Природа и человек. Осенние изменения в неживой природе, в жизни растений, животных и человека — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Природа и человек. Осенние изменения в неживой природе, в жизни растений, животных и человека

2017-11-16 473
Природа и человек. Осенние изменения в неживой природе, в жизни растений, животных и человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экскурсия 2. Что такое природа. Живая и неживая природа. Золотая осень

Цель: учить первоклассников отличать предметы природы от предметов, сделанных руками человека, предметы неживой природы от живой, устанавливать осенние изменения в неживой природе.

Задачи: сформировать представление о предметах природы и предметах, сделанных руками человека, о предметах неживой и живой природы;

– содействовать формированию представления об изменениях в неживой природе осенью;

– формировать конкретные представления о растениях окружающей местности, учить отличать несколько растений по их характерным признакам;

– учить видеть красоту осенней природы – золотой осени, создать условия для переживания первоклассники чувства восхищения красками осенней природы;

– содействовать развитию наблюдательности, мышления, речи.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся умеют различать предметы природы, предметы живой и неживой природы, перечисляют осенние изменения в неживой природе, различают и называют несколько деревьев и кустарников.

Оборудование: емкости для сбора плодов с семенами, папки для сбора листьев деревьев.

Ход экскурсии

Подготовительная работа. Для проведения экскурсии необходимо особенно тщательно подойти к выбору места ее проведения, чтобы учащиеся увидели краски золотой осени, почувствовали на себе удивительное воздействие ее красоты. Количество растений, за которыми будут наблюдать первоклассники, должно быть небольшим – 3-5 (при этом среди них должны быть уже известные растения). Желательно, чтобы для проведения экскурсии был выбран ясный солнечный день; время проведения экскурсии – примерно около полудня. Место проведения экскурсии – школьный двор или ближайший парк, сквер.

Перед непосредственным проведением экскурсии учитель в классе сообщает учащимся ее тему, знакомит их с тем, где будет она проводится, за какими объектами будут наблюдать. Особое внимание уделяется знакомству с правилами техники безопасности, а также природоохранного поведения во время экскурсии. Заранее учитель предупреждает учащимся о необходимости одеться в удобную одежду, обувь.

Целесообразно предложить учащимся элементарные исследовательские задания: Какие деревья имеют самую разноцветную окраску осенью? Какое дерево можно назвать «золотым»? Все ли деревья стоят в осенней раскраске?

Остановка № 1. «Золотая осень». Для первой остановки учащихся выбирается самое удачное место маршрута. Здесь учитель просит обучающихся внимательно осмотреться вокруг и спрашивает, нравится ли им здесь. Необходимо обратить внимание учащихся на ясную солнечную погоду, на то, что солнышко старается нас порадовать и посылает нам для хорошего настроения и интересного путешествия свои все еще теплые лучики. Далее учитель обращает внимание на то, что каждое время года имеет свои краски. Учащимся предлагаются вопросы: Какие краски имеет золотая осень? Почему этот период осени называют золотым? Затем учитель просит детей немножко постоять тихо, чтобы услышать звуки, ощутить запахи осенней природы. Выясняется, какие звуки и запахи имеет золотая осень (шелест и бодрящий запах осенних листьев, редкие голоса птиц, оставшихся на зиму и т.п.).

Остановка 2. Предметы природы и предметы, сделанные руками человека. Учитель просит учащихся посмотреть вокруг себя и назвать предметы, которые они видят. Далее учащимся предлагается поиграть: учитель называет поочередно предметы, которые находятся в поле зрения; если называется предмет природы, дети хлопают в ладоши, если предмет, сделанный руками человека – топают ногами на месте. Если кто-то ошибается, учитель спрашивает учащихся: Кто сделал этот предмет? После игры делается вывод, какие предметы мы относим к природе:все предметы, которые не сделаны руками человека.

Живая и неживая природа. Учащимся вновь предлагается поиграть в игру – «Живое – неживое». Учитель называет предметы, прежде всего находящиеся в поле зрения, например: облако, бабочка, береза, клевер, солнце, камень, вода, синичка.Учащиеся реагируют на живое разными движениями, когда называется неживой объект – замирают. После игры выясняется, как учащиеся отличали живые предметы от неживых.

Остановка 3. Осенние изменения в неживой природе. Выбирается место, откуда хорошо видно Солнце и его положение на небе относительно одного из объектов на местности (например, относительно вдали растущих деревьев, какого-нибудь здания). Учитель просит учащихся посмотреть в ту сторону неба, где находится солнце, и заметить насколько оно высоко поднимается в первой половине осени над растущими деревьями (стоящим зданием и т.п.). В дальнейшем дети – поздней осенью, зимой – будутнаблюдать, как изменится положение Солнца относительно этих предметов. Учитель спрашивает учащихся: Так ли ярко светит и сильно греет Солнце осенью, как летом? Как измениласьпродолжительность дня? (День стал короче). Почему мы стали одеваться в более теплую одежду, чем летом? Почему стало холоднее, чем летом? (Солнце не так сильно греет, день стал короче).

Остановка 4. Учитель просит еще раз посмотреть на окружающие учащихся деревья и спрашивает, какие из них им знакомы.А дальше предлагается поиграть и проверить, насколько учащиеся наблюдательны. Игра называется «Зоркий глаз».

Суть игры: учитель называет несколько наиболее характерных признаков окружающих деревьев и показывает их листья или плоды с семенами, после чего учащиеся находят нужное дерево, подходят к нему и называют его, если знают. Если название растения ученикам неизвестно, учитель называет его сам. Главное в игре, чтобы учащиеся сами находили объект по указанным признакам и предложенным частям растений. После нахождения дерева, учитель организует его наблюдение для того, чтобы учащиеся сами смогли открыть его некоторые особенности, которые проявляютсяпрежде всего осенью.

Примерное содержание игры.

Остановка – береза. «У этого дерева небольшие листочки, словно золотые монетки (учитель показывает лист березы), а ветви, словно косы у девочек, свисают вниз». После того, как учащиеся нашли описанное дерево и опознали березу, учитель может прочитать небольшое стихотворение:

Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают. / А. Кулагина

Учитель спрашивает учащихся, по каким признакам они узнали березу (по ее ослепительно белому цвету ствола с черными черточками). Учащимся предлагается легонько дотронуться к стволу дерева и выяснить, какой он на ощупь (прохладный, гладкий, твердый). Учитель просит учащихся посмотреть на свои руки, на которых остался белый налет. Сообщается, что на ладошке остается вещество, какое придает коре березы белый цвет (бетулин). Обращается вниманиенамножество черных черточек, полосок на стволе березы. «Для чего они? Может для красоты? Наверное, и для красоты тоже. Но они, – сообщает учитель, – выполняют очень важную роль для растения: через них дерево дышит».

По стволу березы можно определить ее примерный возраст. У совсем молодого деревца кора темная. У старого дерева кора внизу темная, а у молодого снизу доверху белая. По этим признакам учащиеся могут установить примерный возраст берез, которые растут рядом с их школой.

Затем учитель обращает внимание учащихся на плоды березы. Берет одну сережку и теребит ее руками, чтобы можно было увидеть семена растения. Учащимся сообщается, что в таких сережках находятся детки растения – его семена. Учитель просит учащихся обратить внимание на то, как будут вести себя семена березы, когда он их разбросает – будут ли прямо падать на землю. Когда семена будут падать, целесообразно спросить, что они при этом напоминают учащимся. Устанавливается опытным путем, что семена как будто плавают, летают по воздуху, особенно хорошо это видно, когда подует хоть небольшой ветерок. Предлагается выяснить, почему семена могут летать, почему они напоминают маленьких бабочек. Семена помещаются на несколько небольших листов бумаги. Ученики внимательно их рассматривают (лучше через лупу) и убеждаются, что, действительно семена березы похожи на маленьких бабочек: семя находится в середине, а по бокам его два овальных крылышка. Выясняется, для чего нужны такие крылышки семенам березы, почему маленькие березки появляются далеко от своего материнского растения.

Остановка – дуб. Учащиеся отгадывают загадку:

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С дерева упадут –

Береток не найдут.

Ученики отгадывают загадку и находят дуб среди других деревьев. Учитель говорит о том, что дуб также готов поделиться с учащимися своими секретами. Учащиеся по просьбе учителя берут желуди в руки и выясняют, на что они похожи, какие на ощупь (твердые, гладкие, будто отполированные). Такие свойства желудей – приспособление к их распространению и к защите семени. Желуди очень любят такие птицы, как сойки, они делают целые кладовые из них. Но не так просто добраться до мякоти желудя, защищенной твердой и такой гладкой (а, значит, скользкой) оболочкой. Желуди падают на землю, теряются, а затем прорастают далеко от материнского дуба. Обращается внимание на то, что на дереве желуди имеют плотные, резные шапочки. А вот упавшие желуди, действительно уже без «шапочек». Для чего они желудю? Вспоминаем, для чего мы шапки надеваем. Вот и желудевая шапочка также выполняет защитную функцию – защищает мягкое и нежное основание растущего желудя от проливных дождей, жары, холода. Вот как мудро в природе все устроено!

Можно обратить внимание, много ли желудей на дереве. Много желудей – много корма для зверей и птиц, которые любят лакомиться ими. Полезно потрогать шероховатую темную и толстую кору дуба.

Остановкаклен. Учитель предлагает примерно следующее описание: «Осень не пожалела красок этому дереву: раскрасила его крупные, зубчатые, напоминающие зубцы короны, листья в лимонно-желтый, золотисто-желтый и даже красный и оранжевый цвета. А еще многим детям известны плоды этого дерева, которые они называют «носики». Название этого дерева очень простое – состоит всего из четырех букв, а первая буква «к»». Ученики находят и называют дерево. Выясняется, по каким признакам учащиеся могут опознать клен среди других деревьев. Учитель предлагает присмотреться внимательнее к дереву, к его листьям, плодам, объяснить, почему плоды клена называются крылатки – двухкрылатки. Обобщая наблюдения учащихся, учитель уточняет, что к каждому семени прикреплено небольшое крылышко, а двое семян прикрепляются друг к другу –получаетсядвухкрылатка. Учащиеся могут сами догадаться, для чего нужны крылышки семенам. Вот и еще семена-воздухоплаватели, как у березы.

Остановка-липа. Описание для опознания: «Листья этого дерева по форме очень похожи на золотые сердечки. А еще это дерево можно найти и узнать вот по таким маленьким темно-коричневым плодам-орешкам, которые собраны в гроздья»(учитель показывает и дает учащимся листья и плоды липы). После нахождения дерева учащиеся по просьбе учителя внимательно рассматривают плоды и обращают внимание на наличие у каждой грозди плодов тонкого крылышка. По предыдущему опыту школьники сами догадываются для чего плодам липы крылышки.

Можно сообщить некоторую интересную информацию о липе. В старину говорили про липу, что человека обувает, кормит и поит. Действительно, из липовой коры (лыка) плели обувь – лапти; липовый цвет дает очень вкусный и полезный мед; липовый отвар из цветов прекрасное лечебное средство от простуды.

Остановка –рябина. Предлагается описание: «Это удивительно красивое дерево легко найти благодаря гроздьям красных ягод». После нахождения дерева, уточняется его название. Название рябины с латинского языка переводится как «ловящая птиц». Рябина является настоящим украшением наших дворов и улиц. Учащиеся размышляют, почему такие яркие ягоды рябины. Только ли для красоты ей это нужно? Если были бы они, например, зелеными, были бы они такими заметными? Зачем нужно дереву, чтобы все сразу заметили ее плоды? Выясняется, что ягоды рябины любят многие птицы и даже лакомка медведь. Угощаясь ягодами рябины, звери и птицы способствуют распространению рябины. Вот почему ягоды рябины имеют такую яркую заметную окраску!

В народе приметили, «если рябины в лесу уродилось много, то осень будет дождливой, а зима – морозная». Эту примету можно проверить, насколько она верна.

Дальше выясняется, какие краски дала осень листьям рябины, по сравнению с другими деревьями, чем листья рябины отличаются от березы, клена, дуба по величине, форме (листья рябины крупнее и каждый лист состоит из большого количества небольших листиков; в целом лист напоминает перо).

Остановка –сирень. После знакомства с 2 – 3 деревьями, учитель подводит учащихся к одному из наиболее распространенных и известных кустарников – сирени, например. Обращает внимание на то, что ребята познакомились с несколькими деревьями, растущими в школьном дворе. Но здесь встречаются и другие растения, которые мы называем не деревьями, а кустами. Этот куст называется сирень, которая очень хорошо знакома учащимся по красивым весенним прекрасно пахнущим цветам. Предлагается сравнить дерево и куст: Чем же они отличаются? Размером? Нет, есть деревья тоже маленькие, невысокие, а кустарники очень даже высокие. Давайте посчитаем, сколько стволов у дерева, а сколько – укустарника. Да, у деревьев один ствол, а у кустарников всегда несколько и трудно сказать, какой из них главный – примерно все одинаковые. Но есть и сходство. Давайте потрогаем стволы деревьев. Какие они на ощупь – твердые или мягкие? Потрогайте стволы кустарника. Какие они на ощупь? Потрогайте для сравнения травинку, клевер». Делается вывод о том, что у деревьев и кустарников твердый (одревесневший) ствол, а у трав – мягкий.

По ходу экскурсии собираются плоды (желуди, каштаны, крылатки клена, сережки с семенами березы, орешки липы), шишки (сосны, ели), листья, знакомых детям растений, которые можно использовать для продолжения игры «Зоркий глаз».Суть игры: плоды (по несколько штук одного вида) помещают в непрозрачный мешочек. Учащиеся по желанию запускают руку в мешочек, не заглядывая в него, берут один плод и на ощупь определяют и называют его, а также говорят, чьи это «детки».

Листья деревьев размещаются, например, на планшете и также определяются учащимися (более сложный вариант – определениена ощупь с закрытыми глазами).

В процессе экскурсии (прогулки) учитель обращает внимание учащихся на встречающихся птиц, на некоторые, наиболее яркие их признаки, например, на черное с металлическим или фиолетовым отливом оперение грачей и белое кольцо у основания клюва, на черное оперение галок, но с серым «шарфом» на шее и т.п.

По дороге в школу учащиеся могут потренироваться в определении, какое растение является деревом, а какое кустом. По просьбе учителя учащиеся называют известные им растения, т.е. тренируются в узнавании деревьев и кустарников в процессе игры «Назови меня по имени»: учитель показывает дерево или кустарник, а ученики называют его.

Подведение итогов экскурсии. Учитель спрашивает: Что нового узнали на экскурсии? Что особенно удивило? Какое растение им больше всего понравилось? Почему?

Выясняются ответы на поставленные перед экскурсией вопросы. Учащимся предлагается поблагодарить природу – Госпожу Осень за чудесную прогулку, отдых на природе, а растения за то, что они поделились своими секретами.

Подчеркивается, что на других экскурсиях и прогулках учащиеся узнают еще много нового о знакомых объектах, а также познакомятся и с другими.

Учитель в конце экскурсии может предложить учащимся собрать букет из опавших листьев, понравившиеся плоды, чтобы потом использовать их для создания разных красивых вещей (аппликаций, поделок). Можно на земле выложить разноцветный ковер из собранных осенних листьев.

Учитель обращает внимание на то, что осенью в парках, скверах, вдоль дорог убирают опавшую листву. Нужно ли это делать? Учащимся сообщается информация о роли опавших листьев для почвы, растений и животных. Опавшие листья, перегнивая в почве, возвращают ей очень нужные питательные вещества, т.е. делают ее более плодородной для растений; защищают корни деревьев от вымерзания. Что же будет, если убирать листву? Учитель обобщает ответы учащихся, подчеркивает, что убирая листву в парках, человек лишает почву и растения необходимых питательных веществ. Кроме того в почве с перегнивающими листьями обитает множество дождевых червей, которые так необходимы почве для повышения ее плодородия. Без листвяной подстилки исчезают и другие насекомые, чьи личинки зимуют здесь. Таким образом, в парках, садах нельзя убирать опавшие листья. Но вдоль дорог это делать нужно, так как там вместе с листвой в почву проникает много ядовитых вредных веществ, что очень вредно для растений. (Информацию о роли опавшей листве лучше обсудить уже в классе при подведении итогов экскурсии).

 

 

Урок 3. Изменения в неживой природе осенью

Цель: умений различать объекты живой и неживой природы, учить устанавливать изменения в неживой природе по сравнению с летом и объяснять их причины.

Задачи:

– создать условия для закрепления элементарных понятий «неживая природа», «живая природа», представлений о предметах природы.

– содействовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся перечисляют существенные признаки понятий «живая» и «неживая» природа, перечисляют изменения в жизни неживой природы и объясняют связь между высотой солнца на небе и температурой воздуха, температурой воздуха и осадками, температурой воды в водоемах.

Оборудование: мультимедиапрезентация, разборная таблица с изображением различных предметов неживой и живой природы.

Ход урока

Оргмомент. Учитель спрашивает у учащихся, готовы ли они к уроку и напоминает, что для урока им необходимо учебное пособие, хорошее настроение и желание открывать секреты природы.

Введение в тему, целеполагание. « Мы живемвсе вместе, – говорит учитель, – в чудесном доме, который называется Природа. Не зря говорят «Природа – наш дом». Но кто еще, кроме нас живет в этом удивительном и загадочном доме? Да, многочисленные растения, разнообразные животные.Этот дом такой огромный, что путешествовать в нем надо на каком-то транспорте. Я предлагаю отправиться в путешествие на легком, пушистом и нежном облачке. Вы хотите? Тогда возьмемся за руки и представим, что мы летим на пушистом и нежном облаке, легко покачиваясь. Дует теплый, очень приятный ветерок. Нам очень хорошо. Но вот внизу, на земле мы увидели чудесную поляну, на которой еще даже цветут какие-то растения. Они приветливо нам улыбаются и приглашают здесь остановиться. На этой чудесной поляне спрятаны загадки. Хозяин поляны – старинный Дуб-великан.(демонстрируется слайд 2). На протяжении многих сотен лет он украшает лесную поляну, щедро осыпая землю, одаривая многих животных своими плодами- желудями. Хозяин леса приветствует нас ихочет проверить, как хорошо мы знаем наш природный дом.Загадки-испытания его мы и будем сегодня разгадывать. Но в путешествие с нами он отправил этого веселого Желуденка» (на слайде 2 появляется рисунок Желуденка).

Изучение нового учебного материала, актуализация ранее усвоенного. Предметы природы. Природа живая и неживая. Сначала учащиеся выполняют первых три задания, предложенные в учебном пособии к с. 6-7 (с целью экономии время учащиеся только называют предметы живой и неживой природы). Далее учащимся предлагается от имени Дуба-великана выполнить задания, предложенные на слайдах 3 – 4. Правильность выполнения задания учащиеся определяют сами с помощью сравнения своего ответа с предложенным на слайде (лишний рисунок на слайде удаляется с помощью анимации). Прочитав задание на слайде 5, учитель просит, чтобы подняли руки те учащиеся, кто знает, как выполнить задание. В зависимости от того, сколько учащихся подняло руки, учитель строит свою дальнейшую работу. В случае, если рук поднято мало, учитель организует работу учащихся под своим руководством. Правильность выполнения задания проверяется, как и в первом случае.

Для формирования понятий на уровне существенных признаков можно использовать игру «Да – нет». Учитель произносит утверждения, а учащиеся, если согласны с ними, говорят вместе «Да!», если не согласны – «Нет!»

Растения дышат, питаются, растут, размножаются.

Все неживое не питается, не дышит, не размножается.

Солнце – живая природа.

Животные растут, дышат, питаются, размножаются.

После игры на доске или слайде (слайд 6) строится схема: в один ряд выставляются рисунки с изображением живой природы, в другой – с изображением предметов неживой природы. Под первым рядом появляется слово «живая», под вторым – «неживая». После этого учитель спрашивает, какое слово объединяет все эти предметы; на схеме появляется слово «природа».

Рис. 1. Схема «Природа живая и неживая»

С помощью условных знаков в схему можно добавить признаки живой природы. Для обозначения признаков «неживая» используются те же слова, но зачеркнутые.

Изменения в неживой природе осенью по сравнению с летом. Игровое упражнение «Лето-осень» для закрепления знаний учащихся об осенних изменениях в неживой природе, их причинах: педагог начинает фразу, которую завершают учащиеся, например: «Солнце на небе летом находится высоко над землей, а осенью... (ниже)». Летом жарко, а осенью … (холодно). Осенью холоднее потому, что… Летом идет теплый дождь, а осенью … (холодный). Летом вода в водоемах теплая, а осенью … (холодная). Осенью вода в водоемах холодная, потому что … (холодно или солнце слабо греет т.п.).

Далее организуется игра «Что осенью бывает? Игра на основе чтения стихотворений (или демонстрации слайдов): учащиеся хлопают в ладоши (или понимают карточки с зеленым цветом, стучат легонько пальчиками по парте), если речь идет об осенних изменениях в природе. Отрывки стихотворений для проведения игры:

Чернеют сжатые поля, И берега у рек темнеют, И солнышко всё реже греет, И мерзнет по ночам земля. / А. Чернышев Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит./ А. Плещеев «Осень»
…Жаре давно уйти пора, Но всем назло стоит Жара. Сегодня, завтра и вчера Везде Жара, Жара, Жара... Ну неужели ей не лень Стоять на солнце целый день? / Э. Бицоева   Серый день короче ночи, Холодна в реке вода, Частый дождик землю мочит, Свищет ветер в проводах. Опадают листья в лужи, Хлеб убрали в закрома, До прихода зимней стужи Утепляются дома. / Г. Ладонщиков

После чтения учащиеся отвечают, о каких осенних изменениях в жизни неживой природы они узнали из стихотворений. Выясняется, как учащиеся понимают строку стихотворения «И солнышко всё реже греет,» (осенью меньше солнечных дней, чем летом). Полезно порассуждать, почему осенним дождям люди не рады (осенние дожди холодные, часто моросят на протяжении целого дня и даже нескольких дней), почему осенние дожди более холодные, чем летом.

Обобщение знаний об изменениях в неживой природе осуществляется на основе схемы, которая дана на слайде 7.

Задания для наблюдения в природе: узнать знакомые деревья в своем дворе возле дома, рассмотреть окраску их листьев.

Подведение итогов, итоговая рефлексия. Учитель обращается к учащимся со следующими словами: «Вот закончилось наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Как мы себя чувствовали? Кому мы скажем спасибо за интересные испытания?

Телеграмма от хозяина поляны Дуба и его Желуденка: «Ребята, спасибо. Вы молодцы, очень старались. Я уверен, что, изучая наш природный дом, вы будете друзьями природы, не будете никого обижать, о живых существах всегда будетезаботиться».

 

 

Урок 4. Золотая осень. Растения – часть живой природы.

Цель: сформировать элементарные понятия «деревья», «кустарники», «травянистые растения», продолжить учить различать растения ближайшего окружения.

Задачи: продолжить формирование конкретных представлений о растениях ближайшего окружения;

учить различать деревья, кустарники, травы, распознавать растения по их плодам и листьям;

учить видеть связи, существующие между растениями, животными и неживой природой;

содействовать актуализации чувств восхищения красотой золотой осени, ее красками, стимулировать потребность в использовании листьев, плодов, семян для создания творческих работ.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся различают деревья, кустарники, травы среди предложенных растений, объясняют, чем они отличаются, различают несколько растений по их плодам и листьям, объясняют связи, существующие между растениями и животными на конкретных примерах.

Оборудование: листья и плоды рябины, клена, дуба, березы, листья калины или сирени, плоды лопуха, рисунки этих растений или слайды с фотографиями, мяч, карточки с зеленым, красным и желтым цветом – «светофор».

Ход урока

Оргмомент. Учитель просит учащихся проверить, готовы ли они к уроку по предмету «Человек и мир», уточняет, что для этого нужно. Полезно напомнить, что нужно не только, чтобы учебное пособие, карандаши лежали на парте, но и было хорошее настроение и желание изучать удивительный мир природы.

Актуализация ранее освоенного учебного материала. «Золотая осень». Демонстрируется несколько кадров с фотографиями «золотой» осени (слайды – 2 - 4); по ходу их демонстрации читается четверостишие:

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой,

Как красив ты, лист цветной! (И. Михайлова)

Далее выполняются задания к с. 10 (кроме задания под № 3).

Актуализация ранее усвоенного учебного материала. Для решения задачиможно использовать игру «Назови нужное». Правила игры: учитель называет понятия (слова), а учащиеся, которым бросается мяч, называют объекты, которые относятся к ним. Например, учитель называет слово «природа» и бросает поочередно мяч 2-3 учащимся, которые называют, не повторяясь, предметы природы. В качестве таких общих понятий-слов нужно назвать: неживая природа, живая природа, растение, животное, дерево, кустарник.

Введение в тему, целеполагание. Учитель говорит, что учащиеся на уроке будут продолжать учиться различать известные для них растения, так как очень важно знать, кто рядом с нами живет в нашем природном доме. Растениям также приятно, когда знают их «имя» или когда благодарят, называя по имени. Учащимся предлагается проверить, готовы ли они «дружить» с растениями.

Изучение нового учебного материала. Растения – часть живой природы. Учащимся предлагается ситуативная задача: «Две подружки поспорили. Одна говорит, что береза – живая, а вторая утверждает, что нет: ведь она не движется. Как вы думаете, кто прав и почему?». Учитель организует решение задачи с помощью вопросов: Чтобы доказать, что права первая девочка, что нужно знать? (Признаки живой природы.) Назовите признаки живой природы. Если учащиеся забыли их, нужно напомнить схему. Теперь нужно выяснить, обладает ли береза этими признаками. Береза растет? Питается, чтобы расти? Дышит? Для чего в сережках березы образуются семена? Значит, береза размножается. Какой вывод можно сделать? (Береза – живая, а, значит, права первая девочка).

Деревья, кустарники, травы. Выполняются задания к с. 11 (кроме 5-го). Вместо задания 4 можно использовать карточки с заданием (слайд 5): Рассмотри рисунки. Соедини линией рисунки растений с названием группы, к которой они относятся. Задание выполняется индивидуально, а затем учащиеся в парах сверяют результаты своей работы, вносят, при необходимости, исправления. После демонстрации эталона ответа с помощью эффектов анимации на том слайде 6, учитель просит учащихся поднять руки тем, кто правильно выполнил задание, остальных – исправить ошибки.

Текущая рефлексия: Посмотрите на с. 11 учебного пособия и скажите, какие растения мы учились с вами различать?

Узнавание растений по их плодам и листьям осуществляется с помощью игр «Найди пару» и «С какой ветки эти детки?» На доске рисунки известных детям деревьев: березы, клена, дуба,рябины. На партах у обучающихся листья и плоды этих деревьев (работа в парах). Учитель просит объединить листья и плоды, принадлежащие одному дереву, но перед выполнением задания учитель говорит: «Ребята, прежде чем вы приступите к выполнению задания, покажите с помощью карточек светофора (см. рисунок 2), насколько сложно вам будет с ним справиться. У вас есть три карточки: кто знает, как выполнить задание, поднимите зеленую карточку; кто не знает и не может – карточку красного цвета; кто сомневается – желтого цвета». Цель работы с использованием приема «Зажги светофор» до выполнения задания – выявить самооценку каждого учащегося по данному вопросу и насколько данное задание посильно для них. По окончании работы светофор учащимися «зажигается» вновь, после того, как учащиеся сравнивают результаты своей работы с эталоном правильного ответа на слайдах 6-7: карточку с зеленым цветом поднимают те учащиеся, кто правильно выполнил задание, кто неправильно – карточку с красным цветом.

Рис. 2. Рисунок карточек светофора

Затем учитель дает описания листьев деревьев, плодов –учащиеся отгадывают и поднимают листья или плоды, о которых идет речь. Листья деревьев учащиеся или учитель прикрепляют к рисункам деревьев на доске (с помощью магнитов). Примерные описания листьев и плодов:

Лист крупный, с зубцами, как корона, осенью желтого, красноватого, багряного цветов. Плод двухкрылатка. (Клен)

Листья мелкие, осенью напоминают «золотые монетки», а плоды похожи на маленьких бабочек, собраны в «сережки». (Береза)

Листья напоминают перо птицы, плоды – яркие красные, украшающие дерево ягоды. (Рябина)

Листья продолговатые, с довольно глубокими выемками, плотные, плоды твердые, отполированные с «шляпкой». (Дуб)

Текущая рефлексия: Чему мы сейчас учились? Или: Что мы с вами сейчас делали? Какие растения мы с вами научились узнавать по их листьям и плодам? Встаньте те, кто научился узнавать растения… (называются те, которые были предметами изучения) по их плодам и листьям?

Изменения в жизни растений осенью. Установление изменений в жизни растений осенью на основе актуализации наблюдений учащихся и выполнения заданий к с. 10 (первых два задания), причин этих изменений.

Может быть организована игра «Светофор», если учащиеся работают в быстром темпе. Называются изменения в жизни растений, учащиеся поднимают карточку с зеленым цветом, если называются осенние явления, красный – если, называются другие:изменение окраски листьев на деревьях и кустах, листопад, распускание листьев, цветение деревьев, созревание плодов.

Как семена распространяются? Предлагается сюжетная игра «Юные исследователи». «Исследователи – это люди, которые изучаютчто-то новое, неизвестное, ищут ответы на сложные вопросы, – говорит учитель. Нам предстоит также найти ответ на сложный вопрос: Как распространяются семена некоторых растений?» Учащиеся рассматривают еще раз плоды с семенами, лежащие у них на парте и высказывают предположения, как они могут распространяться. Свои ответы ученики сверяют с рисунками учебного пособия на с. 13. Далее им предлагается плоды, которые распространяются с помощью животных (плоды репейника, череды) и кусочек ткани; учащиеся проверяют, как они могут зацепиться за шерсть зверей.

Текущая рефлексия: Что мы сейчас с вами исследовали? Можно ли по внешнему виду плодов определить, как они распространяются?

Контроль освоенного содержания на уроке можно провести с помощью игры «Да – Нет!». Учитель сообщает учащимся утверждения, которые говорят «Да!» и хлопают в ладоши, если с ними согласны, если не согласны – говорят «Нет!» и стучат легко пальчиками по парте.

Сирень, калина, шиповник – кустарники.

Береза, липа, сосна – кустарники.

Ромашка, одуванчик, клевер – травянистые растения.

У дерева один твердый ствол.

У кустарников несколько мягких стволиков.

У травянистых растений стебель мягкий, сочный.

Изменение окраски листьев, листопад связаны с похолоданием.

Вместо игры можно предложить задания, которые выполняются на основе слайдов мультимедиапрезентации (слайды 10 – 11).

Задания для наблюдения в природе: № 4 к с. 12-13.

Подведение итогов, итоговая рефлексия. Каким объектам живой природы был посвящен урок? Что больше всего понравилось делать на уроке? Что было трудным? Почему? Поднимите карточку с зеленым цветом те, кто считает свою работу успешной (правильно выполнял все или большинство заданий); те, кто считает, что работал активно на протяжении всего урока; кто старался и доволен своей работой на уроке.

 

 

Урок 5. Осенние плоды и семена – источник здоровья

Цель: обеспечить осознание первоклассниками значения свежих фруктов и овощей для сохранения и укрепления здоровья человека.

Задачи: расширить знания первоклассников об овощах и фруктах; сформировать представление о роли витаминов для укрепления здоровья детей;

– углубить знания о правилах гигиены при употреблении овощей и фруктов;

– учить принимать правильное решение в ситуации выбора продуктов питания;

– создать условия для развития познавательных процессов (внимания, мышления, памяти).

Основные ожидаемые результаты: учащиеся объясняют роль витаминов, как необходимых веществ для роста и развития организма, для предупреждения и борьбы с многими болезнями; объясняют значение лесных плодов, свежих овощей и фруктов как источников витаминов; различают овощи и фрукты на уровне перечисления, называют и объясняют правила гигиены при употреблении свежих овощей и фруктов; объясняют свое решение в ситуациях выбора продуктов питания.

Оборудование: мультимедиапрезентация, морковь, свекла красная, капуста, помидор, плоды шиповника, петрушка, укроп, лук, чеснок, яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, пакет из-под сока.

Ход урока

Оргмомент. Учитель просит учащихся повернуться друг к другу и пожелать успехов на уроке, интересной работы.

Актуализация ранее изученного учебного материала, введение в новую тему, целеполагание. Учащиеся отвечают на вопросы: О чем мы говорили на предыдущем уроке? Какие занятия осенью полезны для нашего здоровья?

Обращается внимание учащихся на то, что лежит на столе (на столе лежит морковь, свекла красная, капуста, помидор, плоды шиповника, лук, чеснок, апельсин, мандарин, лимон, груша, яблоко, пакет из-под сока). Учитель спрашивает, догадались ли учащиеся, о чем пойдет речь на уроке. Учащиеся называют те овощи и фрукты, которые они опознали. Учитель спрашивает, знают ли учащиеся, что общего у всех этих продуктов; что такое витамины, в каких продуктах особенно много витаминов. Учитель говорит о том, что Госпожа Осень дарит нам не только свежий бодрящий воздух для закаливания, запахи и красоту для приятных и полезных прогулок, но и такие полезные для здоровья вещества, как витамины.

Изучение нового учебного материала. Что такое витамины? Учитель говор


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.