Основные методологические принципы психологии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Основные методологические принципы психологии

2017-11-16 661
Основные методологические принципы психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принцип детерминизма – психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий.

Культурно-историческая концепция Выготского Л.С.- природные механизмы психических процессов преобразовываются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов.

Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности) (Рубинштейн С.Л.) - сознание и деятельность являются не тождеством, а единством.

Принцип развития – психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности.

Вспомогательные принципы психологии

Принцип объективности психологического исследования – для того чтобы сделать верный научный вывод, необходимо учесть как можно больше факторов, влияющих на психическое явление или процесс.

Принцип системности (психофизического единства) – психика и физиология связаны, но в психологических исследованиях, физиологические методики должны быть вспомогательными.

Принцип индивидуализации - необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

Эволюционный (генетический принцип) – предметом исследования должен быть переход с одного уровня развития на другой.

Принцип педагогизации – изучаем, обучая.

Принцип активности – личность - активно преобразует действительность, субъект и объект общественных отношений.

Принцип историзма – личность развивается в определенных исторических условиях и не может существовать вне их.

Соотношение понятий методология, метод, методика.

Методология – диалектико – материалистическое понимание предмета психологии.

Методологические принципы психологического исследования – требования к построению исследования.

Методы исследования – способы получения фактов о проявлениях психики, отвечающие методологическим принципам.

Методики исследования – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

Обработка материалов

Выводы

Лекция 2. Психика и ее развитие

Основные вопросы.

1. Происхождение и развитие психики.

2. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

3. Отличия психики животных и человека.

4. Мозг и психика, функции психики.

5. Специализация полушарий головного мозга.

6. Происхождение и развитие сознания.

7. Деятельность и ее роль в становлении человека

 

Происхождение и развитие психики.

Психика- свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность на основе формируемого при этом психического образа, целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведения.

Функции психики - отражать и регулировать.

Раздражимость – свойство белковых молекул реагировать на воздействия, входящие в процесс обмена веществ.

Саморегулирование – избирательное отношение к внешним раздражителям.

Чувствительность - способность реагировать на нейтральные, биологические незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий.

Элементарная сенсорная психика - способность отражать отдельные свойства среды.

Перцептивная психика - психическое отражение животными целостных вещей.

Развитие психики связано с необходимостью приспосабливаться.

 

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

Процессы (познавательные, эмоционально-волевые).

Состояния

Свойства личности.

 

Отличия психики животных и человека.

Животные – психическое отражение действительности.

Человек - сознательное отражение действительности.

Почти все в поведении и психологии животного приобретается наследственным путем и путем стихийного научения. У человека добавляются сознательно регулируемые процессы – обучение и воспитание. Таким образом, человек – социально-природное существо, с различными и общими чертами с животными.

 

Мозг и психика, функции психики.

Психика – свойство мозга, психическая деятельность осуществляется с помощью специфических физиологических механизмов, которые обеспечивают восприятие воздействий, преобразовывают их в сигналы, планируют и регулируют поведение.

Функции психики - отражать и регулировать.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.