Тема 10. Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 10. Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи

2017-11-17 1282
Тема 10. Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы, выносимые на занятие:

1. Понятие и отличительные особенности преступности несовершеннолетних и молодежи, их взаимодействие.

2. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи: состояние, уровень, динамика и структура.

3. Причины и условия преступности несовершеннолетних и молодежи.

4. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.

5. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи.

 

Методические указания

Для правильного понимания и должной социологической и правовой оценки преступности несовершеннолетних и молодежи не­обходимо рассматривать ее как специфическую структурную часть всей преступности, представляющую особую криминологическую проблему. Такой подход к пониманию и оценке преступности несо­вершеннолетних и молодежи должен основываться на знании и учете тех юридических, криминологических и социологических оснований, по которым данный вид преступности выделяется в самостоятельную особую проблему.

Анализируя основные показатели преступности несовершен­нолетних, следует выделить две половозрастные подгруппы несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола - 14-15 и 16-17 лет, а применительно к преступности "молодых взрослых" со­ответствующие подгруппы - 18-24 и 25-29 лет. Важно также иметь в виду антиобщественные проступки "малолетних" (лиц, не достигших 14 лет), во многом определяющие перспективы преступности несо­вершеннолетних.

Оценивая данные официальной уголовной статистики пре­ступности несовершеннолетних, необходимо учитывать обстоятель­ства, в силу которых статистические показатели не полностью отра­жают действительную картину преступности подростков (высокая латентность семейно-бытовых преступлений несовершеннолетних, практика освобождения несовершеннолетних от уголовной ответст­венности с применением мер воспитательного воздействия, возрас­тные ограничения уголовной ответственности несовершеннолетних 14-15 лет за многие антиобщественные посягательства и др.).

Изучая структуру преступности несовершеннолетних и осо­бенности совершения ими различных преступлений, следует обратить внимание на специфическую '"подростковую" мотивацию, характер­ную для многих краж, грабежей, разбоев, хулиганства и насильствен­ных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Оценивая показатели преступности несовершеннолетних, данные о рецидиве, групповой преступности и некоторые другие показатели, полезно сравнивать их с аналогичными показателями "взрослой" преступно­сти.

Весьма важным вопросом данной темы является криминоло­гическая характеристика личности несовершеннолетних преступни­ков. Особенно существенны данные об особенностях психики несо­вершеннолетних, их нравственно-правовых взглядов и представлений, во многом определяющих и объясняющих их преступное поведение. Знание этих особенностей необходимо для успешного осуществления общей и индивидуальной профилактики подростковой преступности. Столь же существенно для организации эффективной профилактики преступности несовершеннолетних выявление причин и условий их антиобщественного поведения. В данном случае важно детальное знание всех возможных неблагоприятных условий нравственного формирования подростков в семье, учебном и производственном кол­лективах, бытовом окружении и т.д., а также специфических для под­ростков криминогенных ситуаций, непосредственно способствующих совершению ими конкретных преступлений.

 

Практическое задание № 1

Какие из названных преступлений наиболее часто совершают­ся несовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления): хулиганство; изнасилование; карманная кража; убийство;

квартирная кража; неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством без цели хищения (угон); применение насилия в отношении представителя власти; мошенничество; дача взятки.

 

Практическое задание № 2

Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних: учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и
т.п.); работающие на производстве; не работающие и не учащиеся.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

Основная:

1. Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д. Криминология: Учебник / Под ред. Г.А. Аванесова. - 4-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2006.

2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. - М.: ЮСТИЦИН ФОРМ. 2006.

3. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева и проф. В.Е. Эминова. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

4. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

5. Криминология: Учебник / Под ред. С.Я. Лебедева и М.А. Кочубей. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2007.

6. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120-ФЗ от 24 июня 1999г.

Дополнительная:

1. Абызов Р.М. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних преступников. Ижевск, 1998.

2. Абызов Р.М., Овчинникова С.Ф. Корыстные преступления несовершеннолетних: характеристика, типология личности, предупреждение. Ижевск, 1999.

3. Абызов Р.М., Юрков Г.А. Насильственные преступления несовершеннолетних: характеристика, типология личности, предупреждение. Ижевск, 1999.

4. Бабаев М.М., Крутер М.С. Молодежная преступность. М., 2006.

5. Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: монография / Под науч. ред. В.А. Лелекова. – М.: ВНИИ МВД России, 2003.

6.. Данилевская М.В., Куликов Н.И., Сафиуллин Н.Х. Особенности преступного поведения несовершеннолетних: Учебное пособие. М., 1995.

7. Жеребенков В.А., Огай С.Г. Изучение преступности несовершеннолетних девушек и организация индивидуальной профилактики. Учебное пособие. М., 2003.

8. Кириллов С.И. Несовершеннолетние преступники: повторные грабежи и разбои. Коломна, 1998.

9. Перетокина Н.Н. Насильственная преступность несовершеннолетних женского пола. М., 2003.

10. Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних. М., 1998.

11. Саблина Л.С., Н.Д. Гомонов, А.В. Баженов и др. Криминогенное поведение несовершеннолетних /Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Фонд «Университет», 2003.

12. Тузов Л.Л. Организация борьбы с повторной преступностью среди несовершеннолетних: Учебное пособие. М., 2000.

13. Цветков В.Л. Ранняя профилактика антиобщественного поведения подростков, не достигших возраста уголовной ответственности: Учебное пособие для юристов вузов. – М.: МосУ МВД России, 2002.

14. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. СПб., 2006.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1. Назовите общие и отличительные черты преступности несовершеннолетних и молодежной преступности.

2. Каковы состояние и динамика преступности несовершеннолетних и молодежи в России?

3. Какие преступления чаще всего совершаются несовершеннолетними?

4. Какие тенденции характеризуют преступность несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества?

5. Каковы особенности мотивации преступлений несовершеннолетних?

6. Перечислите особенности личности несовершеннолетних преступников.

7. Какие нормативные акты регламентируют деятельность по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних?

8. Раскройте роль общесоциальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи.

9. Какое значение для предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних имеют меры по укреплению семьи?

10. Какую работу проводят органы внутренних дел по индивидуальной профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних и молодежи?


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.