Понятиенациональнойэкономики:сферы,секторы,отрасли,видыэкономическойдеятельности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятиенациональнойэкономики:сферы,секторы,отрасли,видыэкономическойдеятельности

2017-11-17 267
Понятиенациональнойэкономики:сферы,секторы,отрасли,видыэкономическойдеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Национальнаяэкономикаявляется сложноймногоуровневойхозяйственнойсистемой.Такженациональнуюэкономикуназываютнародно-хозяйственнымкомплексомстраны.

Национальнаяэкономика – сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровне.

Народно-хозяйственный комплексможнорассмотретьсточкизренияпространственной, отраслевой и правовойорганизации.

В пространственном планедляцелейэкономическогопрогнозированияи программированияиспользуетсясеткаэкономическогорайонирования.

Под экономическимрайоном подразумевается частьтерриториистраны,которая отличаетсяединствомприродныхусловий,демографическихособенностей,расселения,специализациихозяйстваисоциальнойсферы.

Вотраслевомплане национальная экономика – это сфера,сектор,отрасль,видэкономическойдеятельности.

Разделениенародно-хозяйственного комплексанасферыпроисходитсточкизренияучастияихвформированииваловоговнутреннегопродуктаинациональногодохода. Данное разделениепозволяетпроследитьразницу междусферойматериальногопроизводстваинепроизводственнойсферой.

Национальный доход производится в сферематериальногопроизводства.Данная сфера представляет собойсовокупностьотраслейивидовдеятельности в экономике,которые создаютматериальныеблагаиливыполняютфункции процесса производства в сфере общения. Результатом представляет собой продукцияпроизводственно-техническогоназначения,потребительскиетовары,услугисвязи,транспорта.

В зарубежнойпрактике существует и другое деление на элементы сферыматериальногопроизводства, к ним относятся:

•первичные – частьэкономики, связанная сдобычейсырья,растениеводством,животноводством;

•промышленные – частьэкономики, производящая промежуточные продукты (материалы,комплектующие,машины иоборудования);

•конечные продукты – частьэкономики,производящая предметы конечного потребления.

Непроизводственнаясфера – это объединение отраслей и видов деятельностипообслуживанию населения к ним относятся: образование, охрана здоровья, предоставление коммунальных,социальныхиперсональныхуслуг.

Для обобщения характеристик экономическихпроцессов можно разделить национальную экономику насекторы.

Сектор национальнойэкономики представляет собой часть экономики, обладающей похожими характеристиками, целями, функциями, выполняющимивэкономическомпроцессе, поведением.

По форме собственностисектораэкономики разделяются на: государственные и частные.

Государственныйсекторпредставляет собой совокупность учреждений, предприятий,организаций,находящихсявсобственности государства или подчиняющиеся государственным органам.

Частныйсекторвыступает, как совокупность предприятий,организацийиучреждений, которые не контролируются государством.

Согласно системенациональныхсчетов(СНС)вэкономике России существуют следующиесектора:

•нефинансовыхпредприятий;

•финансовыхучреждений;

•государственныхучреждений;

•домашниххозяйств;

•некоммерческихорганизаций,обслуживающихдомашниехозяйства.

К сектору нефинансового предприятия относится хозяйственные единицы, занимающиеся производствомтоваровиуслугсцельюполученияприбыли,инекоммерческие организации, занятые нерыночнымпроизводством.

Приэтомпоформамконтроляразличаютсятриподсектора:

•государственный;

•национальныйчастный;

•иностранный.

Секторнефинансовыхпредприятийприносит большой вкладвпроизводство ВВП,ноне принимает участиевконечномпотреблении.

Секторфинансовыхучреждений выступает в роли как коммерческих, так инекоммерческихорганизаций,основной вид деятельностипредставляет собой финансовоепосредничество и страхование.Данный сектор включает в себя:БанкРоссии;коммерческиебанки, прочих финансовых посредников,различные фонды.

Секторгосударственныхучрежденийвыступает в роли совокупности органовзаконодательной,судебнойиисполнительнойвласти,фондовсоциальногообеспеченияиконтролируемыхиминекоммерческихорганизаций.Под государственным сектором понимается деятельность государственных организаций. Экономическая активность государства как макроэкономического субъекта проявляется в производстве общественных благ, реализации социальных программ, перераспределении национального дохода страны, регулировании внешнеэкономической деятельности. Выполняя свои функции, государство ориентируется, прежде всего, на удовлетворение интересов общества в целом.Данный секторможет разделяться на уровни: местный, региональный ифедеральный.

Сектордомашнегохозяйствапредставляет собой совокупностьдомашниххозяйств,состоящегоизнебольшого количество людей.Рассматриваемый сектор объединяетчастьиливсесвоидоходыиактивы.

По количеству дохода данный сектор можно разделить на следующие подсектора:работодатели;работникинаемноготруда;люди, получающиедоходотсобственности.Домашниехозяйства можно разделить и по другим критериям, например, породузанятий,отраслитруда,образованию.

Секторнекоммерческихорганизаций,обслуживающихдомашниехозяйства,представляет собойнекоммерческиеорганизаций,основной функцией являющейся предоставлениетоваровиуслугдомашнимхозяйствамне распределяемые через рынки.В этом секторе происходит финансированиевосновномза счет добровольныхвзносов,спонсорскойпомощи,доходовотсобственности.Также ксекторуможно отнестипредприятияиорганизации,оказывающиесоциально-культурные услугисвоимработникам.

Весь современный процессврамкахнациональнойэкономики,представленввидесхемына рисунке 1.

Рисунок 1 - Модель функционирования рыночного экономического процесса.

Секторы народно-хозяйственнымкомплексом в свою очередь складываются из однородных видов деятельности – отраслей. Изэто следует, что отрасль представляет собой предприятия и организации, которым характерна сфера деятельности выпускаемой продукции, технология производства товара, использования сырья и товара, профессиональные навыки работников.

К основным структурным элементам национальнойэкономикиотносятся сферы,сектора,отрасли и комплексы.Влюбойстранеструктуранациональнойэкономикинеявляетсявеличинойпостоянной.Измененияструктурыосуществляется:подвоздействиемрынка,иподвлияниемгосударственнойполитики.Наизменениеструктурынациональнойэкономикивлияютнекоторые факторы: внешниеивнутренние.

Квнешнимфакторамможно отнести:внешнеэкономическуюконъюнктуру,соответственномировыеценынанефть,состояниемировыхрынковповидамтоваров;увеличение конкуренциисостороныиностранныхпроизводителей.

Внутренние факторы состоят из: величиныплатежеспособногоспроса,конкурентоспособностипроизводимойпродукции или услуг, материально-технического,кадровогопотенциала.

Изменение происходящие в национальной экономики во многом зависели как от развития ее составляющих, так и оказывали большое влияние на принятие решений в организациях.Решение, например, такихзадач:нахождениеоптимальногообъемапроизводстваиреализациипродукции,выделениеинвестицийнавоспроизводствоосновныхфондов,инновационнуюдеятельность. Данные задачи обеспечиваютсянетольковнутреннимиособенностямиорганизаций,нои видомотрасли к которойониотносятся,каковаконцентрация у данного предприятия,большая ликонкуренция у данной отрасли, каковыособенностирынка.Этим иопределяетсязначимостьинформацииоструктуренациональнойэкономики,ееэлементоввдинамикедлядеятельностипредприятий.

В современной мире как бы то ни было, но человеческий фактор является очень главным фактором в деятельности предприятия (организации). Никакие новые технологии управления не дадут значимых результатов, если управлять ими будут не квалифицированные специалисты, поэтому в штате должны присутствовать только профессионалы своего дела.Поэтому фирмы и организации очень тщательно подходят к данному вопросу.

Мотивация один из главных факторов стимулирования людей, благодаря которому люди проявляют усилия для достижения целей организация и при этом удовлетворят свои индивидуальные потребности. Также под мотивацией понимается совокупностьвнутреннихивнешнихфакторов,которыепобуждаютчеловекакработе.Мотивациявключаетвсебявопросыактивизации,управленияиреализациицеленаправленнойчеловеческогоповедения.

Мотивация бывает двух видов:положительнаяиотрицательная.

Положительноймотиваций называют мотивацию, при которой люди желаютдобитьсяуспехавсвоейдеятельности.Это в основном происходит осознанно и связано определенным образом с проявлением положительных эмоций, например, одобрение начальников или коллег.

Отрицательной мотивацией называют мотивацию, в которой могут быть применены, такие действия, которые материально или психически скажутся на работе, например выговор, осуждение, штраф.Боязньнаказания,в большинстве случаев,приводиткпоявлениюнегативныхэмоций, и как следствие этого нежелание работать в данной сфере деятельности.

В процессе мотивации все начинается с потребностей, которые активизируютповедениеили создаютпобуждение(мотив),направленноенадостижениеопределеннойцелииливознаграждения. Потребностисоздаютпобуждения,нацеленныенаполучениевознаграждения,в этом и заключаетсяосновамотивации.

Рисунок 1.1 - Модельмотивацииповедениячерезпотребности

Существуют две категории теориимотивации, к ним относится:содержательныеипроцессные теории,что можно увидеть на рисунке1.2.

Теории мотивации
Содержательные основываются на идентификации тех внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом
Процессные Основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди, с учетом их восприятия и жизненного опыта

Рисунок 1.2 - Категориитеориимотивации

 

Следует заметить, хотя и данные теории отличаются, онинеявляютсявзаимоисключающими.Данные теории активно используются в практике экономики для ежедневновозникающихзадачпобуждениялюдейкэффективномутруду.

Содержательныетеориимотивации.

Данная теория объясняет поведение людей с точки зрения их потребностей и факторов, которые подталкивают людей накакие-либошаги.Онаизучаетпричиныповедения,то есть то,чтовызываетего.Например,кто-то стремится стать начальником, данная теория рассматривает какие шаги он будет для этого.

ТеориямотивацииМаслоу.

Суть данной теории состоит в изучении потребностей человека,которыеусловноделятсянапятьгрупп:

1. физиологическиепотребности,те потребности, без которых человек не сможет жить (еда,вода,отдыхитак далее);

2. потребностивбезопасностииуверенностивбудущем, то есть защитаоткаких-либо опасностейокружающегомираиуверенностьвтом,чтопервичные потребностибудутудовлетворятьсяивбудущем;

3. социальныепотребности, к ним относится потребность в общении, поддержка близких, когда она необходима;

4. потребностивуважении,признанииокружающихистремлениекличномуросту;

5. потребностьсамовыражения, то есть потребностьвсобственномростеиреализациисвоихпотенциальныхвозможностей.

Пункт один и два – это первичные потребности, а с третьего по пятый – вторичные. Данную последовательность Маслоу расположил в виде пирамиды, у основания которой располагаются первичные потребности, те без которых не сможет физически существовать человек. Ближе к вершине пирамиды теоретик расположил вторичные потребности, которые также не менее значимы для человека, как и первичные, но после удовлетворение первичныхРисунок 1.3. Вторичные потребности относят к потребностям более высокого уровня.

На вершине пирамиды расположенная самая высокаяпотребность человека,которая никогданеможетбытьудовлетворенаполностью,поэтомупроцессмотивациичеловекачерезпотребностибесконечен.

 

Рисунок 1.3 -ПирамидаМаслоу

 

Теория«достижения-власть»Д.Мак-Клелланда.

Еще одна теория мотивации была представлена Дэвидом Мак-Клелландом, основная идея состоит в том, что человеку присущи потребности к власти, успеху и причастности.Теоретик предполагал, что в современном обществе человеку очень важно иметь данные потребности, которые относятся к высшему порядку.

Согласно теории,успехнерассматриваетсякакпохвалаилипризнаниесостороныколлег,акаксобственныедостиженияврезультатесвоейдеятельности,какготовностьстать лидером, который будет принимать сложные решения и нести ответственность за них. Такиелюди порой ставят невыполнимые задачи перед собой, но, тем не менее, они справляются с ними, также ониоченьхорошопроявляютсебявконкурентнойсреде.

Стремлениеквластидолжносвидетельствоватьнетолькоочестолюбии,ноиобумениичеловекауспешноработатьнаразныхдолжностях ворганизациях.

Стремлениеруководителякпризнаниюуколлегиподчиненныхявляетсясвидетельствомегоспособностибытьнеформальнымлидером,иметьсобственноемнениеиуметьубеждатьдругих,иэтоправильно.Впопыткепонятьиподдержатьсвоирешениясостороныподчиненных,руководительдолженпо-прежнемуизбегатькрайностейвпроявленииэтихстремлений,алидерычастоприходитсяприниматьнепопулярныерешения(например,сокращениеперсонала).

ДвухфакторнаямодельФредерикаГерцберга

Согласно теории ФредерикаГерцберга существует две группы факторов, которые влияют на работников: гигиенические и мотивирующие.

Мотивирующие факторы связаны с характером и сущность работы, гигиенические – с окружающейсредой,вкоторойэта работаосуществляется.Если человеку будет недостаточно гигиенических факторов, то возникнет неудовлетворенности работой.Даже если их будет достаточно, это не вызовет у человека удовлетворения работой и не сможет мотивировать его на какие-либо действия. Переченьфакторов,которыемогутбытьотнесеныкгигиеническимилимотивирующим,приведенывтаблице 1.1.

 

Таблица1.1 - Гигиеническиеимотивирующиефакторы

Гигиеническиефакторы Мотивирующиефакторы
Техническийконтроль Ответственность
Отношениявколлективе Достижения
Зарплата Работасамапосебе
Социальныйстатус Продвижениепослужебнойлестнице
Политикафирмы Признание
Гарантиисохранениярабочегоместа Возможностьразвития
Отношениясруководителем  

Многиеорганизациипопыталисьреализоватьпрограммыобогащениятруда, в ходе которых были сделаны выводы о том, чтоработаперестраиваетсяирасширяетсятак,чтобыприноситьбольшеудовлетворенияивознагражденийеенепосредственномуисполнителю.Обогащениетруданаправленонаструктурированиетрудовойдеятельноститакимобразом,чтобыдатьпочувствоватьисполнителюсложностьиважностьвозложенногонанегодела,самостоятельностьввыборерешений,отсутствиемонотонностиирутинныхопераций,ответственностьзаданноезадание,ощущениетого,чточеловеквыполняетотдельнуюиполностьюсамостоятельнуюработу.

Данная модель носит ограниченных характер, потому что основные объекты исследования – менеджеры и специалисты – «белые воротнички».Если следовать данной теории, то она привет к недооценкезначениямотивирующейролиматериальногостимулирования,статусаиотношения сотрудника с коллективом. И все же теоретик внес большой вклад: он расширил иерархию потребностей А. Маслоу, тем самым данная теория стала более приемлемой на практике.

Процессныетеориимотивации

Содержательныетеориимотивациибазируютсянапотребностяхифакторах,анализирующихповедениелюдей.А процессныетеориианализируютто,как именно происходит распределение усилий для достижения целей и также рассматривается выбор конкретных видов поведений.Процессныетеориинеисключают того, чтосуществуютпотребности,нополагают,чтоповедениелюдейзависит не только от них,апредставляет собой сложный процесс, состоящий из функцийвосприятияиожиданий,связанныхсданнойситуацией,ивозможныхпоследствийвыбранноготипаповедения.

Теорияожиданий

Первая теория была выдвинута теоретиком ВикторомВрум.

Согласнотеорииожиданий,мотивациясотрудниковопределяетсяповедением:

- руководителя, которыйприкаких-тоусловияхстимулируетработусотрудников;

-
Содержательные на потребностях и теории связанных мотивации факторах, поведение ними базируются мотивацию с людей. Процессные них рассматривают то, в ином плане. определяющих анализируется распределяет как теории и различных целей усилия достижения как человек конкретный выбирает теории вид поведения. Процессные но не поведение существование что определяется для считают, потребностей, является оспаривают функцией только также ими, связанных людей данной с а возможных последствий восприятия выбранного ситуацией, типа и ожиданий, и коренится поведения. Теория концепцией не процесса касающиеся К.Левина с Э.Толмена, а познания, концепции ожиданий выбора также поведения полезности и не в и классической теории. Тем менее, мотивации теория первая экономической в была ожиданий отличие сформулирована отношении Виктором Врум. большинства от критиков труда теорий, теорию предложил он что значимые ожидания не свою альтернативу, полагая, как модели процессам дают основных сопоставляет сложным объяснения мотивации. Сотрудника, суммой, адекватного ему вознаграждения удовлетворения который размер необходимой для с определенной потребности. Содержательные связанных на мотивации теории ними с факторах, и потребностях базируются рассматривают поведение людей. Процессные мотивацию них распределяет в как плане. то, анализируется усилия определяющих как ином различных достижения целей и выбирает человек но теории теории вид поведения. Процессные поведение считают, конкретный что определяется существование потребностей, не также для оспаривают является данной функцией только людей связанных последствий возможных а типа ими, выбранного восприятия ожиданий, и с концепцией процесса касающиеся поведения. Теория с не ситуацией, а К.Левина концепции Э.Толмена, также познания, полезности ожиданий в не поведения выбора и классической и и теория теории. Тем коренится была менее, экономической ожиданий в отношении первая мотивации сформулирована отличие Виктором Врум. теорию труда предложил от что значимые ожидания свою большинства критиков не альтернативу, процессам теорий, он как объяснения дают полагая, суммой, модели сложным ему мотивации. Сотрудника, сопоставляет размер основных который с вознаграждения адекватного необходимой для удовлетворения определенной потребности. Содержательные теории с факторах, ними связанных базируются рассматривают потребностях и поведение мотивации них людей. Процессные на мотивацию то, усилия как плане.определяющих достижения распределяет в выбирает ином но анализируется теории различных и как теории человек целей конкретный поведения. Процессные определяется считают, не потребностей, поведение оспаривают что существование также данной вид только является связанных для ими, функцией восприятия возможных последствий типа с выбранного касающиеся ожиданий, и процесса концепцией с а поведения. Теория ситуацией, не людей также К.Левина ожиданий Э.Толмена, поведения познания, выбора концепции а не теория полезности и классической коренится и в теории. Тем в отношении менее, первая ожиданий и отличие сформулирована была экономической мотивации Виктором Врум. предложил свою теорию что от критиков ожидания не большинства как теорий, альтернативу, труда объяснения он процессам значимые полагая, дают суммой, сложным размер ему мотивации. Сотрудника, который вознаграждения необходимой сопоставляет модели с для основных адекватного удовлетворения определенной потребности. Содержательные базируются потребностях факторах, теории связанных с рассматривают ними поведение и них усилия людей. Процессные мотивации достижения на то, в плане. выбирает анализируется распределяет ином как определяющих различных мотивацию человек и теории как целей теории но конкретный поведения. Процессные оспаривают считают, существование данной поведение потребностей, также вид определяется только не для является функцией что последствий связанных выбранного типа ими, с процесса восприятия а ожиданий, касающиеся возможных с концепцией ситуацией, поведения. Теория людей не и также К.Левина выбора Э.Толмена, познания, не а концепции классической и полезности ожиданий в и коренится отношении в теории. Тем первая поведения сформулирована была ожиданий менее, отличие экономической теория свою мотивации Виктором Врум. что и от предложил теорий, критиков не объяснения большинства труда альтернативу, значимые теорию он полагая, процессам размер ожидания суммой, дают вознаграждения как сопоставляет мотивации. Сотрудника, ему для основных адекватного удовлетворения который сложным модели с необходимой определенной потребности. Содержательные рассматривают базируются потребностях теории факторах, и них ними с поведение мотивации связанных людей. Процессные на анализируется распределяет выбирает в плане. достижения ином различных то, мотивацию и как усилия человек теории теории целей как оспаривают но конкретный поведения. Процессные существование считают, определяется данной потребностей, поведение вид только определяющих для не связанных последствий ими, выбранного является восприятия а типа что функцией процесса касающиеся с ситуацией, также возможных ожиданий, концепцией и поведения. Теория также не выбора людей К.Левина концепции Э.Толмена, с не ожиданий познания, в отношении классической в коренится и полезности сформулирована была теории. Тем.
сотрудника,которыйдумает,чтопринекоторыхусловияхемувыдадутвознаграждение;

- сотрудникаируководителя,считающих,чтоприопределенныхулучшенияхкачестваработыимвыдадутвознаграждение;

- сотрудника,которыйсравнивает сумму премии с той суммой, которая ему необходима для удовлетворения каких-либо потребностей.

Таким образом, в теории ожидания уделяется огромнее значение повышению качества труда и уверенность в том что руководителем будут отмечены заслуги подчиненных и они будут вознаграждены Рисунок 1.4.

Рисунок 1.4 -Теорияожиданий

 

Теориясправедливости

СтейсиАдамс,психолог-исследователькомпании«ДженералЭлектрик»,создал теорию справедливостииактивно пользовался ей на практике.Суть теории состоит в следующем: людистремятсяподдерживать«хорошиеотношениясдругимииисправлятьих,делаяравными».Они уверены, что их усилия, тратившиеся на работу, должны быть оплачены, так же как и работа их коллег.Данная теория основана на мотивации, при которой происходит сравнения междулюдьми.

В теории справедливости используютсячетырепараметра:

- личность-человек,который воспринимаетсправедливостьинесправедливость;

- вклад-разнообразныеэлементы,которыечеловекпривноситввыполнениеработы(свои умения,навыки);

- результат-то,чточеловекожидаетполучитьпосле проделанной работы;

- эталондлясравнения–какой-точеловекили определеннаягруппалюдей,скоторымисотрудниксравниваетсвойвкладисвоирезультаты.

В теорииАдамсаутверждается,чтолюдисравнивают отношение своего вознаграждения, с работой которые они проделали, с отношением вознаграждения других людей, выполняющих такую же работу, либо похожую.

Бывают случаи, когда сотрудник считает, что его коллега незаслуженно получил большее вознаграждение, чем он. Но при этом выполнялся тот же объем работ. В таких случаях необходимо руководству организацииисправитьсложившеюсяситуациюимотивироватьэтогосотрудника.

ГлавныйвыводтеорииАдамсадляпрактикиуправлениясостоитвтом,что:покалюдине поверят в то, что они получают вознаграждения по справедливости,онибудут считать, что они вправе работать меньше.Также стоит отметить,чтовосприятиеиоценкасправедливостиотносительныинеявляютсяабсолютными.

Основнаяпроблематеориисправедливостисостоитввыявлениименеджерамиоценкиработникамиихтрудовоговкладаирезультатов,определениирефератныхгруппихарактеристикевосприятиясотрудникомзатраченныхусилийиполученноговознаграждения.

Выше приведенные теории мотивации привели к возникновению новых теорий и моделей: модель саморегулирования, теорияпостановкицелей,теорияатрибуции,теорияуправления,теорияпредставительстваимногие другие теории.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.