Лекции и их конспектирование — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Лекции и их конспектирование

2017-11-17 233
Лекции и их конспектирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Жилищное право» входит в число специальных учебных дисциплин. Преподавание дисциплины «Жилищное право» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки в области жилищных правоотношений. Конечная цель изучения дисциплины – формирование у будущих бакалавров твердых теоретических знаний и практических навыков анализа норм действующего жилищного законодательства, а также норм гражданского законодательства, регулирующих жилищные отношения; развитие способностей использования наиболее важных институтов жилищного права, судебной практики Конституционного суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

В ходе изучения дисциплины «Жилищное право» ставятся следующие задачи:

– освоение системы знаний в области жилищного права как одной из комплексных отраслей российского права;

– обучение самостоятельной работе с нормативными правовыми актами (правильно и быстро находить в общем объеме нормативного материала акт, необходимый для регламентации определенного круга отношений), систематизации полученных знаний;

– оперирование правовыми знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности.

В результате изучения курса «Жилищное право» студенты должны:

а) знать:

– действующие нормы жилищного права о порядке и условиях заключения договоров найма и иных договоров гражданско-правового характера в отношении жилищных объектов;

– права и обязанности лиц, проживающих в жилых помещениях;

– порядок создания и функционирования юридических лиц в жилищной сфере;

– формы платы за жилье; способы управления многоквартирными домами;

б) уметь:

– толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты в области жилищных правоотношений;

– обеспечивать соблюдение жилищного законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

– юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов;

– давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области жилищных прав;

– предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных жилищных прав;

– систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

в) иметь представление о:

– основных концепциях институтов жилищного права;

– способах и целях использования жилищной информации участниками жилищных отношений в процессе принятия решений.

В ходе освоения курса российского жилищного права студенты должны изучить рекомендуемые учебной программой нормы Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, других федеральных законов, постановления Правительства РФ, в том числе законодательство субъекта РФ – Краснодарского края. Кроме того, необходимо ознакомиться с разъяснениями законодательства, данными в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Основа получения прочных и систематизированных знаний по курсу «Жилищное право» состоит из двух слагаемых: активного участия во всех формах аудиторных занятий и самостоятельной работы, направленной на изучение монографических и иных источников в данной области права, постоянный мониторинг действующего законодательства и его сравнительно-правовой анализ, ознакомление с материалами судебно-арбитражной практики.

Лекционный курс включает: основы теоретических знаний по дисциплине, анализ наиболее сложных вопросов жилищного права, концептуальное видение основных проблем посредством анализа судебно-арбитражной практики. На практических занятиях у студентов проверяется степень усвоения теории жилищного права по соответствующим вопросам, норм законодательства, вырабатываются практические навыки правильного применения правовых норм в процессе решения казусов.

Усвоение курса предполагает также систематическую, самостоятельную работу студентов. Эта форма учебной работы включает индивидуальное ознакомление с рекомендованными по теме источниками и нормативноправовым материалом, самостоятельное решение предложенных преподавателем задач, подготовку докладов и рефератов. Система контроля усвоения студентами учебного материала включает опросы на практических занятиях, индивидуальные собеседования, тестирование, контрольные работы по решению задач.

Итоговой формой контроля является зачет.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа студентов – составная часть учебного процесса. Студент должен самостоятельно заниматься не менее 4 ч ежедневно. Лучше всего это делать в читальном зале библиотеки.

К формам самостоятельной работы относится изучение и конспектирование законодательных актов. Необходимость глубокого знания законодательного материала обусловлена спецификой будущей профессии. Законодательный материал, к которому обращаются студенты в процессе обучения, имеется в читальном зале библиотеки. Для целей изучения истории государства и права составлены специальные хрестоматии, в которых собраны памятники прав или выдержки из них. Помощь студенту в поиске нужного нормативного акта всегда может оказать справочный отдел библиотеки, преподаватели кафедр.

Изучая самостоятельно законодательный и другой нормативный материал, полезно ознакомиться с изданиями, имеющимися в библиотеке факультета.

Над учебниками, учебными пособиями и дополнительной литературой студенты должны работать при подготовке к лекциям, семинарам и практическим занятиям, коллоквиумам, зачетам и экзаменам, при написании курсовой работы. Работать над литературой студент может не только в читальном зале библиотеке КубГУ и юридического факультета, но и в городском и краевом архивах, документами которых можно воспользоваться при изучении той или иной проблемы, особенно при написании доклада в научном кружке или при подготовке курсовой работы.

В ходе самостоятельной работы студенты должны пользоваться справочной литературой (энциклопедиями, словарями, статистическими сборниками), которые имеются в читальных залах библиотек. В последние годы развиваются новые формы самостоятельной работы студентов с применением технических средств информации и контроля.

Формирование основ информационного общества предъявляет высокие требования к сложившейся системе образования и ее результатам. Сегодня процесс обучения и получения информации немыслим без употребления информационных технологий и оргтехники. В юридической деятельности все большую роль начинают играть компьютерные технологии: персональный компьютер, компьютерные сети и Интернет, ставшие привычными, удобными и практически неисчерпаемыми источниками юридической информации.

В России сформировался достаточно развитый рынок электронных поисковых систем по российскому законодательству. К наиболее крупным компаниям, производящим электронные правовые базы и обеспечивающим техническую и информационную поддержку, относятся «КонсультантПлюс», «Гарант»,

«Кодекс» и др.

Много полезной информации студент может почерпнуть при посещении библиотечных сайтов, содержащих сведения об имеющейся в данных библиотеках литературе. Интернет позволяет посетить сайты таких крупнейших библиотек, как Российская национальная библиотека, научная библиотека МГУ, Российская государственная библиотека и т.д.

Кроме того, в сети Интернет есть ряд виртуальных библиотек. Наиболее полная коллекция адресатов библиотечных сайтов расположена на www.students.ru/ library/ libraries.htm Информация об исторических и историко-юридических сайтах расположена по адресу: www.hist.msu.ru/ER/sources.htm/.

Интернет располагает и специальной юридической литературой: здесь можно найти статьи практически по всем проблемам права, методическую литературу и даже учебники и монографии. Самый полный перечень правовых ресурсов сети Интернет находится на сайте: www.vic.spb.ru/law/netlaw/Resurs.htm.

Процесс самостоятельной работы студентов состоит из выполнения определенных видов/форм самостоятельной работы, сдачи их в определенные преподавателем сроки, а также прохождения формы контроля полученных знаний.

Виды/формы самостоятельной работы могут быть следующими:

– подготовка сообщений и рефератов (срок

выполнения – 7 дней, форма контроля – устный опрос);

– сбор и анализ судебной практики (срок выполнения – 7 дней, форма контроля – контрольная работа);

– решение задач-казусов (срок выполнения – 7 дней, форма контроля – устный опрос);

– конспектирование текста (срок выполнения – 7 дней, форма контроля – тест, устный опрос, контрольная работа);

– подготовка заданий (срок выполнения – 7 дней, форма контроля – устный опрос).

 

Подготовка к семинарским (практическим) занятиям

 

Семинарские (практические) занятия в высшей школе – важная форма самостоятельной работы студента над историческими и правовыми документами, научной и учебной литературой непосредственно в учебной аудитории под руководством преподавателя.

Цель семинара или практического занятия состоит в том, чтобы помочь студентам глубже изучить наиболее сложные теоретические и практические вопросы эволюции государства и права и приобрести необходимые навыки самостоятельной работы.

Подготовка к семинару должна начинаться с прочтения лекции на соответствующую тему.

Для глубокого познания дисциплины необходимым является знакомство с периодическими научными изданиями. Научные периодические издания представляют, как правило, обоснованные точки зрения по тем или иным научно-практическим вопросам. Причем это могут быть как устоявшиеся мнения, так и новые, спорные позиции.

Сначала следует просто прочесть весь имеющийся материал. Второе прочтение должно делаться с карандашом в руках, если книга приобретена студентом, или он пользуется ксерокопией. Ещё лучше в этом случае пользоваться цветными ручками, которыми необходимо подчеркивать главное, а также спорные моменты. Если книга является библиотечной, то необходимо делать выписки на листке бумаги, который выполняет роль полей книги в этом случае.

После этого необходимо заняться составлением конспектов ответов на вопросы, которые вынесены на рассмотрение к семинарскому занятию. Объем конспекта зависит только от воли студента, нет и не может быть требований к его точному объему. Руководствоваться необходимо следующим принципом: конспект должен быть таким, чтобы по нему студент смог ответить на все вопросы семинара. Возможно, одному студенту будет достаточно двух-трех тезисов по каждому вопросу, но практика показывает, что таких студентов немного. Поэтому рекомендуется составлять более развернутые конспекты, где полностью излагается суть вопроса.

Обязательным требованием к работе на практических занятиях является изучение нормативных правовых актов в новейшей редакции, с учетом последних изменений и дополнений, а также решение задач-казусов, подготовка обобщений судебно-арбитражной практики по теме занятия.

Юрист не может быть голословным, каждое утверждение он должен подтверждать положением нормативного акта. Ответ без ссылок на первоисточник не заслуживает положительной оценки. Для обеспечения качественного ответа студент должен указывать номера статей в своём конспекте рядом с правовыми положениями.

Изучив весь имеющийся материал и записав конспекты ответов в семинарскую тетрадь, студент должен обязательно прорепетировать свои ответы. Нередко приходится встречать полные семинарские тетради и неспособность студента пересказать написанное. Пересказывать необходимо учиться дома, лучше всего перед зеркалом или в присутствии слушателей из числа домашних. Зачастую студент вполне справляется с пересказом художественных произведений, но не способен пересказать научный текст. Это объясняется невладением научной терминологией. В связи с этим следует заучивать наизусть некоторые определения. Такая качественная подготовка к семинарскому занятию – залог успешного усвоения материала.

Если такая качественная подготовка ведется на протяжении всего семестра, то при подготовке к зачету или экзамену достаточно прочитать свою семинарскую тетрадь для обновления в памяти изученных тем. И только темы, которые не выносились на рассмотрение на семинар, потребуют больших усилий.

Смысл семинара не только в том, чтобы выявить знания студентов, но и в том, чтобы активизировать, углубить изучение ими той или иной проблемы. Задача семинара заключается также в формировании у студентов навыков публичного выступления, умения ясно, последовательно, логично и аргументированно излагать свои мысли.

Путем коллективного обсуждения в аудитории под руководством преподавателя лучше усваиваются наиболее сложные и важные вопросы курса, происходит их углубленное изучение, вырабатывается творческое мышление. В конце семинарского занятия преподаватель анализирует выступления студентов, отмечает лучшие выступления, а также тех, кто слабо подготовился к занятию. Семинар или практическое занятие, таким образом, позволяет преподавателю контролировать изучение студентами учебных дисциплин.

При выступлении на семинаре или практическом занятии студент может пользоваться своим конспектом для цитирования первоисточника. Конспект подскажет план выступления, основные мысли, которые следует обсудить в аудитории. Во время занятия необходимо внимательно слушать выступления товарищей по группе, отмечать спорные или ошибочные положения в них, вносить поправки, представлять свои решения и обоснования обсуждаемых проблем. В конце семинара, когда преподаватель подводит его итоги, студенты, с учетом рекомендаций преподавателя и выступлений сокурсников, дополняют или исправляют свои конспекты, составленные при подготовке к семинару. В течение учебного семестра каждый студент должен подготовить две реферативные работы (научную и информационную). Тематика и сроки представления рефератов согласовываются с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Объем реферата – 25-30 страниц. В процессе написания реферата студент должен изучить ряд научных источников по теме исследования. Перечень источников указан в списке основной и дополнительной литературы, а также следует использовать научные публикации, указанные в разделе периодических изданий. В содержании реферата должны быть систематизированы основные научные точки зрения по каждому вопросу, в том числе дискуссионным вопросам. Автор на основании их систематизации и анализа должен сделать самостоятельные выводы по исследуемым проблемам и сформулировать собственные предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.

 

Подготовка к зачету

 

Сессионный контроль осуществляется в виде зачета. Подготовка к ним – это обобщение и укрепление знаний, их систематизация, устранение возникших в процессе учебы пробелов в овладении учебной дисциплиной. Готовясь к зачету, студенты уточняют и дополняют многое из того, что на лекциях, семинарских занятиях или при текущей самоподготовке не было в полном объеме усвоено. Кроме того, подготовка к зачету укрепляет навыки самостоятельной работы, вырабатывает умение оперативно отыскивать нужный нормативный материал, необходимую книгу, расширяя кругозор и совершенствуя умение пользоваться библиотекой и ее фондами.

Важно, чтобы подготовка к зачету начиналась с первого дня учебных занятий и велась в течение всего семестра планомерно, систематически, а не только в период сессии. Преподаватели уже на первых лекциях и занятиях знакомят студентов с зачетными требованиями, дают рекомендации по самостоятельной работе в течение семестра. Успех экзаменующегося зависит от повседневной работы в течение всего семестра на лекциях, семинарских занятиях, консультациях, в библиотеке.

Пропуски занятий и неудовлетворительные оценки студент может исправить на индивидуальных консультациях преподавателя.

Обращаем внимание всех студентов на обязательность углубленного изучения научных монографий. Выбор может быть сделан с учетом библиографического списка данной программы курса.

Зачеты проводятся в соответствии с учебной программой по данному предмету. Программа – обязательный руководящий документ, по которому можно определить объем требований, предъявляемых на зачетах, а также систему изучаемого учебного материала. Студенты вправе пользоваться программой и в процессе самих зачетов. Поэтому в ходе изучения предмета, подготовки к зачету нужно тщательно ознакомиться с программой курса. Это позволит целенаправленно изучить материал, самостоятельно проверить полученные знания. При подготовке к зачету следует побывать на групповых и индивидуальных консультациях, которые, являясь необходимым дополнением лекций, семинарских занятий, помогают глубже усвоить наиболее сложные положения изучаемого курса, устранить пробелы в знаниях. Рекомендации преподавателя содействуют правильной организации самостоятельной работы, ознакомлению с новой литературой и нормативными источниками. На предзачетных консультациях преподаватель обращает внимание студентов на недостатки, выявленные при приеме состоявшихся зачетов.

Требования к зачету не могут превышать объема программы, за исключением тех случаев, когда после последнего издания появились новые сведения и материалы, о которых шла речь при изучении дисциплины.

Дисциплинированность при посещении занятий как лекционных, так и семинарских, строгий учет работы, который будет вестись преподавателем, являются важной предпосылкой успешной сдачи зачета.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Цель проведения семинарских и практических занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентами специальной литературы. Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор правовых ситуаций по применению норм жилищного права. В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

 

ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

1. Понятие жилищного права, его предмет и метод.

2. Основные начала жилищного законодательства: обеспечение права на жилище, безопасность, неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища.

3. Конституционное право граждан на жилище.

4. Федеральные программы как новый этап реализации жилищной реформы в РФ. Основные цели, задачи и сроки реализации программ, финансово-кредитный механизм их реализации.

5. Место жилищного права в гражданском праве и системе российского права.

6. Соотношение жилищного законодательства с законодательством других отраслей права: гражданского, земельного, административного, семейного и др.

7. Понятие и виды источников жилищного права.

8. Действие жилищного законодательства во времени и в пространстве.

9. Ответственность в жилищном праве. Защита жилищных прав.

 

Задания

 

1. В виде схемы оформите сопоставление понятий «жилищное право» и «жилищное законодательство».

2. Перечислите формы содействия государства и местных органов власти в реализации жилищных прав граждан.

3. Подготовьте презентацию на тему «Способы реализации права граждан на жилище» на примере

Краснодарского края.

 

Задачи

 

№ 1. К гражданке Соколовой проживающей по адресу: г. Ростов, ул. Подгорная, д. 12, кв. 3, около 19.00 позвонили в квартиру и потребовали открыть дверь. Ей сообщили, что в доме делается обход сотрудниками милиции с целью проверки соблюдения гражданами правил регистрационного учета.

Соколова отказалась открыть дверь.

Правильно ли она поступила? Почему?

 

№ 2.Трифонов приехал в г. Волгоград из Новосибирской области и устроился работать на фабрику, где ему предоставили служебное жилое помещение.

Трифонов обратился в паспортный стол с заявлением о регистрации его на предоставленной жилой площади, однако ему отказали в регистрации по месту жительства, предложив зарегистрироваться временно по месту пребывания.

Каково различие между регистрацией по месту жительства и по месту пребывания? Какие права (а может быть, обязанности), связанные с регистрацией, имеет Трифонов?

 

№ 3. Пенсионер Евдокимов подал в суд иск к 150-му отделению милиции г. Москвы с требованием о возмещении ему имущественного и морального ущерба в сумме 150 тыс. р. за нарушение его конституционного права на неприкосновенность жилища.

Обстоятельства дела таковы. Приехавший вг. Москву после отбывания уголовного наказания Рюмин попытался добыть средства на необходимые жизненные потребности путем ограбления пункта обмена валюты. Спасаясь бегством от преследовавших его двух милиционеров, он вбежал в подъезд ближайшего лома и на третьем этаже беспрепятственно вошел в настежь открытую дверь квартиры Евдокимова, которая проветривалась хозяином и связи с высокой температурой воздуха на улице. Рюмин захлопнул дверь квартиры и, угрожая ножом хозяину, потребовал не открывать ее стучавшим милиционерам. Хозяин дверь не открыл, но милиционеры вошли в квартиру, взломав входную дверь. В ходе борьбы милиционеров с преступником было разбито большое зеркало шкафа и повреждена другая мебель.

Суд иск Евдокимова не удовлетворил, мотивировав свой отказ тем, что проникновение в квартиру работников милиции против воли ее владельца было совершено с целью задержания преступника, что не является нарушением конституционного права на неприкосновенность жилища. Правильное ли решение вынес суд?

 

№ 4.Гражданин Украины Зварюг состоит в браке с гражданкой РФ. Гражданин Зварюг проживает на территории РФ и не имеет разрешения на временное проживание.

Может ли Зварюг зарегистрироваться по месту жительства на жилой площади своей супруги?

 

Темырефератов и сообщений

 

1. Современная жилищная политика Российского государства.

2. Право граждан на жилище. Обеспечение условий для осуществления данного права.

3. Защита жилищных прав.

4. Соотношение жилищного и гражданского законодательства.

5. Содержание конституционного права на жилище.

Его жилищно-правовые гарантии.

 

Деловая игра

 

Целью деловой игры, проводимой в рамках семинарского занятия по теме «Понятие жилищного права. Жилищное законодательство», является оценка мнений по вопросу: «Всё ли делает государство, чтобы обеспечить гражданам реальную возможность реализовать их право на жильё?».

Фабула деловой игры состоит в следующем. Согласно действующему законодательству каждый гражданин имеет право на жилье. Государство должно бесплатно или же за доступную плату обеспечить реализацию данного права.

На практике, с одной стороны, есть нормы законодательства, регламентирующие условия и порядок получения жилья:

– по найму – социального жилья для малоимущих и нуждающихся, коммерческого жилья для тех, кто может заплатить и снять жилье;

– и специализированного – в особых случаях.

Есть также возможность получить жилье за плату (в собственность):

– по ипотеке, долевому участию, став членом жилищного кооператива

– купив на рынке первичное или вторичное жильё.

С другой стороны, имеется очередь на социальное жилье, случаи предоставления специализированного жилья редки, коммерческое жилье дорого. Также не каждый банк предоставит ипотечный кредит, требуется внести сумму по долевому участию и т.д. Всё это порождает сложности, в том числе финансового характера, в реализации права на жильё.

Участники игры делятся на 2 группы:

1) группа «За», полагающая, что государство делает всё возможное, чтобы обеспечить реализацию права граждан на жилье;

2) группа «Против», участники которой считают, что право граждан на жильё – это лишь декларация, и на практике оно не реализуется полностью.

Игра проходит в форме дебатов.

Члены групп имеют возможность задавать вопросы соперникам, тем самым участники деловой игры могут продемонстрировать свои дискуссионные навыки.

Деловая игра включает 3 основных этапа.

1-й этап: выступление представителей групп (группа «За»; группа «Против» – по одному студенту) с характеристикой позиции группы (ее преимуществ).

2-й этап: дебаты – вопросы каждой группы противоположной стороне, на которые должны быть даны четкие аргументированные ответы.

3-й этап: вопросы от экспертной группы и СМИ.

В конце деловой игры представитель экспертной группы подводит итоги, поблагодарив всех за проявленную активность.

 

ФОНД

 

1. Жилое помещение: понятие и виды жилых помещений. Требования, предъявляемые к новым жилым помещениям при их регистрации, учете и сдаче в эксплуатацию.

2. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением.

3. Понятие жилищного фонда. Структура и состав жилищного фонда.

4. Основания возникновения права на жилое помещение. Государственная регистрация прав на жилые помещения и сделок с ними.

5. Требования, предъявляемые к жилым помещениям.

Жилищные нормы. Право на дополнительную площадь.

6. Стороны в жилищных отношениях.

7. Члены семьи пользователя жилым помещением. Временные жильцы.

8. Перевод жилого помещение в нежилое и нежилого помещения в жилое.

9. Переустройство и перепланировка жилых помещений.

 

Задания

 

1. Перечислите основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

2. Укажите основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.

3. Перечислите, что входит в общую площадь жилого помещения.

4. Перечислите необходимые условия для перевода жилого помещения в нежилое. Какие для этого необходимы документы?

5. Составьте сравнительную таблицу оснований возникновения жилищных и гражданских прав и обязанностей.

 

Задачи

№ 1.Сидоров обратился в орган местного самоуправления с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое. К заявлению был приложен необходимый пакет документов.

На стадии принятия решения орган местного самоуправления потребовал от Сидорова представить согласие на перевод других собственников многоквартирного жилого дома, поскольку из представленного заявителем проекта следует необходимость проведения работ по реконструкции дома и предоставление заявителю в этих целях части общего земельного участка. Земельный участок, на котором находится многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, сформирован (установлены его границы и размеры) и в отношении него проведен кадастровый учет, согласно ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Оцените с правовой точки зрения требование органа местного самоуправления.

 

№ 2. Смирнова как учредитель обратилась в инспекцию Федеральной налоговой службы с заявлением о государственной регистрации юридического лица — ООО «Ремстрой». Регистрирующим органом было принято решение об отказе в регистрации, поскольку представленные заявителем устав, учредительный договор и заявление о государственной регистрации содержат положения, не соответствующие законодательству Российской Федерации, а именно, в качестве адреса местонахождения общества указан домашний адрес учредителя общества — Смирновой. Свой отказ инспекция обосновала ст. 17 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение должно быть использовано только для проживания, а также ч. 2 ст. 671 ГК РФ, в соответствии с которой юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Обоснованна ли ссылка инспекции на ЖК РФ?

 

№ 3.Муниципальный жилищный фонд предоставил Петрову, который был признан малоимущим, квартиру по договору социального найма. Впоследствии Петров самостоятельно осуществил в этой квартире перепланировку. Орган, осуществляющий согласование по переустройству и (или) перепланировке, обязал Петрова привести данное жилое помещение в первоначальное состояние. Петров отказался это сделать, мотивируя тем, что он только наниматель жилого помещения и, если нужно, пусть это делает наймодатель. Кроме того, денег на повторный ремонт (перепланировку) нет, а договор социального найма с ним расторгнуть не могут, так как он признан малоимущим.

Какие меры можно применить в отношении Петрова, совершившего самовольную перепланировку? Возможно ли в данном случае расторгнуть договор социального найма?

 

№ 4. Юмашева, вынужденная переселенка из Чечни, получила комнату для временного проживания в пятиэтажном доме по ул. Станкостроителей, в которой ранее проживала одинокая пенсионерка Коржакова. Перегородив комнату ширмой, Юмашева в одной ее половине поставила раскладушку и стул и стала сдавать это место случайным лицам на ночлег.

Узнав об этом, орган федеральной миграционной службы, обслуживающий территорию, на которой проживала Юмашева, указал на неправомерность ее действий и пригрозил выселением. На это она ответила, что заработать деньги не может из-за старости и болезни, а получаемого ею пособия недостаточно для оплаты комнаты и продуктов питания.

К какому виду жилищного фонда можно отнести комнату, занимаемую Юмашевой? Кто является собственником комнаты, занимаемой Юмашевой? В каком порядке предоставляются комнаты в подобных случаях? Правомерна ли претензия органа федеральной миграционной службы? Изменится ли решение, если бы она взяла к себе на бесплатное проживание своего племянника, приехавшего из Чечни?

 

№ 5. Мамонов с женой и двумя детьми (дочь 14 лет и сын 11 лет) проживали в доме муниципального фонда, занимая комнату размером 18 м2 в коммунальной квартире. В связи со сносом дома полиграфический комбинат, для которого освобождался земельный участок, предложил Мамоновым двухкомнатную квартиру жилой площадью

32 м2.

Мамоновы отказались от переезда в эту квартиру, считая, что она недостаточна по площади для проживания семьи из четырех человек. Кроме того, квартира должна иметь не меньше трех комнат, так как в семье двое детей разного пола. Свое несогласие на переезд в предложенную квартиру Мамоновы аргументировали также тем, что в квартире, в которой они проживают, есть телефон, а в предложенной – нет. Кроме того, предложенная квартира находится в новом жилом районе, расположенном на окраине города, где нет метрополитена и не намечается его строительство. Сейчас они проживают в 10 минутах ходьбы от станции метро.

Комбинат отверг указанные требования Мамоновых и обратился в суд с иском об их выселении с предоставлением предложенной им двухкомнатной квартиры размером 32 м2.

Оцените с правовой точки зрения доводы сторон и подготовьте вариант судебного решения.

 

Темырефератов и сообщений

 

1. Жилищный фонд Российской Федерации и его виды.

2. Задачи и виды государственного учета жилищного фонда.

3. Формирование жилищного фонда.

4. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

5. Страхование жилых помещений.

 

Деловая игра

 

Целью деловой игры, проводимой в рамках семинарского занятия по теме «Жилищные правоотношения. Жилищный фонд», является оценка мнений по вопросу: «Каким должно быть законодательство по страхованию жилья: добровольным (как сейчас) или обязательным?».

Участники игры делятся на 2 группы:

1) группа полагающая, что страхование жилья должно быть добровольным;

2) группа участники которой считают, что страхование жилья должно быть обязательным.

Игра проходит в форме дебатов.

Члены групп имеют возможность задавать вопросы соперникам, демонстрируя свои дискуссионные навыки.

Деловая игра включает 3 основных этапа.

1-й этап: выступление представителей групп (по одному студенту от каждой группы) с обоснованной

характеристикой позиции группы (ее преимуществ). Также может высказать свое мнение и «молодая семья».

2-й этап: дебаты – вопросы каждой группы противоположной стороне, на которые должны быть даны четкие аргументированные ответы.

3-й этап: вопросы от экспертной группы.

В конце деловой игры представитель от экспертной группы подводит итоги.

Вариант. Вспомнить разрушительное наводнение в Туапсинском районе Краснодарского края и на Дальнем Востоке. Группы могут подготовить свои решения проблемы страхования жилья при чрезвычайных ситуациях.

 

Задания

 

1. Объясните собственнику жилого помещения, может ли быть приватизирован сам земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

2. Перечислите документы, подтверждающие право собственности, которые должен иметь собственник жилого помещения.

3. Составьте сравнительную таблицу прав и обязанностей собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан.

4. Укажите схематично, как обеспечиваются жилищные права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

 

Задачи

 

№ 1. Супруги Терещенко в период брака приобрели в собственность 2-комнатную квартиру. После расторжения брака и раздела имущества каждый из них стал собственником ½ доли данной квартиры.

Вправе ли сособственники (бывшие супруги) требовать заключения с каждым из них отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги при наличии соглашения между ними о порядке внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также в том случае, если такое соглашение между ними не достигнуто?

 

№ 2. На общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме обсуждался вопрос об обязанностях собственников помещений по несению бремени расходов на содержание общего имущества.

Проконсультируйте собственников, выступив в роли приглашенного юриста. А также разъясните собственникам их обязанности.

 

№ 3. Двухэтажный 12-квартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Тихомиров, проживая со своей семьей в одной из квартир данного дома на втором этаже, незадолго до этого сделал капитальный ремонт, осуществив замену всех коммуникаций. В том числе за свой счет перекрыл крышу над своей квартирой. Тихомиров считает, что при изъятии у него жилого помещения и решения вопроса о предоставлении другого жилого помещения необходимо руководствоваться ст. 32 ЖК РФ, а именно ему должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности с зачетом стоимости его жилого помещения в выкупную цену. Местная администрация полагает, что нормы статьи о выкупе жилого помещения у собственника в случаях сноса аварийного жилья к данной ситуации не применяются.

Кто прав?

 

№ 4. Квартира является добрачной собственностью Васильева. В браке с Васильевой у них родилась дочь. После расторжения брака Васильев предъявил иск к Васильевой о её выселении вместе с малолетней дочерью. До замужества Васильева проживала в общежитии, комната в котором ей была предоставлена в связи с выполнением трудовых обязанностей на ткацкой фабрике. После регистрации брака с фабрики она уволилась и право пользования комнатой в общежитии утратила. Другого жилья в настоящее время Васильева не имеет.

Подлежит ли исковое требование о выселении удовлетворению?

 

№ 5. Супруг


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.