Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-11-17 | 1273 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Французский философ Ж. Ж. Руссо, который впервые начал изучать психологические аспекты подросткового возраста, определил его, как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь» сам. Главным в психологическом плане данного периода состоит в росте самосознания.
С. Холл, "отец подросткового возраста", поскольку именно он впервые в 1904 г. предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним проблем, определяет подростковой период как «кризис осознания», преодолевая который человек приобретает «чувство индивидуальности». Этот период получил название «буря и натиск». С.Холл ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С.Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе.
К. Левин трактовал переход от детства к взрослости как изменение групповой принадлежности, перемещение из сообщества детей в сообщество взрослых. Левин К. обратил внимание на свойственный этому периоду «когнитивный дисбаланс», т. е. на неопределённость средств ориентирования в мире. Отсутствие ясности своего положения порождает неустойчивость поведения подростка. Характерными чертами данного периода считает эмоциональную неустойчивость, чувствительность, застенчивость, агрессивность, эмоциональная напряжённость, конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.
К. Левин поставил отрочество в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, "неприкаянным", что порождает особую подростковую субкультуру.
|
Немецкий философ Э.Шпрангер подростковый период характеризовал как кризисный, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости.
Э. Шпрангер описал 3 типа развития в отрочестве.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".
Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Главные новообразования возраста, по Э. Шпрангеру, — открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви.
Бюлер Ш определяет подростковый возраст как период созревания, когда человек становится половозрелым. Она выделила в юношеском периоде две фазы: негативную и позитивную. Подростковый период относится к негативной фазе. Здесь присущи - тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями, меланхолия, снижение работоспособности.
Представители психоанализа, основываясь на биологических факторах, считали подростковые изменения особенно важными в жизни человека. Важное значение они придавали развитию сексуальности. Изменение сексуальности в данный период связывается с изменением объекта влечения. В доподростковый период объектом влечения являются члены семьи. С наступлением подросткового возраста начинается преобладать сексуальные влечения к противоположному полу.
Г.С. Салливен, придерживаясь противоположного мнения, чем Фрейд, приписал движущее начало социальным потребностям, то есть потребность межличностных отношениях. Развитие сводится к процессу естественного развёртывания данной потребности, претерпевающей на каждой стадии определённую «модернизацию».
|
В доподростковый периодку ребёнка складываются избирательные отношения со сверстниками, формируется потребность в интимном общении с другом своего же пола. Салливен Г.С. называет эту стадию развития потребности в общении изофилической, подчёркивая тем самым свойственную этой стадии особенность общения с максимально похожим индивидом. Гетерофилическая стадия начинается в подростковый период и характеризуется «перемещением» потребности в интимном общении на лиц противоположного пола.
Салливен С.Г. выделяет важным в этот период формирование дружеских отношений. Поведения подростка основывается на уклонение от вызывающих тревожность межличностных отношений и избегание ситуации одиночества.
Э. Штерн полагал, что переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Он называет его "серьезной игрой" и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого.
Интеллектуальный аспект развития подростка выступил предметом исследования Ж. Пиаже и его последователей. По Ж. Пиаже в этом возраст в детей развивается структурированные суждения, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для этого необходимо развитие формального мышления. Планируя свою жизнь в дальнейшем, подросток приписывает себе роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от этой цели. С таким планом подросток вступают во взрослое сообщество, желая изменить его. Испытывая препятствия со стороны общества и становясь зависимыми от него, постепенно социализируются (Пиаже Ж., 1969).
Л. Колберг, придерживаясь мнения Ж. Пиаже, развивал мысль генезиса морального сознания, определяющийся как процесс преобразования и внутренней организации тех норм и правил, которые предъявляются обществом.
С точки зрения Л. Колберга, подростковый период соответствует уровню «конвенциональной морали», когда ребёнок следует тому, что одобряется окружающими. К концу указанного периода некоторые подростки (около 10%) переходят на уровень «автономной морали», т. е. самостоятельно выработанных моральных принципов.
|
Айзенбергом Л. считает, что оптимальное протекания подросткового периода зависит от того, насколько успешно были решены задачи развития в детстве. Айзенберг Л. объясняет подростковый кризис тем, что за короткий срок происходит большое количество изменений. Адаптация к этим изменениям и составляет «задачу развития» подростка (по Кле М., 1991).
Эриксон Э. в периодизации выделяет в жизни человека 8 стадий. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на 5-ю стадию, которая характеризуется идентичностью, появлением чувства своей неповторимости. Если ребёнок еще ранее достиг позитивных результатов развития, то задача подростковой стадии будет решаться им в ситуации без неприятных последствий. Соответственно то, как будет решена задача самоопределения подростковой стадии, зависит последующая жизнь индивида. В случае отрицательного варианта у подростка формируется «диффузное Я», развивается ролевая и личностная неопределённость.
Э. Эриксон подчеркивает взаимосвязь процесса личностного самоопределения с культурой и образом жизни общества (Эриксон Э., 1996).
Проблемой подросткового возраста в разное время занимался целый ряд зарубежных психологов, такие как М. Кле, А. Гезелл, М. Раттер, Ф. Элкин и др.
В отечественной психологии психологические вопросы подросткового возраста рассматривались в широком социальном контексте. Изучались особенности физиологического развития подростков, развития познавательной сферы, содержание внутреннего мира, их интересы, формы социальной активности и т. д.
Согласно Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый устойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «...имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости».
Л.С. Выготский полагал, что главным содержанием переходного возраста является то, что «теперь в драму развития вступает... новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка». На этой стадии начинается развитие рефлексии, которая не ограничивается только внутренними изменениями самой личности. Л. С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
|
Л.С.Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". В этот период исчезают старые интересы, и формируются новые интересы.
Он писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком". [47 ]
Л.С. Выготский выделил несколько групп наиболее ярких интересов подростков, которые назвал «доминантами»:
- «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к к своему внутреннему миру, к своей личности;
- «доминанта дали» - установка подростка на далекие временные планы, вплоть до протяжения всей жизни в ущерб ближним целям, сегодняшним. Он знает, чем будет заниматься через 10, 20, 30 лет. Но не знает, что будет делать завтра;
«доминанта усилия» - стремление к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных -появлениях;
«доминанта романтики» - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму (Выготский Л.С, 1984).
Идеи Л. С. Выготского нашли развитие в трудах Л. И. Божович. Она отметила, что подростковый кризис является наиболее острым и наиболее длительным из всех кризисов. Трудность этого периода связана с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, которые образуют таких потребностей, которые не могут еще быть удовлетворены.
В Подростковый возрасте возникает потребность познать самого себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию.
По мнению Л.И. Божович, для более легкого протекание подросткового кризиса способствуют сформированные ранее устойчивые личностные интересы, в том числе, познавательные, которые делают подростка целеустремлённым, более собранным и организованным, а, в конечном счёте, - более гармоничным (Божович Л. И., 1969).
Большой вклад в разработку проблемы подросткового возраста внёс Д. Б. Эльконин. Им предложено наиболее удачное определение границ подросткового возраста, основанное на появлении новых психических образований, обусловленных сменой и развитием типа ведущей деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10-15 годами.
|
Изменения личности подростка Д.Б. Эльконин связывал с новообразованиями младшего школьного возраста и изменениями в учебной деятельности - внутренним планом действия, зарождением рефлексии, чувства ответственности, познавательными интересами, благодаря которым возможности подростка резко возрастают. Учебная деятельность производит поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя.
Ведущей деятельностью подросткового возраста Д.Б. Эльконин считал личностно-ориентированное общение со сверстниками, в русле которого формируется самостоятельность, чувство автономности, нравственное сознание, социальное сознание; последнее, обращенное вовнутрь, формирует самосознание.
Эльконин Д.Б. полагал, что одна из трудностей подросткового возраста связана с ухудшением отношений со взрослыми и общения с ними. Это проявляется в негативизме, безразличии к их оценкам, психологическом (и не только) «уходе» от учёбы. На первом месте по важности у подростков находятся компании таких же, как он. В них подросток ищет друга, который может его понять. Но этим значение компаний не ограничивается. Именно в подростковых компаниях отрабатываются и устанавливаются отношения равенства и уважения, апробируются разные социальные роли. В общении со сверстниками на первом месте стоит кодекс товарищества, доверие. Подросток, будучи погружённым в эту специфическую среду, мысленно или реально проигрывает различные стороны будущей жизни.
Происходящие с подростком физические и физиологические изменения побуждают его сравнивать себя со взрослым. В результате такого сравнения подросток приходит к выводу, что большой разницы между ними нет. Об же его заставляет думать освоенная учебная деятельность. В результате, по Д.Б. Эльконину, возникает такое личностное новообразование, как чувство взрослости».
Вслед за этим появляется настоятельная потребность признания своей взрослости самим взрослым. Д.Б. Эльконин выделял 4 основных вида взрослости, проявляемых подростками:
-Подражание внешним признакам взрослости (курение, сквернословие, косметика);
- У мальчиков - подражание «мужским» качествам;
- Социальная зрелость (в многодетных семьях): ребёнок берёт на себя обязанности взрослого;
-Интеллектуальная зрелость: подросток имеет широкие познавательные интересы (Эльконин Б. Д., 1994).
Психологические особенности подросткового возраста находятся в центре внимания Д.И. Фельдштейна. Он выделил такие особенности подростков, как способность к волевой деятельности, эмоциональная лабильность; изменение внимания в сторону избирательности; реалистичность воображения, улучшение памяти за счёт логического осмысления материала и др.
Д.И. Фельдштейн полагает, что основной потребностью растущего человека на рубеже детства и взрослости является утверждение себя в обществе. Он считает, что ведущей деятельностью подросткового возраста выступает «развёрнутая общественно-полезная деятельность во всех её вариантах: трудовая, общественно-организационная, художественная, спортивная. При этом учебная деятельность может и должна стать одной из форм общественно-полезной деятельности».
Важным моментом в характеристике новой социальной позиции Д.И. Фельдштейн считает осознание подростком своего «Я» в самооценке и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Особое значение в этом возрасте имеет стремление найти своё место в обществе, группе, которое становится ведущим мотивом поведения. Именно поэтому в подростковом возрасте увеличивается личная активность, повышается критичность к себе и другим (Фельдштейн Д.И., 1984).
В отечественной психологической науке многие исследователи внесли свой вклад в разработку проблемы подросткового возраста. Среди них укажем следующих: И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, Цукерман Г.А., Личко Е.А., Маркова А.К., Дубровина И.В., Прихожан A.M. и др.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!