. Значительное превышение установленного объема является недостатком работы и указывает на то, что студент не сумел переработать нужный материал, отобрать главное и существенное.

Приступая к написанию работы, необходимо составить проблемный план:

1. Постановка проблемы

2. Опыт предшественников

3. Ваша гипотеза

4. Данные, которыми вы располагаете

5. Анализ этих данных

6. Доказательство гипотезы

7. Выводы и перспективы продолжения данного исследования

Использование такого плана поможет в определении того, о чем вы собираетесь писать.

Выбрав тему, определив основные проблемы исследования, студент приступает к составлению плана, который должен раскрыть содержание работы. Как правило, курсовая работа состоит из 2-3 глав, в каждой из которых имеется 2-4 параграфа. При необходимости и по согласованию с научным руководителем количество глав и параграфов может быть изменено. При формулировке заголовков глав и параграфов следует следить за тем, чтобы обеспечивалось не только раскрытие темы, но и прослеживалась взаимосвязь и логическая преемственность отдельных частей работы.

На первом курсе структура курсовой работы может строится из нескольких параграфов или быть разбита на главы, в которых будет освещаться состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, проводиться сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и конкретных методик изучения темы. На более старших курсах рекомендуется разбивать работу на главы.

Вне зависимости от года обучения студента, тематика исследования должна строиться согласно существующим канонам и иметь следующую структуру: развернутый план - оглавление, введение, основную часть (состоящую из нескольких параграфов или двух глав, разбитых на параграфы), заключение, список литературы и приложения.

Структура курсовой работы, независимо от дисциплины и темы остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание, углубляется исследование проблемы за счет привлечения большего количества первоисточников и литературы.

Титульный лист

Оглавление с указанием страниц

Введение

Основная часть. Должна быть разделена на главы, которые в свою очередь разбиваются на параграфы, у каждого раздела, должно быть, содержательное название. Названия параграфов должны раскрывать название главы.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Требования к содержанию курсовой работы

Разработка темы курсовой работы начинается с планирования. План является наиболее краткой и поэтому самой доступной и распространенной формой записи содержания работы. Он представляет перечень основных вопросов, рассматриваемых в исследовании и может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме. Правильно составленный план позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

При составлении плана рекомендуется ознакомиться с литературными источниками. На этапе предварительного знакомства с литературой лучше вести работу в следующей последовательности:

1. Учебники и учебные пособия по выбранной тематике;

2. Монографии;

3. Статьи в ведущих профильных журналах за последние 2-3 года[1];

Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Изучение этих источников позволит студенту получить представление об основных подходах, направлениях исследования в выбранной теме, конкретизировать содержание будущей работы. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Дальнейшее ознакомление с литературой должно строиться с привлечением более ранних статей периодической печати, статистических сборников, нормативно-правовых источников, материалов сети Интернет.

Список просмотренных при подготовке плана литературных источников следует представить руководителю вместе с планом работы. Согласование рабочего плана осуществляется на консультации у научного руководителя.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам. Нумерация на титульном листе не ставится. Образец оформления титульного листа приведен в приложении 1.

Оглавление помещается после титульного листа. Оно выполняет две функции – дает представление о структуре работы, а также помогает быстро найти нужную главу, параграф. В нем приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Названия глав и пунктов в оглавлении перечисляется в той же последовательности и в тех же формулировках, как и в тексте работы. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками нельзя.

Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, разработанность проблемы, объект, предмет, цель и поставленные задачи исследования.

Обоснование актуальности темы исследования не должно быть черезчур многословным. Основная задача – сделать его убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узконаучном смысле, т.е. о сложившейся в определенной научной области необходимости именно сейчас разработать данную тему. Возможно там, где это уместно, подтвердить актуальность своего выбора и аргументами социального опыта и экономической практики, обосновать ее с точки зрения накопившихся социально-экономических проблем.

Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести название основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить или оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем, следует показать, что еще осталось неразработанного в ней, чтобы было понятно, с какой целью лично вы за нее беретесь.

Формулировка цели и задач работы должна быть по возможности четкой и краткой. Их назначение - определить стратегию и тактику написания работы. В процессе определения цели и задач исследования осуществляется конкретизация темы курсовой работы. Цель курсовой работы, которая в какой-то степени является научно-исследовательской, ставится для того, чтобы информировать, какого рода основные результаты будут излагаться и обосновываться в данной работе, показать логику изложения материала. Цель разбивается на пять-шесть задач, которые определяют основные содержательные разделы работы и имеют более конкретный характер. Безусловными требованиями к курсовой работе является соответствие ее содержания сформулированной цели и выполнение поставленных задач.

Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных во введении задач. Слишком малое и слишком большое количество глав и параграфов в работе свидетельствует о том, что студент недостаточно глубоко разобрался в теме и не смог хорошо структурировать собранный материал. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему.

Содержание глав и параграфов должно иметь внутреннюю логическую связь, а его раскрытие следует вести последовательно и аргументировано, с использованием научной лексики, в соответствии с нормами русского литературного языка и научного стиля изложения.

Наряду с общими требованиями, существуют и специфические, которые предъявляются к отдельным главам основной части работы.

Первая глава должна быть посвящена изучению теории вопроса. Здесь раскрываются основные характеристики предмета исследования, дается трактовка основных понятий и категорий, обзор литературы, анализ различных точек зрения и обобщение подходов. В одном из параграфов первой главы допускается рассмотрение передового отечественного и зарубежного опыта, а также специфики изучаемого процесса (явления) в конкретных условиях места и времени (например, оплаты труда в торговле; уровня жизни сельского населения; материального стимулирования в современных условиях и др.). В конце каждого параграфа и/или главы необходимо делать выводы. Они не просто подводят промежуточные итоги работы. Связь выводов с общей логикой работы и поставленными задачами позволяет «перекинуть мостик» к новому параграфу и придать работе необходимую целостность и связность.

Выполненная на высоком уровне первая глава должна обладать следующими характеристиками:

- Глубокий анализ понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы.

- Анализ подходов различных авторов к рассматриваемым вопросам.

- Группировка и обобщение рассмотренных подходов.

- Соответствие структуры и содержания главы теме и цели работы.

- Наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.

Вторая глава курсовой работы является аналитической. Студенты старших курсов при ее написании обязаны использовать эмпирический материал, полученный в ходе практики или на основе информационно-статистических источников и научных трудов отечественных и зарубежных авторов. Но при этом студент должен самостоятельно провести сравнительный анализ документов, методик и инструментария опыта работы различных организаций (регионов) и др. Возможно также проведение сравнительного анализа конкретных ситуаций на основе имеющейся статистической, финансовой и экономической информации.

В отличие от первой главы, представляющей научно-теоретическое освещение исследуемой проблемы, вторая глава дает ее научно-эмпирическую характеристику. Эмпирический анализ должен начинаться с характеристики объекта, который служит источником информации. Им может быть организация, выбранная в качестве места прохождения производственной практики, а также любое территориальное образование, социальная группа, по которым студент располагает необходимыми данными.

Общая характеристика организации (территории) должна показать ее основные особенности, имеющиеся сильные и слабые стороны, текущее состояние и перспективы развития, которые являются значимыми с точки зрения раскрытия темы. Односторонняя, узкая характеристика не позволит в дальнейшем учесть важные специфические особенности и выработать реалистичные рекомендации. В то же время следует учесть и то, что типичной ошибкой студентов является представление в данной части работы большого количества избыточной информации, логически не связанной с дальнейшим изложением.

Положительным моментом при проведении анализа является использование информации, полученной в ходе самостоятельного исследования, применение экономико-математических методов, оценка эффективности конкретных действий, программ и мероприятий.

Выполненная на высоком уровне вторая глава должна обладать следующими признаками:

- Достаточно полная характеристика организации, выявление ее черт, значимых с точки зрения предмета исследования.

- Наличие грамотно составленной методической части исследования, в том числе модели и методики анализа, характеристика используемой статистической и иной информации с указанием ее источников и степени достоверности, описания используемых моделей и пр.

- Анализ полученных результатов, наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.

В третьей (для студентов старших курсов) главе на основе выполненного анализа студент предлагает практические рекомендации и конкретные решения, направленные на совершенствование изучаемых процессов и явлений. Рекомендации должны быть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа. Например, недостаточным будет указание на то, что необходимо совершенствовать оценку персонала. Следует указать, что именно в оценке персонала требуется изменить и как это осуществить. Здесь же необходимо представить не менее 2-3 хорошо продуманных и проработанных рекомендаций. По согласованию с научным руководителем допускается объединение 2 и 3 глав в одну с выделением отдельного параграфа (параграфов), посвященного практическим рекомендациям.

Выполненная на высоком уровне третья глава должна обладать следующими характеристиками:

- Наличие самостоятельно разработанных рекомендаций;

- Связь предлагаемых рекомендаций с результатами предшествующего анализа;

- Обоснованность предлагаемых рекомендаций.

Таким образом, в основной части курсовой работы подробно рассматривается методика, техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав должно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, а также показать умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Заключению отводится роль логического завершения работы, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Заключительная часть должна представлять собой последовательное, логически стройное изложение полученых итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

В список использованной литературы включают использованные в работе источники и в обязательном порядке те работы, на которые были сделаны ссылки. Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы.

Приложения не являются обязательными для курсовых работ. В нихпомещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. Обычно это таблицы и графики, занимающие более две трети страницы. По содержанию приложения очень разнообразны. Это могут быть копии бухгалтерской отчетности и других подлинных документов, анкета проведенного автором обследования, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №). Например: «Приложение 1». Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри». Оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки.

 

Оформление текста

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах: ГОСТ 7.1 - 2003. Текст печатается через полтора интервала, шрифтом Times NewRoman, кегль 14. Текст работы должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата A4 (210х297мм). Допускается использование отдельных листов формата А3 для выполнения графиков и отдельных таблиц. Текст и другие, отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затенения. Дополнительное выделение, увеличение интервала между строками в работе не допускаются.

Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Поля слева оставляют для переплета, справа – во избежание неправильных переносов из-за неуместившихся частей слов.

Нумерация страниц сквозная, на титульном листе номер страницы не ставится. Введение, каждая глава, заключение, список использованной литературы и приложения начинаются с новой страницы. Нумерация страниц текста делается в правом верхнем углу листа. Все страницы нумеруются. Каждому документу, таблице или схеме, представленным в приложении, присваивается соответствующий номер, обозначаемый арабскими цифрами (например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.).

Заголовки глав и параграфов в тексте работы должны располагаться по центру, точку в конце названия главы и параграфа не ставят. Не допускаются переносы слов в заголовке. Название главы печатается заглавными буквами по центру строки. Название параграфа печатается строчными буквами, кроме первой также по центру. Не допускается наличие текста вне глав и параграфов, помещение на разных страницах заголовка параграфа и его текста.

Слово «параграф» или значок параграфа в названии не ставится. Параграфы имеют порядковые номера в пределах глав, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1.1. и 1.2.). Перед названием параграфа ставится его порядковый номер согласно содержанию. Рекомендованный объем параграфа не менее 5 страниц.

Не нумеруются названия отдельных составных частей курсовой работы: ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Приложения имеют свою автономную сквозную нумерацию.

Между названием главы и названием параграфа этой главы пробел не ставится. Название параграфа должно отделяться от текста этого параграфа пробелом (равным 1,5 интервалу) и качеством шрифта (кегель 14, полужирный).

В распечатанный текст отдельные слова, формулы, условные обозначения следует вписывать только черной пастой (чернилами, тушью).

В тексте курсовой работы обязательно соблюдение общепринятой экономической, технической, международной терминологии. Изложение материала должно быть четким, не допускающим различных толкований. В тексте работы необходимо выдерживать абзацы. Абзац состоит из одного или нескольких предложений, имеющих смысловое единство, и выделяется отступом вправо в первой строке на 1,25 см. Не рекомендуется делать абзацы объемом более 0,5 страницы.

Слова в тексте должны быть написаны полностью. Допускаются только общепринятые сокращения ГОСТ 7.1 - 2003 (и так далее - и т.д., то есть - т.е., смотри - см.). Буквенные аббревиатуры составляются из первых букв полных наименований, например: МВФ, НАТО. Кроме общепринятых могут использоваться и авторские сокращение. В этом случае после первого упоминания термина в скобках указывается эта аббревиатура и далее ее можно использовать без расшифровки. Например: прожиточный минимум (ПМ).

В тексте не допускается:

- сокращать обозначение единиц физических величин, если они применяются без цифр;

- употреблять математические символы >, <, =, №, % без цифр и вместо слов «больше», «меньше», «равно» и т.д.;

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии и пунктуации;

- исправлять ошибки, допущенные при написании текста, зачеркиванием, набиванием сверху и т.п.

 

Оформление ссылок

Цитирование используется для подтверждения собственных выводов ссылкой на авторитетный источник либо при критическом разборе точек зрения на проблему, рассматриваемую автором в работе. Текст каждой цитаты заключается в ковычки и сопровождается ссылкой на источник. Цитируемый текст должен приводиться в работе без искажений и только по произведениям цитируемого автора. Если первоисточник не доступен, допускается в ссылке указывать: «Цитируется по:...».

Парафраза – пересказ своими словами чужих мыслей, идей, текста. При этом в исходном тексте могут быть заменены слова и обороты. Парафраза должна сопровождаться ссылкой на источник. Парафраза без ссылок расценивается как плагиат.

Плагиат – использование чужого текста без ссылок на авторство и источник. В качестве плагиата рассматривается использование чужих текстов (полностью или частично) под своим именем без ссылки на автора, парафразы без ссылки на источник, использование информации, размещенной в сети Интернет, электронных базах данных также без ссылок на источник. Плагиат категорически запрещен, в противном случае курсовая работа может быть оценена неудовлетворительно.

На все цифры, цитаты, графики и таблицы, приведенные в работе, необходимо давать ссылки. По месту расположения относительно основного текста курсовой работы ссылки бывают:

а) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы;

б) внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста.

Подстрочные ссылки приводятся в конце каждой страницы, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде цифры. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: «Указ. соч.». Если несколько ссылок на один и тот же источник приводятся на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляются слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.

Ссылка оформляется внизу страницы со сквозной нумерацией. При первом упоминании источника выходные данные указываются в полном объеме, а также указывается страница. Если источник используется повторно, дается его краткое описание. При цитировании не по первоисточнику, а по другому изданию или документу, ссылку следует начинать словами: «Цит. по:…», либо «Цит. по кн.:…», либо «Цит. по ст.:…»

Пример: И.В.Вишняков разработал эконометрическую модель оценки финансовой устойчивости коммерческого банка.[2] На основе проведенных расчетов И.В.Вишняковым составлен рейтинг коммерческих банков.[3] По мнению О.Г.Бородиной, одной из важных задач, стоящих перед экономической наукой, является «качественное изменение процедур обслуживания бюджетов всех уровней»[4].

При втором способе оформления ссылок на литературные источники, статистические и нормативные материалы, используют порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке. Этот номер берется в квадратные скобки. Страница источника также заключается в квадратную скобку. Например: [24. - С. 44], что означает 24-й источник в списке использованной литературе, 44-я страница. При ссылке на многотомное издание – приводится номер тома. Например: [6. - Т. 2. - С. 76]

В курсовой работе рекомендуется придерживаться одного стиля оформления ссылок.

 

3.3. Оформление списка использованной литературы

 

Список использованной литературы – обязательный раздел курсовой работы, который характеризует уровень ознакомления студента с современным состоянием проблемы, над которой он работает. В данном списке указываются все использованные автором источники, и обязательно те, на которые есть ссылки в тексте работы. Список литературы делится на шесть разделов (нормативно-правовые акты; монографии; статьи в сборниках; статьи в периодических изданиях; учебники и учебные пособия; электронные ресурсы). Нумерация сквозная, если раздел не используется, то он пропускается.

Количество источников не ограничивается, согласовывается с научным руководителем, но не может быть менее 20-25. Причем источники должны быть как современные (изданные в том же году, когда защищается курсовая работа), так и демонстрировать обзор более раннего периода.

Общая схема библиографического описания источников

Заголовок - фамилия, имя, отчество индивидуальных авторов.

Заглавие – сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).

Сведения об ответственности – информация о составителях, редакторах, переводчиках и т.п., об организациях, от имени которых опубликован документ.

Сведения об издании – данные о повторности издания, его переработке и т.п.

Место и время издания, город: издательство или издающая организация, год издания.

Объем – сведения о количестве страниц.

Первый раздел списка содержит перечень нормативных источников в соответствии с их статусом. В первом разделе «Нормативно-правовые акты» должны быть представлены все использованные в работе нормативно-правовые акты, располагаемые в следующей иерархической последовательности:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральные законы Российской Федерации;

- Указы Президента Российской Федерации;

- Постановления Правительства Российской Федерации;

- Нормативные акты различных федеральных государственных комитетов, министерств и ведомств;

- Решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов.

При этом в пределах одного уровня должен соблюдаться и хронологический порядок. Все нормативные акты приводятся с обязательным указанием даты внесения последнего изменения. Ссылки на эти источники можно найти в справочно-правовых системах «Гарант» или «Консуль


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.