Научно-методические подходы к проектированию уроков по предмету «Человек и мир» в первом классе — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Научно-методические подходы к проектированию уроков по предмету «Человек и мир» в первом классе

2017-11-16 590
Научно-методические подходы к проектированию уроков по предмету «Человек и мир» в первом классе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главные ценностно-целевые установки обучения учебному предмету «Человек и мир» в первом классе – создание условий для развития у учащихся интереса к изучению природы, предмета, формирования знаний и умений, необходимых для их успешного взаимодействия с окружающим миром, а также формирования и развития умений учиться. Исходными теоретико-методологическими основаниями проектирования содержательно-технологического компонента образовательного процесса по предмету «Человек и мир» в первом классе являются личностно-деятельностный, культурологический, компетентностный, полисубъектный, а также задачный подход. Личностно-деятельностный подход в обучении ориентирован на создание условий для превращения ученика всубъекта своего учения, приобретения им личностно опыта (опыта избирательности,рефлексивности, креативности и т.д.). Подход реализуется через системупринципов:природосообразности, субъектной позиции, первичности образовательной продукции учащихся, продуктивности, вариативности, образовательной рефлексии.

Остановимся более подробно на особенностях реализации указанных подходов и принципов личностно-деятельностного подхода.

Принимая во внимание возрастные особенности учащихся данного возраста (принцип природосообразности), при проектировании образовательного процесса учтены такие особенности обучения первоклассников, как необходимость формирования умений учиться (обеспечение освоения предметных и общеучебных умений, развитие познавательных процессов – памяти, мышления, воображения, внимания), широкое использование средств обучения, прежде всего образных, натуральных; обеспечение оптимальной эмоциональной насыщенности образовательного процесса, гармоничного сочетания игровой и учебной деятельности, преобладания практических методов, реализация основных положений здоровьесозидающей педагогики.

Одной из важнейших задач, которые решаются на уроках, является развитие познавательных способностей учащихся – воспринимать, запоминать, совершать мыслительные операции (сравнение, классификация, подведение под понятие, конкретизация); читать, считать, получать информацию, ее интерпретировать, воспроизводить. Содержание предмета позволяет использовать разнообразные задания на развитие познавательных способностей учащихся, прежде всего на развитие мышления, памяти, внимания, воображения. В разработках уроков предусмотрены такие задания на всех его этапах, включая оргмомент. На этом этапе предлагаются прежде всего задания на воображение, а также основанные на использовании средств образной наглядности, что очень важно с позиций здоровьесберегающего образовательного процесса. Использование таких заданий в начале урока позволяет быстрее и легче сконцентрировать внимание учащихся и включить их в работу, создает условия не только для развития познавательных процессов, но и умения учащихся управлять своей деятельностью. Задания на развитие внимания, памяти, мышления, предлагаемые на других этапах урока, предполагают прежде всего использование образного иллюстративного материала мультимедиапрезентаций, учебного пособия, раздаточного материала, что основано на преобладании наглядно-образной памяти, значительно роли наглядно-действенного мышления учащихся данного возраста.

Обращаем внимание на то, что к некоторым урокам предлагается дополнительный материал, который представлен кроме дополнительной информации по изучаемой теме и скороговорками. Работа со скороговорками, тематически подобранными, предполагает включение в урок речевые разминки для учащихся.

Усиление эмоционального потенциала уроков обеспечивается использованием стихотворений (представление учебного материала в стихотворной форме, по мнению ученых, усиливает и интеллектуальную деятельность учащихся, что очень важно в плане их развития), занимательного материала, разнообразных игр, введением игрового сюжета, образной наглядности (ярких рисунков, фотографий с забавным сюжетом на слайдах), а также специально организованным завершением урока, предполагающим слова благодарности учащимся от учителя, главных героев урока, а также благодарение учащихся друг друга за совместную интересную и успешную работу.

Особое значение имеет обеспечение в образовательном процессе таких базовых потребностей учащихся первого класса, как быть в безопасности, быть принятым. Способами решения данной задачи являются: создание и поддержание комфортной атмосферы (стиль общения, авансирование, внушение успеха, комментированная оценка, формирующее оценивание); создание ситуации успеха через формирование умений учиться, реализацию индивидуального и дифференцированного подходов, использование различных приемов поощрения. Особенно важно правильно использовать приемы поощрения, которые должны быть не только разнообразными, но индивидуализированными. В данном пособии нет возможности учесть индивидуальные особенности учащихся, что требует решения данной задачи от учителя. Вот только несколько советов. Так, например, учащихся с заниженной самооценкой, с преобладанием слабого типа нервной системы необходимо хвалить, поощрять даже за небольшие успехи или даже авансировать при их отсутствии, но постепенно нужно хвалить уже за более значительные достижения. Учащихся с сильным типом нервной системы, с завышенной самооценкой следует хвалить за весомые успехи или достижения; их не испугают и критические замечания.

Потребность учащихся в игре, в движении обеспечивается в основном использованием динамических игр (игры с мячом, другими предметами, натуральными объектами, игры с движениями рук, игры-имитации, игры-драматизации), выполнением заданий на карточках (рабочими тетрадями), предусматривающих различные практические действия. Следует заметить, что в разработках уроков практически не предлагаются физкультпаузы, психогимнастические упражнения, что требует от учителя самостоятельного решения данной задачи. Важно не только использовать различные упражнения на снятие психофизического напряжения, но и так называемые упражнения энергизаторы (например, упражнение «Глубокое дыхание», «Пять капель теплого дождя»), способствующие повышению работоспособности учащихся.

Принцип субъектной позиции ученика требует, чтобы образовательный процесс был основан на соучастии самого ученика – участия его в целеполагании, выборе средств решения поставленной учебной задачи, их реализации, в осуществлении контроля и оценки результативности учебной работы. Поэтому в разработках занятий значительное внимание уделяется заданиям, ситуациям, направленным на формирование у учащихся умения формулировать задачи учебной деятельности (самоцелеполагание), осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, самооценку, рефлексию. Чаще всего в разработках уроков используются такие приемы включения учащихся в процесс целеполагания, как определение темы и формулировка задач урока на основе рассмотрения рисунков учебного пособия, мультимедиапрезентации, анализа предлагаемой ситуативной задачи, игрового сюжета, выполнения логического задания. Включение учащихся в процесс самопроверки, самокоррекции и самооценки предусмотрено посредством использования приемов сравнения ими результатов своей работы с эталоном предлагаемого ответа, взаимопроверки, приема «Зажги светофор», различных приемов рефлексивного анализа в рамках текущей и итоговой рефлексии. Следует заметить, что развитие умений контрольно-оценочной деятельности особенно эффективно осуществляется в условиях реализации формирующего оценивания (См. статью: Ковальчук, Т.А. Формирующее оценивание или оценивание для обучения // Пачатковая школа. - № 1. – 2015. – С.).

Реализация принципапервичности образовательной продукции учащихся (или продуктивности, а также «живого знания») обуславливает приоритетное внимание к самостоятельно добываемым учащимися знаниям, формулируемым выводам, поиску способов решения учебных задач. Учащиеся могут создавать собственные образовательные продукты (собственные суждения, умозаключения относительно рассматриваемых вопросов, описания свойств или признаков предметов, явлений, нахождение решения предлагаемой ситуации и т.п.) в процессе наблюдения или актуализации ранее полученного чувственного опыта, выполнения практических заданий, самостоятельного сравнения природных объектов, моделирования процессов или объектов и т.п. Полученные учащимися знания затем сравниваются с содержанием, представленным в виде текстов и рисунков в учебном пособии, мультимедиапрезентациях. В процессе такого сравнения учащиеся не только более осмысленно воспринимают содержание читаемых статей, анализируемых рисунков, но и достраиваютсвои самостоятельно созданные образовательные продукты, что содействует их развитию. Необходимо заметить, что в соответствии с принципом продуктивности и сама деятельность по освоению действительности и знаний о ней также становится объектами освоения. В технологическим плане это достигается следующими приемами: предложение учащимся озвучить (проговорить) способ своей учебной работы (Как вы будете это выполнять? Как вы предлагаете это узнать? Что нам нужно сделать для того, чтобы выполнить задание?); обращение к имеющимся у школьников знаниям, опыту по обсуждаемому вопросу (Что вы уже знаете об этом? Где можно использовать в своей жизни эти знания? Для чего нам нужны эти умения?) и т.п.

Реализация принципапродуктивностипредполагает использование прежде всего интерактивных методов и форм обучения, т.е. таких методов и форм организации обучения, которые ставят учащихся в позицию первооткрывателей, создателей собственной образовательной продукции, продуктивного взаимодействия друг с другом, с учителем, с другими компонентами образовательной среды (используемыми источниками знаний). Такими методами являются различные дидактические игры, моделирование, решение ситуативных задач, прогнозирование и др.Включение учащихся в парную, групповую работу предполагает развитие умений плодотворной коммуникации, а также качеств, выражающихся в понимании и принятии Другого, оказании помощи Другому, проявлении уважения и т.п.

Принцип продуктивности требует и особой организации работы с содержанием иллюстративного материала мультимедиапрезентаций. Основные приемы работы со слайдами – анализрисунков, распознание природных объектов, составление рассказа или отдельных предложений, решение ситуативных и логических задач т.п. Основная цель использования мультимедиапрезентаций на уроке – созданиеусловий для применения учащимися освоенных знаний в знакомой и измененной ситуациях, формирование элементарных компетенций. Мы исходим из того, что применение знаний учащимися в условиях личностно-деятельностного, компетентностньго подходовдолжно стать основополагающим аспектом каждого урока и действительно обеспечивает освоение ими «живого знания».

Как известно, одним из новообразований учащихся данного возраста является рефлексия. Отсюда чрезвычайно важно включение учащихся в ситуации рефлексивного анализа.Принцип образовательной рефлексии предполагает включение в учебный процесс текущей или направленной рефлексии, а также итоговой. Рефлексивный анализ обеспечивает осознание учащимися хода и результата учебной деятельности, своих приращений или изменений в результате образовательного процесса, создает условия для развития умения и желания учиться.

В разработках уроках предусмотрены различные виды рефлексивного анализа. Так, предметом текущей рефлексии, которая осуществляется после достижения определенной учебной задачи в процессе урока, являются осваиваемые знания (Что только что мы узнали? Зачем нам нужны эти знания? Что мы уже знаем о домашних животных? Что мы сейчас узнали о домашних животных? И т.п.), умения (Чему мы сейчас учились? Какому важному умению мы с вами научились? Что мы с вами сейчас делали? Как мы это делали? Зачем нам нужны эти умения? И т.п.), поставленные учебные задачи (Какую задачу мы сейчас решали? Удалось ли нам ее достичь? Что дает основание нам сделать такой вывод?). Как видим, основным содержанием текущей рефлексии является осознание учащимися того, что делают, для чего и как они это делают, что получили в результате своей деятельности. В случае необходимости в содержание текущей рефлексии должны включаться и вопросы на коррекцию содержания или деятельности: Что требуется изменить, исправить в нашей работе? Что надо сделать по другому? Как? Ит.п.

Итоговая рефлексия предполагает осознание и оценку учащимися процесса и результата всей деятельности на уроке. Предметом ее являются содержание учебного материала (освоенные знания, умения), отношение учащихся к осваиваемому содержанию, своей деятельности (интерес, полезность, новизна), самооценка своей деятельности (успешность, активность, старательность, степень удовлетворенности и т.п.), оценка групповой деятельности, взаимодействия, личностные приращения, достижения, трудности.В пособии предлагаются различные методики и приемы итоговой рефлексии, но учитель, исходя из своего продуктивного опыта, может использовать и другие. Главное при этом не увлекаться методиками рефлексии эмоционального состояния учащихся.

Принцип вариативности ориентирован на создание условий для обучения учащихся с учетом конкретных условий образовательного процесса. Содержательно-технологический компонент образовательного процесса предполагает разнообразие дополнительного содержания, а также методов, приемов, форм организации учебной деятельности. В разработках уроков в ряде моментов указываются возможные варианты решения той или иной учебной задачи, среди которых учитель может выбрать наиболее приемлемый для него. Иные варианты конструирует сам учитель исходя из темпа работы учащихся, уровня их обучаемости и обученности, других особенностей, а также своих возможностей и интересов.

В соответствии с культурологическим подходом содержание учебного материала представлено не только знаниями и умениями по образцу, но и такими его компонентами, как опыт эмоционально-ценностных отношений (к природе, своему организму, здоровью, к другим людям, своей стране); опыт творческой деятельности (умение использовать усвоенное знание в измененной и новой ситуациях, формулировать вопросы, учебные задачи и т.п.).Обучение предмету «Человек и мир» в условиях реализации компетентностного подхода предполагаетдостижение учащимися такого уровняусвоения содержания учебного материала и освоения опыта общественных отношений, при котором сформированные знания и умения могут быть продуктивно использованы в повседневной жизни для гармоничного взаимодействия с природным и социальным окружением, для развития и саморазвития личности.

Необходимо обозначить и другие особенности конструирования содержания учебного материала уроков и экскурсий, поскольку они определяются не только культурологическим подходом, но и предметным принципом – краеведческим.

Отбор конкретных объектов и аспектов их изучения должен осуществляться исходя из возможности непосредственного наблюдения их в окружающей среде. Так как авторам не представляется возможным учесть конкретные условия природного окружения, то объектами изучения в разработках уроков являются наиболее типичные для Беларуси. Предполагается, что педагоги внесут необходимые коррективы относительно объектов изучения и прежде всегоорганизуют изучение тех, которые можно наблюдать в непосредственной близости и доступности (в школьном дворе, ближайшем парке, сквере). Поэтому вполне возможно, что вместо предложенных в разработках уроков, будут включены другие. Если, например, в школьном дворе растет тополь, то, совершенно очевидно, что лучше организовать наблюдение за ним, чем за осиной, которую нельзя увидеть в этом месте. Следует заметить, что при отборе объектов изучения на уроке и прежде всего на экскурсии стоит исходить из того, что количество объектов должно быть ограниченным исходя из возрастных особенностей учащихся первого класса.

Сущность задачного подхода по В.В. Серикову состоит в том, что фрагменту содержания придается процессуально-деятельностная форма; при этом задача - это системный объект, основными компонентами которого являются содержание задачи (предмет задачи) и средства ее решения (методы, приемы, средства обучения, формы организации учебно-познавательной задачи). Через систему задач предполагается управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Задача задает содержание и форму деятельности, ее цель и способы, поэтому служит способом управления учебной деятельностью. В соответствии с принципом вариативности большинство проектируемых задач предполагает несколько вариантов их решений, что позволяет учителю выбрать из них наиболее оптимальный, исходя из конкретных условий образовательного процесса. Отметим, что при этом одним из главных факторов является уровень обученности учащихся и темп их работы.

Отметим, что задачный подход предполагает также ознакомление учащихся с решаемой учебной задачей на том или ином микроэтапе урока или совместное с ними ее определение, что очень важно с позиции обеспечения их (учащихся) осознанной, целенаправленной учебной деятельности.

Специфические предметные принципы конструирования содержания предмета в первом классе:экоцентризма, краеведческий, сезонности.

Принцип экоцентризма предусматривает отбор содержания, обеспечивающего формирование у обучающихся отношения к природекак самостоятельной и универсальной ценности (подчеркивается значение компонентов и элементов природы в жизни самой природы, обращается внимание на их эстетическую, познавательную и иную значимость). Это позволит учащемуся осознать, что природа и человек две равноценные ценности, преодолеть прагматичный подход к природе, заключающийся в осознании только ее практического значения (значение природы для удовлетворения нужд человека). Чтобы сформировать чувство природы, восхищение ее красотой, мудростью, благодарности ей за ее бесценные дары нам, очень важно педагогу постоянно обращать наэто внимание, демонстрировать самомуэти чувства, учитывая такую особенность детей, как податливость к внушению.

Реализация краеведческого принципа предполагает два пути: краеведение и краеведческий подход. Краеведение предполагает изучение природы своей местности, в первом классепрежде всего ее растительного и животного мира. Краеведческийподход предполагает формирование общеприродоведческих представлений и понятий на основе краеведческого материала или использование краеведческого материала в процессе формирования общеприродоведческих знаний (природа, живая и неживая природа, растения, животные и др.).

Принцип сезонности предполагает ознакомление учащихся с миром природы на основе изучения сезонных явлений, причем в то время года, в которое их можно наблюдать. В соответствии с данным принципом одной из основных содержательных линий предмета «Человек и мир» в первом классе являются сезонные явления: осенние, зимние, весенние, летние изменения в неживой природе, в жизни растений, животных и человека. Усвоение данных знаний обеспечивает осознанное освоение учащимися знаний о правилах природоохранного поведения, создает условия для формирования экологически обоснованного отношения к природе, формирования убеждения в том, что человек и природа тесно связаны между собой. На основе усвоенных знаний формируются умения распознавать растения и животные по их отличительным признакам, объяснять и устанавливать причинно-следственные связи в природе, объяснять значение природы для сохранения и укрепления своего здоровья и др. В результате освоения знаний учащиеся подводятся к выводу, что в природе все взаимосвязано, что изменения в неживой природе обуславливают изменения в жизни растений и животных, а также человека.

Основными методами освоения содержания разделов, посвященных сезонным изменениям в жизни природы и человека, являются наблюдения в природе, дидактические игры, моделирование, решение ситуативных задач и др. При изучении сезонных явлений особую роль играют экскурсии или тематические прогулки, которые создают условия для наблюдения объектов и явлений в естественных условиях, применения усвоенных знаний и умений, формирования элементарного опыта природоохранного поведения и природоохранной деятельности. Для школ, где нет возможности провести запланированные в учебной программе экскурсии, рекомендуется заменить их предметными уроками или виртуальными экскурсиями с помощью видеоматериалов или слайдов мультимедиапрезентации, но с использованием, там, где это возможно, натуральных объектов (веточек, листьев, плодов, шишек, гербариев растений). Экскурсии или тематические прогулки проводятся в непосредственной близости от школы (школьный двор, ближайший парк, сквер, участок леса), что обусловлено возрастными особенностями учащихся. Следует заметить, что в школьном дворе всегда есть объекты – деревья, кустарники, насекомые, птицы, объекты неживой природы, за которыми можно организовать интересные сезонные наблюдения исследовательского характера. Непосредственные наблюдения в природе ничем нельзя заменить. Как верны слова В.А. Сухомлинского, который утверждал, что день занятий в природе заменяет месяц занятий за школьной партой.

Важный содержательный элемент разделов, направленных на знакомство учащихся с сезонными явлениями,– здоровье человека. Особое внимание уделяется таким вопросам, как правила безопасного поведения, способы сохранения и укрепления здоровья в разное время года; формируется представление детей о том, как правильно одеваться по погоде.

Одним их содержательных компонентов предмета является раздел «Человек и общество», при изучении которого учащиеся получают такие важные в жизненномпланезнания, как правила дорожного движения, права и обязанности детей и родителей в семье, опасные ситуации в доме и правила безопасного поведения. Данный раздел целесообразно изучать после раздела «Зимние изменения в неживой природе, в жизни растений, животных и человека», так как в ином случае придется начинать знакомство с весенними явлениями в природе в зимнее время, что противоречит принципу сезонности.

При изучении раздела особое внимание уделяется созданию ситуаций, направленных на практическое освоение знаний, применение их в знакомых и измененных ситуациях, которые наблюдаются в реальной жизни, что способствует осознанию учащимися значимости формируемых знаний и соответствующих умений.

При реализации предлагаемых разработок учебных занятий (уроков, экскурсий) рекомендуется использовать мультимедиапрезентации, данные в электронном приложении, а также пособия, предназначенные для контроля учебных достижений**, являющиеся компонентами учебно-методического комплекса по предмету (автор Т.А. Ковальчук). Тестовый вид контроля используется как для организации фронтальной, так и парной и индивидуальной форм контроля.

Необходимо заметить, что по определенным темам уроков предусмотрены домашние задания, однако все они связаны только с наблюдениями в природе или в жизнедеятельности учащихся, что не противоречит действующим нормам и правилам организации образовательного процесса в первом классе.

 

ВВЕДЕНИЕ

Урок 1. Наша Родина –Беларусь

Цель: сформировать элементарное представление о нашей Родине – Беларусь.

Задачи: формировать представление «Родина», «столица», государственные символы нашей страны;

– содействовать воспитанию любви к родному краю, своей Родине, чувств восхищения красотой ее природы;

– создать условия для формирования интереса к изучению предмета, познанию природы родного края, а также развития внимания, памяти, мышления.

Основные ожидаемые результаты: раскрывают на уровне перечисления элементарные признаки понятия «Родина», «столица», знают название нашей страны, а также то, что герб, флаг являются ее символами.

Оборудование: плакаты с изображением флага и герба РБ, рисунки растений (сосны, ели, осины, березы, клевера), животных (зубра, медведя, аиста, ужа, белки), карточки с заданиями, мяч.

Ход урока

Оргмомент. Учитель просит учащихся подготовить все необходимое к уроку по предмету «Человек и мир»: учебное пособие, карандаши.

Знакомство с новым учебным предметом. Учитель произносит название нового учебного предмета и просит посмотреть на обложку учебного пособия, с которым учащиеся будут работать в течение года. Учащиеся определяют, что нарисовано на обложке учебного пособия, рассуждают, что будут они изучать на уроках по предмету «Человек и мир». Учитель сообщает, что в процессе изучения предмета учащиеся узнают много интересного и полезного; усвоенные на уроках знания помогут узнавать растения и животные, которые встречаются в школьном дворе, возле дома; мы узнаем, как себя правильно вести в природе, сохранять и укреплять свое здоровье. Учитель просит вспомнить учащихся, как нужно обращаться с учебным пособием, чтобы оно было чистым и красивым.

Изучение учебного материала. Как называется наша Родина? Что означает слово «Родина»? Учитель предлагает послушать внимательно отрывок стихотворения Н. Гилевича (перевод М. Влады-Верасень):

Я – белорус. И тем горжусь я,

Что имя Родины ношу:

О доброй славе Беларуси*

Мир знает, право, не грешу!

После чтения отрывка учитель спрашивает, чему посвящено это стихотворение, как называется наша Родина (два вопроса). Далее учащиеся рассуждают, что такое «Родина», что означает это слово, от какого слова оно произошло (родной, родная), как понимают учащиеся слова «родной», «родная». Обобщая ответы детей, учитель говорит, что родина – это место, где человек родился, родились его самые родные люди, поэтому это место становится ему родным и дорогим.

Что такое столица? Сообщается задача микроэтапа урока (например, «Сейчас мы узнаем, что такое столица»). Обращается вниманиена то, что в каждой стране есть много городов, но один город является главным и называется он столицей. Учащиеся отвечают на вопросы: Какие города Беларуси вы знаете? Как называется столица нашей Родины? Обобщая ответы детей, подчеркивается, что Минск – главныйгород нашей Родины, это столица Республики Беларусь.Учащиеся открывают учебное пособие на с. 3 и рассматривают верхний рисунок; им сообщается, что на рисунке изображена площадь Победы и Монумент (памятник) Победы, которые находятся в г. Минске. Учитель спрашивает, знают ли учащиеся, кому посвящен памятник на площади Победы.

Текущая рефлексия: О чем мы сейчас узнали? Какой город мы называем столицей?

Государственные символы нашей страны. Учащиеся отвечают на вопрос о том, что изображено на нижних рисунках на с. 3. Далее демонстрируется мультимедиапрезентация о государственных символах нашей республики.

После демонстрации учащиеся отвечают на вопросы (с целью актуализации информации, развития наблюдательности, памяти): Сколько цветов на государственном флаге нашей республики? Какого цвета верхняя часть флага? Что означает этот цвет? Какого цвета нижняя часть флага? Что означает зеленый цвет? Какого цвета орнамент на флаге? Что он означает? Какие растения изображены на гербе нашей Родины? Почему именно эти растения?

Текущая рефлексия: Скажите, о чем сейчас на уроке шла речь? Перечислите государственные символы.

Закрепление представлений осуществляется с помощью игры «Заверши фразу» (игра может проводиться с мячом: учащийся, которому брошен мяч, завершает начатую учителем фразу). Учащимся предлагается завершить следующие предложения:

Наша Родина называется…(Беларусь).

Наше государство называется… (Республика Беларусь).

Столица нашей Родины – город …

Город Минск – это … (столица нашей Родины).

Герб, флаг, гимн – это государственные …

Почему нашу Родину называют краем голубых рек, озер и лесов? Учащимся предлагается открыть следующую страницу учебного пособия, рассмотреть карту нашей Родины и найти самый крупный красный кружок почти в центре карты, которым показано расположение на карте страны г. Минска. Затем учитель помогает найти на карте размещение своего областного центра.

В процессе выполнения заданий под № 1 на с. 84 к с. 4 – 5 учащиеся находят ответ, почему нашу Родину называют краем голубых рек, озер и лесов.

Текущая рефлексия: Посмотрите на карту Республики Беларусь и скажите, на какой вопрос мы узнали ответ?

Растения и животные родного края. Учащиеся рассматривают рисунки на с. 5 учебного пособия и выполняют следующие задания: Найдите рисунки деревьев. Сколько деревьев изображено на странице учебного пособия? Какие деревья вы знаете? Далее организуется игра «Найди названное растение». Учитель читает стихотворения, а учащиеся находят названные деревья на странице 5 учебного пособия и отвечают, каким по счету оно нарисовано).

Знают белочки и мишки,

Где шумит в лесу сосна:

У сосны на ветках шишки,

Ещё – в иголках вся она. / В. Степанов

 

У кого на лапах колко ощетинились иголки?

Кто зеленым красит цветом иглы и зимой, и летом?

Что украсят до макушки в Новый год огни, игрушки?

Это ёлка, это ёлка, это наша ёлочка -

Деревце в зеленых колких маленьких иголочках. / И. Асеева «Ёлка»

 

Белая береза -

Машина сестричка:

У березы белой

Тоже есть косичка. / В. Степанов

Далее учащиеся отвечают на вопросы: Какие из названных деревьев вы видели в нашем школьном дворе? ( Или: По дороге домой? В лесу или парке?) Какое растение, изображенное на этой странице учебного пособия, есть на гербе нашей страны?

Учитель читает пословицу на с. 4 учебного пособия и предлагает учащимся объяснить, как они ее поняли.

Игра «Хлопаем в ладоши» направлена на актуализацию знаний о животных республики.Учащиеся хлопают в ладоши, если называется животное, которое встречается в нашей стране: зубр, медведь бурый, слон, белка, аист, жираф, лебедь.

После игры учащимся можно предложить вопросы: Рассмотрите рисунки животных на с. 5. Какие животные, изображенные на этой странице учебного пособия, не назывались во время игры?

Подведение итогов, итоговая рефлексия. Учительпросит учащихся похлопать в ладоши всем, кому понравился урок; кто доволен своей работой на уроке.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.