Деятельность Банка России как мегарегулятора — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Деятельность Банка России как мегарегулятора

2017-11-18 477
Деятельность Банка России как мегарегулятора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мегарегулятор – форма организации регулирования и надзора за участниками и инфраструктурой фин рынка в стране в рамках единого гос органа.

Основная цель его создания заключается в одновременном обеспечении устойчивости фин сектора как на макропруденциальном (минимизация системного риска фин рынка), так и на микропруденциальном уровне (поддержание устойчивого фин положения отдельных фин посредников для защиты интересов вкладчиков, кредиторов и инвесторов).

К ключевым задачам деятельности мегарегулятора относятся:

– формирование целостной стратегии развития фин сектора;

– организация надзора за фин группами на консолидированной основе;

– минимизация возможностей для арбитража участников рынка на регулирующих нормах;

– обеспечение эффективного макропруденциального анализа рисков, влияющих на фин сектор;

– унификация подходов к надзору за отдельными сегментами финансового сектора в рамках построения системы макропруденциального регулирования;

– сокращение бюджетных издержек в результате экономии на масштабе деят-ти органа регулирования;

– разработка комплексных антикризис. планов и программ реструктуризации фин сектора в случае кризиса.

Банк России в новом статусе, с наделением его новыми полномочиями были расширены цели его деятельности. Ранее установленные цели (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы) были дополнены двумя новыми:

· развитие российского финансового рынка

· обеспечение его стабильности.

Чтобы Банк России мог на практике выполнять функции мегарегулятора фин рынка, он был наделен рядом новых полномочий, которые ранее реализовывала ФСФР России. К нему перешли полномочия ФСФР России по нормативно- правовому регулированию фин рынка (без наделения правом представлять в Правительство РФ проекты ФЗ). Помимо того, теперь Банк России осуществляет полномочия по контролю и надзору за фин некредитными организациями.

Кроме того, Банк России осуществляет контрольные и надзорные полномочия в отношении эмитентов при осуществлении ими деят-ти на фин рынках, а также в сфере корпоративных отношений в АО. В этих сферах Банк России осуществляет контроль и надзор в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Регулирование, контроль и надзор за некоторыми сегментами фин рынка выведены за пределы компетенции Банка России. Так, Минфин России осуществляет регулирование в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

В связи с появлением у Банка России новых полномочий произошли изменения и в его внутренней структуре органов управления.

Во-первых, несколько изменился состав и компетенция совета директоров Банка России, в который теперь должны входить не 12 членов, а 14.

Во-вторых, изменился срок полномочий председателя ЦБ, который теперь составляет 5 лет.

В-третьих, создан действующий на постоянной основе новый орган, осуществляющий регулирующие, контрольные и надзорные функции ЦБ в сфере фин рынка – Комитет фин надзора (аналог комитета банковского надзора).

В связи с интеграцией ФСФР России в структуру Банка России создано специальное подразделение – служба Банка России по фин рынкам (СБРФР). В течение ближайших нескольких лет именно СБРФР будет непосредственно обеспечивать исполнение Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере фин рынков. Задачами СБРФР являются:

− участие в развитии фин рынка РФ и его инфраструктуры;

− участие в обеспечении стабильности фин рынка РФ, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

− проведение анализа состояния и перспектив развития фин рынков в части сферы деят-ти некредитных фин организаций;

- формирование конкурентной среды на фин рынке РФ;

Основными функциями СБРФР являются:

− регистрация выпусков (доп) эмиссионных цб, их проспектов и отчетов об итогах выпуска;

− лицензирование деятельности фин некредитных организаций;

− контроль и надзор за деятельностью фин некредитных организаций;

− согласование и регистрация документов фин некредитных организаций;

С 3 марта 2014 г – ликвидация службы, вместо нее – 9 структурных подразделений!!!

· Департамент развития финансовых рынков;

· Департамент допуска на финансовые рынки;

· Департамент страхового рынка;

· Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка;

· Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Показатели независимости ЦБ

Выделяеют правовую и финансовую независимость ЦБ.

Правовая независимость:

1. Ст 75 Конституции РФ: установлен конституционно-правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля.

2. ФЗ №86 «О ЦБ РФ»: статус цели функции

Ключевой элемент правового статуса – принцип независимости ЦБ: проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмисии и организации денежного обращения (не явл-ся органом гос власти) – функции и полномочия банк осущетсвляет независимо от федеральных оргнановгос власти, субъектов и органов местного управл-я. Независимость статуса Банка отражена в Конституции РФ.

Финансовая независимость: Уставный капитал и имущество банка является федеральной собственностью, при этом Банк наделен имущественной и фин-й сам-тью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая золотовалютные резервы БР, осущ-ся самим БР в соот-вии с фз «о ЦБ рф».

Финансовая независимость БР выражается в том, что он осущ-ет свои расходы за счет собственных доходов.

Независимость ЦБ от Прав-ва имеет относительный характер. В долгосрочном плане политика ЦБ определяется приоритетами экономического курса правительства.

Критериями независимости ЦБ могут являться:

1) Назначение руководства(процедура назначения председателя цб, кем назанчается –президентом)

2) Срок пребывания в должности главы (чем дольше срок, тем более независим цб)

3) Взаимоотношения между ЦБ и Правительством.

Независимость ЦБ определяется возможностью Правительства, Министерства финансов участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность банка регулируется законом;
4) процедура формирования ДКП; Важное значение определяет тот, кто формирует политику.

5) цели политики, установленные Законом.

Чем больше целей с потенциально конфликтю направл-тью указано в законах, тем менее независим ЦБ;
6) прямые указания органов гос власти;

7) ограничения на предоставление кредитов Правительству.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.