Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-10-17 | 4659 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Судебные решения могут быть обжалованы в вышестоящий суд. Решение или приговор суда обжалуются в кассационном порядке, причем подача кассационной жалобы влечет обязательное рассмотрение дела судом второй инстанции (см. 2.5.7.). Закон, препятствующий обжалованию судебного решения любого уровня, может быть обжалован в Конституционный Суд РФ.
В этой связи интересен вопрос о юридической силе решений самого Конституционного Суда РФ. Согласно ч.1 ст.79 Закона о Конституционном Суде Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Это положение Закона очевидно противоречит и ч.2 ст.46 Конституции, и позиции, занятой самим Конституционным Судом по вопросу об обжаловании судебных решений.
В Постановлении от 2 февраля 1996 г.[175] по делу о проверке конституционности ряда положений УПК РСФСР по жалобам Кульнева и др. Конституционный Суд установил, что ст.46 Конституции, гарантирующая право на судебную защиту, требует справедливого правосудия и эффективного восстановления в правах и что “ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено”. Кроме того, Суд указал, что “Международный пакт о гражданских и политических правах, исходя из материального содержания правосудия и приоритета в нем прав человека, подчеркивает, что цель исправления судебных ошибок служит основанием для пересмотра окончательных решений судов, “если какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки” (пункт 6 статьи 14). Данная международно-правовая норма... являясь составной частью правовой системы России, имеет приоритет перед внутренним законодательством по вопросам защиты прав и свобод, нарушенных в результате судебных ошибок” (абз.8 п.6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г.).
|
Таким образом, сам Конституционный Суд исходит из того, что в рамках правовой системы России не может быть категории судебных решений, которые являются окончательным и не подлежат обжалованию, поскольку конкретное решение может быть ошибочным, а ст.46 Конституции гарантирует защиту и от ошибочных судебных решений. И если в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека, то их решение может приводить к пересмотру решений, принятых высшими российскими судебными инстанциями, порождать полномочия по повторному рассмотрению “окончательных” решений. “Было бы нелогично отрицать указанные полномочия в случаях, когда необходимость изменения судебных решений может быть выявлена без подключения межгосударственных органов” (абз.2 п.7 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г.).
Но судебная власть (правосудие) осуществляется и посредством конституционного судопроизводства (ч.2 ст.118 Конституции). Следовательно, вывод Конституционного Суда о необходимости исправления судебных ошибок применим и к решениям самого Конституционного Суда, что опровергает положение ч.1 ст.79 Закона о Конституционном Суде.
Кроме того, если все же считать решения Конституционного Суда окончательными и неподлежащими обжалованию, возникает проблема взаимоисключающих прецедентов в практике Суда. Статья 73 Закона о Конституционном Суде предусматривает возможность отклонения Суда от правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Суда. Запрет пересмотра ранее принятых решений Суда может привести к тому, что по одному и тому же вопросу будут приняты взаимоисключающие “окончательные” решения[176].
|
2.5.1.6. Международный порядок защиты прав
Часть 3 ст.46 Конституции закрепляет положение о том, что после исчерпания всех внутренних средств защиты, индивид имеет право прибегнуть к международному механизму защиты своих прав. Однако, анализ российского законодательства показывает, что довольно трудно установить, какая из инстанций является последней для обжалования и с ее прохождением внутренние средства защиты исчерпываются. Можно предположить, что такой инстанцией является Президиум Верховного Суда РФ. Но Европейской Конвенцией предусматривается еще одно основание для подачи жалобы в Европейский суд – неоправданная задержка в рассмотрении внутренними судами дела о восстановлении нарушенных прав. Учитывая очень сложный порядок надзорного обжалования судебных решений, вступивших в законную силу, возникает вопрос является ли задержка при рассмотрении дела в порядке надзора всегда оправданной.
В настоящее время человек в России может обратиться к механизму защиты прав, предусмотренному документами ООН, а также Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
В результате присоединения России к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.[177], который содержит механизм защиты прав человека Комитетом по правам человека, индивид может использовать возможность обращения в этот Комитет. Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные жалобы граждан на нарушения их прав, получивших закрепление в Пакте. При этом жалобы принимаются только в тех случаях, когда уже исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты нарушенных прав или когда эта защита неоправданно затягивается.
Жалоба должна исходить от гражданина, не быть анонимной, содержать указание на нарушения прав, указанных в Пакте, не рассматриваться одновременно в рамках иной процедуры международного разбирательства. Однако решения Комитета по индивидуальным жалобам не имеют обязательной силы для государств – участников протокола.
|
В связи с принятием Федерального закона “О присоединении России к Уставу Совета Европы” от 23 февраля 1996 г. стала доступной и еще одна международная процедура рассмотрения индивидуальных жалоб. Это процедура, предусмотренная Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод человека 1950 г. В соответствии с Протоколом № 11 к Европейской Конвенции индивиды, неправительственные организации и группы частных лиц вправе направлять индивидуальные жалобы в Европейский суд по правам человека. “Если Суд установит, что национальное право того или иного государства не соответствует Конвенции, международное право обязывает это государство изменить свое право. Однако Суд не полномочен менять внутригосударственное право и не может указывать государству, как ему следует его изменить. Как постановил Суд по делу Marckx в 1979 г., “именно представляющее ответ государство, и только оно, должно принять меры, которые сочтет уместными для обеспечения, чтобы его внутригосударственное право было единым и последовательным”[178]. Суд имеет право лишь на присуждение пострадавшей стороне “денежной компенсации”, в случае если национальное законодательство не может гарантировать ее в должной мере. Однако для государств, признавших юрисдикцию Европейского суда, его решения являются обязательными.
Следует отметить, что как и в системе Факультативного протокола к международному пакту о гражданских и политических правах, европейская система защиты прав человека установила жесткие правила приемлемости индивидуальных жалоб[179].
2.5.2. Право на “своего судью”
Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах “каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона”. То же положение закреплено и в ст.6 Европейской Конвенции о правах и основных свободах человека.
|
Часть 1 ст.47 Конституции устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Конституция ничего не говорит о праве на справедливое и публичное разбирательство независимым и беспристрастным судом. В главе 7 “Судебная власть” провозглашается независимость судей (ч.1 ст.120) и публичность судебного разбирательства (ч.1 ст.123).
Рассмотрение дела “в том суде” означает, что правосудие в России осуществляется только судами, входящими в судебную систему, установленную Конституцией и Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”. Создание чрезвычайных судов за пределами судебной системы не допускается (ч.3 ст.118 Конституции). Недопустимо также произвольное изменение подсудности. Прав на законного судью означает также, что суд должен быть сформирован в установленном законом порядке и состоять из судей, отвечающих надлежащим требованиям и обладающих соответствующей компетенцией. Условием реализации данного принципа является знание каждым, какой суд или какой судья должны рассматривать уголовное или гражданское дело данного гражданина. В качестве нарушения права гражданина, закрепленного в ч.1 ст.47 Конституции может рассматриваться и необоснованный отказ суда в принятии дела к своему производству и рассмотрению, неоправданная задержка в рассмотрении дела. Это нарушение может быть обжаловано в вышестоящий суд[180].
2.5.2.1. Подсудность и подведомственность дел судам
Под подсудностью и подведомственностью понимается такая совокупность признаков дела, которые позволяют определить суд, правомочный рассматривать данное дело по первой инстанции.
Статьи 35-45 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, статьи 113-125 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и статьи 24-31 Арбитражного процессуального кодекса РФ относят к ведению каждого из звеньев судебной системы дела строго определенного рода в зависимости от предмета рассматриваемого спора или вида преступления, а также от территории, на которой совершено преступление или возник спор, поскольку компетенция каждого суда распространяется на соответствующую административно-территориальную единицу. Российскому процессуальному законодательству известен также институт исключительной подсудности, то есть закрепление исключительно за определенными судами ряда дел в зависимости от субъекта преступления или предмета спора (статьи 39 УПК РСФСР, статьи 119 ГПК РСФСР, статья 29 АПК РФ, статья 12 Положения о военных трибуналах). Закрепление подсудности дел судам исключает возможность произвольного ее изменения. Определение тех дел, которые законом отнесены к ведению того или иного суда, установлению четкой юрисдикции суда. Отнесение дел к подведомственности суда обычно определяется характером правоотношения, из которого вытекает заявленное требование, его субъектный состав и спорность вытекающего требования (статьи 25 ГПК РСФСР, 22 АПК РФ).
|
2.5.2.2. Право на рассмотрение дела судом присяжных
В ч.2 ст.47 Конституции устанавливается право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Возвращение суда присяжных является одним из центральных положений Концепции судебной реформы. Предоставление обвиняемому инициативы в выборе формы судопроизводства, является логическим развитием права на “свой”, законный суд и судью и представляет собой дополнительную гарантию защиты прав личности в уголовном процессе.
Особенностью суда присяжных является раздельное сосуществование в нем “судей права” (профессиональные юристы) и “судей факта” (жюри присяжных заседателей), что обеспечивает большую независимость судебных решений, позволяет гражданину выбирать между судом профессионалов и судом равных.
В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях” от 16 июля 1993 г. суд присяжных в краевом, областном суде, суде города федерального значения рассматривает по ходатайствам обвиняемых дела о преступлениях, отнесенных к подсудности этих судов и предусмотренных ст.36 УПК РСФСР. Таким образом, к подсудности вышеуказанных судов отнесены наиболее тяжкие преступления, за некоторые из которых может быть назначен максимальный срок лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь (например, терроризм, бандитизм, убийство).
Обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела. В дальнейшем ходатайство обвиняемого не принимается (ст.423 УПК РСФСР). Если лицо обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных несколькими статьями Уголовного кодекса, обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных при условии, что это возможно хотя бы по одному из вменяемых ему преступлений данной совокупности. Выбор суда присяжных носит сугубо добровольный характер, поэтому если по уголовному делу обвиняется несколько лиц, для рассмотрения дела судом присяжных необходимо согласие всех обвиняемых.
В настоящее время суд присяжных функционирует лишь в девяти субъектах РФ, как бы в порядке альтернативного производства. Однако, согласно Конституции любой обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей, если такое право предоставлено ему законом. Таким образом весьма проблематичным становится возможность вынесения судами тех регионов, где суд присяжных еще не введен, приговоров без предоставления подсудимому права выбора состава суда (см. 4.5.; 7.6.).
2.5.3. Право на квалифицированную юридическую помощь
2.5.3.1. Гарантии осуществления данного права
Каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь (ч.1 ст.48 Конституции). Ч.3 ст.6 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство и юридическую помощь по уголовным делам. По делу Potrimol v. France [181] Европейский Суд постановил, что ”право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства”. Конвенция не содержит подобных гарантий в отношении гражданских и административных дел, однако можно полагать, что в какой-то мере они содержатся в ч. первой ст.6. Это право на доступ к правосудию. По делу Golder v. UK [182] Европейский Суд усмотрел нарушение права на доступ к правосудию в том, что заключенному не было позволено обратиться к адвокату для подачи гражданского иска в суд.
Часть 1 ст.48 Конституции гарантирует каждому право на получение квалифицированной, т.е. адвокатской, юридической помощи. Этому призвана служить разветвленная сеть ассоциаций юристов – адвокатов. Адвокаты в Российской Федерации организованы в коллегии, руководство которыми осуществляется Министерством юстиции РФ. Коллегии адвокатов образуют юридические консультации, в которых оказывают юридическую помощь гражданам по широкому кругу вопросов. Министерство юстиции также производит лицензирование частной адвокатской деятельности, однако традиционно считается, что именно в юридических консультациях, где работают адвокаты, успешно сдавшие специальные экзамены, оказываются наиболее квалифицированные юридические услуги.
Предоставление квалифицированной юридической помощи является обязанностью государства. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. № 2-П по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР, государство, “гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи,... должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии”. В настоящее время организационно-правовой формой деятельности адвокатов являются коллегии адвокатов, создаваемые на основании Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г., и в установленном им же порядке. В названном Положении формулируются и определенные профессиональные требования к адвокатам, призванные обеспечивать квалифицированный характер оказываемой ими юридической помощи с учетом высокой значимости для личности и общества в целом принимаемых в судопроизводстве решений.
Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в уголовное или гражданское дело либо в административное производство, до этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера[183]. Согласно ст.47 УПК РСФСР защитник допускается к участию в деле со стадии предварительного расследования – с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении к нему меры пресечения, что в целом соответствует ч.2 ст.48 Конституции.
Полномочия адвоката нашли свое отражение в отраслевом законодательстве. Так, например, новым Уголовно-исполнительным кодексом, принятым 8 января 1997 г., предусмотрено оказание юридической помощи лицам, осужденным к лишению свободы. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (ч.8 ст.12). Для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами, или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. По желанию осужденных и указанных лиц свидания могут предоставляться наедине (ст.89).
Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов, в любую юридическую консультацию независимо от места жительства (согласно ч.3 ст.6 Европейской Конвенции каждый обвиняемый имеет право защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника). Это конституционное право неправомерно ограничивалось созданием Межреспубликанской коллегии адвокатов, которая одна может вести дела на закрытых объектах оборонного значения. Также, в соответствии со ст.1 и ст.21 Закона РФ “О государственной тайне” от 23 июля 1993 г. допускалась возможность отстранения адвоката от участия в качестве защитника в производстве по уголовным делам, связанным с государственной тайной, ввиду отсутствия у него специального допуска к государственной тайне.
В Постановлении от 27 марта 1996 г. Конституционный Суд РФ отметил, что отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего допуска к государственной тайне, а также предложение обвиняемому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, обусловленные распространением положений ст.21 Закона о государственной тайне на сферу уголовного судопроизводства, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника[184]. Конституционный Суд постановил, что распространение положений ст.21 Закона о государственной тайне (о допуске к государственной тайне) на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции РФ, ее статьям 48 и 123 (часть 3)[185].
Выбор защитника лицом самостоятельно или по его просьбе другими лицами это важная гарантия обеспечения права на защиту. Верховный Суд последовательно признает существенным нарушением уголовно-процессуального закона факт необеспечения обвиняемому возможности пригласить защитника по своему выбору, и усматривает нарушение закона в том, что вместо избранного адвоката защиту осуществляет другой защитник.
Согласно ч.1 ст.48 Конституции в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Коллегии адвокатов и другие их ассоциации оказывают юридическую помощь за плату. До 1988 г. расценки на услуги адвокатов устанавливались государством, однако были настолько малы, что многие адвокаты отказывались вести дела без заключения соглашения с клиентом, что позволяло им получать “дополнительную” оплату. После 1988 г. адвокатам было разрешено устанавливать самостоятельные расценки, что сразу же уменьшило доступность юридической помощи. В связи с необходимостью обеспечения конституционного права на защиту, Положением об адвокатуре предусматриваются случаи оказания гражданам бесплатной юридической помощи. В настоящее время бесплатно гражданам оказывается до 40% объема юридической помощи. Президиум коллегии адвокатов или заведующий юридической консультацией вправе освободить клиента от оплаты юридической помощи полностью или частично с учетом его имущественного положения или по другим соображениям. В этих случаях все расходы по оказанию юридической помощи принимает на себя коллегия адвокатов. Однако это не обязанность коллегий, а лишь право, которым они пользуются крайне редко.
Бесплатная юридическая помощь может быть оказана в предусмотренных законом случаях и по уголовному делу. Орган дознания, предварительного следствия, прокурор и суд, в производстве которых находится дело, вправе освободить подозреваемого и обвиняемого полностью или частично от оплаты юридической помощи. В таком случае оплата труда адвоката производится за счет государства. Это возможно в основном в случаях, когда у обвиняемого нет средств для оплаты труда защитника, а уголовное дело достаточно сложное и имеет особый общественный интерес. В тех случаях, когда, согласно закону, участие защитника в деле необязательно, такая возможность практически не используется.
Одной из гарантий права на получение квалифицированной юридической помощи является институт обязательной защиты. Закон устанавливает случаи обязательного назначения подозреваемому, обвиняемому защитника независимо от их просьбы, а иногда и вопреки их желанию, хотя при желании, обвиняемый может выбрать и оплатить труд защитника самостоятельно. Но если у него нет средств, такому обвиняемому защитник должен быть назначен, то есть определен по инициативе органа дознания, следователя, прокурора и суда. Это касается лиц, которые в силу возраста, ряда физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свою защиту, лиц, не владеющих языком судопроизводства, лиц, совершивших преступление, за которое в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь. В таких случаях оплата труда защитника производится из республиканского бюджета по весьма низким расценкам, что делает участие защитников по такого рода делам для них невыгодным, и является, в основном, уделом молодых адвокатов, только начинающих свою карьеру. Возмещение расходов государству в таких случаях может быть возложено на осужденных.
2.5.3.2. Право пользоваться юридической помощью в уголовном процессе
Ч.3 ст.6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод особо оговаривает право каждого обвиняемого в совершении преступления пользоваться услугами адвоката. По делу Pakelli v. France [186] Европейский суд по правам человека определил, что целью данной гарантии является обеспечение того, чтобы процесс, ведущийся в отношении обвиняемого “не проходил без соответствующего представления дела защите”. Ч.3 ст.6 Европейской Конвенции защищает любое лицо, которому предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления и распространяется как на досудебную, так и на судебную стадии. Право задержанного по подозрению в совершении преступления пользоваться юридической помощью закрепляется в ч.4 ст.5 Европейской Конвенции. По делу Woukam Moudefo v. France [187] мнение Комиссии по правам человека было таково, что “фундаментальная процессуальная гарантия”, содержащаяся в ч.4 ст.5 (право на обжалование законности ареста), предполагает юридическую помощь, что включает в себя помощь до проведения слушаний и представительство во время слушаний.
Сложилось мнение, что ч.2 ст.48 Конституции конкретизирует общее правило, закрепленное в ч.1 ст.48, лишь в отношении уголовного процесса[188]. Однако “задержанный”, о котором говорится в ч.2 ст.48 может быть и административно-процессуальной фигурой, но такое толкование не подтверждается ни действующим законодательством, ни практикой.
Уголовно-процессуальный закон в принципе соответствует требованию ч.2 ст.48 Конституции: защитник допускается к участию в уголовном деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, либо применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу – с момента объявления подозреваемому протокола задержания или постановления о заключении под стражу.
Закон от 23 мая 1992 г. “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР” установил момент допуска защитника к участию в деле при задержании подозреваемого, однако в УПК РСФСР нет точного указания, когда протокол задержания должен быть объявлен, хотя в принципе это должно быть сделано немедленно. Также, в соответствии с данным Законом, подозреваемый (обвиняемый) вправе назвать избранного им для защиты своих интересов конкретного защитника, но в случаях, когда явка этого защитника невозможна, по истечении 24 часов задержания или заключения под стражу он обеспечивается другим защитником. Для этого ему дается неопределенное время на поиск другого защитника либо следователь обеспечивает вызов защитника через юридическую консультацию. При этом не указывается время, в течение которого следователь должен это сделать и время, в течение которого требование следователя должно быть передано заведующему юридической консультацией. Таким образом, практически защитник допускается к участию в деле в значительно более поздние сроки.
В связи с этим проектом УПК РФ, находящемся на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания РФ, предусматривается, что протокол задержания должен быть составлен и объявлен подозреваемому не позднее чем по истечении трех часов с момента задержания (согласно ст.3 Положения 1976 г. о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, этим моментом является момент доставления задержанного в милицию). Протокол должен быть объявлен подозреваемому с разъяснением всех предусмотренных законом прав, в том числе права пригласить защитника. Согласно проекту в случае задержания подозреваемого или применения к нему меры пресечения до предъявления обвинения, он должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания или применения меры пресечения, при обеспечении права на свидание наедине и конфиденциально до первого допроса с избранным или назначенным защитником.
2.5.4. Презумпция невиновности
Одним из основных принципов правосудия, провозглашенным в ст.11 Всеобщей декларации прав человека, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ч.2 ст.6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод является презумпция невиновности. Наиболее полная его характеристика была дана Европейским Судом по делу Barbera, Messegue and Jabardo v. Spain [189]: “Часть вторая статьи 6 устанавливает принцип презумпции невиновности. Он требует, чтобы при исполнении своих обязанностей члены суда не подходили к делу с заранее сложившимся мнением, что обвиняемый совершил те преступления, в которых его обвиняют; бремя доказывания возлагается на обвинение и все сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Также из него следует, что обвинение должно проинформировать обвиняемого о том, какое дело против него возбуждено, для того, чтобы он мог подготовиться и представить соответствующие доказательства в свою защиту...”. Данный принцип нашел свое отражение в ст.49 Конституции.
Презумпция невиновности является объективным правовым положением. Предъявляя лицу обвинение, органы расследования считают его виновным в совершении преступления, однако его вину необходимо доказать. Закон связывает возможность признания лица виновным с обязательным проведением судебного разбирательства – стадии, где сосредоточены максимальные гарантии прав и законных интересов обвиняемого и проверки доказательств обвинения. Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока в отношении него не будет вынесен обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу. Приговор суда вступает в законную силу по истечении срока его обжалования (опротестования), если он не был обжалован (опротестован). В случае принесения кассационного протеста или кассационной жалобы приговор, если он не отменен, вступает в законную силу после его рассмотрения вышестоящим судом. Приговор, не подлежащий кассационному обжалованию, вступает в законную силу с момента его провозглашения[190].
Формулировка этого принципа в Конституции более конкретизирована по сравнению Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, где говорится просто о законном порядке признания лица виновным. Таким образом, конституционная формулировка ставит обвиняемого в менее выгодное положение, поскольку формулировка Пакта и Конвенции, позволяет устанавливать различные процедуры опровержения презумпции невиновности в зависимости от правовых последствий установления виновности.
Обвиняемым признается лицо, в отношении которого в порядке, установленном УПК РСФСР, вынесено постановление органа дознания, следователя или прокурора о привлечении в качестве обвиняемого (ст.ст.46, 143, 144 УПК РСФСР), либо постановление судьи о возбуждении уголовного дела частного обвинения (ч.1 ст.27, ч.5 ст.109 УПК) или по материалам расследования, проводившегося по протокольной форме (ст.418), либо определение (постановление) суда первой инстанции о возбуждении уголовного дела в отношении нового лица (ст.256 УПК). (Постановлением от 28 ноября 1996 г. по делу о проверке конституционности ст.418 УПК РСФСР в связи с запросом Каратузского районного суда Красноярского края Конституционный Суд РФ признал неправомерной практику возбуждения уголовных дел судом, поскольку это нарушает конституционные принципы разделения властей и состязательности).
Правила ст.49 Конституции распространяются также и на подозреваемого – лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления или лицо, в отношении которого избрана иная мера пресечения до его привлечения в качестве обвиняемого (статьи 52, 90 УПК).
Принцип презумпции невиновности определяет правовой статус обвиняемого не только в уголовном процессе, но и во всех общественных отношениях, в которых он выступает в качестве субъекта. До вступления приговора в законную силу за обвиняемым, даже если он содержится под стражей, сохраняются трудовые, семейные и иные права и свободы человека. В целом данная конституционная норма в качестве нормы прямого действия содержит запрет на обращение с кем-либо как с виновным в отсутствие вступившего в законную силу обвинительного приговора суда. Однако, при наличии обоснованного подозрения о совершении преступления данным обвиняемым (подозреваемым), предусматривается возможность ограничения некоторых прав этого лица (например права на свободу передвижения, на личную свободу, на тайну переписки, почтовых и телеграфных сообщений) в предусмотренном законом порядке. Согласно Конституции, решение об ограничении ряда основных прав, в частности права на свободу передвижения, может быть принято то
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!