Тема 6. Проблема гендерных отношений в социологии спорта — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 6. Проблема гендерных отношений в социологии спорта

2017-11-16 503
Тема 6. Проблема гендерных отношений в социологии спорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекционный материал.

Понятие гендера. Феминизм и гендер, гендерные роли, гендерная социализация, гендерное равенство. Социальные истоки возникновения и развития гендерной проблематики в социологии спорта.

Гендерные роли и спортивная деятельность. С. де Бовуар о роли спорта в жизни женщины в работе «Второй пол». Гендерная социализация и спорт. Феминизация современного спорта.

Динамика социальных стереотипов в сфере спортивной деятельности.

Гендерная проблематика в американской философии и социологии спорта.

М.Дункан. «Политика женских образов и действий…» Иллюстрация социально-психологического и идеологического механизмов возросшей популярности занятий оздоровительным спортом в американском обществе. Анализ стимулов к занятиям, основных мотивов и тайного смысла спортивной деятельности как воспроизводства идеала, сформулированного мужчинами. Политика средств массовой информации в изображении данного идеала и модного образа жизни.

А.Янг. «Отлучение женщин от спорта: концептуальное и экзистенциальное пространство» Автор выявляет причины гендерного неравенства в спортивных состязаниях. Основные из них - мужская природа спортивных состязаний и традиционное отношение к женскому телу как объекту управления мужчиной.

Д.Инглиш «Сексуальное равенство на спортивных состязаниях», Р. Симон «Справедливость гендера и несправедливость в атлетике» и другие работы.

Отечественные научные исследования в области женского спорта. Традиция и перспективы развития. Исследование гендерной проблематики в отечественной теории и социологии физической культуры и спорта.

Самостоятельная работа.

Политика средств массовой информации в изображении данного идеала и модного образа жизни.

Д. Инглиш «Сексуальное равенство на спортивных состязаниях», Р. Симон «Справедливость гендера и несправедливость в атлетике».

 

Тема 7. Спортивная деятельность, девиантное поведение и социальный контроль

Лекционный материал.

Спорт как модель и средство социального контроля.

Макс Вебер «Экономика и общество»: игра как механизм поддержания порядка и социального контроля, социальные институты как механизм социального контроля. Харизматический характер спортивной деятельности. Соревнование как модель социального поведения человека.

Спорт как средство профилактики девиантного поведения. Спорт - средство перевоспитания «трудных» подростков. Физическая культура и спорт в пенитенциарных учреждениях.

Спорт как средство снятия эмоциональной агрессии. К.Лоренц «Агрессия»: «инстинкт агрессии» и спортивная деятельность. Агрессивность инструментальная и эмоциональная. Инструментальная агрессивность и спортивная деятельность.

Спортивная деятельность и снятия эмоциональной агрессивности. Спорт как экстремальная деятельность и экстремизм. Экстремальность в спорте, экстремальные виды спорта и экстремизм. Экстремизм как побочный продукт экстремальности. Вандализм футбольных болельщиков.

Спорт высших достижений в контексте теории девиантного поведения.

Спорт высших достижений как особая сфера деятельности элиты. Особенности социализации в сфере спорта высших достижений и проблема социальной самоидентификации спортсменов после завершения спортивной карьеры.

Самостоятельная работа.

Агрессивность инструментальная и эмоциональная. Инструментальная агрессивность и спортивная деятельность.

Экстремальность в спорте.

Спорт высших достижений как особая сфера деятельности элиты.

Тема 8. Физкультурное образование как социальный институт

Лекционный материал 1.

Категория «образование»: социально-философская интерпретация (В. фон Гумбольдт), педагогическая интерпретация понятия (воспитание, обучение, образование), социологическое значение понятия (образование как социальный институт).

Социальные функции образования: познавательная (трансляция знаний и опыта, распространение знаний о технологиях, распространение знаний о новациях) социальная (обеспечение социальной динамики, регулирование отношений в обществе); гуманистическая (культивирующая и развивающая интеллектуальные и творческие способности, потенциал личности).

Социально-педагогический аспект образования: социализация (идентификация, индивидуализация и персонализация); адаптация (внутрисоциальная, трансрегиональная, транснациональная); интеграция (ролевая и карьерная).

Категория «физическое образование». П.Ф.Лесгафт о физическом образовании как о способности человека управлять и владеть своими действиями (методологическая база – теория Ламарка).

Категория «физкультурное образование» - предполагает уровень культуры личности, при котором человек становится способным самостоятельно моделировать свой образ жизни, стиль жизни и состояние здоровья. (90-е гг. ХХ века).

Лекционный материал 2.

Развитие концепции высшего профессионального физкультурного образования:

1 этап. Высшие курсы П.Ф.Лесгафта – первое образовательное учреждение, включающее подготовку специалистов по физическому образованию университетского типа. (либеральная модель образования).

2 этап. С 1931 до конца 1980-х гг. – изменение концепции образования от либеральной к профессионально-прикладной.

3 этап. В 1995 г. принят образовательный стандарт, по своему содержанию соответствующий либеральной модели образования.

2003 г. – начало 4 этапа развития высшего профессионального физкультурного образования – участие в Болонском процессе.

Физкультурное образование как социальный процесс: профессиональное (педагогическое, тренерское, управленческое, предпринимательское и т.п.), непрофессиональное – возрастное (детское, ювенологическое, акмеологическое, геронтологическое) и необходимое для профессиональной деятельности (для силовых структур, для руководящих работников и т.п.).

Функции физкультурного образования как социального института: универсальная (выработка знаний о человеческой психофизике, ее развитии и функционировании); специальная (обеспечение знаний, умений и навыков по сознательному формированию и поддержанию человеческой психофизики); специальная спортивная (выработка знаний и умений по отбору, подготовке и обеспечению высокого уровня спортивной деятельности).

Функции университетской модели высшего профессионального физкультурного образования в обществе, реализуемые в нем общественные потребности и соответствующий им уровень образования.

Самостоятельная работа.

Категория «физкультурное образование».

Концепции высшего профессионального физкультурного образования.

Университетские модели высшего профессионального физкультурного образования в обществе.

Физкультурное образование как социальный институт.

Виды физкультурного образования.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.