Тема 4. Органы исполнительной власти как субъекты — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 4. Органы исполнительной власти как субъекты

2017-11-17 171
Тема 4. Органы исполнительной власти как субъекты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

административного права (2 часа)

Вопросы:

1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

2. Правительство РФ

3. Основные полномочия Правительства РФ

4. Федеральные органы исполнительной власти: понятие, система, структура

5. Система органов исполнительной власти субъектов РФ

 

Методические рекомендации

 

Основополагающим принципом государственного устройства Российской Федерации является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Цель данного занятия – изучение органов исполнительной власти России как одних из главных субъектов административного права.

Отвечая на первый вопрос предлагаемого, занятия студенты должны дать определение органа исполнительной власти. Следует заметить, что это довольно сложная задача, так как среди ученых-админстративистов нет единого мнения по-поводу такого определения. Тем не менее, анализ признаков исполнительных органов позволяет сформулировать нужное понятие. Далее нужно определить виды органов исполнительной власти, административно-правовой статус этих органов, заметив при этом, что важней­ший момент в их правовом положении – подзаконность их деятельности.

Второй вопрос посвящен общим проблемам функционирования Правительства Российской Федерации – основного органа исполнительной власти. Рассматривая эту проблему, студентам необходимо ответить на следующие вопросы: каков состав Правительства, масштабы его деятельности, компетенция, подчиненность и т.д. Важно выяснить, какие существуют формы прекращения деятельности Правительства, чем они отличаются друг от друга. Необходимо также выявить, каким образом Правительство осуществляет свои полномочия, какие органы следят за выполнением решений Правительства в масштабах страны.

Конкретизацией второго является третий вопрос. Он целиком посвящен полномочиям Правительства, и это не случайно, так как Правительство, будучи центральным федеральным органом исполнительной власти, выполняет самые разнообразные управленческие функции, охарактеризовать которые должны студенты. Среди них законодательство выделяет полномочия в сфере экономики, социальной сфере, сфере внешней политики, по обеспечению законности и правопорядка и многие другие.

Правительство в своей повседневной деятельности опирается на федеральные органы исполнительной власти общей компетенции. Им посвящен четвертый вопрос занятия. В рамках его изучения студенты должны определить, какие в РФ на сегодняшний день имеются федеральные органы исполнительной власти, каковы их полномочия и основные функции, каков порядок назначения руководителей отдельных ведомств. Каждый федеральный орган исполнительной власти имеет определенную структуру, и привести эту структуру – задача студентов.

Итоговый вопрос – о системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Каким законодательством – федеральным или местным – регулируется деятельность этих органов власти? Каким образом реализуются полномочия исполнительной власти на территории данного субъекта? Что такое единая система исполнительной власти в стране? Подчиняются или нет территориальные органы исполнительной власти федеральным? Ответы на эти и другие вопросы должны прозвучать в выступлениях студентов.

 

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

 

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

6. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

7. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

8. Елистратов А. И. Должностное лицо и гражданин // Правоведение. 1994. №4.

9. Тихомиров А. Ю. Курс административного права и процесса. М., 1998.

 

НОРМАТИВНАЯ:

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 № 3-ФКЗ, от 19.06.2004 № 4-ФКЗ, от 03.11.2004 № 6-ФКЗ, от 01.06.2005 № 4-ФКЗ).

3. ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов РФ» (в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П).

4. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «О введении Федеральной налоговой службы».

5. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов РФ».

6. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».

7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295).

8. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти в РФ» (в ред. Указов Президента РФ от 28.07.2004 N 976, от 13.09.2004 N 1168, от 11.10.2004 N 1304, от 18.11.2004 N 1453, от 01.12.2004 N 1487).

9. Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

10. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».

11. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 «О регламенте Правительства РФ и положении об аппарате Правительства РФ».

 

Тема 5. Государственная служба в Российской Федерации (2 часа)

Вопросы:

1. Должности в органах государственной власти РФ

2. Понятие и признаки государственной службы

3. Права и обязанности государственных служащих. Требования, предъявляемые к государственным служащим

4. Виды и особенности государственной службы

5. Прохождение государственной службы

Методические рекомендации

Государственная служба является одним из важнейших институтов административного права. Государственные служащие занимают различные, специально для этого учрежденные, должности государственной службы: государственные должности Российской Федерации и должности государственной службы (гражданской, военной и др.). Существуют и иные должности в органах государственной власти, и студентам следует выяснить, какие это должности. Кроме того, необходимо дать понятие должности в органе государственной власти, привести перечень этих должностей, охарактеризовать существующие реестры государственных должностей.

Второй вопрос непосредственно посвящен государственной службе. В нем важно остановиться на понятии «государственная служба» и привести ее признаки, которые отличают данный административный институт от всех иных, определить его правовую основу. Здесь же нужно соотнести понятия «государственная должность» и «государственная служба», т.е. определить, деятельность каких лиц, замещающих государственные должности, является государственной службой.

Третий вопрос посвящен правам и обязанностям государственных служащих. Тема эта очень важна, так как, по сути, права и обязанности государственного служащего – это основной элемент любого вида государственной службы. Особое внимание студенты должны уделить служебным обязанностям, полностью приведя и раскрыв их перечень. В силу важности и особого статуса государственной службы к соответствующим лицам предъявляются специальные требования. Некоторые из них предъявляются еще до поступления на службу, остальные обязательны к исполнению в процессе осуществления должностных обязанностей. Студенты должны привести и охарактеризовать их.

Следующий вопрос касается классификации государственной службы. В законодательстве (ФЗ «О системе государственной службы») нормативно закреплена классификация государственной службы на гражданскую, военную и правоохранительную. Студентам необходимо подробно рассказать о каждом из этих из видов. Кроме того, существуют и иные классификации госслужбы. Далее следует остановиться на особенностях военной и правоохранительной видов службы по сравнению с гражданской.

Последний вопрос занятия – о динамике служебного статуса государственного служащего, о его карьере. В нем следует дать характеристику каждой из стадий прохождения государственной службы: поступления, аттестации и др. Здесь же нужно отметить, какие элементы прохождения госслужбы являются обязательными, какие – факультативными, какие документы предъявляются кандидатами при поступлении на службу, особенности ведения личных дел служащих, основания прекращения государственной службы, и, особенно, способы замещения государственных должностей.

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

 

1. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

2. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

3. Архипова Т.Г. История государственной службы в России XVIII – XX вв. М., 2000.

4. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

5. Габричидзе Б. Н., Коланда В. М. Принципы профессионализма в государственной службе // Государство и право. 1995. №12. С.19-26.

6. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы. М., 2003.

7. Гришковец А. А. Правовое положение служащих Банка России // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 61-64.

8. Коренев А. П. Административное право России. М., 2001.

9. Кудашкин В. В. Военная служба как особый вид государственной службы // Государство и право. №3. 2000. С.74-80.

10. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997.

11. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2005.

12. Старилов Ю. Н. Служебное право. М., 1996.

13. Старилов Ю. Н. Институты государственной службы: содержание и структура // Государство и право. 1996. №5. С.14-22.

14. Тихомиров А. Ю. Курс административного права и процесса. М., 1998.

15. Хаманева Н. Д. Государственная служба. Учебное пособие / Отв. ред. А. В. Оболонский. М., 2005.

 

НОРМАТИВНАЯ:

 

1. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (в ред. Законов РФ от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 20.07.2004 N 69-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями ВС РФ от 18.04.1991 N 1027-1, от 23.05.1992 N 2826-1, от 17.02.1993 N 4496-1).

2. ФЗ от 27 марта 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в РФ» (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ).

3. ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

4. ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 05.10.2002 N 120-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П, от 11.04.2000 N 6-П, Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ).

5. ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.04.2005 N 37-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ (ред. 10.11.2004), от 24.12.2002 N 176-ФЗ (ред. 10.11.2004), от 23.12.2003 N 186-ФЗ (ред. 10.11.2004)).

6. ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федеральных законов от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ).

7. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» (в ред. Указа Президента РФ от 27.06.2000 N 1192).

8. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 20.12.96 N 1748, от 23.10.98 N 1298).

9. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (в ред. Указов Президента РФ от 15.10.1999 N 1366, от 10.04.2000 N 653, от 26.06.2000 N 1175, от 17.04.2003 N 444).

 

6. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций

Вопросы:

1. Понятие и виды предприятий и учреждений

2. Административно-правовой статус предприятий и учреждений

3. Государственная регистрация предприятий. Разрешительное производство

4. Общественные объединения

5. Роль и пределы государственного регулирования общественных объединений

Методические рекомендации

 

Первый вопрос предлагаемого к обсуждению семинарского занятия традиционно является обобщающим. Он предполагает, во-первых, дачу понятия предприятий и учреждений, а во-вторых – проведение разграничений между ними, т.е. определение назначения отдельно предприятий и отдельно учреждений. В этом же вопросе студентам следует выделить основания для различных классификаций предприятий и учреждений на виды и привести эти классификации. При этом важно помнить, что предприятия могут быть не только государственными (муниципальными), но и негосударственными (частными, акционерными и т.п.).

Следующим по порядку будет вопрос об административно-правовом статусе предприятий и учреждений, т.е. наборе тех прав и обязанностей, которыми они обладают. При освещении данной проблемы важно отметить, что нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, подразделяются на несколько основных групп. Что это за группы и должны выяснить студенты при подготовке к занятию.

Третий вопрос касается порядка легализации государством создания, реорганизации, ликвидации организаций и обеспечении их государственного учета. Нужно знать, какие документы необходимы к предъявлению при регистрации организаций, сроки регистрации, регистрирующие органы, основания отказа в регистрации и т.п. В этом же вопросе следует остановиться на разрешительном производстве как основании возникновения специальной административной правоспособности, прежде всего на лицензировании отдельных видов деятельности, привести перечень занятий, которые требуют наличия лицензии.

Особую, постоянно возрастающую роль в жизни современного российского общества играют общественные объединения. Поэтому следующий вопрос семинарского занятия посвящен именно им как коллективным субъектам административного права. Студенты должны привести в своем ответе понятие общественного объединения, его признаки, состав, виды существующих общественных объединений с их характеристикой и отличительными чертами и др.

Последний пятый вопрос затрагивает отношения органов государственной власти с общественными объединениями, а именно роль и пределы регулирования государством деятельности общественных объединений. Особое значение в этом отношении имеют взаимодействие государства и политических общественных объединений, так как от деятельности последних напрямую зависит социально-экономическое развитие нашей страны. Интересно также выяснить порядок регистрации и основания для отказа в регистрации общественных объединений.

 

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

 

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

6. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

7. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

8. Габричидзе Б. Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М., 2004.

9. Коренев А. П. Административное право России. М., 2001.

10. Лупарев Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса // Государство и право. 1995. №8. С.3-13.

11. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М., 2000.

12. Полосин В. Религия и социальный охват населения // Религия и право. 1998. № 1-2. С. 40-43.

13. Тихомиров А. Ю. Курс административного права и процесса. М., 1998.

 

НОРМАТИВНАЯ:

 

1. ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 169-ФЗ).

2. ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
(с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г.)

3. ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
(с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря 2006 г.)

4. ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федеральных законов от 26.03.2003 N 36-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ).

5. ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (в ред. Федеральных законов от 26.03.2000 N 45-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

6. ФЗ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

7. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

8. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

9. Постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (с изменениями от 23 марта, 13 августа 2006 г.)

 

Тема 7. Формы и методы деятельности исполнительной

власти (2 часа)

Вопросы:

1. Понятие форм деятельности исполнительной власти и их виды

2. Понятие методов осуществления исполнительной власти и их виды

3. Административное принуждение

4. Административное поощрение

5. Административное убеждение

 

Методические рекомендации

 

Данное семинарское занятие посвящено формам и методам деятельности исполнительной власти в Российской Федерации. В первом вопросе следует дать определение формы управления, отметив при этом, что эта правовая категория характеризует только субъект управления, который наделен определенной компетенцией. Далее необходимо остановиться на видах форм деятельности органов управления – правовых и неправовых. Особое внимание должно быть уделено первому виду, так как именно правовые формы, с одной стороны, непосредственно влекут за собой четко выраженные правовые последствия, а с другой – осуществляются на основе полной правовой регламентации.

Аналогичным образом возможно рассмотрение второго вопроса – «понятие методов исполнительной власти и их виды». Здесь также нужно дать определение метода, привести отдельные виды методов и основания для их классификации (по сфере применения, по способу воздействия и др.), которые встречаются в специальной литературе, соотнести понятия «»метод правового регулирования» и «метод управления». В этом же вопросе следует определить, какие методы осуществления исполнительной власти наиболее характерны для современного управления и в силу каких обстоятельств.

Вопросы третий, четвертый и пятый посвящены конкретным, наиболее распространенным на сегодняшний день, методам управления. Третий вопрос – об административном принуждении. Студентам следует определить, что это за метод, какова его цель, насколько часто он встречается на практике, выделить признаки этого метода, субъектов, имеющих право осуществлять принуждение. Важно также привести различные классификации деления правового принуждения на виды, выяснить, возможна ли ситуация, когда органы государственной власти вправе в тех или иных случаях применять принуждение к субъектам административных правоотношений, в действиях которых отсутствует вина.

Четвертый вопрос касается другого очень распространенного метода управления – административного поощрения. Учащиеся должны дать его определение, назвать субъектов, имеющих право поощрять. Один из центральных моментов этого вопроса – характеристика принципов, на основе которых осуществляется поощрение. Второй наиболее существенный фактор, влияющий на качество ответа, – это определение и характеристика различных видов рассматриваемого метода. Деление на виды, как и в случае с принуждением, можно проводить по различным основаниям (по способу воздействия на поощряемых, по правой основе метода и др.).

Убеждение, рассказать о котором следует в последнем вопросе, направлено на то, чтобы подвластные сами, по собственной инициативе исполняли выраженную в правовых актах волю законодателя. При ответе на этот вопрос, помимо всего прочего, важно выяснить тенденции развития данного метода с точки зрения его применяемости органами власти.

 

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

 

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

6. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

7. Бахрах Д. Н. Формы государственного управления // Советское государство и право. 1993. №4. С.47-54.

8. Бахрах Д. Н., Демн А. А. Административный договор // Российский юридический журнал. 1995. №2. С.69-79.

9. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

10. Габричидзе Б. Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М., 2004.

11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под. ред. Ю. М. Козлова. М., 2002.

12. Коренев А. П. Административное право России. М., 2001.

13. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998.

14. Тихомиров Ю. А. Акт, управление, договор // Советское государство и право. 1987. №3. С.38-44.

 

НОРМАТИВНАЯ:

 

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 214-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 07.03.2005 N 14-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ, от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ).

2. ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федеральных законов от 26.03.2003 N 36-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ).

3. ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федеральных законов от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ).

4. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 16.05.1997 N 490, от 13.08.1998 N 963, от 28.06.2005 N 736).

5. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (в ред. Указов Президента РФ от 15.10.1999 N 1366, от 10.04.2000 N 653, от 26.06.2000 N 1175, от 17.04.2003 N 444).

6. Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 324 «О денежном поощрении лучших учителей».

7. Постановление Правительства РФ от 1 августа 1997 г. № 1009 «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 N 1538, от 06.11.1998 N 1304, от 11.02.1999 N 154, от 30.09.2002 N 715).

8. Постановление Правительства РФ от 5 мая 2006 г. № 269 «О порядке распределения и предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов российской Федерации на выплату денежного поощрения лучших учителей».

 

Тема 8. Правовые акты исполнительной власти.

Административные договоры

Вопросы:

1. Понятия и признаки правового акта исполнительной власти

2. Виды правовых актов исполнительной власти и требования, которые к ним предъявляются

3. Порядок подготовки, принятия и государственной регистрации правовых актов исполнительной власти

4. Вступление в силу и прекращение действия правовых актов исполнительной власти

5. Административные договоры

 

Методические рекомендации

 

Предлагаемое к обсуждению семинарское занятие является логическим продолжением предыдущей темы, – о формах и методах деятельности исполнительной власти, – так как посвящено более глубокому и детальному изучению одного из ее разделов.

Первый вопрос данного занятия касается теоретических аспектов проблемы. В нем следует дать понятие акта исполнительной власти, привести его основные признаки, определить место административно-правовых актов в ряду всех известных форм деятельности административной власти. Далее следует установить, какие органы государственной исполнительной власти вправе издавать правовые акты, учитывается ли в процессе принятия того или иного акта мнение подвластных субъектов.

Второй вопрос предполагает определение видов актов исполнительной власти. Наиболее распространенная классификация – по юридической силе актов. Существует также масса иных классификаций, которые также желательно охарактеризовать. Студенты должны не просто механически перечислить виды актов, но и раскрыть их содержание. Это позволит полнее и четче уяснить суть актов, разобраться в полномочиях соответствующих органов. В заключение ответа нужно отметить, какие требования предъявляются к актам управления.

Вопросы третий и четвертый предполагают осмысление процесса издания и вступления в силу правовых актов исполнительной власти. При этом важно помнить, что установлен различный порядок для производства соответствующих процедур в отношении нормативных административных актов и в отношении индивидуальных актов (хотя и те, и другие подпадают под общее определение правового акта исполнительной власти). Кроме того, данные процедуры различаются и в зависимости от того, с каким нормативным актом мы имеем дело – федеральным или региональным. Студенты должны знать порядок и инициаторов подготовки актов, органы их принятия, случаи обязательной регистрации актов, порядок их вступления в силу и опубликования, а отношении прекращения действия актов – субъектов, уполномоченных их отменять, способы и мотивы отмены и т.д.

Последний вопрос – об административных договорах. Традиционно договор является предметом изучения в курсе гражданского права, однако в праве административном также есть соответствующий раздел. Следует определить, справедливо ли вести речь о договоре (как акте, основанном на добровольном согласовании воли сторон) в рамках «силовой» отрасли права, выделить основные признаки административного договора, выявить место такого договора в системе правовых связей, привести классификации договоров на виды и др.

 

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

 

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

6. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

7. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

8. Габричидзе Б. Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М., 2004.

9. Коренев А. П. Административное право России. М., 2001.

10. Тихомиров А. Ю. Курс административного права и процесса. М., 1998.

 

НОРМАТИВНАЯ:

 

1. ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федеральных законов от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ).

2. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (в ред. Указов Президента РФ от 15.10.1999 N 1366, от 10.04.2000 N 653, от 26.06.2000 N 1175, от 17.04.2003 N 444).

3. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 16.05.1997 N 490, от 13.08.1998 N 963, от 28.06.2005 N 736).

4. Постановление Правительства РФ от 1 августа 1997 г. № 1009 «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 N 1538, от 06.11.1998 N 1304, от 11.02.1999 N 154, от 30.09.2002 N 715).

5. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1998 г. № 1117 «О государственном органе, специально уполномоченном заключать договоры на передачу находящихся в федеральной собственности ядерных материалов в пользование юридическим лицам» (с изменениями от 1 февраля 2005 г.).

6. Постановление Совета министров – Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 812 «Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» (с изменениями от 26 июня 1995 г., 18 февраля 1998 г.)

7. Приказ Министерства юстиции РФ от 14 июля 1999 г. N 217 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

8. Приказ Минобразования РФ от 22 июня 2000 г. N 1863 «Об утверждении примерной формы договора между Министерством образования Российской Федерации и подведомственным образовательным учреждением высшего профессионального образования».

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.