Магическиесвойстваметалловидревесины — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Магическиесвойстваметалловидревесины

2017-11-18 210
Магическиесвойстваметалловидревесины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Даннаятемаимеетсправочныйхарактерипосвященапредмету, имеющемуважнейшеезначениеприизготовлениипредметовсволшебнымисвойствами, — магическимхарактеристикамтрадиционныхматериалов: металловидревесины.

Преждескажемнесколькословометаллах. Неследуетдумать, чтовкачествематериаладлямагическихпредметовметаллсталвыступатьлишьсовсемнедавно. Разумеется, древесинуикостьчеловечествоосвоиловгораздоболеедревниевремена, итемнеменеевЕвропеосвоениеметалланачалосьнепозднееначала VII тысячелетиядоР.Х.

Долгоевремясырьемдляпроизводстваметаллическихизделийслужили, несомненно, самородки. Так, древнейшаявСевернойЕвропемастерскаяпообработкесамородноймедиобнаруженавПрионежскойКарелиииимеетвозраствчетыретысячелетия. Другимметаллическимсырьем, используемымсостольженезапамятныхвремен, являютсяосколкижелезныхметеоритов — обэтом, свидетельствуютдревниеименаэтогометалла: греч. зидейрос — «звездный», арм. яркат — «капнувшийснеба» ит.д.

Этисамородныеметаллы — какрожденныеЗемлей, такипришедшиесозвезд — снезапамятнойдревностипочиталиськакобладающиемагическимисвойствами. Позднее, когдалюдинаучилисьвыплавлятьметаллыизруд, представленияоволшебстве, имприсущем, былиперенесеныинаискусственнополучаемыеметаллы16. Какпроцессдобычиметаллов, такипроцессихобработкитрадиционноосмыслялсякакдействиесакральное, счемсвязаноиформированиекультаБога-Кузнеца, иособоеотношениеккузнецам, свойственноелюбойевропейскойтрадиционнойкультуре.

Далеемыкраткоопишемсвойствакаждогоизметаллов.

Серебро

КакнаСевере, такивбольшинстведругихтрадицийсеребропочитаетсясамымволшебнымизвсехметаллов. Впрочем, серебровообщеявляетсяоднимизсамыхудивительныхметаллов — онообладаетсамойвысокойтепло-иэлектропроводностью, невероятноковко (1 кгсеребрамоленовытянутьвпроволокудлиной 2 км), даетсамыйчистыйимелодичныйзвон. Любопытнопроисхождениерусскогоимениэтогометалла, котороесвязываетсясассирийским сарпу — «серп». Каквидим, ужесамоэтоимянапоминаетотом, чтоболеевсегосеребросвязаносЛунойи, соответственно, сбогиней-матерью (сканд. Фригг, слав. Макошь), атакжесовторым (поевропейскомусчету) днемнедели — понедельником.

Медь

Одиниздревнейшихметаллов, освоенныхчеловеком. Предполагается, чторусскоеегоимяпроисходитотлат. medalino — «рудник», хотятакаяэтимологияможетвызватьопределенныесомнения. Медьтрадиционно'связы-ваетсясбогамиплодородия, иболеевсего — сФрейей, хотяничутьневменьшейстепеникультыплодородиясвязаныисзолотом. Планетой, ассоциируемойсэтойбогинейи, соответственно, ссамоймедью, являетсяВенера, аднемнедели — пятница: «чтим мы богиню самую могущественную изо всех, носящую имя Фрейи, коей прародители наши посвятили шестой день недели...» (ГальфридМонмутский).

Золото

Какипредыдущий, этотметаллсвязансбогамиплодородия, удачи, благосостояния, однакоимеетболее «мужскую» ориентацию. ВславянскомпантеонесвязаннымсзолотомбогомявляетсяДаждьбог, вскандинавском — Фрейр, братФрейи, вирландском — Дагда. Увсехнародовзолотоассоциируе сятсСолнцем (вЕвропе, соответственно, исвоскресеньем). Хотяэтимологиярусскогоимениметаллаоднозначнонеустановлена, нолюбопытноотметить, чтословозолотоможетоказатьсявосходящимктойжедревнейоснове sol, котораязвучитвсевероевропейскихименахдневногосветила: Солнце, Sol.

Олово

МеталлТора/ПерунавсевернойиЮпитера/Зевса — вантичнойтрадициях.

Связывалосьспятымднемнедели — четвергом.

Свинец

Металл, ассоциируемыйсСатурномисубботой; разнымиисследователямисвязываетсясразнымибогами-ипостасямиОдина — иногдасЛоки, иногда — сВёлундом, реже — ссамимКняземПавших (т.е. Одином).

Помимочистыхметаллов, впрактикеевропейскихволшебныхискусствчастоиспользовалисьиихсплавы, причемихспектрбылвдревностигораздоразнообразнее, нежелиспектрсплавов, применяемыхныневювелирномделе. Думается, прекращениеширокогопримененияразличныхсплавовбылонемалойутратойнетольковмагическом, ноивчистоэстетическомплане. Однакосоставыиспособыизготовлениямногихдревнихсплавовсохранились, иобэтомстоитсказатьнесколькослов.

Белое золото

Пожалуй, этосамыйизвестныйиздревнихсплавов — именноизнегоизготовленымногиевеликолепныескифскиеукрашения; грекиназывалиэтотсплавзолотассеребром электрум. Европейскоебелоезолото — этоэлектрум, богатыйсеребром (70—90%), повнешнемувидуиподобныйсеребру, но имеющий неяркийзолотистыйотлив. Классическийскифскийэлектрумсодержит, какправило, большезолотаиотличаетсяболеенасыщеннымжелтымотливом. Приещеболеевысокомсодержаниизолота (менее 40% серебра) сплавприобретаетзеленоватыйоттенок.

Красное золото

Этотматериал, которыйширокоприменялсяевропейскими — ироссийскимивтомчисле — ювелирамиещевпрошломстолетии, представляетсобойсплавзолотасмедью. Даженебольшаяпримесьпоследней (10—15%) позволяетполучитьоченькрасивыйкрасноватыйоттенокссохранениемзолотистогоцвета; увеличениедолимедидо 20— 25% ужепридаетсплавуярко-красныйцвет. Применениекрасногозолота, какимногихдругихсплавов, имеетвполнеопределенноемагическоезначение: соединениемедиизолотаводномматериалепозволяетобъединитьвоздействиемужскихиженскихипостасейсилплодородия.

Бронза

Нынемыпонимаемподбронзойтолькосплавмедииолова; вбольшинствеслучаевименнотакойсоставиимеютсплавы, называемыевсагахпросто «бронзой», безприлагательного. Однаковширокомсмыслетермин «бронза» объединялнекогдавсесплавымедисметалламибелогоцвета. Извсегомногообразиятакихсплавовобязательноследуетупомянуть светлую бронзу, прекрасныйматериал, называемыйиногда «биллон» ипредставляющийсобойсплавмедиссеребром. Варьируясоотношениемеждудвумяэтимиметаллами, можнополучитьцелыйрядоченькрасивыхсплавов: отбелыхснежнымкрасноватымотливом (10—20% меди) дозолотисто- иярко-красных. Кслову, самосочетаниемедиисеребратрадиционнодлясеверо-западноймагии. Известны, например, серебряныемагическиекольцасовставкойизмеди, соединяющиевлияниеФриггиФрейи (ЛуныиВенеры).

 

 

* * *

Издревесины, помимовсевозможныхамулетов, всакральнойтрадицииизготовлялсятакойважнейшиймагическийинструмент, какпосох. Вероятно, посох (клюку, жезл, простопалку) можносчитатьоднимиздревнейшихинструментов, применяемыхвмагии. Вкачествемагическогоорудияпосохиижезлыупоминаются, например, вваллийском «Мабиногионе», текстыкоторогосложилисьвначалетекущегостолетия. Вболеепоздниевремена (XVIII—XIX века) легендыипреданияоволшебныхжезлахдалижизньраспростране омуннвлитературныхсказкахобразу «волшебнойпалочки».

СточкизрениясимволикипосохпредставляетсобойотражениеДреваМираи, соответственно, священногокопьяБогаСвета (Одина, Лугаит.д.). ИменнорольМировогоцентраиграетврядемагическихритуаловвоткнутыйвземлюпосох, организующийи, следовательно, сакрализующийпространствовокругсебя.

Какимеч, посохилижезлможетбытьиспользовандлянаправлениямагическойэнергии — вэтомнесложноубедиться, поработавспосохомвночномтуманеиливнимательноприсмотревшиськконцупосохаврукахсильногочеловека. Крометого, нередкосчитается, чтопосохпрекрасноподходитдлянакоплениянанемСилытемилиинымобразом.

Сопределеннойдолейусловностиможно, вероятно, говорить, чтометла, стольчастоупоминаемаясказкамикакнепременныйатрибутведьмидействительноявляющаясятрадиционныммагическиминструментом, представляетсобойсвоегорода «женскийаналог» посоха. Вместестемметлалишенарядавозможностейпосоха, хотяиобладаетмногимисобственнымифункциями. Так, например, метланередкоприсутствуетвженскихмагическихобрядахочищенияместа, домаит.д.

Вероятно, именнодревесина, изкоторойизготовляютсяпосохи, быласамымпервымматериалом, которыйчеловекнаучилсяиспользоватьвмагическихцелях. Некоторыеиздревнихдеревянныхамулетов — те, чтопопаливсохраняющиедревесинухолодныевлажныепочвы, — сохранилисьдонастоящеговремени. ТакиенаходкиизвестнывНидерландах, вДании, внекоторыхдругихевропейскихстранах, гдесочетаютсяболотистыеландшафтыипрохладныйклимат. Средиинтереснейшихизподобныхпредметов — деревянныймечизАрума (Нидерланды), датируемыйсерединой VII века. НамечНанесенаруническаянадпись, чтоприблизительноможетбытьпереведенокак «возвращение», «посланник». Считается, чтоэтотамулетпредназначендлязащитыпутешественника. ДругойподобныйпредметнайденвБритсуме, воФризии. Этодеревянныйамулет, датируемыйрубежом VIII и IX веков. Наамулеттакженанесенаруническаянадпись, гласящая: «всегданосиэтоттисвтолпебитвы». Судяповсему, этотамулетсвязансвоинскоймагией.

Разныесортадревесины, какполагаетнордическаясакральнаяТрадиция, значительноразличаютсяпосвоиммагическимсвойствам. Нижемыприводимнебольшойочеркэтихсвойств.

Ясень

Ясень — дерево, традиционноедлявсехвидовволшебстваигадания. Именноизегодревесиныизготавливаютсялучшиекомплектыгадательныхрун, именноеепредпочиталииспользоватьмастераСеверо-Запададляизготовленияоружияиорудий, особенноимевшихмагическоеназначение. Так, например, вСкандинавиинередкосчиталось, чтокопьесясеневымдревкомявляетсяволшебнымужепростовсилутого, чтоиспользованименноясень: такоекопьеуподоблялосьсвященномукопьюбогаСвета, ибокопьеОдина, Гунгнир, сработаноиздревесиныименноэтогодерева4. Этатрадицияприменятьименноясеньдляизготовлениявсеговажного, ответственногоисвященногооказаласьнастолькоустойчивой, чтосохраниласьдосихпор: досамогопоследнеговремени, например, практическитолькоизясенявытачивалисьрумпелииштурвалысудов.

Помимоизготовленияволшебныхорудийиоружия, древесинаясеняоченьширокоприменяетсядляизготовлениязащитныхамулетов, обороняющихвладельцапочтиотлюбыхвредоносныхвоздействий, вплоть (какдосихпорверяткое-гдевЕвропе) доукусовядовитыхзмей. Крометого, особаямагиятрадиционноприписываетсяогню, разожженномунаясеневыхдровах. Дымтакогокострасчитаетсясвященнымкурением, асила, исходящаяотогня, — благотворнойицелебной. СогласноНайджелуПеннику, некогдадажесуществовалатрадицияпервыйразобмыватьноворожденногоребенкаименновозлеясеневогокостра.

Орешник

 

Ещеодносвященноедеревосевернойтрадиции, деревомудростииволшбы, посвященноеОдину (Лугу, Велесу). Наравнесясенемширокоиспользовалосьдляизготовлениямагическихорудий — жезловипосохов, атакжедляобразованиямагическойзащиты. Впоследнемслучаеореховыепрутикивтыкалисьвземлюпопериметруограждаемойтерритории, внутрькоторой, каксчиталось, неможетпроникнутьникакаямагияизвне. ТакимобразомвСкандинавииограждались, например, площадкидляпоединков, чтобыниктоиззрителейнемогмагиейповлиятьнаходбоя. Большиеоградыизтолстыхзабитыхвземлюипереплетенныхверевкамистволоворешниканазывалисьтамже вебонд ислужилипрекраснойзащитойдвораилилагеря — каквмагическом, такивфизическомотношении.

Дуб

Дерево, всемисевернымиевропейцамипочитаемоесвященнымдеревомбога-громовника (Тора, Перуна). Кельты, напротив, склонныпочитатьдубдеревомверховногобожества, деревоммудростиидуховнойсилы. Кслову, именноотдревнекельтской

основы, имеющейдвазначения — «дуб» и «мудрость», — происходитсамтермин «друид». Такилииначе, ноиндоевропейскаятрадицияединодушносвязываетдубснебеснымибогами (богом).

ПовсемуСеверо-Западусдубом (какисгромовником) связываетсяопределенныйденьнедели — четверг, которыйвсеверныхязыкахтакиименуется — Thursday, «ДеньТора».

Рябина

Послетройки, священныхдеревьев — ясень, орешник, дуб — обычнаярябинавыглядитскромно. Новсеверномлесу, средимогучихдубовисосен, скромнаяеекрасота — тонкиетемныеветви, резныелистья, красныеягоды — иеемагиякажутсяестественнымииочевидными. Действительно, рябинунельзяотнестикдеревьям, священнымвполномсмыслеэтогослова (если, конечно, забытьнавремяотом, чтодляязычникасвященновсе, чемубогипозволилибыть), однакомагиярябиновойдревесинысчитаетсяничутьнеболееслабой, нежелимагиядубаилиорешника.

Воднойизстаринныханглийскихлегендестьрассказотом, какнекийюныйгерой, ушедшийвдальнееплавание, долгонеможетвернутьсявроднойзамок, захваченныйколдуньей, иботазлойволшбойкаждыйразучиняетбуринапутиегокорабля. Илишьтогдаудаетсяюношепробитьсясквозьмагическиепрепоныиосвободитьзамок, когдамудрыйчеловекподсказываетемузаменитькилькораблясду овогобнарябиновый, ибозлоеколдовстворассеиваетсятам, гдепоявляетсядревесинаэтоголюбимогомногиминародамидерева...

Именнозащитаотзлогоколдовстватрадиционносчитаетсяосновноймагиейрябины. ДосихпорвомногихдеревняхотБританиидоУраламаленькиедевочкипоосенинанизываютнаниткуягодырябиныиносятихкакбусы, давнопозабыв, чтоименноониделают, — амеждутемтакойталисманвсегдасчиталсялучшейзащитойот

6 чужоймагиилюбогосорта. Известнотакжебританскоеописаниерябиновогокреста, применявшегосядлязащитыскотаихозяйстве ыхнн построек. Такойкрестиз товлялго сяизветочекрябины, сломанных (несрезанных!) исвязанныхкраснойниткойтакимобразом, чтобыполучилсяравноконечныйкрест. Кслову, ипересказаннаявышеанглийскаялегенданелишенаопределенныхэтнографическихоснований: известно, чторябиновыебревназакладывалисьиногдадлямагическойзащитывжилыеи культовыепостройки, арябиновыедоскидействител ноьпришивалисьиногдакфорштевнямсудов...

Яблоня

Еслипытатьсяразобратьдеревья (аследовательно, исортадревесины) потипаммагии, тоорешникиясеньнужнобудетназватьсамымиволшебными, дуб — самыммогучим, рябинуитис — самыминадежнымизащитниками, аяблоню... Яблонюпридетсяназватьсамымзагадочнымдеревом, деревомтайны, деревомДороги, деревомвеличайшегосекретабогов — ихбессмертия. Изяблониредкоделаютамулеты: она — деревобоговипутешественни овк, дерево, накотороедостаточнопростосмотреть...

ЯблоняявляетсяобщимдлявсегоСеверасимволоммифа, которыйодинтолькоиможетбытьназван «центральныммифоминдоевропейцев», — мифаодорогевбессмертие. Дваждыонапоявляетсявсеверноймифологии, отражаядвестороныоднойтайны. МывидимцветущуюяблонюотмечающейпутьнаХайБразил, напрекрасныеостроваЗапада; асяблони, ужеплодо сящейно, богиняИдуннсрываеттесамыеизвестныепорусскимсказкам «молодильныеяблоки», дарующиебессмертиесамимбогам...

Береза

Доброевеселоедерево, связанноессиламиплодородия, очемговоритужето, чтоееименем (Berkana, др.-англ. , др.-сканд. ) названаоднаизрунветвиплодородия. Древесинаберезы, какидревесинаяблони, нечастоиспользуетсяприизготовлениимагическихпредметов, затосамиберезовыеветви (особенновесенние, толькочтораспустившиеся) справедливосчитаютсяпрекраснымталисманом, отгоняющимпечалиихвори, оберегающимдетейотболезнейимногихдругихнеприятностей.

Бузина

Богимагиивсегдадуальны — иногдаедвауловимо, какпараОдин-Локи, вкоторойневсегдаразберешь, гдепроходитграньмеждуБогом-ВсеотцомиБогом-Триксте-ром, аиногда — разительно... Ясень, орешникибузинапредставляютсобойтриадудеревьев, принадлежащихэтомубогу.

Орешниксвязансмагиейкактаковой, целикомпринадлежабогумудростииволшбы. Ноеслиясень — копьесветаврукахэтогобога, тобузина — тьмаНижнегоМира, стражемкоторогоонявляется. Еслиясеньдаетвамсостояниеспокойнойуверенной защищенности, тобузинапредоставляетвозможностьактивнойагрессивной защиты, ипотомувЗападнойЕвропесчитают, чтокогдабузинарастетузоротдома — этохорошо, новотвноситьеевдом — нестоит. Еслиясеневыйпосохпослужитмагиисветлойи ясной (созвучиенеслучайно), топалочкаизбузиныбудетпродуцироватьмагиюсовсеминогосорта — нет, необязательнозлую, просто — иную, ипотомустоитподумать, преждечемсломатьветвьбузиныивырезатьнанейруны. ЕслидымгорящегоясеняприподнимаетграницыВерхнегоМира, пропускаяблагословениебогов, тодымгорящейбузиныприоткрываетвратаМираНижнего, ипотомувлюбойкнигепомагическомуиспользованиюдревесинывыобязательновстретитепредупреждение: «никогданежгитеветвибузины!»

Тис

Наверное, тисможнобылобыназватьдеревомвсевернойтрадициисвященным. Оченьчастотисрастетвозлесвященныхмест; вЗападнойЕвропенередкоегоспециальновысаживалиблизцерквейивдольдорогкним. Традициясвязываеттистосбессмертием, тососмертью, и, кажется, вэтомнетпротиворечия.

ВСредневековьетиспочиталсякакмогущественныйзащитникиизнегоделалосьнемалоохранныхамулетов. ВГермании, например, бытоваладажеособаяпосвященнаятисупоговорка: «передтисомнеустоитникакая (злая) магия». ИменнотисупосвященавФутаркеруназащиты — Эйваз (др.-англ. eoh/eow «тис»).

Сосна

Пожалуй, вРоссии, гдетис, окоторомтолькочтошларечь, почтинерастет, соснуможновкакой-тостепенисчитатьместныманалогомтиса. НедаромбытуетнаРусистариннаяпословица: «Всосновомлесу — молиться, вберезовом — веселиться, авеловомлесу — удавиться», инедаромименнотакоеместозанимаетвнейсосна. Аещеможновспомнить, чтовскандинавскихруническихстрояхимяруныЭйваз — рунызащиты — звучалокак , чтоиозначает «сосна».

Тема 10.

 

Холодноеоружие

ДревняяевропейскаясакральнаяТрадицияпестритупоминаниямиоволшебноморужии. Преждевсегомывстречаемсвященноеоружиевмифологиивкачественепременныхатрибутоврядабогов. Таковы, например, ГунгнириАссал — копьяскандинавскогоОдинаикельтскогоЛуга, таковМьёлльнир — молотТора, иливолшебныймечФрейра. Очевидно, чтокаждыйизэтихпредметоввооруженияимеетмножествоуровнейосмысления: иархетипического, икосмологического, имагического... Так, например, священноекопьеОдина (илиЛуга) — этои axis mundi, мироваяось, т.е. ДревоМира, пронизывающееиобъединяющеетритрадиционныхмира, исимволвеликоймистерии (сравниЖертвоприношениеОдина, которыйпронзаетсебякопьемрадиЗнания, илиКопьеизциклалегендоСвятомГраале), иочевидныйфаллический, мужскойсимвол, и, крометого, позвоночныйстолбчеловека.

Однакоданнаятемаэтогокурсапосвященанеоружиюбогов, нотомумагическомуоружию, котороеиспользовалось, согласнолегендамисагам, людьмиимагамиДревнейЕвропы.

Упоминанийотакоморужиимножество — нетсмыслаперечислятьихвсе.

ДостаточновспомнитьКаледвулх, мечкороляАртура,

 

выкованныйкузнецамиАваллона; илимечБотварасынаБьорнаМедведя, появлявшийсяизножентольковслучаесмертельнойопасностиииздававшийприэтомпронзительныйкрик; илилегендарныйрусскиймеч-кладенец... Однако, преждечемперейтикоружиюсобственномагическому, нужносказатьнесколькословиосакральностиоружиявообще.

Холодноеоружие, насколькомыможемсудить, былоокруженомагическимипредставлениямиссамогомоментасвоегопоявления. Самыйпроцессработысметалломвтрадиционномсознаниипредставляетсясакральнымисвязываетсясопределенноймагией; отсюдапроистекаеттоогромноеуважениеидажемистическоепочтение, которымвплотьдонаступленияНовогоВременипользовалисьвевропейскихдеревняхкузнецы. Так, например, угалловвраннемСредневековьеккузнечномуделудопускалсятолькосвободныйчеловек, акогдакузнецумирал, егоинструментнередкохорониливместесним, какоружиевоинаилиорудиямага.

ЗадумываясьоместехолодногооружиявевропейскойТрадиции, мыможемвидеть, чтомеч, например, «сакраленкактаковой, чтоподтверждаетсякакэпическими, тагеиюридическимиисточниками»2. Вероятно, д евнейр шиеупоминанияопоклонениимечусвязанысаланами (АммианМарцеллин) искифами (Геродот). Отношениекмечукакк живому существумывстречаемивсредневековыхэпическихпроизведениях (например, в «ПеснеоРоланде»), идажевдовольнопозднихбалладахилегендах, как, например, вдатскойбалладе «Меч-мститель»:

Педер стоит в углу двора, Ему с мечом говорить пора.

«Меч мой, славу свою обнови. Хочешь ли ты искупаться в крови?

Ты за меня, мой меч, постой, Нет у меня родни другой».

ВсилусвойственногосакральнойТрадициизаконувсеобщегоподобия («то, чтовверху, както, чтовнизу»), оружиеземное, физическое, почиталосьсвоегорода «от-

 

ражением» оружиябожественного, принадлежащегобогам, и, соответственно, считалосьпосвященнымтомуилииномубогу: копье, например, — Одину; меч — ФрейруилиОдйну; топор, палица, кистень — Тору. Конечно, такоепосвящение — вещьотносительнопоздняя, однакомыможемувидетьсакрализациюоружияиобращаяськболеедревнимвременам. Так, М.Маковскийсправедливовозводитготское «меч» кдревнейшейиндоевропейскойоснове - «издавать» идажесвязываетводинсемантическийрядангл. (нем.) «меч» иангл. (нем. ) «слово».

Тожесамоемоленобылобысказатьиодругихвидахоружия, носакральностьмечанаиболееочевидна.

Нужносказать, чтомеч (илинож) умногихнародовдревностислужилнетолькооружием, ноисимволомличнойсвободы (см., например, сделанныеТацитомописаниямужскихинициациигерманцев), исильнейшимоберегом, ипредметом, которыйпринеобходимостимогстатьмагическиминструментом. Ивотздесьнеобходимосделатьнебольшоеотступление, чтобыподчеркнутьэтупоследнююфункциюоружия.

Речьвданномслучаеидетнеоволшебномбоевоморужии, но, напротив, охолодноморужии, находящемприменениекаксредствотрадиционноймагии. Имеч, иножявляютсяуниверсальнымимагическимиинструментами, широкоиспользуемымикаквпрофессиональной, такивбытовоймагии.

ПовсейЕвропежелезосамопосебесчиталосьдопоследнеговременисильнымоберегом, которогонемогуткоснутьсямногиевраждебныедухиивредоноснаямагия (известны, например, раннесредневековыеславянскиежелезныеамулеты-подвески, выполненныевформенебольшогоножа), аизготовленныеизжелеза (стали) режущиеиколющиепредметыисейчаснаделяютсявсознаниилюдеймагическимисвойствами.

Нарядусзащитным (оберегающим), активныйаспекттакжеприсущмагиихолодногооружия. Так, традиционноименноножомпроводитсяназемлечерта, закрывающаядоступмагииизвне; будучизамкнута, такаячертаобрамляетмагическийкруг. Однакототженожилимечможетбытьиспользованикакорудиеактивнойзащитыилимагическогонападения, выступая, подобнопосоху, «направляющей» длямагическойэнергии.

Отметим, чтопредставительтрадиционнойкультурыбезнуждыневтыкалмечилиножвземлю (хотябыпотому, чтоэтосказываетсянаклинкенелучшимобразом). МагическийжесмыслзапретасвязансосознаваниемЗемликактелаБогини-Матери. Тольковрядеспецифическихритуаловмечнамеренновтыкалсявземлю, отражениечегомывидим, например, влегендеотом, какбудущийкорольАртуризвлекмечизкамня.

Однаковернемсякосновнойтеме. Неследуетдумать, чтовкачестверабочегоматериаламеталлсталвыступатьлишьсовсемнедавно. Разумеется, древесинуикостьчеловечествоосвоиловгораздоболеедревниевремена, итемнеменеевЕвропеосвоениеметалланачалосьнепозднееначала VII тысячелетиядон.э.!

Долгоевремясырьемдляпроизводстваметаллическихизделийслужили, несомненно, самородки. Так, древнейшаявСевернойЕвропемастерскаяпообработкесамородноймедиобнаруженавПрионежскойКарелиииимеетвозраствчетыретысячелетия. Другимметаллическимсырьем, используемымсостольженезапамятныхвремен, являютсяосколкижелезныхметеоритов — обэтомсвидетельствуютдревниеименаэтогометалла: греч. зидейрос — «звездный», арм. яркат — «капнувшийснеба» ит.д.

Этисамородныеметаллы — какрожденныеЗемлей, такипришедшиесозвезд — снезапамятнойдревностипочиталиськакобладающиемагическимисвойствами. Позднее, когдалюдинаучилисьвыплавлятьметаллыизруд, представленияоволшебстве, имприсущем, былиперенесеныинаискусственнополучаемыеметаллы. Темнеменеепредставлениеотом, чтосамородныйили «звездный» металлобладаетособенномощноймагией, неисчезло. ЕщевСредниеВекамаленькиесамородкисеребра, медиилизолотанередконосиликакамулеты, амечилинож, выкованныйизметеоритногожелеза, всегдасчиталсямагическим.

Какпроцессдобычиметаллов, такипроцессихобработкитрадиционноосмыслялиськакдействиесакральное, счемсвязаноиформированиекультаБога-Кузнеца, иособоеотношениеккузнецам, свойственноелюбойевропейскойтрадиционнойкультуре.

Несмотрянаширочайшеераспространение, котороежелезозавоевалоужев I тысячелетиидон.э., этотметаллоченьдолгопочиталсяобладающимволшебнымисвойстваминеменее, чем, например, золото. ОсновноймагиейжелезаТрадициясчитаетспособностьотпугиватьиизгонятьзлыхдухов. Так, досамогопоследнеговременивомногихстранахЕвропыбылопринятопристроительстведомазакладыватьподпорогкакой-нибудьжелезныйпредмет (ножницы, лемех, простокусокжелезнойкрицы). Вбитыевдверныекосякиивоконныерамыжелезныегвоздиииголкидосихпорнередкосчитаютсяхорошейзащитойотзлогоколдовстваидажеотпроникновенияв

домнедобройведьмыиликолдуна. Железныегвозди, крометого, вбивалидлямагическойзащитывкроватироженицивколыбели.

Итак, ужесампосебематериал, изкоторогоизготовленмечилинож, обладаетопределенноймагией, точнее — магическимисвойствами. Дополнительнуюмагиюпридаеторужиюисамаегоформа: какипосох, мечилиножможетбытьиспользовандлянаправлениямагическойэнергии, свободно «стекающей» поклинку. ОченьчастовсакральнойТрадицииоружиеукрашалосьмагическимисимволами, какотомговорит, например, СкирнирводнойизпесенСтаршейЭддыомечебогаФрейра:

Видишь ты меч в ладони моей, изукрашенный знаками?..

(ПоездкаСкирнира, 23)

Таких «изукрашенныхзнаками» древнихклинковнемалосохранилаземля. Намногихмечахинаконечникахкопий, датируемыхначалом — серединойпрошлоготысячелетиямыможемвидетьразнообразныемагическиесимволы, втомчисле — ируны. Иоченьчастовместесмагическимиизображениямимынаходимнаклинкахначертанноерунамиимясамогооружия.

Действительно, вдревностимногиеклинкиимелисобственныеимена. Так, например, сагирассказываютокоролеМагнусе, чтототвладелвеликолепныммечом, гардакоторогобыласработанаизморжовогоклыка, арукоять — покрытазолотом. Имямечабыло , чтозначит «Ногокусатель». Средидругихизвестныхнамименмечейможноназвать: «ПламяОдина», «ЛедБитвы», «ОгоньЩитов», «ОгоньКнязяМоря», «факелКрови», «ЗмейРаны», «МолотВязиБоя», «ПесШлемов» ит.д. Точнотакжесобственныеименачастоимелииножи, икопья.

Прекраснымпримеромнанесенияименинаклинокможетслужитьнаконечниккопья, найденныйблизБреста (бывш. СССР) идатируемый III в. н.э. Постальномуклинкусереброминкрустированысвященныезнаки (свастикаисолярныесимволы) ируническаянадпись — — «Нападающий», представляющаясобойимянаконечника.

Ещеодинпример — наконечниккопьяизОвре-Стабю (Скандинавия, II в. н.э.), имякоторогозвучиткак ,

чтоозначает, поразнымверсиям, либо «Ранящий» (т.е. «наносящийранения»), либо — «Испытывающий». Другиеначертанныенаклинкахрунамиименаорркиязвучаткак — «Нападатель» или «Пронзающий» (Германия, III в.), — «Лаятель» (т.е.

«тот, ктолает»),

— «Могучий-в-Храбрости» ит.д.

Нужнотакжесказать, чтоизвестныпредметы, накоторыходнанадписьсоединяетзаклинаниеисобственноеимяпредмета. Так, наклинкеодногоизраннесредневеко-выхмечей-можновидетьруническуюнадпись, гласящую: «ДанещадитникогоМарр»; «Марр» здеськакразявляетсяименеммеча.

* * *

Рекомендуемая практика

Преждечемпредложитьчитателютуилиинуюпрактикуподаннойтеме, следуетоговориться (пустьиповторяясь) одвухпринципиальнойважностимоментах.

Итак, во-первых, холодное -оружие, обладающеетемиилиинымимагическимисвойствами — аонообладаеттаковымиужевсилусамойсвоейприроды! — можетпринадлежатькодномуиздвухклассов:

1) боевое (илиохотничье) оружие, магическиизмененноедляприданияемунужныхкачеств; такоеоружиеможет, помимоосновнойсвоейфункции, выступать

вкачествесвоегородаволшебногопредмета, «талисмана»;

2) оружиесмагическимисвойствами, используемоевкачествемагическогоинструментаиненаходящеесебеиногоприменения.

Во-вторых, следуетпомнитьотом, чтолюбое оружие, будьономагическимилибоевым, требует искусства и мудрости в применении; воткакговоритободномиздревнихсвященныхмечейСтаршаяЭддаустамиСкирни-ра, слугибогаФрейра:

...меч, разящий ётунов род,если мудрый им бьется...

 

(ПоездкаСкирнира, 9)

Вывод, которыйчитательдолженсделатьдлясебяизпоследнегозамечания, прост: неумеешь — неберись. (Имыпросимпрощениязанескольконарочитуюгрубость.)

Чтожекасаетсяпервогозамечания (относительнодвухклассовхолодногооружия, обладающегомагическимисвойствами), тоздесьмыдолжныотметить, чтособственнотехнологиисозданиямагических инструментов выходятзарамкиданногокурса. Несколькоподробнеемыостановимсяздесьлишьнавопросеприданияжелаемыхмагическихкачествбоевомуи/илиохотничьемухолодномуоружию.

Преждевсегонужносказать, чтодлядостиженияданнойпелиподходятвсетепрактическиетехникируническогоИскусства, которыебылирассмотренывэтомкурсе. Вдополнениекэтимтехникам — илинезависимоотних — можноиспользоватьнанесениенаоружиеегоимени, записанногорунами; однакоприэтомследуетучитыватьмагическуюнагрузкукаждойотдельнойруны, входящейвимя.

Отметимтакже, чтодляоружия боевого традиционнымявляетсяиспользованиерунТейвазиАльгиз; дляоружия сугубо охотничьего — рунАльгиз, Иер, ЭвазиФеху; дляоружия иного назначения — рунАльгиз, Райдои, иногда, Ансуз. Крометого, длягравировкинаклинкаххолодногооружиялюбогоназначенияпрекрасноподходятгальдраставыгруппыШлемовУжаса.

Тема 11.

 

Руническиетексты

«Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» — гласитоднашведскаяруническаянадпись VI в. ЭрилямивдревнейСкандинавииназывалисьмаги, владевшиеискусствомсозданиякомбинацийруницелыхруническихтекстов. ТочнаядатировкапоявленияэтогоразделаруническогоИскусствавСевернойЕвропевесьмазатруднительна, однакоможно, пожалуй, утверждать, чтопервыеустойчивыеруническиезаклинательныеформулы (alu, например) былисозданынераньшечемчерезстолетиепослеформированияФутарка.

Сутьэтогосложногоискусствасвязанастем, чтодействиеруннеаддитивно — например, дверуны, вырезанныевместе, могутиметьдействие, отличноеотсуммарногодействиятехжерун, вырезанныхотдельно. Нужноотметить, чтонелюбая, конечноже, комбинациярунявляетсясакральным, заклинательнымсловом. Онекоторойчастислучайнымобразомподобранныхкомбинацийизнесколькихрунможносказать, чтодействиеэтихкомбинацийотличаетсяотсуммарногодействияслагающихихруннезначительно. Остальная — большая — частьтакихкомбинаций (также, какипочтивсекомбинациибольшогочисларун) илиимеютдействиесовершеннонепрогнозируемое, иливообщеникакого — втакомслучаеговорят, чторуны «гасятдругдруга». Втожевремяможно, прижеланиииумении, подобратькомбинациюрун, имеющуюлюбоеилипочтилюбоенеобхотдимоедействие.

Некоторыепримерыиспользованияискусствапостроенияруническихзаклинательныхсловмыприводилив 4-йи 5-йтемахэтойчастиданногокурса. Здесьжеречьпойдетодальнейшемразвитииданнойобластируническоймагии — обискусствепостроениябольшихруническихтекстов.

Многиезамечательныепримерыискусстваэрилейдаютнамзаклинательныеруническиенадписинакамнях. Так, чрезвычайноинтересенБьоркеторпскийкамень, несущийдвенадписи — налицевойизаднейповерхностях. Заметим, чторуническиенадписи, сделанныенаразныхсторонаходногопредмета (камня, клинкаит.д.), воизбежаниепутаницыпринятообозначатьбуквамилатинскогоалфавита. НаприводимойздесьфотографииБьоркеторпскийкаменьобращенкзрителюсторонойА.

Наспреждевсегоинтересуетнадпись Bjorketorp В. Онапредставляетсобойдостаточнодлинную (10 позиций) комбинациюрун. Надпись Bjorketorp Аявляетсячемтовродепояснительнойзаписки. Вотееперевод (трактовкаА.Платова):

Я укрыл здесь могучие руны,упокоил злые чары.

Силой моего магического искусстваумрет в изгнании тот,

кто разрушит этот монумент.

НаднадписьюВработалимногиеспециалистыразныхстран; какправило, еепереводятсловосочетаниямивроде «приносящееразрушениепророчество» или «зловещеепредзнаменование». Нанашжевзгляд, этоиестьрабочаякомбинациярун, окоторойэрильговорит: «Я укрыл здесь могучие рунър>. Впрочем, мы, разумеется, вовсенеотрицаем, чтоэтакомбинациярунможетиметьисмысловое, лексическоезначение — темлишьбольшенашеуважениекмастерствуеесоздателя.

ПритщательномрассмотренииинадписьАоказываетсясовсемнетакпроста, каккажетсянапервыйвзгляд. Преждевсего, необходимоотметить (хотясамопосебекмагииэтонеотносится), чтовнадписиупотребленФутарк, немногоотличныйотклассического. РунаКенозамененаздесьназнак, похожийнабукву «Y», рунаГебо — назнак, похожийнагреческую «лямбда» илинаперевернутый «Y». ВместоруныАнсуз, несущейзвук «а», такжеупотребленинойзнак. Этонеединичныйслучайприменениятакогонаборазнаков — этоталфавит, малоотличающийсяотФутаркаитакженазываемый, употреблялсянаравнесклассическим. СовременныеученыенесчитаютегосамостоятельныминеотличаютотФутарка.

Сколькожезнаковсодержалэтоталфавит? Неменьше 24 — числорунФутаркаичислознаковалфавита, вкоторомпростозамененытриназванныеруны. Небольше 27 — числознаковалфавита, вкоторомвсетриназванныерунынезаменены, асохраненынаравнесостарыми.

Всмотримсятеперьвнадпись Bjorketorp А. Онасбстоитиз 6 строк, числознаковвкоторыхменяется, нонехаотично: 13, 13, 14, 12, 14, 12 — всреднем 13. Иэтонеслучайность: строкиискусственноподогнаныподнужнуюдлину. Так:, встроке 2 опущенаруна, грамматическинеобходимая — после 10-гознакадолжнастоятьрунаЭваз. Крометого, текстразбитнастрокитакимобразом, чтоначаласловоказываютсянаоднойстроке, аконцы — надругой. Например, ginArunAR записанотак, что g осталосьнастроке 2, аостальноепопаловстроку 3. Зачем?

Итак, двестрокипо 12, двестрокипо 13, двестрокипо 14 рун. Итого — 78 рун, т.е. триждыпо 26 — триждывероятноечислознаковпримененногоздесьФутарка. Это — магия. Там, гдеупотребляетсяобычныйФутарк, мывстретимсясострофамиифразамидлиной 72 знака — триждычисловходящихвнегорун. Такимобразом, надпись Bjorketorp А — заклинание, построенноепонесколькоинымпринципам, чем Bjorketorp В, темжеэрилем.

Скольковнутреннихвзаимосвязейврунаходногокамня! Эрильсоздаетмагическуюкомбинациюрун (надписьВ), имеющуюодновременноилексическоезначение «зловещеепредзнаменование», упоминаетонейвзаклинании (надписьА), тожепостроенномпоопределеннымпринципам — иведьнампокаещенеизвестно, зачемтакиесложностисдлинойстрок! Еслибыэрильхотелтолькособлюстиобщеечислорун, онмогбызаписать 6 строкпо 13 знаков — такведьнет, что-тоещескрытоздесь.

Бьоркеторпскийкаменьявляетсянеединственнымстольсложнымпамятникомискусстваэрилей. НеменееинтереснынадписиСтентофленскогокамня.

Stentoflen Асодержит 5 строкнеравнойдлины. Вотпереводпервыхтрехстрок:

Жителям Ниухи, гостям Ниухи, Хатуволафор дал...

ДалеевтретьейстрокеначертанарунаЙер. Повсейвидимостиздесьмысталкиваемсясэлементамиидеографическойписьменностивруник


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.