Вопрос 5. Экономический и социальный совет ООН — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Вопрос 5. Экономический и социальный совет ООН

2017-11-16 1342
Вопрос 5. Экономический и социальный совет ООН 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) играет роль цен­тра в области международного экономического и социального сотруд­ничества. Он призван в соответствии со ст. 55 Устава ООН содей­ствовать:

1) повышению уровня жизни, полной занятости населе­ния и условиям экономического и социального прогресса и развития;

2) разрешению международных проблем в областях экономической, социальной, здравоохранения, культуры, образования и др.;

3) все­общему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

ЭКОСОС состоит из 54 государств (до 1 января 1966 г. — из 18; с 1966 по 1973 г. — из 27), избираемых Генеральной Ассамблеей сро­ком на три года. Выбывающий член Совета может быть переизбран немедленно. Это правило дает возможность избирать в ЭКОСОС постоянных членов Совета Безопасности на каждый очередной срок. Ежегодно избираются 18 членов ЭКОСОС. Резолюция Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 г. 2847 (XXVI) установила следующий порядок распределения мест в ЭКОСОС: 14 — от государств Афри­ки; 11 — Азии; 10 — Латинской Америки и Карибского бассейна; 13 — Западной Европы и других государств; 6 — от государств Вос­точной Европы.

ЭКОСОС работает в сессионном порядке. В начале года в Нью-Йорке проводится организационная сессия и летом — основная, поочередно в Женеве и Нью-Йорке (до 1992 г. проводились две основ­ные сессии). Работа очередных сессий ЭКОСОС ведется в трех сесси­онных комитетах в составе всех членов Совета: Первом (экономичес­ком), Втором (социальном), Третьем (по программе и координации). В рамках сессии проводятся встречи глав делегаций на уровне мини­стров с целью обсуждения кардинальных вопросов деятельности ЭКОСОС.

Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов Совета.

Функции ЭКОСОС многочисленны и разнообразны. Главные на­правления его действий:

1) квалифицированное обсуждение между­народных экономических и социальных проблем и разработка прин­ципов деятельности и политики ООН в этой сфере;

2) координация всей деятельности системы ООН по экономическим и социальным вопросам, в том числе координация деятельности специализирован­ных учреждений;

3) подготовка квалифицированных исследований и докладов по общим и специальным проблемам международного эко­номического и социального сотрудничества.

ЭКОСОС может также созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию, составлять для представле­ния Генеральной Ассамблее проекты конвенций. При его участии были разработаны Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека, Декларация и Конвенция о правах ребенка, Кон­венция о политических правах женщин, Декларация и Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.

ЭКОСОС должен координировать деятельность специализирован­ных учреждений ООН для объединения действий в целях наиболее эффективного осуществления задач международного экономическо­го сотрудничества. Он поддерживает регулярные отношения и с дру­гими межправительственными организациями, сферы деятельности которых совпадают или соприкасаются с его деятельностью, напри­мер с Европейским Союзом, Организацией экономического сотруд­ничества и развития, Советом Европы, региональными организаци­ями. Эти отношения включают посылку наблюдателей на сессии, об­мен информацией, документами, консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес. ЭКОСОС устанавливает контак­ты и проводит консультации с международными неправительствен­ными организациями, а в случае необходимости и с национальными организациями.

ЭКОСОС в соответствии со ст. 68 Устава наделен правом созда­вать комиссии в экономической и социальной областях и по поощ­рению вопроса о правах человека, а также другие комиссии, кото­рые могут потребоваться для выполнения его функций. В структуре ЭКОСОС работают девять функциональных комиссий: Статистиче­ская комиссия, Комиссия по народонаселению и развитию, Комис­сия социального развития, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Комиссия по наркотическим средствам, Ко­миссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия по науке и технологии для развития и Комиссия по устой­чивому развитию.

К числу вспомогательных органов относятся пять региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономичес­кая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Европы (ЭКЕ), Экономическая комис­сия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Эко­номическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА). Цель Комиссий — содействовать социально-экономическому развитию регионов и развитию экономического сотрудничества между страна­ми региона, а также с другими странами мира.

В структуру ЭКОСОС входят также четыре постоянных комите­та: по программе и координации; по неправительственным органи­зациям; по населенным пунктам и по переговорам с межправитель­ственными учреждениями. Кроме того, в рамках ЭКОСОС работает ряд экспертных органов и организаций, в частности по планирова­нию развития, естественным ресурсам, новым и возобновляемым ис­точникам энергии и энергии для развития, экономическим, соци­альным и культурным правам. В 1997 году была учреждена межпра­вительственная группа по лесам.

ЭКОСОС имеет связи с рядом учреждений, таких как Детский фонд ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа, Международный совет по контролю за наркотическими средствами и т.д. ЭКОСОС предоставляет также консультативный статус непра­вительственным организациям.

За годы своей деятельности ЭКОСОС зарекомендовал себя как важный орган сотрудничества государств в экономической и соци­альной областях и в сфере защиты прав человека. Программы ООН в области обеспечения устойчивого развития требуют дальнейшего усиления координирующей роли ЭКОСОС.

 

 

ЭКОСОС обычно проводит две сессии в год. Его решения принимаются простым большинством голосов. ЭКОСОС несет ответственность перед Генеральной Ассамблеей и часто выступает в качестве комитета Ассамблеи со специальными функциями. Его задача – изучение путей развития международного сотрудничества в экономической и социальной сферам. С этой целью он составляет проекты соглашений для представления Ассамблее и готовит международные конференции. ЭКОСОС также дает рекомендации Ассамблее по экономическим и социальным программам, заслуживающим рассмотрения ООН.

Поскольку ЭКОСОС не является оперативным органом, большая часть его работы заключается в координации деятельности многочисленных комиссий и комитетов, находящихся под его контролем. Они занимаются вопросами статистики, народонаселения, социального развития, прав человека и защиты прав меньшинств, положения женщин и контроля за наркотическими средствами. Кроме того, ЭКОСОС учредил региональные экономические комиссии для Европы, Азии и бассейна Тихого океана, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Существуют также четыре специальные благотворительные программы, которые зависят исключительно от поддержки со стороны правительств и частных спонсоров: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ – UNICEF); Программа развития ООН (ПРОООН – UNDP), Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ – UNHCR), Ближневосточное агентство для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР – UNRWA). Под юрисдикцией ЭКОСОС находятся также Бюро координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО – UNDRO); Фонд ООН для деятельности в области народонаселения (ЮНФПА – UNFPA); Научно-исследовательский институт социального развития при ООН (НИИСР –UNRISD); Мировая продовольственная программа (МПП – WFR).

ЭКОСОС служит связующим звеном между ООН и большим числом сотрудничающих с ней неправительственных организаций (НПО – NGO), которые ведут особенно активную деятельность в таких сферах, как защита окружающей среды, положение женщин и права беженцев.

 

Вопрос 6. Совет по опеке.

Устав ООН предусмотрел создание международ­ной системы опеки, в которую должны были войти

- бывшие мандат­ные территории;

- территории, отторгнутые в результате Второй ми­ровой войны от вражеских государств;

- территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление.

В систему опеки были включены 11 территорий: часть Камеруна и часть Того, Танганьика (под управлением Великобрита­нии), часть Камеруна и часть Того (под управлением Франции), Руанда-Урунди (под управлением Бельгии), Сомали (под управлением Италии), Новая Гвинея (под управлением Австралии), Западное Са­моа и острова Микронезии — Каролинские, Маршалловы и Мари­анские (под управлением США), Науру (под совместным управлени­ем Великобритании, Австралии и Новой Зеландии).

Управляющие территориями под опекой государства (всего их было семь — Австралия, Бельгия, Великобритания, Италия, Новая Зеландия, США, Франция) заключили соглашения с ООН, в которых были определены условия опеки для каждой территории. Различа­лись два типа подопечных территорий: не отнесенные к стратегиче­ским районам и относящиеся к стратегическим районам (Микроне­зия под опекой США). В отношении первых функции опеки осуще­ствлялись Советом по Опеке под руководством Генеральной Ассамблеи. В отношении стратегических районов главная роль при­надлежала Совету Безопасности во взаимодействии с Советом по Опеке.

Численный состав Совета по Опеке не был определен в Уставе и зависел от количества управляющих держав. В соответствии со ст. 86 Устава ООН в Совет входили:

1) государства-опекуны;

2) постоян­ные члены Совета Безопасности, не управляющие территориями под опекой;

3) такое число государств, избираемых на трехлетний срок, которое необходимо, чтобы уравнять первые две группы государств.

С учетом этих критериев численный состав Совета неоднократно менялся. Наибольшее число членов — 14 — было в период с 1955 по 1960 год. С 1975 года Совет состоит из пяти государств — постоян­ных членов Совета Безопасности.

Совет по Опеке выполнил возложенные на него по Уставу зада­чи: все 11 территорий под опекой получили независимость, после­дняя из них — острова Палау — в 1994 году. В этой связи Советом было принято решение, что он должен созываться лишь по мере не­обходимости.

Вопрос о будущем Совета обсуждался на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи и в Специальном комитете по Уставу ООН и усилению роли Организации. Среди внесенных предложений — превращение этого органа в Совет по правам человека, в Совет по окружающей среде и развитию и др.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.