Триадныезаклинания. Палиндромы — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Триадныезаклинания. Палиндромы

2017-11-18 237
Триадныезаклинания. Палиндромы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Извсегомногообразиядревнихтехнологийсозданиярунетейнновсзаданнымимагическимисвойствамитехникатриадных (трехрунных) заклинанийбыла, вероятна, однойизнаиболеераспространенных. Сейчасподаннымэпиграфикимыможемнасчитатьдесяткиразличныхсакральныхруническихсловэтоготипа. Даннаятехникасочетаеточевиднуюпростотустребуемойэффективностью, ипотомутриаднымзаклятьямвэтомкурсепосвященаотдельнаятема.

Невдаваясьздесьвподробностиисторическогоанализаструктурыиназначениятриадныхзаклинаний, приведемлишьконечныйегорезультат. Реконструированнаяструктуратрехчастногоруническогозаклинаниявыглядитследующимобразом:

Руна 1 Руна 2 Руна 3

Направлениенеобходимая направление

ДействиядлядействиядействияЗаклинаниябазазаклинания

Нижемырассмотримряддревнихтрехчастныхзак-линательныхформул, нопреждепроиллюстрируемпринципихпостроениянасамом, вероятно, показательномпримере — напримерерабочейкомбинациирункамняСигимара.

Наоднойсторонекамняэтотэрильвырезалтекстследующего, довольностандартногосодержания (частьего, ксожалению, стерта):

Я, Сигимар, воздвигнул я камень.

Навторойстороневырезанакомбинация, состоящаяиздвухтроекрунКеноичетырехрунИса. Вспоминаяотом, чторуны, примененныекакмагическиезнаки, нередкоудваивались, утраивалисьидажеучетверялись, мыувидимврабочейруническойкомбинациикамняСигимаравсетожетрехчастноезаклинание:

Сопределеннойдолейвероятностинамудалосьвосстановитьназначениекамня. Говорясовременнымязыком, этокаменьдлямедитацийилисовершениямагическихопераций. Попринципудействиярабочаякомбинациярунэтогокамнязанимает

; среднееположениемеждумагиейотдельныхрунимагиейихзаклинательных

: комбинаций. Действиеобеихрунздесьпрактическитаковоже, какеслибыонибылиупотребленыотдельно, и, втожевремя, именновзаимноеихвоздействиесоздаетнеобходимыйэффект.

РунаИсаздесьсоздаетнеобходимуюбазу, замораживая, «останавливая» мирдлячеловека, ищущегоуэтогокамняпомощи, способствуядолжномуочищениюиуспокоениюегоментала (иастрала, вероятно, тоже). РунаКено, рунавоплощения, анаболеепсихологическитонкомуровне — рунараскрытия, являетсяздесьдействующей. Онаспособствуетдостижениюцели, поставленнойпередсобойчеловеком, пришедшимккамню. Есличеловекмолится, рунапомогаетемураскрытьсявовне — кБогу, еслимедитирует — раскрытьсявнутрь, заглянутьвглубинысобственногосущества. Еслижечеловектворитмагию, рунаКеноспособствуетвоплощениювреальностьегозамыслов.

Другойинтересныйпример — граффитинамонетеконцаVIII — начала IX вековизТимеревскогоклада, Вдолькраямонетыострыморудиемпроцарапанытрируны:

. (Отмечу, чтомонетысвыполненныминанихруническиминадписямисамогоразногороданередкоиспользовалисьвкачествеамулетов.)

ВкачествебазыздесьвыступаетрунаУруз, рунамужскойсилы, нередкоприменявшаясявкачествесоответствующегородазащитногознака. Вкачествеуказателейнаправлениядействия — рунаГебо — «Дар» ирунаДагаз — «День», «Процветание». Такимобразом, заклинаниевцеломпризваносохранятьмужскуюсилувладельцамонетыиприноситьему (основываясьнаэтойбазе) успехиипроцветаниеналюбовнойпочве. Отметимтакже, чтослововцелом — — можетбытьпрочитано как «бог» или «боги». Насколькоэтоимеетзначениевданномслучае, исделанолиэтонамеренно, судитьсложно.

Авоттрехчастныеруническиезаклинания, вырезанныенатрехдругихприводимыхнастр. 192 монетахподобногорода, интерпретациинеподдаются — преждевсеговследствиеневозможностиуверенногоихпрочтения. Нонесмотрянаэто, молено, вероятно, говоритьотом, чтозаклинательныекомбинациинаних (покрайнеймере, — однаилидвеизтрех) такжепринадлежатклассутрехчастныхсакральныхслов.

Любопытнатакжеруническаянадписьнамонетеодногоизшведскихкладов: . Здесьмысталкиваемсяснесколькоинойнаправленностьюмагии: еслизаклинаниякамняСигимараимонетыизТимеревскогокладаориентированынадобровольноепринятие «пользователем» ихвоздействия, товданномслучаебазойдействиязаклинанияслужитрунаНауд — «Нужда», «Принуждение». ВданномконтекстеруныИсаиТурисаз, стоящиепосторонамотбазовойруны, имеютявнонегативныйхарактер. Очевидно, этамонетапопалавкладнеслучайно, новкачествепроклятия «вз мло щику». ТакаяинтерпретациязаклинанияхорошосогласуетсястрактовкойИ.Линдквиста, считающего, чтозаклинание «выражаетпожелание, чтобытот, ктонашелклад, оказалсявмиревеликанов». Обратимся, наконец, ксамомураспространенномуруническомусакральномуслову, принадлежащему, соднойстороны, кклассутрехрунныхзаклинаний, асдругой — кустойчивымкомбинациямрун, магическоеиспользованиекоторыхнеограничивалосьнивременем, нигеографией. Речьидетозаклинательной

комбинацииАнсуз — Лагуз — Уруз (), известнойсовремен

возникновениядревнейшегоФутаркадовременпозднихвикинговиоткрайнегоСеверо-ЗападаЕвропыдоземельНовгородаВеликого. Вэтомкурсемыуженеоднократнообращалиськэтойсакральноймагическойформуле, рассматриваяразныеееаспекты; здесьмыпопытаемсявосстановитьещеодинизних.

Центральнаяруназаклинания — Лагуз — «ТекучаяВода», «То, чтоведет». ВконтекстеактивноймагиизначениеруныЛагузможетбытьопределенокак «ДвижениеподводительствомСилы». Сдругойстороны, этажеруна, посвидетельствунекоторыхавторов, можетбытьпримененаикаксредство «коллективной», таксказать, магии — дляспособствованиязаключениюбраковиподдержаниядружбы.

Аналогичныйдуализмдействия — магиясоднойстороныичеловеческиеотношениясдругой — присутствуетивтрактовкедвухостальныхрунэтогозаклинания. РуныАнсуз — «Бог», «БогСвета» — иУруз — «Бык», «Энергия», «Мощь» — такжемогутбытьиспользованыАлязаключенияиподдержаниядружескихилисемейныхотношений. Такимобразом, общеедействиеданногоРуническогозаклинанияоченьус вло номожнопередатьфразой: «ДаведутбогиэтотсоюздорогойСилы».

Вэтомотношениивесьмапоказательнаарсгадскаянадпись, содержащаядваруническихсакральныхслова — и, — заключенныхмеждвумяименамисобственными. Являетсялиэтанадписьзакреплениемдоговорамеждудвумявоеннымивождямиилисвоеобразнымпамятникоммужскойдружбы? Ксожалению, этонеизвестно. Кстати, значениепервогоиспользованногоздесьтрехчастногоруническогозаклинания — можетбытьопределеновданномслучаекаквесьмаподобноезначениюзаклинания

Повсейвидимости, модернизированным (илипопростуискаженным) вариантомвсетогожезаклинательногослова являетсяитрехчастнаяруническаякомбинацияназамечательномбрактеатеизВэлбэкХилл (Британия). Трируны, находящиесянастр. 207 вперевернутомположении, читаютсясправаналево:. Соднойстороны, мывполневправедопустить, чтомастер, выполнявшийнадпись,

смешивалзнаки, несущиезвуки «и» и «w», чтонередкостьвевропейскойархеографии. Сдругойжестороны, такаязамена (вкупесперестановкойрун) вполнемоглабытьосмысленной, направленнойнаприданиезаклинанию, сохраняющемувцеломисходнуюнаправленность, несколькоиногозвучания.

* * *

Другаясхемарунетейнна — созданиеруническихпалиндромов, т.е. симметричныхтейннов. Очевидно, чтопалиндромыитриадныезаклинанияродственныдругдругу, — этоследуетужехотябыизсимметриисамойтриаднойсхемы. Когдадвепериферийныерунывтриадномзаклинаниисовпадают, мыполучаемсхемупростейшегоруническогопалиндрома. Таково, например, сакральноеруническоеслово, назначениекоторого — «размышление (медитация) ипризываниебогов», илирассмотренноевышесакральноеслово. Вобоихэтихслучаяхсакральныесловапредставляютсобойтриадныезаклинанияи, втожевремя, являютсяпростейшимируническимипалиндромами.

Вотдваисторическидостоверныхпримераболеесложныхруническихпалиндромов.

Этопалиндром, начертанныйнаКилверскомруническомкамне (о-вГотланд). БернардКингчитаетегоследующимобразом: «солнечнаясилапосвящаетсилусолнца». Значениежепалиндромаследуетраскручиватьизцентра; центральнуюпозициюзанимаетрунаЭваз — конь, движение, трансформация. Перваяпериферийнаяпара — руныУруз — сила, магическаямощь. Внешняяпара — Соул, могущество, целостность. Вцеломзначениепалиндрома — магическоепосвящение, обретениеСилы, структуризацияподеевоздействием.

ЭтотруническийпалиндромначертаннадеревяннойдоскеиззахороненияблизФрословавЮжнойЮтландии. Палиндромимеетявносдерживающий, охранныйхарактер, однакорунаЛагуз, помещеннаянацентральнуюегопозицию, снимаетвозможныенегативныеоттенкизначенияпалиндрома, направляядействиеегопо естественномупутиподпокровительствомбогов.

 

* * *

Рекомендуемаяпрактика

Заклинательныеформулы, рассмотренныевэтойтеме, имеютлинейныйхарактер (почемуиназываются тейннами). Известно, однако, чтовСредниеВекаиспользовалисьтакжеплоскостные (двумерные) руническиесакральныеформулы. Примертому — записанныйрунами «магическийквадрат» Sator, обнаруживаемыйнанекоторыхсредневековыхпредметах:

 

 
Центральное
 
слово
 
квадрата
— являетсяпятичленнымруническим

палиндромом. Вкачествепрактикикэтойтемемыпредлагаемчитателюсамостоятельнореконструироватьзначениеидействиеэтогопалиндрома, атакже — прижелании — возможноедействиевсегорунического «магическогоквадрата».

Тема 6.

 

Вязаныеруны. Гальдраставы

ЭтатемапосвященаобластируническогоИскусства, связаннойсприменениеммагическихсимволовили, точнее, изображений. Такоемагическоеизображение, наносимоенанекийпредмет, называлосьвИсландии став или галъдрастав (др.

исл., от

«магия» и «знак», другоезначение — «прут»). Всамомобщемсмыслегальдраставпредставляетсобойлюбоеизображение, имеющеемагическоесодержание, вболееузком — компактныйсимвол, темилиинымобразомсвязанныйсрунами.

Руническойтехникой, переходнойотиспользованияотдельныхрункиспользованиюгальдраставов, являетсятехника вязаных рун. Вязанойрунойназываетсястав, представляющийсобойнесколькорун, сплетенныхвединыймагическийсимвол. Собственноговоря, вязаныеруныширокоприменялисьивнемагическихцелях (мы, например, нередковстречаемихвнадписяхнапоминальныхруническихкамнях), ноздесьнасинтересуетименномагическийаспектихприменения.

Вомногихслучаяхвязаныерунысоставляютсяизтехжесимволов, чтоиописанныевышерунетейнны, однакосамосплетениеихводинзнак {став) привноситвихдействиенечтоновое. Во-первых, этосвязаностем, чтонадписьпревращаетсяприэтомвнечтоединоеицельное, усиливаямагическийэффект, аво-вторых, присплетениинескольких (дажедвух) руннередковитоговомсимволеможно

обнаружить «самостоятельно» появившиесяновыеруны. Так, например, присоединениирун и можетпоявитьсяруна, присоединениии — рунаит.д. Разумеется, этотфактнеобходимоучитывать.

Приведемздесьнекоторыеконкретныесимволыэтоготипа, предлагаемыеразнымиавторами (см. рис.):

1. ЭдредТорссон:

1.1.Дляобретениямудростиипознаниядействительности

1.2.Дляобретенияматериальныхценностейприсохранениимудростиищедрости

2. НайджелПенник:

2.1.Удача

2.2.Сохранениелюбви

2.3.Процветание

2.4.Защитаимущества

3. АнтонПлатов& RUNOWEGR:

3.1.Странствие-поиск

3.2.Благо

Гальдрастав — термин, происходящий, какужеупоминалось, отисл. «магия» и «знак», — означаетсложныймагическийсимвол, которыйможетбытьнанесенкакнаспециальнодлятогоизготовленныйамулет, такинапроизвольныйпредмет. Здесьнасинтересуюттолькоруническиегальдраставы, висторическомотношениипредставляющиесобой, вероятно, дальнейшееразвитиеискусствасоставлениявязаныхрун. КлассическимпримеромгальдраставаможетпослужитьизвестнаяРунаОдина, представляющаясобойодноизегоимен — Тунд (исл. Thundur, «Распятый» или «ОбладающийГромом»).

Вотличиеотвязаныхрун, гальдрастав, во-первых, можетсодержатьзначительнобольшееколичестворун (известныпримерыгальдраставов, объединяющихдо 10 рун), аво-вторых, гальдраставневсегдаимеетчеткуювертикальнуюориентировку, обязательнуюдлявязаныхрун (т.е. может, например, сочетать «стоящие» и «лежащие» руныодновременно). Крометого, подгальдраста-вомвширокомсмыслемыможемпониматьвообщекомбинациюрисунковируническихсимволов, втомчисле — инадписей (тейннов). Примеромгальдраставатакого «объединенного» типаможетпослужитьстав, рекомендуемыйкругом RUNOWEGR длянанесениянамешочек (шкатулку) дляхранениярун-таувов.

Вероятно, гальдраставы — одинизсамыхсложныхразделовприкладнойруническоймагии; нарисункенастр. 201 приводятсянекоторыеихпримеры.

Однаизнаиболеераспространенныхвпрошломинаиболееизвестныхсейчасгруппгальдраставов — это Эгисхьяльмы, т.е. «ШлемыУжаса» (исл. ).

Эточетырех- иливосьмичастныекрестоподобныезнаки, простейшийизкоторыхпредставляетсобойобъединениечетырехрунАльгиз, . Любопытно, чтознакиэтойгруппыбылиизвестны (враннемСредневековье, например) итам, гдеонинерассматривалиськаккомбинациярун. Так, в «Руническоймагии» А.ПлатоваприводятсяпримерыиспользованиядвенадцатиконечногоЭгисхьяль-маскифами, сарматами, мордвойит.д.

ПростейшийШлемобразуетсяизчетырехконечногокрестазаменойкаждоголучанарунуАльгиз; такимжеобразомизкреставосьмиконечного (известноготакжекак «небеснаязвезда») получаетсядвадцатичетырехко-нечныйкрест, такжепринадлежащийгруппеШлемов. Этотсимволбыл-весьмараспространенвсредневековойЕвропе; онукрашалкаменныезданияидеревенскиедеревянныеизделия, анередкоиспользовалсяивцерковнойутвари. Содержаниеобоихэтихсимволов — защитная, аточнее — охраннаямагия.

Вершинойразвитиясложныхмногоконечныхкрестовсталраспространенныйсредневековыймагическийсимвол, известныйкаксобственноЭгисхьяльм. Считается, чтоэтотсимволпревосходитвсепредыдущиепокачествуобеспечиваемойзащиты; многиесовременныеавторыназываютего Крестом Непобедимости.

Наконец, вданнойтемедолжнабытьупомянутаигруппаскандинавскихмагическихсимволов, примыкающаяксобственногальдраставам, ноуженеимеющаяпрямойочевиднойсвязисрунами (хотяивосходящаяк

 

тойжетрадиции). Иногдатакиесимволыназываются гальдрамюндами. Некоторыепримерысимволовэтойгруппыдаютсянаэтихстраницах.

 

* * *

 

Рекомендуемая практика

Говоряопрактикеподаннойтеме, мыпреждевсегохотелибыпредостеречьчитателейотизлишнесвободноготворчествавобластисозданиявязаныхруни — темболее — гальдраставов. Созданиемагическихрисунковвруническойтрадиции — делонепростое, требующее, преждевсего, определеннойпрактикииопытависпользованиисамихрун. Дляначалажемыпорекомендуемдляпрактическогоиспользованиятевязаныеруны, изображениякоторыхбылиприведенывиллюстрацияхкданнойтеме, аизгальдраставов — наиболеепростыесимволыгруппыЭгисхьяльмов: двенадцатиконечныйкрестикрестдвадцатичетырехконечный, сложенныйизвосьмирунАльгиз.

Тема 7.

 

Брактеаты

Этанебольшаятеманашегокурсапосвященаруническим брактеатам — специфическимпроизведениямдревнегоИскусства, вбольшинствеслучаевимевшимсакральное, магическоепредназначение.

Сейчасбрактеатаминазываютсясвоеобразныемедалеподобныекруглыеподвески (восновном — золотые), налицевойповерхностикоторыхнанесеноизображениеи — вокругнего — руническаянадпись. Впрочем, существуютинесколькоиныетипыбрактеатов. БольшинствоизнихизготовленовСкандинавиивовторойполовине I тысячелетиян.э., хотяизвестныиболеепоздниебрактеаты, ибрактеаты, изготовленныеилинайденныевдругихстранах (брактеатизВэлбэкХилл, Британия, идр.)

КлассическимпримеромбрактеатаявляетсяуженеоднократноупомянутыйвэтойкнигебрактеатВадстены, надписьнакотором, выполненнаярунамиСтаршегоФутарка, содержитполнуюзаписьпоследнего (чтоимеетмагическийсмысл) изаклинательноеслово , имеющее, понашему

мнению, значение, близкоекзначениюслова

Магическоеприменениебрактеатов, очевидно, связывалосьвдревностинетолькосмагиейсамихрун, ноисизображенияминаплоскостибрактеата, исрасположениемрунпокругу, и, возможно, ссамойформойиспособомизготовления, отличающимбрактеатыотдругихмедалеобразныхювелирныхизделий. Вэтомотношениинебезынтересновспомнитьдревнерусскиеамулеты-змеевики, распространенныенаРусивначале II тысячелетия, несвязанныегенетически

напрямуюсгерманскимибрактеатами, новосходящие, возможно, кодномуобщемуболеедревнему «оригиналу».

Вообще, следуетсказать, чтобрактеаты (ипохожиенанихзмеевики) представляютсобойоченьинтересныйтиппамятниковдревнегомагическогоИскусства, отработанныйевропейскимимастерамивтечениестолетий. Выглядитвесьмазаманчивойвозможностьиспользоватьэтотдревнийопытвпрактическойработесрунами, иименнопоэтомурассказобрактеатахсруническиминадписямиибылвыделеннамивспециальнуютему.

Довольночастонадписинабрактеатахсодержатлишьнесколькорун, образующихсакральныеруническиеформулыилиимена. Таковы, например, несущиезаклинатель-ныеруническиесловабрактеатыизБьоннеруда (), изАллеса (), изХойструпа (), изВэлбэкХилл (), изЛеллинге (), или

жеподобные

 

брактеату
 
из
 
Асума
,
на
 
котором
 
начертана
 
надпись
 
 
— «Я, Акарь, делал».

Обаэтитипаполучаютразвитиевбрактеатахсболеедлинныминадписями, имеющимитотжехарактер. Усложнениембрактеатов, несущихсакральныеруническиеформулы, являютсябрактеаты, надписинакоторыхпредставляютсобойсложныекомбинациимагическихслов. Таков, например, Сконельскийбрактеат, надписьна

котором () составленаизчетырех

ужеизвестныхчитателюсакральныхруническихслов, записанныхсиспользованиемвязаныхрун.

Известныибрактеаты, заклинаниянакоторыхпредставляютсобойдовольнобольшойсвязныйсмысловойтекст. ВотнадписьнаСьелландскомбрактеате:

чтовпереводеозначает: «ЯпрозываюсьХариуха, ведаюопасное, приношуудачу». Средипрочеговданномзаклинанииоднимиздействующихмагических «средств» являетсясакральноеслово («удача»; также — «счастье», «ус- пех»). Этословоупотребляетсявомногихруническихзаклятьях, втомчисле — набрактеатах. Так, используетсяоновдругойбольшойнадписи — набрактеатеизСкодборга:

Перваячастьзаклинаниясостоитизтриждыповтореннойфразы «удачиАлавин», гдеАлавин — это, очевидно, имячеловека, длякоторогобылизготовленбрактеат. Далее

следуетрунаЙер, имеющаяздесьнеалфавитный, нопонятийныйимагическийхарактер, изавершаетсязаклинаниеименемАлавид, котороеможнопониматьиликакимямастера, изготовившегоданныйамулет, иликакимядругогочеловека, некоторымобразомсвязанногосАлавин.

Взаключениеследуетсказатьиоцентральномизображениибрактеатов, являющемсяихнеобходимымэлементом. Какчитательужемогзаметитьпоприведеннымвышеиллюстрациям, этиизображениядовольностандартны: восновномвнихиспользуютсявразныхсочетаниях — мотивывоина, коняиптицы. Возможно, здесьприсутствуетвлияниесакральнойТрадицииконтинентальныхкельтов, новрамкахданногокурсапроисхождениеэтихизображенийимеетвторостепенноезначение, гораздоважнееихсакральноезначение. Вцеломможноутверждать, чтоцентральные

изображениянабрактеатахпосвященытрадиционномубогувласти, богатстваимагии (Один, онжеБелееилиМеркурий) — покрайнеймереименноемуонибылипосвященыизначально. Воинздесьизображаетсамогобога (нанекоторыхбрактеатахмоленовидетьстилизованныерога, являющиесяегоатрибутом); птица — символмудростиивестникбогов (сравн. своронамиОдина); наконец, конь — символодновременноблагосостоянияи «шаманскогопутешествия» (сравн. соСлейпниром, конемОдина).

 

 

* * *

Рекомендуемая практика

Мыужеговорили, чтоиспользованиебрактеатоввпрактикеруническогоИскусстваинтереснатем, чтобогатыйархеологическийматериалпозволяетнамреконструировать «каноны» ихизготовления, отработанныедревнимимастерами. Текстииллюстрацииданнойтемымогутпредставитьчитателюопределенныйматериалдляработывданномнаправлении; здесьжемыприведемнекоторыесоображенияпрактическогоплана.

1. О технологии изготовления. Длячитателя, малоопытноговювелирномделе, наиболеепростымспособомизготовлениябрактеатабудетегоотливкаизлегкоплавкихметаллов (олова, например). Отливкаподобныхизделийможетбытьпроизведенавформу, полученнуюизглиныилиалебастраоттискомпарафиновойилилюбойдругоймодели. Такойспособизготовлениявполнедопустим — литыебрактеатыизвестны. Другойвариант — эточеканкапопластине (дляполученияизображенияирун) споследующейпайкойсканых (филигранных) деталей (ободаиушка). Выбортехнологии — делоличныхпредпочтениймастераиегоопытавювелирномделе.

2. Оруническихнадписях. Надписинабрактеатах — дажееслионисодержатвсегонесколькознаков — располагаютсятолькопокругувдолькраяизделия. Приэтом, разумеется, можноиспользоватьлюбойпредпочитаемыйвамируническийстрой. Неследуетгнатьсязадлинойнадписи — какнеоднократноужеговорилосьнастраницахэтойкниги, короткаяруническаяформуламожетоказатьсяболеедейственной, чемдлинная. Повторимирекомендациюиспользоватькраткиетрадиционныесакральныеслова, описанныевэтомкурсе. Длябрактеатов, кслову, этодажеболееобычно, чемдлинныенадписи; таге, наиболеечастонадревнихбрактеатахвстречаютсязаклинания и

3. Обизображениях. Выборикомпоновкацентральногоизображениябрактеатаявляется, разумеется, деломмастера, однаконапомним, чтобрактеатыинтересныименнотем, чтопредставляютсобойотработанныйвекамииустоявшийсятипмагическогопредмета. Посемумырекомендовалибыиспользовать (творчески, конечно) тепримеры, чтобылиприведенывыше. Одноисключение, котороемыможемпредложитьвкачествеэксперимента, — этоиспользование «змеиного» мотивасрусскихзмеевиков. Хотязмеевикииявляются — доопределеннойстепени! — подражаниемболеераннимвизантийскиманалогам, самиэтиизображенияабсолютноязыческиепосутиисвязаны, впротивоположностьсюжетамбрактеатов, сБогиней-Матерью.

Тема 8.

 

Магическиекольца

Темаволшебныхпредметов — т.е. предметов, являющихсяносителямимагическойСилы, — широкораспространенавевропейскойсакральнойТрадиции. СвятойГрааль, волшебноеоружиевоинов, посохимагов, всевозможногородаталисманыиамулеты... Носамым «популярным» нынепредметомтакогородаявляются, вероятно, магическиекольца, огромнуюрольвформированиисовременного «широкогоинтереса» ккоторымсыграла, несомненно, знаменитаятрилогияДж.Р.Р.Толкиена.

ОднимизсамыхизвестныхмифологическихволшебныхколецявляетсякольцоДраупнир, принадлежащеескандинавскомубогуОдину. Этокольцоизготовленоиззолота, иоднимизеговолшебныхкачествявляетсяспособностькразмножению (хотядетиДраупниратакойспособностьюуженеобладают):

Восемь колец на девятую ночь из него возникают. о (СтаршаяЭдда, Скирнир, 21)

Немаломагическихколецизвестнонамипоевропейскимпреданиям, легендамиэпосу. Так, например, скандинавскиесагиговорятомагическомкольцеСвиагрис,

которое — вкупесзолотыммагическимшлемом — былосамымбольшимсокровищемшведскогокороля-чародеяАтилсаЧерного. Ценностькольцабыластольвелика, чтодлятого, чтобывернутьсебеСвиагрис, корольАтилсзадержалпогонюзакоролемХрольфом, разорившимегозамоквУппсале.

ДругиммагическимкольцомвладелОвэйнсынУриена, представительодногоиззнатнейшихродовкельтскойБританиии — согласноваллийскимисточникам — рыцарькороляАртура:

Три Князя Битв было при дворе Артура: Кадур, ярл Корнуолла; Ланселот Озерный; и Овэйн сын Уриена Рэгед-ского... Они никогда не отступали в бою, ни перед Копьем, ни перед Стрелой, ни перед Мечом. И Артур, увидев их, назвал их Князьями Битв.

(ВаллийскиеТриады)

КольцоОвэйна, какуказываетсяв «Мабиногионе», средневековомсборникеваллийскихсказаний, обладалосвойствомдаватьсвоемувладельцуневидимость, когдатотскрывалкольцовкулаке. Интересно, чтосохранилосьописаниеэтогокольцавваллийскомманускриптеподназванием «ТринадцатькоролевскихреликвийОстроваБритании, которыехранилисьвКаэрЛлеоненарекеИск, вМонмаутшире. ВещиэтиполученыотМирддина, сынаМорврана, вДомеСтекла, наЭнлли, илиостровеБардсэй. Изаписанодругими, чтоТалесинКнязьБардоввладелими». ВманускриптекольцуОвэйнапосвященонесколькострок: «КаменькольцаЛинэд, которыйполучилОвэйнмежстенойирешеткой. Ктобынисокрылэтоткамень, каменьсокроетего».

Теперьобратимсяктому, чтонамизвестносейчассобственноомагииволшебныхколец.

Помнениюмногихавторов, любоекольцомагичносамопосебе, ужевследствиесвоейособойформы. Действительно, традициясохраняетогромноеколичествопримеровпочитаниякольцеобразнойформы (причемнеизвестно, что, собственноговоря, большепочиталось: предмет, заключающийвсебесквозноеотверстие, илисамоотверстиевэтомпредмете). Первое, чтоприходитнаумвэтомотношении, — это, конечно, «куриныебоги», камешкисдырками. Номожновспомнитьипочитаниедуплистыхдеревьев, исвященные «дырчатые» камниЕвропы. Кпоследнимотносятся, например, британскиеКаменьГронва (Llech Ronw) илиДырчатыйКамень (Holed Stone). Последнийпредставляетсобойплоскуюплиту, установленнуювертикально, сосквознымотверстиеемвцентральнойчасти. Досихпормолодоженынаместныхсвадьбахприходяткэтомукамню, чтобыскрепитьзаключенныйбракрукопожатиемчерезотверстие. Можнотакжевспомнитьито, чтокольца, вообщеговоря, вдревностиносилинетольконапальцах, ноиназапястьях (браслеты), нашее (гривны) ит.д. Однаковернемсяктемкольцам, которыеносилинапальцахрук.

 

Какпоказываютданныеархеологии, кольца (втомчисле — имагические) делалисьнетолькоизметалла; известнытакжекаменные, костяныекольца. Так, например, изагатаизготовленоодноизхранящихсяныневБританскомМузеемагическихколец, любопытноевыгравированнойнанемзаклинательнойруническойнадписью (нообэтомчутьпозже). Вполневозможно — идажевероятно, — чтовмагическихцеляхиспользовалисьидеревянныекольца: вдревностивообщебылооченьширокораспространеноизготовлениемагическихпредметовиздревесины.

Ивсе-такиосновнымматериаломдляизготовленияколецслужил, конечно, металл; использовалисьидрагоценныекамни,

ноотносительноредко — вдревностиэтобылодовольнодорогимудовольствием, даитогоразнообразиякамней, котороемыможемвидетьсегоднявювелирныхмагазинах, древниемастеранезнали. Затоонипрекрасновладелиразличнымитехникамииспользованияэмалей, зерни, скани, создаваяподчаспоистиневеликолепныеизделия. Очевидно, выборматериаладляизготовлениялюбогомагическогопредмета — кольцавтомчисле — вопросоченьважный. Мытолькочтоупомянулиокольцахизкамняикости, металлическиекольцатакжеизготавливалисьсучетомсвойствметаллов. Отом, чтометаллтщательноподбирался, свидетельствуют, например, находкикомбинированныхмагическихколец — серебряныхсовставкойизмеди. Неменеетщательно, очевидно, подбиралсяикаменьдлявставки:

 

Пусть никого не дивитсомнение здесь неуместно,Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила: В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее. МарбродРеннский, XII век

 

ПервыевЕвропетрактаты, касающиесямагиикамней, появилисьвантичноммире. Авторыэтихсочинений — ТитЛукрецийКар, Гиппократ, Теофраст, ПлинийСтарший — описывалисвойстварастений, животныхикамней, втомчисле — имагическиесвойствапоследних. ВСредниеВека, частосиспользованиемантичныхтрактатов, былисозданыновыерукописи, посвященныетемжевопросам. СредиавторовсредневековыхтрудовследуетназватьЕпифания (V век), ИсидораСевильского (конец V — начало VI века), МихаилаПселла (XI век), МарбродаРейнского (XII век), АльбертаВеликого (XIII век). Позднеефрагментыизработэтихавторов, частопеределанные, аиногда — ипереосмысленные, составилимногочисленныесборникипомагиидрагоценныхкамней, кчислукоторыхотноситсяизнаменитыйнаРуси «ПрохладныйВертоград».

Однаконужно, разумеется, учитывать, чтопредкинашинебылинастолькоглупы, чтобыполагатьестественныемагическиесвойствакамнядостаточнымидлятого, чтобыкольцо, вкотороевставиликамень, превратилосьвмагическийинструмент. Вотпростойпример. ВШотландиивСредниеВекасуществовалмагическийшаризгорногохрусталя, обладающийсвойствомисцелятьболезни; вовремястрашнойчумы 1665 годаэтоткаменьодалживалиподогромныйзалогвшестьтысячфунтов. Былобыоченьнеосторожнымсчитать, чтотакимижесвойствамиобладаетилюбойдругойкусокчистогокварца...

Ничутьнеменьшеезначение, чемподборуматериала, придавалосьизображенияминадписям, наносимымнаповерхностьколец. Современныеколлекцииархеологическихнаходоксодержатдесяткиидажесотнисредневековыхколец, изображениянакоторыхимеютмагическуюнагрузку. Однакосейчаснасболеевсегоинтересуюткольцасзаклинательнымируническиминадписями.

Так, наупомянутомвышеагатовомкольце, хранящемсяныневБританскомМузее, выгравированаследующаяруническаянадпись:

Надписьпереводунеподдается, нопомнениюН:Пен-никаэто — «кольцосилы, предназначенноеприноситьмагическийуспехносителю».

Тамже — вБританскомМузее — хранятсяещедвамагическихкольца, изготовленныхнасейразизметалла: одно — иззолота, авторое — избронзы, инесущиходинаковыенепереведенныеруническиенадписи, связанные, вероятно, спредыдущей:

 

Внешняясторонакольца:

 

Внутренняясторона:

Внутренняянадписьздесь, скореевсего, представляетсобойтриадноеруническоезаклинание (см. тему 5 второйчастинастоящегокурса).

АвотназнаменитомЛанкаширскомволшебномкольцелишьчастьзнаковнадписивыполненарунами (остальное — латиницей).


 

Этототносительнораспространенныйприемпоявилсянасеверо-западеЕвропыпослевведениялатинскогоалфавита: некоторыемагисталиприменятьвсвоихнадписяходновременнолатинскиеируническиебуквы. Оцелитакогосмешениямыужеговорилиприрассмотрениимагииотдельныхрун — сделатьнесущийрунытекстосмысленнойфразойиизбежатьвозникновенияруническойкомбинацииснепредсказуемымдействием. Таковаинадписьналанкаширскомкольце, котораясамапосебенеимеетмагическогозначенияипереводитсяследующимобразом: «Этрэдвладеетмною, Эанрэдсработалменя».

* * *

Рекомендуемая практика

Ксожалению, мынеимеемвозможностисовместитьданныйкурсруническогоИскусстваскурсомискусстваювелирного. Длячитателей, владеющихпоследним, указаний, данныхвэтойивпредыдущихтемах, будетвполнедостаточнодляпервыхшаговвобластисамостоятельногосозданияруническихколеци/илиихиспользования. Длятех, ктозахочет (бытьможет) прибегнутькпомощипрофессиональныхювелиров, неявляющихсямагами, мыотметим, чторуническиезнаки, нанесенныетакимимастерами, далеконевсегдаоказываютсядейственнымивтоймере, какэтоожидается, аиногдаивообщедействуютнесколько (илисовсем) виномнаправлении...

Тема 9.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.