Тема 11. Криминология рецидивной и профессиональной — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 11. Криминология рецидивной и профессиональной

2017-11-17 576
Тема 11. Криминология рецидивной и профессиональной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преступности.

Вопросы, выносимые на занятие:

1. Рецидивная преступность как составная часть общей преступности, ее особенности. Понятие профессиональной преступности.

2. Соотношение и взаимосвязь рецидивной преступности с иными видами преступности (первичной, организованной, профессиональной, преступностью несовершеннолетних и др.).

3. Криминологическая характеристика рецидивной преступности и ее основные показатели: состояние, уровень, динамика и структура.

4. Причины и условия рецидивной и профессиональной преступности.

5. Личность преступника–рецидивиста и особенности личности профессионального преступника.

6. Основные направления предупреждения преступного реци­дива и преступного профессионализма.

 

Методические указания

Рецидивная преступность - один из видов преступности, представляющий повышенную общественную опасность и отличающийся рядом особенностей, относящихся к детерминантам рецидивной пре­ступности, личности преступников-рецидивистов, а также и к специ­фике предупреждения преступного рецидива.

При изучении данной темы следует прежде всего разобраться в понятиях "рецидивная преступность", "рецидив преступлений", "преступный рецидив"; и их соотношение с профессиональной преступностью, со­ставить четкое представление о видах преступного рецидива, разгра­ничив их по правовому содержанию (фактический, уголовно-правовой, пенитенциарный), по характеру совершенных преступле­ний (общий, специальный, криминальный профессионализм), их ко­личеству (однократный и многократный), по степени опасности (про­стой, опасный, особо опасный). Социальная оценка преступного ре­цидива должна отражать его повышенную общественную опасность с учетом особенностей личности рецидивистов, их отрицательного воз­действия на лиц, склонных к совершению правонарушений. При этом надо иметь в виду связь преступного рецидива с первичной преступ­ностью, которая является необходимой предпосылкой и источником рецидивной преступности и в этом смысле заключает в себе своеоб­разный криминогенный потенциал, ибо, будучи резервом преступного рецидива, определяет его будущее, характеризует масштабы крими­нальной зараженности населения.

Рассматривая основные показатели рецидивной преступности - состояние, структуру, уровень, динамику, необходимо обратить внимание на сравнительную рецидивоопасность различных преступ­лений, а также связь между количеством судимостей у лица и степенью вероятности совершения им нового преступления. Заслуживает особого внимания характеристика личности преступников-рецидивистов. Здесь важно выделить особенности их социально-демографических характеристик в отличие от первичных преступни­ков - по полу, возрасту, образованию, семейному положению, соци­альному статусу, а также особенности нравственно-психологической сферы - потребности, интересы, ценностные ориентации, нравствен­ные представления и позиции, уровень интеллектуального развития, эмоциональные и волевые качества. Вместе с тем общая криминоло­гическая характеристика личности преступников-рецидивистов долж­на сочетаться и дополняться их классификацией в виде разграничения основных типов рецидивистов (антисоциальный, асоциальный, ситуа­тивный) и содержательной характеристикой каждого из них.

Анализируя детерминанты рецидивной преступности, следует различать общие детерминанты преступности, порождающие и пре­ступный рецидив, и специфические детерминанты рецидивной пре­ступности, разграничив их на две группы - субъективные (личност­ные) и объективные (внеличностные). Установление специфических детерминант рецидивной преступности позволяет определить и ос­новные направления профилактики этого вида преступности как на общесоциальном, так и специально-криминологическом уровне.

 

Практическое задание № 1

Дайте основанные на определениях рецидивной и профессио­нальной преступности описания этих видов преступности; укажите черты, характеризующие их повышенную общественную опасность.

 

Практическое задание № 2

Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свобо­ды. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы.

Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном слу­чае.

 

Практическое задание № 3

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Что такое преступный (криминальный) профессионализм?

2. Каковы его проявления и признаки?

3. Для каких категорий преступников он более характерен?

 

Практическое задание № 4

29 мая 2006 г. в отдел внутренних дел поступило сообщение из исправительно-трудовой колонии о предстоящем освобождении и прибытии на территорию обслуживания С, осужденного по ч.1 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы. 1 июня 2006 года на имя на­чальника отдела внутренних дел из колонии поступило письмо с просьбой оказать содействие в трудоустройстве С. в котором указы­валось на необходимость быстрого решения данного вопроса, по­скольку 10 июня освобожденный должен прибыть на территорию об­служивания отдела внутренних дел. На основании письма начальник отдела дал указание участковому инспектору оказать содействие в трудоустройстве С. после прибытия освобожденного.

Из материала на С. следовало, что он 1951 г. рождения, уро­женец г. Новгорода, образование среднее, до второго осуждения ра­ботал водителем автобуса. За время отбывания наказания добросове­стным отношением к труду не отличался, к мероприятиям воспита­тельного характера относился пассивно, участия в самодеятельных организациях осужденных не принимал.

После прибытия к месту жительства он обратился в отдел внутренних дел с просьбой оказать ему содействие в трудоустройстве, поскольку на прежнее место работы его не приняли. Участковый ин­спектор, пригласив его на беседу, выяснил, где ему хотелось бы рабо­тать. В течение недели С. был прописан по-прежнему месту житель­ства и трудоустроен на автобазу слесарем.

10 июня на очередной беседе участковый инспектор милиции дал положительную оценку С, сказав, что он хорошо работает, пре­тензий к нему по работе нет. В семье бывают ссоры, но, как выразил­ся С, это бывает во всех семьях.

14 августа на имя начальника отдела от директора автобазы поступило сообщение о том, что С. систематически не является на работу без уважительных причин, употребляет спиртные напитки на рабочем месте, 13 августа учинил драку после очередной выпивки.

22 августа от жены С. поступило заявление о том, что ее муж продолжает пьянствовать, установил связи с ранее судимыми прияте­лями, ведущими антиобщественный образ жизни. После работы часто не является домой, а когда возвращается - устраивает скандалы, вос­питанием сына не занимается. На следующий день С. был задержан за совершение мелкого хулиганства.

1. Дайте оценку обоснованности и законности действий со­трудников ИУ и отдела внутренних дел в отношении С.

2. Определите перечень документов, необходимых для орга­низации и осуществления профилактической работы с С.

3. Разработайте перечень общесоциальных и специально-криминологических профилактических мер, необходимых для прове­дения в отношении С.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Основная:

1. Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д. Криминология: Учебник / Под ред. Г.А. Аванесова. - 4-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2006.

2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. - М.: ЮСТИЦИН ФОРМ. 2006.

3. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева и проф. В.Е. Эминова. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

4. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

5. Криминология: Учебник / Под ред. С.Я. Лебедева и М.А. Кочубей. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2007.

 

Дополнительная:

1. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика (татуировка, жаргон, жесты): Учеб. пособие. Домодедово, 1994.

2. Горобцов В.И. Проблема реализации мер пенитенциарного воздействия. Орел, 1995.

3. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.

4. Дышев С.М. Россия уголовная. От воров в законе до отморозков. М., 1998.

5. Елеськин М.В. Преступность в исправительных учреждениях и ее предупреждение. М., 2006

6. Лебедев С.Я. Традиции, обычаи и преступность. Теория, методология, опыт криминологического анализа. М., 1995.

7. Попов В.И. Особо опасный рецидив: криминологический и уголовно-правовой аспекты. М., 1996.

8. Попов В.И. Рецидив и организованная преступность. М., 1998.

9. Раззаков Ф.И. Бандиты времен социализма (хроника российской преступности 1992-1995). М., 1996.

10. Разикин В.С. Воры в законе и преступные кланы. М., 1995.

11. Старков О.В. Криминопенология. М., 2004.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1. В чем состоят различия уголовно-правового, пенитенциарного и криминологического понятий рецидива преступлений?

2. Какова взаимосвязь рецидивной преступности с другими видами преступности (организованной, профессиональной, несовершеннолетних и др.).

3. Каковы состояние, структура и динамика рецидивной преступности?

4. Дайте характеристику понятий рецидива преступлений в зависимости от характера совершенных преступлений (общий, специальный) и их количества (однократный, многократный).

5. Что такое простой, опасный и особо опасный рецидив преступлений?

6. Дайте характеристику основных типов личности преступников-рецидивистов.

7. Каковы признаки криминального профессионального профессионализма?

8. Что из себя представляет неформальная иерархия профессиональных преступников?

9. Какова роль общесоциальных мер в предупреждении рецидивной и профессиональной преступности?

10. Раскройте содержание специально-криминологических мер предупреждения рецидивной и профессиональной преступности.

11. Какова роль административного надзора органов внутренних дел в предупреждении преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы?


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.