Характеристика факторинговых операций в ВЭД — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Характеристика факторинговых операций в ВЭД

2017-11-18 393
Характеристика факторинговых операций в ВЭД 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В международной практике факторинг чаще всего определяется как соглашение между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом). В соответствии с этим соглашением поставщик уступает финансовому агенту денежные требования, вытекающие из купли-продажи товара (оказания услуг, выполнения работ), а финансовый агент в свою очередь выполняет по меньшей мере две из следующих функций:

- финансирование поставщика (включая заем и авансирование);

- ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;

- предъявление к оплате денежных требований;

- защита от неплатежеспособности должников.

Роль финансового агента (фактора) при этом выполняет специализированная (финансовая) факторинговая компания или банк, имеющий лицензию на осуществление факторинговых операций [1].

В Банковском кодексе Республики Беларусь понятие факторинга определено в статье 153. Так, по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) одна сторона (фактор) – банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом.

Под дисконтом понимается разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору. Размер дисконта, способ его расчета и порядок уплаты определяются в договоре факторинга. Условиями договора факторинга дополнительно могут быть предусмотрены иные виды вознаграждения, взимаемого фактором, за предоставление кредитору других финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. Такая комиссия, которую взимает факторинговая компания, обычно включает в себя:

- процент от оборота поставщика;

- фиксированный сбор за обработку документов по каждой поставке;

- процент за пользование денежными ресурсами (полностью относится на себестоимость продукции);

- помимо этого, факторинговая компания может взимать и другие платежи, например, за каждый день просрочки платежа покупателями.

Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются фактору. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет фактора деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого фактор переводит остаток суммы поставщику.

 

Рисунок – Схема факторинга

 

Виды факторинга

1. По месту проведения различают два основных вида факторинга:

При_внутреннем факторинге сторонами договора являются резиденты страны. При_международном одна из сторон договора факторинга (поставщик, покупатель или фактор) является нерезидентом.

 

Рисунок – Схема международного факторинга

 

К международному факторингу относят:

- факторинговое обслуживание внешней торговли;

- открытие факторинговой компанией своих филиалов и представительств в других странах для обслуживания как внутренних, так и экспортно-импортных операций фирм этих стран.

2. Факторинг с правом и без права регресса:

При факторинге с правом регресса в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме клиент, переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства. В случае факторинга без права регресса при невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (в рамках выплаченного финансирования клиенту).

3. По форме заключения договора – факторинг скрытый и открытый:

При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же скрытого факторинга покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.

4. Факторинг, предусматривающий либо не предусматривающий финансирование клиента:

При факторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступает фактору право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, цене и в дальнейшем возмещаются поставщику в момент поступления платежа за товар. Получение такой услуги отвечает потребностям предприятия, так как позволяет ему превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала, сократить неплатежи.

Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент фактора, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора, задача которого состоит в получении причитающегося в пользу клиента платежа в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре.

5. Факторинг экспортный и импортный:

При экспортном факторинге экспортер заключает договор в своей стране. В этом случае факторинговая компания принимает на себя кредитный риск, а оценка кредитоспособности плательщика и инкассирование документов по его поручению производится факторинговыми компаниями страны-импортера. Импортный факторинг применяют в тех случаях, когда от фактора не требуется кредитование экспортера против переуступки экспортной выручки. Как правило, это связано с невозможностью для фактора-импортера напрямую кредитовать зарубежную коммерческую фирму, а также с отсутствием доверительных взаимоотношений между факторами.

6. По объему оказываемых услуг выделяют факторинг полный и частичный:

Полный факторинг включает комплексное обслуживание клиента, включающее кредитование товаров отгруженных, ведение для клиента бухгалтерского учета, консультирование его по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, временного получения платежей, а также информирование его о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей и т.п. За клиентом практически сохраняются только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, выполняющих функции которые принимает на себя банк как фактор. Частичный факторинг ограничивается выполнением отдельных операций: уступка права требования, инкассирование дебиторской задолженности.

7. По количеству фактор-фирм выделяют однофакторный, двухфакторный и многофакторный факторинг:

При однофакторном факторинге в сделке принимает участие только одна фактор-фирма (банк), предоставляющий факторинговое обслуживание. Двухфакторный факторинг предполагает, что в сделке участвуют два фактора, каждый из которых обслуживает своего клиента. При многофакторном факторинге поставщик переуступает все свои долговые требования сразу нескольким банкам или факторинговым компаниям в целях уменьшения риска неправильного выбора финансового агента.

Преимущества факторинга:

Факторинговое обслуживание ускоряет оборот капитала поставщика. Ему обеспечивается своевременное поступление платежей даже при временных финансовых затруднениях. Улучшается оборачиваемость средств в расчетах; снижается риск появления сомнительных долгов; упрощается структура баланса. Ускоряется оборачиваемость средств при взаиморасчетах между покупателем и продавцом, создаются условия для успешной производственной деятельности обоих. Фактор, становясь собственником неоплаченных требований, берет на себя риск их неоплаты – по существу обеспечивает непрерывным краткосрочным кредитом поставщика, к тому же освобождает его от издержек по страхованию кредита. При полном факторинговом обслуживании эффективность возрастает за счет услуг, дополнительно оказываемых поставщику. Для факторинговой компании имеют значение расширение клиентуры, объем и перечень услуг и плата за них. Покупателю факторинг может быть выгоден и тем, что позволяет мобилизовать денежные ресурсы для платежа в заранее оговоренные сроки [2].


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.