Модель организации власти в Новгородской республике. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Модель организации власти в Новгородской республике.

2017-11-16 679
Модель организации власти в Новгородской республике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главным должностным лицом в Новгородском управлении был посадник. Он был главой правительства, в его руках были управление и суд. Он командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом. Он председательствовал во внешних отношениях. Фактически в посадники избирались бояре из 4ёх крупнейших Новгородских родов. Вече выбирало главу новг. церкви - епископа. Владыка распоряжался казной, контролировал внешние отношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д.(осн. его роль - духовное главенство в церковной иерархии). Третьим важным лицом гор. управления был тысяцкий, ведавший господским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов.
Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов, его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новгорода с остальной Русью. Князя предупреждали: «без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать.» Даже резиденция князя находилась вне кремля на ярославском дворище - торговой стороне, а позднее - в нескольких километрах от кремля на городище.
По договору с городом князю запрещалось:
-управлять новг. волостями
-приобретать землю в Новгороде
-вершить суд за пределами города
-издавать законы
-объявлять войну и заключать мир
-судить холопов
-принимать закладников
В случае нарушения князь мог быть изгнан.

Причины принятия христианства. Летописная версия о выборе веры.

Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. “Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.
Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

Крещение Руси, последствия принятия христианства (внешнеполитические, внутриполитические, экономические, социальные и духовные) и его значение для становления и развития древнерусской государственности.

Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.
В более широком смысле — процесс распространения и укоренения православного христианства в Древнерусском государстве.
Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука Царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II.
Последствия принятия христианства
Политические последствия
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.
В византийском церковно-государственном правосознании Император мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия, а следовательно, и единый самодержец всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников.
Таким образом, приняв крещение от византийцев, Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.
Культурные последствия
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции. Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов. При этом была частично уничтожена русская культура, в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль. Были запрещены все языческие обряды и празднества (но многие из них сохранялись долгое время или принимали церковную интерпретацию — например, Масленица), некоторые образцы русского народного творчества, разрушены все культовые сооружения (идолы, капища).
Согласно традиционной агиографии (научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых) Русской Церкви и мнению некоторых современных исследователей, опирающемуся на «Повесть временных лет», до полного укоренения христианства на Руси в некоторых родах практиковались человеческие жертвоприношения. Широко практиковалось многожёнство, в частности, сам Владимир I Святославич имел несколько сотен наложниц.

11.Политическая раздробленность на Руси (12-13 вв.)
В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.
Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками.
В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.
Предпосылки политической раздробленности на Руси:
1.Социальные:
а) Усложнилась социальная структура русского общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: крупное боярство, духовенство, купцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость от землевладельцев сельских жителей. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства.
б) Переход к пашенному земледелию способствовал оседлому образу жизни сельского населения и усилил стремление дружинников к владению землей. Поэтому началось превращение дружинников в землевладельцев (на основе княжеского пожалования). Дружина стала менее подвижной. Дружинники были теперь заинтересованы в постоянном пребывании вблизи своих вотчин и стремились к политической самостоятельности.
В связи с этим в 12-13 вв. большое распространение получила система иммунитетов – система, освобождающая бояр-землевладельцев от княжеского управления и суда, дававшая им права на независимые действия в их владениях.
То есть главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения и оседания дружины на землю.
2. Экономические:
Постепенно отдельные вотчины укрепляются и начинают производить все продукты только для собственного потребления, а не для рынка. Товарный обмен между отдельными хозяйственными единицами практически прекращается.
3. Политические:
Основную роль в распаде государства сыграло местное боярство; местные князья не хотели делиться своими доходами с Великим Киевским князем, и в этом их активно поддерживало местное боярство.
4. Внешнеполитические:
Походы крестоносцев открыли более прямой путь сообщения между Азией и Европой через восточное побережье Средиземного моря. Торговые пути переместились в центральную Европу. Русь утратила статус мирового торгового посредника и фактор, объединявший славянские племена.
Последствия политической раздробленности.
1. В условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения хозяйства.
2. В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь, которая оказывала сильное влияние на культуру.
3. Противовесом окончательному распаду Руси была постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев, соответственно киевский князь выступал как защитник Руси.
12. Борьба русских земель и княжеств с крестоносно-католической экспансией Запада в 13 веке.
В первой половине ХIII столетия на северо-западе Руси, ослабленной монголо-татарским нашествием большую опасность представляла агрессия немецких рыцарей Ливонского ордена. Они заключили союз со шведскими и датскими рыцарями о совместном нападении на Русь.
В Новгороде с 1236 года правил князь Александр Ярославич. В 1240 году, когда началась агрессия шведских феодалов против Новгорода ему не было еще и 20 лет. Он участвовал в походах своего отца, был хорошо начитан и имел представление о войне и военном искусстве. Но большого собственного опыта у него еще не было. Тем не менее 21 (15 июля) 1240 года силами своей небольшой дружины и ладожского ополчения он внезапной и стремительной атакой разбил шведское войско, высадившееся в устье реки Ижоры (при впадении ее в Неву). За победу в Невской битве, в которой молодой князь показал себя искусным военачальником, проявил личную доблесть и геройство, он был прозван "Невским". Но вскоре из-за козней новгородской знати князь Александр покинул Новгород и ушел на княжение в Переяславль-Залесский.
Разгром шведов на Неве не устранил до конца нависшей над Русью опасности. Уже в начале осени 1240 года ливонские рыцари вторглись в пределы новгородских владений, заняли город Изборск. Вскоре его судьбу разделил и Псков. Той же осенью 1240 года ливонцы овладели южными подступами к Новгороду, вторглись в земли, прилегающие к Финскому заливу и создали здесь крепость Копорье, где оставили свой гарнизон. Это был важный плацдарм, позволявший контролировать новгородские торговые пути по Неве, планировать дальнейшее продвижение на Восток. После этого ливонские агрессоры вторглись в самый центр новгородских владений, захватили новгородский пригород Тесово. В своих набегах они подходили к Новгороду на 30 километров. Пренебрегая былыми обидами по просьбе новгородцев Александр Невский в конце 1240 года вернулся в Новгород и продолжил борьбу с захватчиками. В следующем году он отбил у рыцарей Копорье и Псков, вернув новгородцам большую часть их западных владений. Но враг еще был силен и решающее сражение было впереди.
Битва на Чудском озере, вошедшая в историю под названием "Ледовое побоище", началась утром 5 апреля 1242 года. На восходе солнца, заметив небольшой отряд русских стрелков, рыцарская "свинья" устремилась на него. Стрелки приняли на себя основной удар "железного полка" и мужественным сопротивлением заметно расстроили его продвижение. Все-таки рыцарям удалось прорвать оборонительные порядки русского "чела". Завязалась ожесточенная рукопашная схватка. И в самый ее разгар, когда "свинья" полностью втянулась в бой, по сигналу Александра Невского по ее флангам во всю мощь ударили полки левой и правой руки. Не ожидавшие появления такого подкрепления русских, рыцари пришли в замешательство и под их мощными ударами стали понемногу отступать. А вскоре это отступление приняло характер беспорядочного бегства. Тут внезапно из-за укрытия в бой кинулся конный засадный полк. Ливонские войска потерпели сокрушительное поражение.
Русские гнали их по льду еще 7 верст до западного берега Чудского озера. Было уничтожено 400 рыцарей и взято в плен 50. Часть ливонцев потонула в озере. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром. Спастись удалось лишь тем, кто находился в хвосте "свиньи" и был на коне: магистру ордена, командорам и епископам.
Значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями" было поистине историческим. Орден запросил мира. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались целые столетия. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных его частей, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника при организации сражения, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования, уничтожение большей части превосходящего противника - все это определило русское военное искусство как передовое в мире.

13. Проблема термина «монголо-татары» в отечественной исторической науке.
По отношению к нашествию, термин имеет чисто символическое значение. Поэтому, когда речь идёт о монголо-татарах, под этим наименованием подразумевается не народ, а сумма самых разных народов разного этнического происхождения, где монголы составляли малую часть.
1243г-З.орда ставит рус. земли под свой контроль. В этом же году великий князь Владимирский - Ярослав Всеволодович был затребован в Орду, где получил от Батыя грамоту - ярлык на С-В Русь, исключая Киев и Ю-З. земли.
З.орда превратила Рус.князей в вассалов-данников. Старший среди князей - Великий Владимирский князь получал ярлык на великое княжение.
Ордынский выход.
всё население было переписано, единицей обложения было призвано хоз-во.
1257г-новгородцы отказались переписываться, А.Невский с помощью татар жестоко подавил восстанников. в 13 веке сбор дани осуществляли баскаки (татарские сборщики дани). По всей территории Руси через определённые расстояния были ямбы, конюшни. Ямбы обслуживало рус. население в кач-ве рус. повинности, которое называли ямчи.
В науке сущ-ют 2 точки зрения на монголо-татар:
1. М-татары принесли разорение, гибель людей, задержали развитие, но:
«существенно не повлияли на жизнь,быт русских, на формирование рус. гос-ва.»
Т.зрения Соловьёва, Ключевского, Плотонова.
Аргументы:
-монголо-татары не оказали существенного влияния.
-м-татары не устранили рус.князей, не создали собственной династии на Руси.
-Русь сохранила свою духовную основу: сначала языческая, затем мусульманская. Орда не настаивала на смене веры.
2. «м-татары оказали большое влияние на жизнь, быт русских и прежде всего на формирование Моск.гос-ва». Н.М.Карамзин, Н. Костомаров.
Современные авторы разбивают эту т.зрения и пытаются док-ть, что с 13века нач-ся сильное влияние Востока на рус. земли:
1)м-татары принесли на Русь идею сильной верх. власти. Задолго до них к этому стремились великие князья.
2)с приходом м-татар на Русь начали оказывать специфически азиатские нормы и способы наказания. Русь узнала Китайские казни: пытки, кнут, отрезание различ. частей лица.
3)в условиях ига в сознании рус.пол-кой элиты исчезает представление о балансе прав и обязанностей. На З. и в русских землях существовала сис-ма сюзеренитета-воссалитета. Суть сис-мы: баланс прав и обяз-тей со стороны вассала и господина. После монголотатар ценность власти будет становиться выше,чем ценность права. Власть подчинит себе право, собственность, честь и достоинство.
14.Монгольское нашествие на Русь: основные этапы и его последствия. Др. Русь и Зол. Орда. 13-15вв.
основные этапы пол-ки З.Орды в отн-нии рус.земель:

1)1243-1257гг. - З.Орда устанавливает контроль над рус.землями. Фактически власть находилась в Каракоруме.
2)1257-1312гг. - пик распада рус.земель. Организуется баскаческая система,проводится перепись населения.
3)1312-1328гг - отмена баскачества, сбор дани переходит в руки московского князя Ивана Калиты. Нач-ся исламизация З.Орды. Идёт процесс укрепления Московского княжества при постоянном вмешательстве хана в жизнь Руси.
4)1328-1357гг - рост антиордынских настроений. Борьба политических центров за первых среди русских земель. Идёт неуклонный процесс возрастания военного могущества Моск.княж-ва.
5) 1357-1382гг - предыдушие тенденции сохраняются. 1380г-первая попытка рус. войск открыто выступить против борьбы. 1380- куликовская битва: победа русских на Куликовском поле. Фактически начало этногенеза русского народа. Зависимость от Орды ослабла. 1382г-Хан Кантамыш(?) попытался восстановить зависимость рус.земель от Орды, сжёг рус. посады. Идёт процесс ослабления рус.земель от Орды. 1380г-стояние на р.Угре. Конец Ордынского владычества. Орда ослабевает.
В науке сущ-ют 2 точки зрения на монголо-татар:
1. М-татары принесли разорение, гибель людей, задержали развитие, но:
«существенно не повлияли на жизнь,быт русских, на формирование рус. гос-ва.»
Т.зрения Соловьёва, Ключевского, Плотонова.
Аргументы:
-монголо-татары не оказали существенного влияния.
-м-татары не устранили рус.князей, не создали собственной династии на Руси.
-Русь сохранила свою духовную основу: сначала языческая, затем мусульманская. Орда не настаивала на смене веры.
2. «м-татары оказали большое влияние на жизнь,быт русских и прежде всего на формирование Моск.гос-ва». Н.М.Карамзин, Н. Костомаров.
Современные авторы разбивают эту т.зрения и пытаются док-ть,что с 13века нач-ся сильное влияние Востока на рус.земли:
1)м-татары принесли на Русь идею сильной верх.власти.Задолго до них к этому стремились великие князья.
2)с приходом м-татар на Русь начали оказывать специфически азиатские нормы и способы наказания. Русь узнала Китайские казни: пытки, кнут, отрезание различ.частей лица.
3)в условиях ига в сознании рус.пол-кой элиты исчезает представление о балансе прав и обязанностей. На З. и в русских землях существовала сис-ма сюзеренитета-воссалитета. Суть сис-мы: баланс прав и обяз-тей со стороны вассала и господина. После монголотатар ценность власти будет становиться выше,чем ценность права. Власть подчинит себе право, собственность, честь и достоинство.
15.Москва в древности. Причины возвышения Москвы.
Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи в 1147 году, когда суздальский князь Юрий Долгорукий встречал здесь своего союзника — Новгород-Северского князя Святослава Ольговича. С 1260 года Москва являлась центром княжества, с 1460 до 1711 года — центром Московской Руси.
начали развиваться торговые и промысловые отношения между севером и югом Русской равнины. Местоположение Москвы находилось на перепутье от балтийской Двины и Немана, а также от верхнего Днепра к Волге и Дону. Прямая дорога от балтийского запада к Волге направлялась долинами рек Москвы и Клязьмы — и здесь, на перевале из Москвы-реки в Клязьму, по рекам Сходне и Яузе, и основалось поселение первоначальной Москвы. По-видимому, изначально сложились предпосылки[источник?] для возникновения города у реки Сходни (в древности она называлась Всходня), где рассеяны многочисленные памятники древней культуры — курганы.
К 1147 году на территории города жили славянские племена.
По древнейшей версии основателем столицы был легендарный Вещий Олег, поэтому Москва может претендовать на 1100-летний возраст.
Самым достоверным считается указание на апрельскую субботу 1147 года, в которую Юрий Долгорукий принимал в городке «Москов» своих друзей и союзников — князей Новгород-Северского и Рязанского.
С 1147 г. до середины XIII века Москва была обычным небольшим городком Владимиро-Суздальского княжества.
В 1156 году Московскую княжескую усадьбу обнесли крепкими деревянными стенами и разместили здесь отряд княжеской дружины для защиты Владимирского княжества от западных соседей. Москва, таким образом, стала передовым пригородом Владимира, новой столицы Суздальской земли. Вероятно, Москва уже в то время богатела[источник?] и приобретала значение в междукняжеских отношениях.
Во время монгольского нашествия на Русь, в 1238 году, Москва была разграблена и сожжена, причём в летописи при рассказе об этом событии упомянуты «церкви, монастыри, села». В городе в то время находился малолетний сын великого князя Юрия Всеволодовича, Владимир, с воеводой, что служит указанием, что в Москве тогда существовал особый княжеский стол. По смерти великого князя Ярослава Всеволодовича (1246), при разделе городов Суздальского княжества между его сыновьями, Москва досталась его сыну Михаилу по прозванию Храбрый. В 1249 году Михаил Храбрый был убит в битве с Литвой на реке Протве, то есть на границе своего Московского княжества. Кому после него досталась Москва — неизвестно. Наиболее вероятно[источник?], что она оставалась во владении великого князя и вместе с великим княжением в 1252 году перешла к Александру Невскому. Он перед своей смертью посадил княжить в Москву своего младшего сына, двухлетнего Даниила Александровича, который вначале состоял под опекой тверского князя Ярослава Ярославича. После смерти Ярослава в 1271 году, Даниил Александрович, названый впоследствии Московским, княжил в Москве 33 года. Он умер в 1303 году, оставив после себя пятерых сыновей, из которых наибольший вклад в историю города его внесли старший сын Юрий и Иван Калита.
С 1314 года Москва стала резиденцией Великих Московских князей. В это время начинается строительство Московского Кремля.
Причины возвышения Москвы:
1-удобное геогр.положение-это центр Волжско-Окского(?) побережья: сухопутные речные пути.
2-ранняя заселённость Московского края
3-таланты и ловкость московских князей (1вым самостоятельным князем московским, родоначальником моск. князей стал младший сын А. Невского- Даниил Александрович (моск. князь младший в роду Владимирских князей=>не могпитать надежды дожить до старшинства и по очереди занять великий Владимирский престол).
4-1299г-митрополит из Киева переезжает во Владимир. 1326г-резиденция митрополита переезжает в Москву. Ещё до того,как Москва перестала быть.

16.этапы формирования Московского государства.
Особенности возникновения. Монголотатарское иго обескровило Русскую землю. Оно ослабило ее не только экономически, затормозилась и политическая жизнь. В условиях замедленного до предела экономического развития преодолеть феодальную раздробленность, добиться формирования национального государства, подобного западному аналогу, было довольно трудно. Характер русской истории все заметнее стал отличаться от европейского. На Руси для создания сильного единого государства потребовалась огромная централизация власти, приобретавшая все более деспотические, жестокие черты. Почти все население страны было втянуто в становление крепостнических отношений.
К концу XIII в. разоренную Русскую землю составляли десятки удельных княжеств, которые с каждым новым поколением князей продолжали дробиться. Шла ожесточенная борьба между князьями за великокняжеский владимирский престол, стремившимися получить ярлык (грамоту) на княжение от ордынского хана. Становление Московского централизованного государства. Начатый первыми московскими князьями процесс собирания земель и укрепления своей власти активно продолжался. И после многолетней тяжелой борьбы между князьями Москва необратимо превращается в политический центр раздробленных русских земель, в столицу нарождающегося мощного государства, размеры которого потрясали воображение современников.
Иван III (1440-1505) присоединяет Новгород, отменив вече и посадив своего наместника. За этим последовали особенно важная в политическом отношении Тверская земля и Вятка. Осторожный и расчетливый политик Иван III сумел завершить изгнание ордынцев долгим «стоянием» на реке Угре (приток Оки). И в ноябре 1480 г. ордынское иго закончилось. Перед Иваном III стояли задачи объединения русских земель вокруг Москвы и централизация великокняжеской власти.
Наряду с расширением территории и борьбой за независимость московские князья ставили перед собой задачи укрепления хозяйства, создания сильной системы управления и большого войска. В этот период они расширяют практику пожалования своим служилым людям поместий. В отличие от вотчин эти земли оставались государственной собственностью и давались во временное пользование только на период службы, особенно военной. При Иване III был принят Судебник (1497), положивший начало прикрепления крестьян к земле. Теперь крестьянин мог перейти от одного помещика к другому лишь единожды в году (за неделю до и неделю после Юрьева дня – 26 ноября) при условии уплаты пожилого – компенсации землевладельцу за утрату рабочих рук.
Начинает налаживаться система органов центрального управления. Она включала казну (финансовые, внешнеполитические и другие общегосударственные дела), дворцы (управление из центра вновь присоединенными землями), наместников (назначаемых из центра правителей уездов).
Длительный процесс собирания раздробленных русских земель в единое государство завершался. Иван III принял титул Великого князя Всея Руси. Он имел печать великого государя, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, на другой всадник, дерущийся с драконом. Москва стала центром большого русского централизованного государства.
Во второй половине XIII-XIV вв. московские князья начали процесс собирания земель и укрепления своей власти, который проходил в трудных условиях противостояния золотоордынцам, а также преодоления сепаратизма удельных князей. Он сопровождался выдвижением на историческую арену Руси нового сословия – военнослужилого дворянства (помещиков) в качестве социальной опоры великокняжеской власти и утверждением поместной системы землевладения. Этот процесс завершился образованием на рубеже XV-XVI вв. мощного государства, потребовавшего жесткой централизации власти. Прогрессивный процесс формирования единого государства сопровождался постепенным закрепощением крестьян в законодательном порядке.

17.Теория «Москва-третий Рим»
"МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ", политическая теория, в которой столица русского государства - Москва рассматривалась как всемирный политический и церковный центр. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Складывалась в середине 15 - середине 16 вв. Сформулирована в письмах старца Филофея великому князю московскому Василию III.
Третий Рим — европейская идеологическая, религиозная и политическая идея, использовавшаяся для обоснования значения различных городов как религиозно-политического центра, ставшего преемником Рима.
Идеи Третьего Рима в Италии
Итальянский патриот Джузеппе Мадзини пропагандировал идею республиканского Третьего Рима во время объединения Италии. По его мнению первый Рим императоров и второй Рим пап, должен был сменить Третий Рим, народный. Выражение «Третий Рим» использовал в своих речах Бенито Муссолини.
Концепция третьего Рима в России
Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. С подачи украинского историка Иконникова (изложившего её в 1869 году в своей докторской диссертации) длительное время бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Эта версия прочно утвердилась в массовом сознании и нашла своё отражение в художественных произведениях:
«Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твоё, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать.» (Послание старца Филофея к великому князю Василию. Эта формулировка из письма Филофея стала классическим выражением сути концепции.
Однако в действительности впервые эта идея была выдвинута существенно ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии», а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.
Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца 15 - начала 16 вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, якобы присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху.
Теория «Москва — Третий Рим» сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства.

18. Иван IV и реформы Избранной Рады.
Иван4-сын Василия3 и Елены Глинской.1538-47гг.-время боярского правления, когда у власти сменялись Шуйские, Бесские(?) и Глинские. К сер.16 века территория Моск.гос-ва по сравнению с сер.15в. увеличилась больше, чем в 6 раз. Огромное гос-во не могло выполнять свои функции без налаженной системы центральных и местных органов управления,следовательно, перед Иваном встала проблема по какому пути развиваться.
2способа управления большими тер-риями:
1-сверху до низу всезнающая власть, к-рая подавляет всякое самоуправление
2-сочетание центральной, гос-ной власти и органов мест.самоуправления,к-рая формируется из состава мест.населения.
1547г-Иван венчается на царство. Органом выражения знати, боярства была боярская дума. Законом статус боярской думы нигде закреплён не был. Это была традиция, государь обязан был считаться с думой. И бояре, и царь должны были либо существовать вместе, либо д.были разойтись. 1вый этап гос-ной деят-ти Ивана - целая серия реформ, прогрессивных по содержанию. Реформы были проведены Избранной радой (ближняя дума царя: князь Мстиславский, Боротынский и т.д.)
Осн.реф-мы Избр.рады:
1*созыв Земского собора
2*ограничение местничества
3*Отмена кормлений
4*губная и земская реф-мы
5*уложение о службе(1555-56)
6*новый судебник(1550)
7*ограничение церковного землевладения
8*оформление приказной системы
1*зем.собор-собрание представителей рус.земли для совещания с государем о делах страны.
1549г-1вый зем.собор. При Иване было 6 Зем.соборов. Некот.авторы пыт-ся док-ть,что З.собор-это аналог З.Европ-кого парламента,НО: Европ.парламенты формировались на выборной основе сословий. В 16веке мы не видим выборныхпредставителей. Состав собора: члены бояр.думы,высш.дух-во, чиновники моск.приказов, провинциальные дворяне. З.собор в 16веке-это скорее парламент чиновников. Зем.соборы будут собираться и в 17 веке.?сы,которые решали земские соборы:финансовые, налоговые,избрание на царство,принятие в состав М.царства.
В 17веке были выборные представители от городовых, провинциальных дворян, от купечества, казачества, но власть царя Зем.соборы не ограничивали.
2*Отмена местничества-особый порядок назначения на должности. Указ Ивана:молодым людям служить в армии без мест, а там,где укажет государь. Местнич-во огранич.при Иване, а отменено в 1682г.
3*Отмена кормления: после 1555г кормления были отменены. К сер.60х гг. 17века завершается приказная сис-ма управления,управление строится по отраслевому принципу: посольский приказ, челобитный, разбойный, поместный и т.д. Ряд приказов строится по тер-ному принципу: Казанский, Сибирский, дворцрвый и конюшенный, сокольничий и т.д. Во главе приказа-боярин или дьяк. Многие приказы совмещали судеб., администр. и финансовую функции.
Кормление-награда за службу государю. Виды кормов: натуральные (сало, мясо, пиво, рожь, корм),денежные(пошлина). Сроки кормления: при Иване4 кормления были отменены.
4*ГубнаЯ реф-ма стала шагом на пути признания гос-ной властью органов мест.самоуправления. Наместник уже не вмешивался в уголовные дела.
Земская реф-ма: введена единая сис-ма налогов: большая соха (единица обложения по всей стране)-определённое кол-во кр-кой пашни,либо определённое кол-во дворов в городе. Возникшие органы власти на местах кординально отличались от прежнихпо способу комплектования: они были выборными, а не назначаемыми из центра, они составляли различ.соц-ные группы.
5*Процесс централизации власти неизбежно выдвинул вопрос о положении церкви в гос-ве. Поп сильвестр и его единомышленники несдержатели обосновывали необходимость ликвидации земельных богатств церкви. Этот? обсуждался на суд.делах церкви. 1551г-Иван4 с правительством Избр.рады настаивали на секуляризацию(передача церк.и монастырских земель светской власти)власти.
Воен.преобразования: в основу положен указ «Уложение о службе», суть которого определил порядок несения военной службы землевладельцами как боярами,та и дворянами. 1550г-начало создаваться стрелецкое войско,которое обязано было быть всегда на готове. Стрельцы вербовались из посадских людей,жили в своих домах, занимались земледелием. Для руководства стрельцами был создан стрелецкий приказ.
19. Опричнина: причины, ход, последствия.
Опричнина — период в истории России приблизительно от 1565 до смерти Ивана Грозного (официально опричнина отменена ранее — в 1572), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»).
Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Опричниной на Руси называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове.
Уже в ходе первого этапа Ливонской войны царь неоднократно упрекал своих воевод в недостаточно решительных действиях. Он обнаружил, что «бояре не признают его авторитет в военных вопросах»[2]. Представители могущественного боярства начинают выступать против продолжения борьбы за выход к Балтике. В 1564 году царю изменяет командующий западной армией князь Курбский, который выдаёт агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в том числе в польско-литовском походе на Великие Луки. Измена Курбского и нежелание бояр-вотчинников участвовать в борьбе против Польши, Литвы и Швеции приводит царя к мысли о необходимости уничтожения привилегий аристократии и остатков феодальной удельной системы при одновременном усилении служилого дворянства.
Альшиц: «опричнина была порождением личных кач-ств царя Ивана и состояния его психики». Карамзин: «Опричнина—бессмысленная прихоть царя Ивана». Опричнина была направлена против боярства, в котором Иван видел оппозицию своей власти. Опричнина была направлена против всех, кто был носителем свободы. Опричнина- худший


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.