Движение декабристов (программные положения Северного и Южного общества, причины неудач). — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Движение декабристов (программные положения Северного и Южного общества, причины неудач).

2017-11-16 490
Движение декабристов (программные положения Северного и Южного общества, причины неудач). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Декабризм - политическое течение в освободительном движении России первой четверти XIX в., идеологию которого разработалидекабристы - революционно настроенное дворянство, впервые поднявшее восстание против самодержавного устройства государства и крепостничества 14 декабря 1825 г.
ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Артель офицеров Семеновского полка (1815 г.), созданная Н.М. Муравьевым, была малочисленной организацией (15-20 чел) с аморфными и неконкретными целями. По указанию Александра I она была распущена, но ее члены продолжали собираться и после роспуска, благодаря чему артель стала колыбелью декабристского движения.
"Союз спасения" (1816-1818 гг.). Первая тайная офицерская организация во главе с полковником Генерального штаба А.Н. Муравьевым.У ее истоков стояли также князь С.П. Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин - все участники Отечественной войны. После прихода в организацию П.И. Пестеля в 1817 г. организация была переименована в "Союз истинных и верных сынов Отечества", что подчеркивало ее патриотическую направленность. Численность общества составляла около 30 человек.
Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия. Обсуждалась идея цареубийства во время посещения царем Москвы в сентябре 1817 г., но план был отклонен по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр дал указание разработать проекты конституции и освобождения крестьян. Малочисленность и отсутствие опоры в обществе, неопределенность средств достижения цели, а также ожидание реформ сверху приводят к изменению тактики и организационных форм деятельности.
"Южное общество" (1821-1825 гг.) во главе с П.И. Пестелем, С. Волконским, С.И. Муравьевым-Апостолом, А.П. Юшневскимдействовало на Украине. Общество в своей структуре имело три управы (Тульчинская, Каменская, Васильковская).
Программным документом общества стала " Русская Правда ", написанная Пестелем и включавшая следующие положения:
1) уничтожение самодержавия и установление республики;
2) уничтожение сословий, равноправие всех граждан: введение суда присяжных для всех граждан;
3) введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий;
4) Россия остается единым унитарным государством (а не федерацией). Только Польша получает право на автономию;
5) вводится разделение властей на законодательную власть - Народное вече (парламент), исполнительную - Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) - Верховный Собор;
6) уничтожается крепостное право;
7) земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок земли, определенного размера,
8) введение в действие Русской правды должно произойти декретом Временного революционного правительства, обладающего диктаторской властью.
19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойного Константину, т.к. у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин тайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшинству брату - Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого из-за его личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр.) не любили в гвардии. И эту ситуацию решили использовать декабристы выведя войска на площадь 14 декабря 1895г.
С раннего утра 14 декабря офицеры-члены Северного общества вели агитацию среди солдат и матросов, убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина и его жену Конституцию. Им удалось вывести часть Московского, Гренадерский полки и гвардейский морской экипаж на Сенатскую площадь (всего около 3,5 тыс. чел.). Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой, наблюдая за выполнением всех частей плана, увидел, что он полностью срывается и, убедившись в обреченности военного выступления, не явился на площадь. Это в свою очередь вызвало замешательство и медлительность действий. Николай окружил площадь верными ему войсками (12 тыс. чел., 4 орудия). И после того как атаки конницы были отбиты, а попытки ген.-губернатора Милорадовича склонить восставших к сдаче оружия закончились его смертью от рук Каховского, в дело была введена артиллерия. Выступление было подавлено, а вечером начались массовые аресты.
ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ:
1. Узкая социальная база, ориентация на военную революцию и заговор.
2. Недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.
3. Отсутствие необходимого единства и согласованности действий;
4. Неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества;
5. Культурная и политическая отсталость крестьянства и рядового состава армии.
31. Народничество: идеология, направления.
Народничество — движение русской интеллигенции на "сближение" с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.
Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими представлениями о самобытном пути развития России. Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина. "Земля и воля" (1861-1864 гг.) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, В.С. Курочкин, Н.И. Утин. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г, когда должно было завершиться подписание уставных грамот для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации. Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией "Колокола". В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самораспустилась. "Ишутинцы". В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным ("ишутинцы"). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.
"Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.
"Земля и воля" (1876-1879). Организацией руководили М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым: 1.агитацию словом и делом; 2.акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее "вредных" представителей власти).
Партию "Народная воля" (1879-1882 гг.) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др.
Народовольцы ставили своей целью: 1.революционный захват власти; 2.созыв Учредительного собрания; 3.утверждение политических свобод; 4.построение, в перспективе, общинного социализма. 5.Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа.
"Черный передел" (1879-1882 гг.). Его руководители - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне.
В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию.
Направления:
1. Революционное- Основные теоретические направления революционного народничества. В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы - социализм, и признававшие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них. Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи: 1. интеллигенция смогла умственно развиться, т. к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; 2. народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений; 3. внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы; 4. для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма; 5. после победы народа необходимо сохранение "государственного элемента", роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений; 6. социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.
2. Либеральное (реформаторское)- Идеологи реформаторского народничества принадлежали к идейным наследникам великих учителей русской интеллигенции. Теоретически они прекрасно понимали, что истинный общественный прогресс "бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ".
Теоретики либерального народничества: 1. осуждая капитализм, пытались обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах; 2. доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством. Они считали, что марксизм в крестьянской России не применим, а попытки его утверждения приведут к установлению диктатуры меньшинства над большинством населения; 3. считали идеалом общественного устройства гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности, обеспечивающее, по их мнению, необходимые условия для всестороннего развития человека.
В итоге, они выступали как против реакции, так и против революции, осуждали насильственные методы преобразований. В годы "контрреформ" получила широкое распространение либерально-народническая теория и практика "малых дел", призывавшая интеллигенцию, в первую очередь, честно выполнять свои профессиональные обязанности во благо народа.
3. Легальное - О том, что демократическая интеллигенция может и должна сыграть в русской истории особую и, несомненно, прогрессивную роль, подобную той, что в средневековой Западной Европе выпала на долю молодой буржуазии, народнические теоретики заговорили примерно с рубежа 1860-1870-х гг.
Основная преграда, о которую, действительно, споткнулось народничество, - это разобщение интеллигенции с народом, препятствующее распространению в массы ее просветительских идей. Уже после знаменитого "хождения в народ" 1874-1875 гг. для многих народников стало очевидным, что понятия народа об общественной жизни радикально противоположны соответствующим взглядам интеллигенции. Массы привыкли слепо следовать традиции и верить только своим авторитетам (мир, царь, Бог), тогда как интеллигенция выработала собственное миросозерцание критическим отношением к традициям, опираясь на истины, добытые наукой. Преодолеть это внутреннее отчуждение, поддерживаемое властью с помощью "полицейских рогаток", было практически невозможно.
32. Консервативная модернизация Николая I.
Годы царствования Николая 1 (1825-1855 гг.) расцениваются историками как "апогей самодержавия". Одной из главных задач Николая 1 было укрепление аппарата управления и усиления режима личной власти. При нем создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся "собственной его императорского величества канцелярии". Она была учреждена еще Александром 1 для рассмотрения прошений на его имя. Николай 1 существенно расширил ее функции, придав ей значение высшего органа государственного правления. Прежняя канцелярия стала 1 отделением, в обязанность которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. Вслед за 1 отделением было создано 2 отделение, занимавшееся кодификацией законов, а затем 3 отделение - высшая полиция.
Особое значение имела деятельность 3-го отделения. Прерогативы этого отделения были огромны - оно собирало информацию о настроениях различных слоев общества, осуществляло тайный надзор за неблагонадежными лицами и печатью и пр. - это был орган личного осведомления царя обо всех происшествиях в Российской империи. Николай 1 стремился сосредоточить в своих руках решение, как общегосударственных вопросов, так и многих частных вопросов. Был проведен ряд реакционных мер в области просвещения и печати, ибо здесь таилась главная опасность вольнодумства.
В основу системы народного просвещения был положен принцип строгой сословности. В 1828 г. был издан школьный устав, согласно которому начальное и среднее образование подразделялось на три категории: 1) для детей низших сословий (крестьянство) предназначались одноклассные приходские училища; 2) для средних сословий (мещан и купцов) - трехклассные уездные училища; 3) для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии. Университетский указ 1835 г. практически ликвидировал автономию университетов и устанавливал строгий надзор за студентами. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, который не допускал в печать ни одно произведение, в котором прямо или косвенно порицалась монархия или высказывались мысли о необходимости преобразований.
Однако наряду с мерами реакционного характера, самодержавие проводило и некоторые преобразования, чтобы приспособить абсолютистский строй к новым социально-экономическим изменениям в стране. Был создан Секретный комитет для разработки программы преобразований - проект реформы высшего и местного самоуправления, закон о правах сословий, решение в перспективе "крестьянского вопроса". В 1826-32 гг. была проведена кодификация законов. Она упорядочила российское законодательство, но не внесла изменений ни в политическую, ни в социальную структуру России, ни в саму систему ее управления.
Основным вопросом в правительственной политике второй четверти 19 в. был крестьянский вопрос. В царствование Николая 1 было издано более 100 указов о крестьянах, направленных на смягчение крепостного права, но ввиду их фактической необязательности для помещиков они находили весьма ограниченное применение.
Новые социально-экономические процессы развивались в сфере промышленности и торговли. В сфере мелкой крестьянской промышленности накапливались капиталы, готовились кадры обученных рабочих, выделялись представители торгово-промышленной буржуазии. За счет распространения мануфактур, основанных на наемном труде, развивалась крупная промышленность. Переход от мануфактурного производства к фабрике - крупному производству, основанному на машинной технике - промышленный переворот, который имеет две стороны: техническую - систематическое применение машин и социальную - формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Важным показателем развития рыночного хозяйства и промышленного переворота являлось формирование новых социальных групп - наемных рабочих и предпринимателей. В связи с ростом промышленности и углублением хозяйственной специализации регионов страны развивался внутренний рынок. Основными товарами были продукция с/х и изделия крестьянских промыслов. Расширялись внешнеторговые связи. Страны Европы покупали в России хлеб и сырье, в азиатские страны Россия поставляла промышленную продукцию - ткань и металлические изделия. Причиной кризиса в последние десятилетия перед реформой 1861 г. являлся регресс системы хозяйства, основывавшейся на крепостном труде. Но в целом, в экономике и в социальном отношении были прогрессивные сдвиги, которые происходили на базе мелкотоварного и капиталистического хозяйства. Хотя новые социально-экономические процессы и подрывали феодально-крепостническую систему, но она продолжала оставаться господствующей вплоть до 1861 г. Здесь немалую роль сыграло самодержавие. Политика его была противоречивой: с одной стороны, оно способствовало экономическому развитию страны - вплоть до поддержки капиталистического предпринимательства, с другой - стремилось законсервировать социальную структуру общества, стояло на страже феодально-крепостнических порядков.

33. Отмена крепостного права по реформе Александра II
отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.
3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.
. Как говорилось выше, подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ века сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.
К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина, был внесен пункт, о праве помещика предоставлять крестьянам, соответственно по соглашению с ними, немедленно в собственность и бесплатно, т.е. «в дар» четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного», сами же крестьяне называли его «сиротским».
19 февраля «Положения», а они включали в себя 17 законодательных актов, были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.
По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотела бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать, где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.
По «Положениям» было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.
Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в «уставной грамоте» в течение одного года с момента освобождения.
Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении, которого временнообязанные крестьяне должны были быть, переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет, правда, к 1881 году их оставалось уже не более 15%.
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.
34. Либеральные реформы Александра II.
Реформы Александра II — либеральные реформы 60-70-х годов XIX века в Российской империи, проводимые «сверху» по инициативе императора Александра II в условиях острого внутреннего кризиса, затронувшие все стороны общественной жизни.
Земская реформа. Крестьянская реформа повлекла за собой и преобразование всех сторон общественной и государственной жизни. 1864 г. стал годом рождения земств - органов местного самоуправления. Низовым звеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий. Уездные земства, в свою очередь, посылали депутатов в губернское земское собрание. Депутаты земств получили название гласных. Возглавляли эти собрания предводители дворянских собраний - органов самоуправления дворянства. Исполнительными органами на местах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями. Сфера компетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами благотворительности.
Проект земской реформы разрабатывался комиссией, возглавляемой сначала Н. А. Милютиным, а затем П. А. Валуевым. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное и сословное начала. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков. Деятельность земских собраний и управ контролировалась только губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Земские учреждения ведали лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц, "попечением" о развитии местной торговли и промышленности и т.д.
Земская реформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную.
Городская реформа 1870 года. Эта реформа имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Реформа заменяла прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами становились городские думы, а исполнительными - избранные думами городские управы. Члены городских дум выбирались на четыре года и назывались "гласными". Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25-ти лет и владевшие недвижимой собственностью, владельцы промышленных и торговых предприятий, купцы. В компетенции городского управления было внешнее благоустройство города, торговля, промышленность, здравоохранение, образование.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА. Армия традиционно играла важную роль в общественно-политической жизни России. Поражение в Крымской кампании обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость. Европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно-политических союзов не могло не представлять угрозу безопасности России. Под военными реформами 1860-70-х годов понимают преобразование вооруженных сил России под руководством военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена на пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и военно-полевой суд (был принят новый военно-судебный устав). В армии отменялись телесные наказания. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академии для среднего и высшего командного состава.
С 1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность. В армии была введена система льгот в зависимости от образования, что в свою очередь должно было его стимулировать. Одной из целей военной реформы было создание обученного резерва - запаса, а также образование военно-окружной системы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией и др.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА. Наиболее радикальной и последовательной была судебная реформа, среди авторов которой были прогрессивные юристы - С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Она проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864г. В них был отражен ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности и состязательности процесса, выборность некоторых судебных органов. Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. Вместе с тем судебная реформа сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранение крестьянских, "инородческих" и духовных судов и др.
Судебная реформа имела прогрессивное значение, так как новая система заменила собой очень раздробленную систему судов (судов по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, при закрытых дверях и т.д.). Эта реформа была подвергнута коренному пересмотру (контрреформы 1870-х годов) ранее других реформ 60-х годов.
Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в., получившие название "великих", привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями второй половины XIX в., мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.
35. Правительственный курс Александра II.
После убийства царя Александра II 1 марта 1881 г. к власти пришел Александр III. Тради­ционно его внутриполитический курс принято оценивать как консервативный. За первые два года правления (1881- 1883 гг.) ушли в от­ставку все сколько-нибудь либерально наст­роенные министры. Политику правительства стали определять такие люди, как К. П. Победонос­цев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой, В.П. Мещерский, стремившиеся вернуться к старым, дорефор­менным устоям — сословности, опоре на дво­рянство, усилению единоначалия в местном управлении. Поскольку объективно курс пра­вительства вел к пересмотру многих положе­ний реформ, то в публицистике и исторической литературе за мероприятиями царствования Александра III закрепилось название контрре­форм. Они коснулись, прежде всего, сферы ме­стного самоуправления и суда. Важнейшими из них были: 1) отход от принципов судебной реформы; 2) введение института земских начальников и нового земского положения; 3) реформа городского самоуправления; 4) мероприятия в сфере образования и печати.
В связи с активной борьбой с террористами были пересмотрены некоторые положения су­дебной реформы: 1) в начале 70-х годов следствие по государст­венным преступлениям было передано кор­пусу жандармов, а дела по ним рассматри­вались в более высокой инстанции — особом присутствии Сената с участием представи­телей различных сословий; 2) в 1889 г. по положению о земских участко­вых начальниках был отменен мировой суд. Вместо него губернатор назначал земского участкового начальника с широкими судебно-административными полномочиями.
Таким образом, нарушались два важней­ших принципа судебной реформы - независи­мость суда от администрации и выборность су­дей представителями всех сословий
Земская и городская контрреформы были проведены в 1890 и 1892 гг. Для выборов в зем­ства устанавливались сословные курии, изме­нялся состав земских собраний за счет назнача­емых сверху представителей. Губернатор получал право приостанавливать исполнение решений земских собраний. Городская контрре­форма также предусматривала сужение круга выборщиков за счет введения имущественного ценза. Уменьшилось число гласных городских Дум, усилился административный контроль над ними, уменьшился круг вопросов, подлежащих компетенции дум. Та­ким образом, контрреформа в сфере местного управления и суда привели к усилению контро­ля над выборной властью со стороны государст­ва, увеличению в них дворянского представи­тельства, нарушению принципов выборности и всесословности в их деятельности. Традиционно реакционными оказались и мероприятия правительства в отношении пе­чати и системы образования: 1) утверждены «временные правила» о печа­ти, устанавливавшие надзор за прессой со стороны администрации; 2) усилилась карательная цензура; 3) были закрыты Высшие женские курсы; 4) была ликвидирована автономия университетов и повышена плата за обучение; 5) в 1887 г. появился знаменитый циркуляр о «кухаркиных детях», прямо запрещавший принимать в гимназии представителей низ­ших сословий.
Единственной сферой, в которой разреша­лись преобразования, оставалась экономика, Особого внимания в этой связи заслуживает де­ятельность Н.Х. Бунге, министра финансов в 1881-1886 гг., и С.Ю. Витте, занимавшего этот пост в 1892-1903 гг.
Именно во времена Александра III в России развернулся промышленный переворот - переход хозяйства страны от мануфактурного к фабрично-заводскому производству. Сердцевина промышленного переворота - энергия пара и электричества. Ключевое слово - машина. В ходе промышленного переворота возникает крупное машинное производство, формируются общенациональные классы - буржуазия и пролетариат.
Промышленный переворот требовал огромных средств. Откуда они брались? Преимущественно из деревни. В российском экспорте с середины ХIХ века лидирующие позиции занимали зерновые. В 70-е годы их доля достигала 50%, и на этом уровне держалась до 900-х годов, когда началось некоторое ее снижение. Пятикратное увеличение вывоза хлеба из страны произошло в ущерб крестьянскому потреблению. Но иного выхода не находили. Неслучайна знаменитая реплика Министра финансов Ивана Алексеевича Вышнеградского: "Не доедим, но вывезем". Так Россия включалась в мировой рынок и мировое разделении труда, где ее специализация была преимущественно сырьевой.
Предварительным итогом промышленного переворота был промышленный подъем 90-х годов, когда по темпам роста русская промышленность не имела себе равных в мире (выше, чем в США и Германии). Активно развивались металлургия, машиностроение, нефтехимия, угольная промышленность. Производство обновилось. Каждое второе промышленное предприятие начала ХХ века возникло в последнее десятилетие ХIХ - в то десятилетие объем промышленной продукции в России удвоился.
Таким образом, внутренняя политика само­державия в 80-90-х гг., по одним оценкам, рас­сматривается как реакционная, по другим - как консервативная. В ней в полной мере про­явилось стремление партии власти сохранить незыблемыми основы государственного строя, Преобразования в экономике были связаны главным образом с интересами внешнеполити­ческими и с личностями занимавшихся этим людей.
36. Особенности политического развития Российской империи в начале XXвв.
В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Императорская семья владела крупными земельными угодьями, ей принадлежали также предприятия и промыслы.
Для большинства подданных самодержавная власть представлялась привычной и стабильной формой правления. Такое отношение к монархии укоренилось среди православной части населения еще и потому, что царь являлся и главой Русской православной церкви, непосредственно назначавшей высших церковных иерархов.
В структуре монархического правления центральную роль играла императорская фамилия. Все члены императорской фамилии обязаны были быть православными. Поэтому немецкие и датские принцессы, выходя замуж за мужчин из дома Романовых, принимали православие. Принадлежность к императорскому дому следовала только по мужской линии. Женщины, входившие в состав императорской фамилии, не могли передавать свои права мужьям и детям.
После смерти в 1894 г. императора Александра III на престол взошел его сын Николай II (1894-1917). Либерально настроенная часть общества надеялась, что молодой император откажется от жесткого консервативного курса своего отца и пойдет по пути политической модернизации страны. Но надежды эти не оправдались.
Близость к монарху создавала для многих членов фамилии реальные возможности влияния на политическую и экономическую жизнь страны. Нередко их действия противоречили интересам иных групп в царском окружении.
К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.
В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго со


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.