Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти.

2017-11-17 290
Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание - процессы памяти. Эти процессы рассматриваются, как правило, на основе функции, выполняемой памятью в жизни и деятельности.

Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно, то есть запоминается всегда то, что значимо для субъекта, определяется его целями, мотивами и способами деятельности. Запоминание протекает в следующих формах: запечатление (прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд), непроизвольное запоминание (сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения), произвольное запоминание (связано с необходимостью сохранить знания, навыки важные в трудовой деятельности), заучивание (запоминание с целью сохранить определенный материал). Запоминание может быть механическим и смысловым.

Следующий процесс памяти - сохранение.

Сохранение - это более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание.

Сохранение - процесс динамичный, так как ранее полученные знания взаимодействуют с новыми, обобщаются.

Забывается же, прежде всего, то, что перестает быть существенным для индивида. Психологи считают, что больший процент забывания приходится на первые 48 часов после заучивания материала. Немецкий психолог Г.Эббингауз отмечал: забывание наиболее интенсивно сразу после заучивания, а потом – замедляется (см. кривую забывания Эббингауза). Причем, чем более осознан материал, тем медленнее он забывается, поэтому рекомендуется повторение материала. Главное же средство борьбы с забыванием - использование знаний в практике.

Воспроизведение - следующий процесс памяти - это воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Уровни воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Здесь следует ввести понятие реминисценции. Это отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Каковы же типичные особенности памяти? Учебник психологии под редакцией В.В.Богословского называет четыре группы этих особенностей (см. «Общая психология». – М., 1981. – С.230). Обратимся к параметрам индивидуальных особенностей памяти.

Объем памяти указывает на количество единиц информации, которое люди обычно удерживают в памяти. Объем памяти равен «магическому числу Миллера» 7 + 2. Его нужно учитывать в обучении.

Точность памяти - это способность без искажения воспроизвести информацию.

Мобилизационная готовность памяти - это умение припомнить нужный в данный момент материал, этому способствуют, например, опорные сигналы В.Ф.Шаталова.

Во многих работах ученых об особенностях человеческой памяти приводятся примеры возможностей памяти, ее индивидуальных особенностей, например, известна феноменальная память Михаила Куни. Александр Македонский знал по имени несколько десятков тысяч своих солдат, ходят легенды о памяти на лица Наполеона и Суворова. Интересный пример о том, как В.-А.Моцарт с одного прослушивания запомнил и сыграл всю мессу, ноты которой хранились в тайне, приводит в своем исследовании Л.А.Куприянович. Исключительной музыкальной памятью обладали композиторы И.Глазунов и С.Рахманинов. И. Левитан писал по памяти пейзажи.

Общее понятие о мышлении. Основные особенности мышления

По А.Н.Леонтьеву, мышление долгое время изучалось философией и логикой и не было предметом изучения психологии.

К нашему времени сформировались различные точки зрения на мышление.

Марксизм утверждает, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний (А.Н.Лентьев. Мышление). На протяжении почти всего ХIХ века представления о мышлении развивались под влиянием теории ассоцианизма, не признававшей мышление самостоятельным процессом и сводившей его к сочетанию образов памяти (Г.Спенсер, И.Гербардт, Г.Эббингауз, А. Вундт, И.Тэн). Гештальтпсихологи считали: мышление совершается в замкнутой сфере сознания.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.