Читаем источник опись сельца григорково Ростовского уезда 1679 года — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Читаем источник опись сельца григорково Ростовского уезда 1679 года

2017-11-15 579
Читаем источник опись сельца григорково Ростовского уезда 1679 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Алексей Матвеевич Лужин в 1658 году купил пустошь Гри­горково. Перевел сюда из своего села Костромского уезда вот­чинный двор и пустошь обустроил: лес рассек и пашню распахал, сенные покосы расчистил... сад насадил, и конюшню построил, и скотный двор, и крестьянина переселил. Приказал (перевезти его из другого поместья и выдать ссуду) на хлеб и на лошадей, и на корову, и на овцы, свиньи, и на куры, и на всякую мелкую живность, и на дворовое строение 50 рублей».

(Сазонова Е. Н. Документы из частных дворянских архивов XVII—XVIII вв. в собрании А. А. Титова //История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов, 1995. С. 17)

 

1. Какие новые явления в экономике России XVII века вы можете назвать?

2. С чем связано расширение торговли в этом столетии?

3. Кто такие «гости» и члены «гостиной сотни»? Назовите представителей этих групп населения.

4. Расскажите о деятельности одного из ярославских купцов.

5. Внимательно прочитайте источник. Охарактери­зуйте положение крепостного крестьянина в XVII ве­ке, используя свои знания по истории России и дан­ные приведенного источника.

6. Как развитие ремесла и торговли отразилось на культуре края?

7. Почему в Древней Руси предпочитали строить жи­лые дома из дерева?

8. Почему именно в XVII веке стали строить не толь-

ко храмы, но и дома из камня?

9. В чем причина расцвета архитектуры Ярославско-

го края в XVII веке?

10. Какие выдающиеся произведения живописи XVII ве­ка вы знаете?

ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

В ПЕРИОД ПЕТРОВСКИХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

 

В первой четверти XVIII века в экономике, политиче­ском строе и культуре России произошли огромные измене­ния. Проведенные Петром I реформы оказали большое влияние как на всю страну, так и на Ярославский край. Петр I много раз посещал наш край. Такие частые посеще­ния царя объясняются тем, что еще в 1693 году было от­крыто постоянное почтовое сообщение между Москвой и Архангельском. Один-два раза в неделю из Москвы в Ярославль по почтовому тракту отправлялась тройка ло­шадей, которая перевозила казенные и частные бумаги и государственных чиновников, ехавших по казенной на­добности. Поскольку царь часто выезжал в Архангельск по делам флота, проездом он бывал и в Ярославле. Сейчас историки говорят, что царь Петр шесть раз посетил Яро­славль. Кроме того, он бывал в Ростове и Переславле.

 

«Потешная флотилия»

Есть еще одно место в Ярославском крае, куда царь надолго приезжал по делам государственной важности — это Плещееве озеро близ Переславля. Оно стало местом

строительства первой русской флотилии. Весной 1688 года царь

Петр Алексеевич начал строить свой первый «потешный» флот для военных учений. К работам были привлечены переславские рыбаки «государевой рыбной сло­боды». На южном берегу озера недалеко от деревни Веськово были построены царский дворец, мастерские, избы для мастеровых Учения людей и корабельная верфь. Всего было построено около ста боль­ших и малых кораблей. На самом

большом из них — корабле «Марс» — было установ­лено 30 корабельных пушек. Летом 1692 года в Пере-славль прибыл весь царский двор, все корабли торже­ственно спустили на воду и начались военные учения флота.

Но использовать этот флот в настоящих военных действиях было нельзя, так как он находился во внут­реннем озере, откуда не было выхода к внешним мо­рям. Тем не менее царь Петр, уезжая строить флот в Архангельск, приказал собрать все переславские корабли в устье реки Трубеж, составить опись всего корабельного имущества, охранять и беречь корабли.

Так случилось, что царь смог снова увидеть свой пер­вый флот через много-много лет, только в 1722 году. Проезжая через Переславль, Петр решил проверить состояние флота и обнаружил корабли в очень плохом со­стоянии. Император был разгневан и там же в Перес л аи­ле написал свой грозный Указ воеводам переславским:

Надлежит вам беречь остатки кораблей и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потом­ках ваших, яко пренебрегших сей Указ.

Петр.

7 Февраля 1722 года».

И берегли его переславские власти, и поддержива­ли, как могли, на протяжении многих десятилетий. Но в 1783 году случился в Переславле страшный по­жар, во время которого вместе с городом сгорела и бывшая потешная флотилия. Остался только бот «Фортуна» (ботик Петра I), который в начале XIX века положил начало первому музею этого флота. Пере­славль после всех этих событий стали называть роди­ной русского флота.

 

Реформы на территории края

Влияние реформ на жизнь населения края было сложным и неоднозначным. Государству нужны были деньги, и в стране вводились дополнительные денежные сборы, например, за право носить бороду и усы. Запла­тившим этот сбор выдавался специальный медный же­тон — «дородовой знак» с изображением усов и бороды и надписью «Деньги взяты». Караульный пост, соби­равший эту пошлину, находился у ворот Знаменской башни в Ярославле. Сохранились сведения, что за 1711 год, например, караульные собрали 360 рублей.

Ярославцы несли и другие повинности. Во время Азовских походов жители края собрали более шести ты­сяч рублей для строительства флота в Воронеже. После поражения русских войск под Нарвой царь приказал снимать с церквей колокола и переплавлять их на пуш­ки. Многие церкви Ярославской земли потеряли из-за этого указа до одной четверти своих колоколов.

В конце правления Петра I был введен единый под­ушный налог — подушная подать, которая взималась с душ мужского пола. По ревизии 1721 года, в Ярославле было около 10 тысяч душ мужского пола, и они заплати­ли подушной подати свыше 75 тысяч рублей. В отдель­ные годы ярославцы выполняли и другие повинности.

Некоторые ярославские историки считали, что по сравнению с XVII веком, «золотым веком» Ярославля, в XVIII город переживал время упадка. Наиболее отчетли­во эту мысль выразил известный ярославский историк XIX века Л. Н. Трефолев. Он писал об этом так: «Яро­славль опустился на ступень весьма заурядного провин­циального города и заснул глубоким, мертвым сном».

Причину этого историк видел в том, что после выхо­да России к Балтийскому морю торговля с Европой, кото­рая раньше шла через Архангельск, переместилась на Балтику. Города, расположенные на пути в Архангельск, в том числе и Ярославль, теперь оказались в стороне от международной торговли и понесли большие потери.

Ярославль действительно многое потерял. Но он все-таки остался крупным экономическим центром. Во-первых, потому что продолжал играть важную роль в волжской торговле. Во-вторых, потому что в 1706 году была построена Вышневолоцкая водная система, связав­шая Волгу с Санкт-Петербургом через систему каналов, водохранилищ и рек. Эта водная система позволила Ярославскому краю установить прямые торговые связи с Петербургом. В-третьих, в Ярославле было несколько тысяч искусных ремесленников, богатые купеческие династии, давние традиции ремесленного производства и торговли. В 1710 году ремесленники и торговцы, к примеру, составляли 80 % населения города. Все эти причины помогли Ярославлю не только приспособиться к реформам Петра I, но и занять очень заметное место в хозяйственной жизни страны.

В первой четверти XVIII века в Ярославле появи­лись первые казенные мануфактуры. Сначала был осно­ван государев Шляпный двор, на котором в 1710 году работали 1 мастер, 7 работных людей и 1 ученик. Дей­ствовал государев Суконный двор, на котором работали 2 мастера из Москвы и 20 рабочих из посадских людей. Перепись 1710 года называет также два частных коже­венных двора купцов Лузиных, на которых было занято более 60 работников.

Самым необычным для Ярославля предприятием стал построенный в 1710 году Оружейный двор. Осно­вой для него послужило кузнечное дело, с давних пор процветавшее в городе. Для Оружейного двора было возведено 10 производственных помещений, несколь­ко сараев и амбаров для готовой продукции, а также несколько кузниц. Это было крупное для своего вре­мени предприятие. В качестве рабочей силы использо­вались местные кузнецы, а также пленные шведы, в большом количестве попавшие в Россию после Пол­тавской битвы.

Для их обучения оружейному делу были привезены мастера из Тулы. Для тульских оружейников в Кро-хиной слободе и слободе Киселюха было построено 117 изб. Эти факты говорят о больших масштабах про­изводства. В августе 1711 года Оружейный двор дал пер­вую продукцию — пехотные кремневые ружья «фузеи», которые были очень нужны русской армии, давно вое­вавшей со Швецией в Северной войне.

Но, к сожалению, почти все эти казенные предпри­ятия сгорели во время огромного пожара, истребившего почти весь Ярославль в 1711 году, и больше не возобнов­ляли своей работы.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.