Для родителей и их детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Для родителей и их детей дошкольного возраста

2017-11-16 286
Для родителей и их детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическая разработка

ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО – ГОВОРИМ ЛЕГКО!

Для родителей и их детей дошкольного возраста

 

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Желаете ли вы помочь своему ребенку научиться говорить красиво и четко?Если ответ положительный, тогда следует обратить внимание на его обучение правильному дыханию. Но как это сделать дома, без помощи логопеда? Данная методическая разработка поможет вам в этом.

Прежде чем приступить к описанию игр по развитию дыхания, следует отметить, что формирование речевого дыхания должно проходить поэтапно - от простого к сложному.

Перечисленные ниже игры и упражнения приведены с учетом поэтапного формирования речевого дыхания, а именно:

1. Игры первого этапа направлены на формирование диафрагмального дыхания;

2. Игры второго этапа направлены на выработку более длительного вдоха и более продолжительного выдоха;

3. Игры третьего этапа на развитие фонационного (озвученного) выдоха;

4. Игры четвертого этапа направленные на развитие речевого дыхания;

5. Игры пятого этапа направленные на тренировку речевого дыхания в процессе произнесения фразы.

Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот - «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (в пределах 3-5 минут). Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения голодному ребенку, а также еслионплотно поел. Выполнять дыхательные упражнения надо в хорошо проветренном помещении или на воздухе.

Итак, приступим…

 

Дыхательные упражнения на формирование диафрагмального дыхания

 

Бегемотик»

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

 

Качели»

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

 

Методические указания. В играх первого этапа вдох и выдох производится через нос.

Надуй шарик»

Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс. Повторить 3-5 раз.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем;

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Часики»

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки за голову. Медленно наклониться вправо – вдох (живот втянуть). Вернуться в исходное положение - полный выдох (живот расслабить).

Тик – так, тик – так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

 

Листопад»

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» - сдувать листочки с ладони.

Снегопад»

Оборудование: «снежки» из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.

Мой воздушный шарик»

Оборудование: воздушные шары.

Ребенок должен надуть воздушный шар, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным текстом:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

 

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

5. «Катись, карандаш!»

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Воздушный шарик»

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

 

7.«Плыви, кораблик!»

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

Бульки»

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

—Давай сделаем веселыебульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух. Другая из возможных проблем – ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки – прозрачную трубочку из твердой пластмассы. Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Мыльные пузыри»

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра – коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость.

 

Ослик», «Тянем ниточку»

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести:“И – И – И – И – И”.

 

Девочка огорчилась»

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “Э – Э – Э – Э – Э”.

7. «Ветер»

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф... Активный выдох.

Жуки»

Оборудование: предметная картинка «жук».(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

9. «Змейка»

Ход игры: Предложите ребенку поиграть в змею. Игра проводится на ковре.

- Давай поиграем в змею! Вылезла змейка из нор и греется на солнышке. Змея шипит: «Ш-Ш-Ш!» Напомните ребенку, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Насос»

Ход игры: Предложите ребенку поиграть в насос. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

Давайте возьмем насосы и накачаем колеса велосипеду – вот так; «С-С-С» - работают насосы! Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох.

Веселое путешествие»

Предложите ребенку подвижную игру.

Давай поиграем в машинки – машинка едет и сигналит: «БИ – БИ». А теперь превратимся в паровозик - «ТУТУ!»

Покажите, как едет машинка, — походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад. Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ!

Птицы разговаривают»

Предложите ребенку поиграть в птичек.

- Давай поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. «КО-КО-КО» - говорит курочка, «КУ-КУ! КУКУ!» - кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» - крякает утка, «КУ-КА-РЕ-КУ!» - заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК», - чирикает воробышек. Побуждайте детей повторять за вами «разговор» птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы ребенок произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

4. Игровые задания и упражнения

“Эхо”. Заблудились мы в лесу, закричали мы “Ау!”.

“Разговор игрушек”. Произнесение слоговых сочетаний: па – по – пы – пу, пу – ба – по – бо.

“Разговор инопланетян”: вы – ву – вы – ву,ва – фа – ва – фа.

“Кто как голос подает”. Кукушка: “Ку – ку, ку – ку” Лошадка: Иго – го - о – о. Кошка: “Мяуууу”. Собака: “Гавввв, Афффф”, Курочка: “Ко – ко – ко – ко”. Петух: “Ку-ка-ре-ку”

“Позовем голубей” (гули – гули – гули).

Несли тяжелую вещь, поставили на место: “Ух! Ух! Ух!”

Поезд»

Оборудование: схемы слов – «вагончики», предметные картинки из серий: «Игрушки», «Овощи» и др.

Показывается предметная картинка и взрослый проговаривает фразу типа: «Это яблоко» и выставляет два вагончика. Ребенку предлагается дополнить фразу одним новым словом – добавить к поезду «вагончик». Например, ребенок может сказать: «Это большое яблоко». Следующий, например, взрослый, скажет: «Это большое красное яблоко». На каждое добавленное слово присоединяется «вагончик».

Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох. Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы – с паузой через 3-4 слова.

Веселые движения»

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).

Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).

И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.

Потягушеньки»

Ребенок произносит стихотворный текст, сопровождая его движениями:

Потягушеньки моей душеньке.

Тяну ноженьки, тяну рученьки. (Поднимание стоп на носки, руки расходятся через стороны вверх).

Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки напряжены, согнуты в локтях в положении поднятой штанги).

Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка).

Произнеси на одном выдохе»

Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка).

Произнеси чистоговорку»

Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3 – 4 слов на выдохе, например, “Лола мыла куклу Милу”.

Произнеси чистоговорку»

Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: “Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила”.

 

 

Приведенные выше упражнения для развития речевого дыхания не требуют ничего сложного, если правильно преподнести их чаду. Если Вы родитель и стремитесь вырастить здорового и крепкого малыша, то комплекс дыхательной гимнастики должен выполняться и Вами лично. Только своим примером можно привлечь малыша к веселой игре.

  Список литературы 1. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Л. И. Беляковой – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. - (Логопедические технологии). 2. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Москва: Просвещение, 1977. – 92, [3] с. 3. Гуськова, А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет [Текст] / А. А. Гуськова - М.: Сфера, 2011. – 145 с. 4. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с. 5. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. – М.: Владос, 1994. – 344 с.  

 

Методическая разработка

ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО – ГОВОРИМ ЛЕГКО!

Для родителей и их детей дошкольного возраста

 

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Желаете ли вы помочь своему ребенку научиться говорить красиво и четко?Если ответ положительный, тогда следует обратить внимание на его обучение правильному дыханию. Но как это сделать дома, без помощи логопеда? Данная методическая разработка поможет вам в этом.

Прежде чем приступить к описанию игр по развитию дыхания, следует отметить, что формирование речевого дыхания должно проходить поэтапно - от простого к сложному.

Перечисленные ниже игры и упражнения приведены с учетом поэтапного формирования речевого дыхания, а именно:

1. Игры первого этапа направлены на формирование диафрагмального дыхания;

2. Игры второго этапа направлены на выработку более длительного вдоха и более продолжительного выдоха;

3. Игры третьего этапа на развитие фонационного (озвученного) выдоха;

4. Игры четвертого этапа направленные на развитие речевого дыхания;

5. Игры пятого этапа направленные на тренировку речевого дыхания в процессе произнесения фразы.

Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот - «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (в пределах 3-5 минут). Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения голодному ребенку, а также еслионплотно поел. Выполнять дыхательные упражнения надо в хорошо проветренном помещении или на воздухе.

Итак, приступим…

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.